Современная Россиия 1991-2001 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

Наше государство на протяжении всей своей истории прошло нелёгкий путь. Это путь преобразований в стране отношений власти и народа, двух совершенно противоположных категорий людей, борющихся за своё существование. Их борьба на протяжении веков являла собой суть нашей истории – истории, которая вобрала в себя все возможные ситуации и явления, происходившие в других государствах.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение современной истории России начиная с 1991 по 2004 гг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. РОССИЯ В 90-е ГОДЫ ХХ в……………………………………………...3
1.1. Распад СССР……………………………………………………………………3
1.1.1. Обострение межнациональных конфликтов ……………………………..3
1.1.2. «Парад суверенитетов»…………………………………………………….4
1.1.3. Финал политического кризиса……………………………………………..5
1.2. Внутренняя политика России…………………………………………………..7
1.2.1. Продолжение курса реформ………………………………………………..8
1.2.2. Конституционный кризис ………………………………………………….9
1.2.3. Внутренняя политика……………………………………………………...10
1.3. Международные связи России………………………………………………..13
1.3.1. Россия и страны дальнего зарубежья ……………………………………13
1.3.2. Отношения с государствами СНГ………………………………………..14
Часть 2. РОССИЯ НАКАНУНЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ…………………...16
Часть 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ………………………………...19
3.1. Международные связи России……………………………………………….19
3.2. Общественно-политическое развитие……………………………………….20
3.3. Социально-экономическое развитие………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

История.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Часть 2. РОССИЯ НАКАНУНЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.

По мнению отечественных  ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100—150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

Финансово-экономический  кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились, общественные работы.

В политической жизни  все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти.

В субъектах Федерации  — республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения.

31 декабря 1999 г. о  своем досрочном уходе в отставку  объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ.

Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами — членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене  основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран — членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

Смена руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

3.1. Международные связи России

В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией.

Конкретные вопросы  сотрудничества обсуждались на встречах Президента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование.

 Были определены  пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Президента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае — президентскими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.

3.2. Общественно-политическое развитие

Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов. Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации — верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере

Одно из центральных  мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД.

7 декабря 2003 г. состоялись  выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР — 36, «Родина» — 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

3.3. Социально-экономическое развитие

Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике  структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003—2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа — Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые  законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% — в торговле, 12% — в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001—2003гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Под воздействием экономических  преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью.

Изменения в экономике  стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001—2003гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рассмотренном мною периоде жизни нашего государства произошли необратимые перемены. Это уже не то государство с закрытыми границами и притеснением гражданских свобод. Сначала советский, а потом уже российский народ сделали очень многое для того чтобы мы сейчас наслаждались ценностями демократии и жили в свободной стране.

Современная Россия. Ведь это то время и та страна, в  которой мы живем. У каждого человека есть своя точка зрения на творящуюся вокруг него историю, и она может отличатся от моей. Вообще очень трудно писать о политических, экономических  и социальных процессах проходящих в настоящее время, потому что мы не знаем, а только можем прогнозировать их историческую значимость.

Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась в конце 1991 г. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса.

С конца 1991 г. на международной  политической арене появилось новое  государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Информация о работе Современная Россиия 1991-2001 гг