Создание ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества. В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно. Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

Оглавление

Предпосылки создания ООН…………………..……………………………………………………2
Конференция в Сан-Франциско…………………………………………………………………….7
Структура ООН и направления деятельности ее органов………………………….14
Роль ООН в обеспечении международной безопасности…………………………19
Список используемой литературы………………….………………………………………….26

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 63.69 Кб (Скачать)

   Однако  конференции не удалось придти к  соглашению по вопросу о порядке  голосования в Совете Безопасности и о составе первоначальных членов будущей международной организации, т. е. тех, кто подпишет Устав организации.

   Не  был решён вопрос и о том, продлить ли существование Постоянной палаты международного правосудия, образованной Лигой наций в 1922, или создать  новый Международный суд Объединённых наций.

   Оценивая результаты, И. В. Сталин в своём докладе от 6. 11. 1944 указал, что "девять десятых вопросов безопасности были разрешены на этой конференции в духе полного единодушия".7 

   Многие  вопросы, которые были не решены на переговорах в Думбартон-Оксе, предстояло решить на следующих переговорах.

   11 февраля 1945 года после встреч на Крымской конференции в Ялте, Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». Там, в Крыму было объявлено о созыве конференции в Сан-Франциско. 
 
 
 

   
  1. Конференция в Сан-Франциско
 
 

   25 апреля 1945 года, когда войска 1-го  Украинского фронта соединились  в Германии в районе г. Торгау  с союзными американскими и  английскими войсками, в Сан-Франциско  открылась конференция Объединенных  Наций, для того чтобы учредить  международную организацию, призванную  объединить усилия миролюбивых  государств ради сохранения мира  и обеспечения международной  безопасности. Созыв этой конференции  стал возможным только в результате  победы над Германией. 

   Сначала на нее были приглашены только сорок  пять государств, включая четыре государства-инициатора. Это были те государства, которые  объявили войну Германии и Японии и присоединились к Декларации Объединенных Наций. Однако, одно из таких государств, а именно Польша, не участвовало  в Конференции по той причине, что состав его нового правительства  был объявлен слишком поздно. Поэтому  было оставлено место для подписи  Польши, как одной из первых стран, подписавших Декларацию Объединенных Наций. Ко времени открытия Конференции  не было общепризнанного польского  правительства, но 28 июня было объявлено  о сформировании такового и 15 октября 1945 г. Польша подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации.

   По  предложению Франции на Конференцию  были приглашены Сирия и Ливан. Конференция  по своей собственной инициативе пригласила четыре других государства: Белорусскую Советскую Социалистическую Республику, Украинскую Советскую Социалистическую Республику, и только что освобожденные  Данию и Аргентину.

   Таким образом в Сан-Франциско собрались  делегаты пятидесяти стран, представляющие свыше восьмидесяти процентов населения  земного шара. Собрались люди всех рас, религий и континентов, преисполненные решимостью создать организацию, способную  сохранить мир и помочь устроить лучшую жизнь. 

   В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции  общее число лиц, принимавших  участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а  также наблюдателей от различных  обществ и организаций.8 В общем, Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

   Главы делегаций государств-инициаторов  председательствовали поочередно на пленарных  заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединенные Штаты ) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более  поздних заседаниях В. М. Молотова заменил  А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс. 

   В повестке дня конференции стоял  один вопрос - разработка устава международной  организации для поддержания  мира и безопасности. Поскольку устав  охватывал широкие области международных  отношений, на конференции были созданы  четыре основные комиссии: первая - по подготовке общих положений устава; вторая - по подготовке положений о  составе, правах и обязанностях Генеральной  ассамблеи, Экономического и Социального  совета и Совета по опеке; третья - по подготовке положений о составе, функциях и полномочиях Совета безопасности; четвёртая - по рассмотрению правовых проблем. Эти комиссии в свою очередь  выделяли технические комитеты.

   Кроме перечисленных органов на конференции  были учреждены: Руководящий комитет, в который входили главы всех делегаций и который руководил  всей работой конференции; Исполнительный комитет, в который входили главы  делегаций СССР, США, Англии, Китая, Австралии, Бразилии, Голландии, Ирана, Канады, Мексики, Чехословакии, Чили и  Югославии и который помогал  Руководящему комитету; Координационный  комитет, который состоял из представителей делегаций, входивших в Исполнительный комитет, и который разрабатывал схему устава и согласовывал положения, подготовленные техническими комитетами, а также ряд других вспомогательных  комитетов. 

   За  основу проекта устава были взяты  предложения, подготовленные на конференции  в Думбартон-Оксе, с дополнениями о процедуре голосования в Совете безопасности, согласованными на Крымской конференции. Правительства СССР, США, Англии и Китая совместно внесли свои дополнения и поправки.

   Предложения, подготовленные в Думбартон-Оксе, были расширены и одобрены. В устав  была включена преамбула. Ст. 1 устава по инициативе делегации СССР была дополнена  указанием, что мирное улаживание международных  споров должно проводиться в согласии "с принципами справедливости и  международного права", дружественные  отношения должны развиваться "на основе уважения принципа равноправия  и самоопределения народов", а  также указанием, что одной из целей организации является поощрение  уважения основных прав человека и  основных свобод для всех, "без  различия расы, пола, языка и религии".9 

   Участники конференции внесли к предложениям, подготовленным в Думбартон-Оксе, многочисленные поправки (составившие том размером около 500 страниц). Эти поправки делились на четыре группы: 1) расширение прав Генеральной  ассамблеи, 2) ограничение прав Совета безопасности и прав его постоянных членов и увеличение его состава, 3) расширение прав Международного суда и 4) разные предложения.

         Всего состоялось десять пленарных  заседаний всех делегатов, зато  комитетских заседаний, на которых  выковывалось каждое слово и  запятая Устава, было около 400.10 Конечно, приходилось принимать решения не только относительно слов и отдельных фраз. Надо было принимать решения по вопросам чрезвычайной важности. Было много серьезных разногласий и расхождений во мнениях и взглядах и даже один или два кризиса, в течение которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончиться преждевременно, не придя к соглашению.

   Так, например, возник вопрос, о статусе  «региональных организаций». Многие страны имеют свои собственные соглашения о региональной обороне и взаимопомощи. Существуют, например, Межамериканская  система и Арабская лига. Как согласовать  эти региональные организации с  международной организацией? Конференция  решила привлечь их к участию в  мирном разрешении споров, а также  в некоторых случаях — к  участию в принятии принудительных мер, при условии, что цели и действия таких групп соответствуют целям  и принципам Организации Объединенных Наций.

   Во  времена Лиги наций существовал  особый порядок для пересмотра договоров, заключаемых ее членами. Следовало  ли предусмотреть подобный порядок, создавая Организацию Объединенных Наций? Конференция приняла решение, что договоры, заключенные после  создания Организации Объединенных Наций, должны регистрироваться в Секретариате Организации и опубликовываться последним. Что же касается пересмотра договоров, то никакого специального указания по этому поводу не было сделано, хотя такой пересмотр и может быть рекомендован Генеральной Ассамблеей при расследовании любой ситуации, требующей мирного разрешения.

   Конференция добавила новую главу, трактующую вопрос, которого не касались предложения, принятые в Думбартон-Оксе. Эта глава предусматривает  организацию управления территориями, находящимися под опекой Организации  Объединенных Наций. В связи с  этим было много споров. Должно ли являться целью системы опеки достижение «независимости» или «самоуправления» для народов опекаемых территорий? Если целью должна быть независимость, то как быть с такими территориями, которые слишком малы для того, чтобы сами себя защитить? Наконец, остановились на «самоуправлении», как  на цели системы опеки, причем согласились, что это понятие включает как  независимость — если народ территории пожелает и сможет принять на себя соответствующую ответственность  — так и право избрать какой-либо другой статус, вступив в группу нескольких территорий.

   Вопрос  о юрисдикции Международного Суда также  был предметом продолжительных  дебатов. Конференция решила, что  для государств — членов Организации  подчинение юрисдикции Суда не будет  обязательно, но что они могут  добровольно заявить о своем  согласии, признать ее обязательность.

   Много внимания было также уделено вопросу  о порядке внесения поправок к  Уставу. В конце концов и по этому  вопросу удалось достичь соглашения. 

   Борьба  на конференции разгорелась в  основном вокруг первых двух групп  поправок. В них предлагалось: предоставить Генеральной ассамблее такие  же права, как и Совету безопасности, и сделать Генеральную ассамблею  высшим органом, подчинив ей Совет безопасности. По настоянию делегации СССР эти  предложения были отклонены. Генеральной  ассамблее было предоставлено право "обсуждать любые вопросы или  дела в пределах устава или относящиеся  к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных... уставом" (ст. 10 устава), но без права делать рекомендации Совету безопасности, а  также право получать и рассматривать  ежегодные доклады Совета безопасности (но не выносить по ним решений). Но самые длительные и горячие прения вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, т.е. одной из держав «большой пятерки», Совет Безопасности будет лишен возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятерка» сможет принимать произвольные решения. Руководясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчеркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира падает всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе.

     По предложению делегации СССР великие державы решили не давать ответов на каждый из поставленных вопросов, а 7. VІ сделали общее заявление. В нём было указано, что "ввиду основной ответственности постоянных членов от них нельзя ожидать принятия на себя обязательства действовать в таких серьёзных делах, как поддержание международного мира и безопасности, в соответствии с решением, с которым они не согласились". Далее в заявлении указывалось, что если возникнет вопрос, является ли рассматриваемое дело процедурным, то для решения этого предварительного вопроса также необходимо единогласие всех постоянных членов Совета безопасности. После опубликования этого заявления предложение о порядке голосования в Совете безопасности было принято. За это предложение было подано 30 голосов, против - 2, воздержались - 15, отсутствовали - 3.11

   Длительные  дебаты вызвал вопрос о международной  опеке. На Крымской конференции было достигнуто соглашение об учреждении системы опеки, в которую должны быть включены подмандатные территории, а также территории, отторгнутые  от врага в результате второй мировой  войны, и другие территории, добровольно  включившиеся в эту систему. Советская  делегация на конференции в Сан-франциско  предложила, чтобы одной из основных целей системы опеки была подготовка, при активном участии населения  этих территорий, к самоуправлению и самоопределению и достижение ими полной независимости. Это предложение  встретило возражения всех государств, имеющих колонии. В конце концов конференция пришла к соглашению, что Организация будет способствовать прогрессивному развитию населения  подопечных территорий "в направлении  к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и её народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов".

   Функции Организации в отношении стратегических районов должны осуществляться Советом  безопасности, а в отношении "всех районов, не отнесённых к числу стратегических", - Генеральной ассамблеей. В помощь Генеральной ассамблее был создан Совет по опеке.

   Конференция решила учредить Международный суд, состоящий из 15 судей, избираемых Советом  безопасности и Генеральной ассамблеей на 9 лет, и являющийся "главным  судебным органом Организации" (ст. 92 устава).

   Делегации СССР, США, Англии и Китая предложили включить в устав Организации  положение о порядке созыва Генеральной  конференции для пересмотра устава. Это предложение было принято, и  было решено, что Генеральная конференция  по пересмотру устава может быть созвана "в срок и в месте, которые  должны быть определены двумя третями  голосов членов Генеральной ассамблеи, и голосами любых семи членов Совета безопасности". Поправки к уставу, принятые двумя третями голосов  Генеральной конференции или  Генеральной ассамблеи, вступят  в силу по ратификации их "двумя  третями членов Организации, включая  всех постоянных членов Совета безопасности" (ст. 108 и 109). 

Информация о работе Создание ООН