Создание Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:29, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;
– охарактеризовать основные положения Конституции 1918 года;
– сущность идеологии Советской власти.

Оглавление

Введение
1. Создание Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти
1.3 Учредительное собрание
2. Деятельность Советского государства в области экономики
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия
2.3 Военный коммунизм
2.4 Национализация промышленности
3. Конституция РСФСР 1918 года
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

На нерыночной основе (возможно, даже с применением  насилия) государство отчуждает  продукты производства, особенно продовольствие. Резко сужается денежное обращение  в стране. Деньги исчезают во взаимоотношениях между предприятиями. Продовольственные  и промышленные товары распределяются по карточкам – по фиксированным  низким ценам или бесплатно (в  Советской России в конце 1920 –  начале 1921 года даже отменялась плата  за жилье, пользование электроэнергией, топливом, телеграфом, телефоном, почтой, снабжение населения медикаментами, ширпотребом и т.д.). Государство  вводит всеобщую трудовую повинность, а в некоторых отраслях (например, на транспорте) военное положение, так  что все работники считаются  мобилизованными.

Все это –  общие (структурные) признаки военного коммунизма, которые с той или  иной конкретно-исторической спецификой проявились во всех известных в истории  периодах этого типа. Наиболее яркими (вернее, изученными) примерами служит военный коммунизм во время Великой  Французской революции, в Германии во время Первой мировой войны, в  России в 1918–1921 гг., в Великобритании во время Второй мировой войны.

Тот факт, что  в обществах с очень разной культурой и совершенно разными  господствующими идеологиями в  чрезвычайных экономических обстоятельствах  возникает очень сходный уклад  с уравнительным распределением, говорит о том, что это – единственный способ пережить трудности с минимальными потерями человеческих жизней. Возможно, в этих крайних ситуациях начинают действовать инстинктивные механизмы, присущие человеку как биологическому виду. Возможно, выбор делается на уровне культуры, историческая память подсказывает, что общества, отказавшиеся в такие периоды от солидарного распределения тягот, просто погибли. Во всяком случае, военный коммунизм как особый уклад хозяйства не имеет ничего общего ни с коммунистическим учением, ни тем более с марксизмом. Сами слова «военный коммунизм» просто означают, что в период тяжелой разрухи общество (социум) обращается в общину (коммуну) – как воины.

В последние  годы ряд авторов утверждают, что  военный коммунизм в России был  попыткой ускоренного осуществления  марксистской доктрины построения социализма. Если это говорится искренне, то перед нами прискорбное невнимание к структуре важного общего явления  мировой истории. Риторика политического  момента почти никогда верно  не отражает сути процесса. В России в тот момент, кстати, взгляды  т.н. «максималистов», считающих, что  военный коммунизм станет трамплином в социализм, вовсе не были господствующими  в среде большевиков.

Серьезный анализ всей проблемы военного коммунизма в  связи его с капитализмом и  социализмом дан в книге видного  теоретика РСДРП(б) А.А. Богданова «Вопросы социализма», вышедшей в 1918 г. Он показывает, что военный коммунизм есть следствие регресса производительных сил и социального организма. В мирное время он представлен в армии, как обширной авторитарной потребительской коммуне. Однако во время большой войны происходит распространение потребительского коммунизма из армии на все общество. А.А. Богданов дает именно структурный анализ явления, взяв как объект даже не Россию, а более чистый случай – Германию. Из этого анализа вытекает важное, выходящее за рамки истмата положение: структура военного коммунизма, возникнув в чрезвычайных условиях, после исчезновения породивших ее условий (окончания войны) сама собой не распадается. Выход из военного коммунизма – особая и сложная задача. В России решить ее будет особенно непросто, поскольку в системе государства очень большую роль играют Советы солдатских депутатов, проникнутые мышлением военного коммунизма.  
 
 
 
 
 
 

2.4 Национализация промышленности

В целом, и причины, и ход национализации промышленных предприятий после Октября 1917 г. в официальной советской истории искажены. Они представлены как закономерный, вытекающий из теории марксизма процесс. На деле этот шаг Советского государства был сделан вопреки намерениям правительства и совершенно вопреки теории, которая предполагала прохождение довольно длительного этапа государственного капитализма. Даже представление о рабочем контроле буквально накануне Октября предполагало образование совместного совещания предпринимателей и рабочих. Показателен и тот факт, что до марта 1918 г. Госбанк выдал очень крупные средства в виде ссуд частным предприятиям. Взяв власть при полном распаде и саботаже госаппарата, Советское правительство и помыслить не могло взвалить на себя функцию управления всей промышленностью.

Эта проблема имела  и важное международное измерение. Основной капитал главных отраслей промышленности принадлежал иностранным  банкам. В горной, горнозаводской и  металлообрабатывающей промышленности 52% капитала было иностранным, в паровозостроении – 100%, в электрических и электротехнических компаниях 90% все имеющиеся в России 20 трамвайных компаний принадлежали немцам и бельгийцам, и т.д. Никакие теории не могли предсказать последствий  национализации такого капитала –  в истории не было опыта.

Конечно, в собственность  нового государства автоматически  перешли все казенные железные дороги и предприятия. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля.

 
 
 
 
 
 
 

3. Конституция РСФСР  1918 года

Начиная с первого  дня своего существования, Советское  государство издает целый ряд  актов конституционного характера. О них говорилось выше. Но формы  власти и управления во многом складывались стихийно, в ходе революционного процесса. Чтобы урегулировать этот процесс  и закрепить те формы, которые  соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание – переломный момент в становлении  Советского государства.

По инициативе левых эсеров III Всероссийский съезд  Советов поручил ВЦИК разработать  основные положения Конституции  РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Однако в условиях острого  кризиса (срыв мирных переговоров в  Брест-Литовске, наступление немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров) ВЦИК не смог выполнить это поручение.

Была создана  межпартийная комиссия (пропорционально  представительству партий во ВЦИК), которая за три месяца подготовила  согласованный текст проекта  Конституции, он был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на утверждение в ЦК РКП(б) для последующего обсуждения на V Всероссийской съезде Советов. До этого материалы комиссии публиковались в «Известиях ВЦИК», проекты разделов обсуждались в печати.

Споры в комиссии были принципиальными, но все же удалось  создать гибкий документ, который  не сковывал поиск государственных  форм: основные положения этой Конституции, несмотря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г., в течение 18 очень бурных лет. Главные противоречия, вызывавшие споры, были между сторонниками ослабления центральной власти государства, развития инициативы местных властей – и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другая плоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали, говоря нынешним языком, большего «суверенитета регионов», другие стремились укрепить, под новым идеологическим оформлением, «единую и неделимую» Россию.

Первый набор  принципов («меньше государства»), отражавший неприязнь синдикализма к любой  государственности, в основном отстаивали левые эсеры, а также видный работник НКЮ М.А. Рейснер считавший, что РСФСР должна стать объединением «трудовых коммун». За более крепкую государственность стояли практичные большевики (прежде всего, И.В. Сталин). Победили практичные соображения, но сама тема спора предвосхитила многие будущие противоречия в государственном строительстве.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. Она закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

Раздел «Конструкция Советской власти» закрепил взаимоотношения  органов власти и управления. В  основу советского госаппарата был  положен принцип демократического централизма. Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган  исполнительной власти СНК законодательными полномочиями (так же, как орган  Съезда Советов ВЦИК – исполнительными). Это диктовалось не только чрезвычайной обстановкой, но и самой идеей  через воссоединение законодательных  и исполнительных функций преодолеть слабости буржуазного парламентаризма, задачей которого было найти баланс классовых интересов. Такого баланса  Советская власть искать не собиралась, поскольку декларировала себя как  «диктатуру пролетариата», которая  по мере своего укрепления приведет к  построению бесклассового общества. Конституция специально не оговаривала  принципы исполнения судебной функции. Однако тот факт, что организация  судебной деятельности и контроль за нею возлагался на НКЮ, ясно показывали ее подчиненность исполнительному органу.

Эта идея имела  теоретическое и идеологическое обоснование в марксизме. Но по сути утверждение единой и неделимой власти («диктатуры пролетариата») означало неосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном, советском образе. Значение этого решения было исключительно важным – все развитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главный принцип либерального государства гражданского общества, принцип разделения властей.

Реальная проблема становления Советского государства  состояла в том, что Советы возникали  стихийно, без четко очерченных функций  и полномочий, на заводах и в  деревнях. Мелкие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричный  Совет входили все рабочие  фабрики). Крупные Советы состояли из представителей граждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли «совдепами» – в отличие  от просто Советов.

Действия Cоветов были независимы, никем не регулировались и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны. Некоторые местные Советы, например, не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов, который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.

Превращение Советов  в систему государственной власти было сложной и совершенно новой  задачей. Конституция, которая и  должна была эту задачу решить, сумела отразить существующее противоречие и  оставить открытыми пути его решения: «вся власть» принадлежит Советам, но «верховная власть» – центральным  органам, полномочия которых Конституция  не ограничила, а лишь иллюстрировала перечнем «вопросов общегосударственного значения». А дальше следовала статья, которая предупреждала, что «сверх перечисленных вопросов ведению  Всероссийского съезда Советов и  Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета подлежат все вопросы, которые  они признают подлежащими их разрешению».

Задача превращения  местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местной  власти, решалась во многом через статьи о бюджете и налогах, которые  фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Эти  статьи недаром вызвали острые споры, в них резонно видели ликвидацию лозунга «Вся власть Советам!»[14].

Конституция утвердила  важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага к национализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР.

Конституция провозгласила  классовую, пролетарскую демократию –  для трудящихся. Иными словами, она  не признала формального равенства  прав (хотя имевшиеся в царской  России сословные различия были отменены и устанавливалась единая категория граждан). Ряда гражданских прав были лишены около 5 млн. человек. В отдельной статье давалось оправдание этой дискриминации как временной меры, предотвращающей «ущерб интересам социалистической революции».

Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование». Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Церковь отделялась от государства  и школа от церкви, а свобода  религиозной и антирелигиозной  пропаганды признавалась за всеми гражданами. В Конституции нет права на труд, отдых, образование и т.д., поскольку  было решено записать в нее лишь те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены.

Была некоторая  дискриминация в избирательном  праве рабочих и крестьян: на Всероссийский  съезд Советов в городах избирался  один делегат от 25 тыс. избирателей, а в деревне – от 125 тыс. жителей. Это было сделано, чтобы не менять привычные методы расчета, по которым  раньше избирались на раздельные съезды: один – рабочих и солдатских, а другой – крестьянских депутатов (правда, раньше от крестьян был один делегат от 150 тыс. жителей).

Информация о работе Создание Советского государства