Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение изменения состояния советского общества в предвоенный и военный периоды, причины и последствия этих изменений. Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:
Показать изменения морально-политического состояния общества в исследуемый период.
Определить роль КПСС в организации управления обществом в изучаемый период.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
ГЛАВА I. Советское общество в период Великой отечественной войны
1941-1945гг. ………………………………………………………………..5
1.1.Политико-моральное состояние советского общества в годы войны….. 5
1.2.Изменения в методах управления обществом в чрезвычайных
условиях войны………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей, оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков. Таким образом, все местные советские учреждения, как в городе, так и в деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.
Деятельность
государственных органов в
В обстановке войны, особенно в близких к фронту районах, следовало оперативно решать вопросы хозяйственного и оборонного строительства. Поэтому в системе государственного управления серьезно изменилось соотношение между принципами коллегиальности и единоначалия. В частности, были расширены права народных комиссаров СССР.43 Они получили возможность самостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельными предприятиями и стройками44.
Для достижения победы в войне требовалось непрерывное пополнение нашей армии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Чтобы подготовить такие резервы, Государственный Комитет Обороны принял решение ввести с 1 октября 1941 г. всеобщее обязательное военное обучение граждан СССР45. Вслед за этим в составе Народного комиссариата обороны СССР было создано Управление Всевобуча46. ЦК ВКП(б) предложил местным партийным организациям обеспечить быстрое развертывание органов Всевобуча, создать для них учебную и материально-техническую базу, выделить соответствующие кадры. Эта задача была решена в короткий срок.
За годы войны органы Всевобуча провели семь очередей вневойсковой подготовки по 110-часовой программе. К обучению привлекались мужчины и женщины в возрасте от 16 до 50 лет. Общее число граждан, охваченных Всевобучем, составляло 9 862 тыс. человек.47 Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки к началу 1944 г. Таким образом, органы Всевобуча, работавшие во всех уголках Советской страны, внесли значительный вклад в завоевание победы над врагом.
В условиях войны оказалось необходимым перестроить органы здравоохранения и санитарной службы, расширить деятельность Народного комиссариата здравоохранения и Главного военно-санитарного управления Красной Армии. Эти органы ввели в жизнь эффективную систему обслуживания раненых воинов на фронте, обеспечили квалифицированное лечение раненых и больных в тылу, провели немало различных оздоровительных мероприятий, позволивших нашей стране избежать массовых эпидемических заболеваний. Осуществлялась также широкая подготовка военно-медицинского персонала.
Огромное внимание уделяло Советское государство вопросам организации труда. Как и в мирные годы, в дни войны социалистическая организация труда обеспечивалась сознательной дисциплиной подавляющего большинства трудящихся. По сравнению с предвоенным временем количество рабочих в годы войны значительно уменьшилось. Поэтому необходимо было привлечь к труду граждан старших возрастов, домашних хозяек, подростков и инвалидов, имевших частичную трудоспособность.48 Перед государством встала задача трудоустройства этих категорий населения. Их участие в общественно-производительном труде за годы войны примерно удвоилось. Соответствующая подготовка и переквалификация этих людей осуществлялась через систему курсов и школ, которые давали возможность в короткий срок приобрести ту или иную специальность. Пенсионеры продолжали получать пенсию независимо от заработка. Это поощряло их возвращение на работу. Они имели право поступать на работу или переходить на другое предприятие в соответствии с состоянием своего здоровья и наклонностями. Инвалидам труда и войны, работавшим на производстве, предоставлялся отпуск либо выдавалась денежная компенсация за отпуск по нормам трудового законодательства мирного времени. Гибкая система государственных мер позволила в годы войны вовлечь в производительный труд подавляющее большинство людей, которые ранее не были систематически заняты в общественном производстве.
В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организована массовая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, непосредственно на предприятиях и созданных при них различных курсах, в школах механизации сельского хозяйства. В среднем за год в течение войны подготавливалось, таким образом около 3 млн. рабочих.49
Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к системе трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи.
Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего государства, осуществлявшиеся до войны в области социально-культурного строительства и воспитания советских граждан, сохраняли свое значение и в военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени. Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи, дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства.50 Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резервов в военное время во много раз превышал довоенный уровень.
Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям и подготовке научно-технических кадров.51 Увеличился выпуск специалистов в области технических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний, которые имели непосредственное военное значение. Широко были развернуты военно-технические исследования, способствующие всемерному усилению боевой мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства оставались в период войны неприкосновенными. Для этой категории лиц сохранялись все основные льготы, и преимущества мирного времени.52
В годы воины значительно повысилась роль Советского государства в охране социалистической собственности и общественного порядка. Особое внимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военного хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, предназначенных для снабжения тыла и фронта.
Была перестроена работа органов суда и прокуратуры. Правосудие в условиях войны осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народными судами, а в армии и на флоте — военными трибуналами53.
В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальности и расовой принадлежности. Применялось единое и обязательное для всех судебных органов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени.
Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, их защитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами прокурорского надзора в вышестоящих судебных инстанциях.
Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условиях войны высший контроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимости могли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр в установленном законом порядке.
Основная задача судебных и прокурорских органов состояла в том, чтобы обеспечить интересы социалистического государства в целях победы над врагом. В соответствии с этим в начале войны Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий54. Согласно этому положению изменялся порядок комплектования военно-судебных органов, а также порядок рассмотрения судебных дел и опротестования приговоров.
Военные трибуналы как специальные суды создавались при фронтах, армиях, корпусах, дивизиях и других соединениях и при военизированных учреждениях. В местностях, находившихся на военном положении, они рассматривали дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, в том числе дела на лиц, работавших в военной промышленности, на транспорте, на строительстве оборонительных сооружений и в организациях, непосредственно связанных с военным ведомством55.
Порядок прохождения дел в военных трибуналах допускал сокращенные сроки судебного следствия, рассмотрение дел в составе постоянных судей без народных заседателей. Приговоры трибуналов вступали в силу с момента их объявления и кассационному обжалованию не подлежали: они немедленно приводились в исполнение. Военные советы фронтов и армий, а также командующие фронтами и армиями пользовались правом приостановить осуществление приговора, содержащего высшую меру наказания — расстрел.
Дела о крупных хищениях народного имущества и нарушениях общественного порядка подлежали ведению специальных судебных органов, рассматривались и решались военными трибуналами. Повышенным наказаниям подвергались те, кто был уличен в порче и разбазаривании продовольственных продуктов, в хищении, нерациональном использовании или утере военного имущества. В целом случаи хищения государственного и личного имущества в период Отечественной войны квалифицировались как особо опасные действия, совершенные в чрезвычайной военной обстановке. Виновные подвергались серьезным наказаниям по законам военного времени.
Коммунистическая партия вела большую работу по восстановлению советских государственных органов в освобожденных от фашистских захватчиков районах нашей страны. Законом военного времени предусматривалось, что на освобождаемой от оккупации территории СССР, где отсутствовали органы государственной власти и управления, их функции временно выполняли военные власти в лице военных советов фронтов, армий и командования войсковых соединений.56 С удалением линии фронта на запад в этих районах постепенно восстанавливалась власть местных Советов. При этом исполкомы, отделы и управления областных, районных, городских и сельских Советов формировались из оставшихся здесь депутатов, избранных в предвоенные годы. Их полномочия были продлены законом до окончания Великой Отечественной войны. Если на освобожденной от оккупантов территории имелись партизанские края, там продолжали функционировать прежние советские государственные органы, пополненные и расширенные в соответствии с теми их задачами, которые предусматривались Конституцией СССР.
Законодательные и правительственные органы таких союзных республик, как Украинская, Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская, по мере освобождения их территорий возвращались из эвакуации и приступали к выполнению своих функций на общих конституционных основаниях.57 При этом они опирались на помощь всех остальных республик и Советского государства в целом.
Восстановленные органы власти энергично приступали к возрождению хозяйства и культуры, ликвидации последствий войны, всячески помогали населению, пострадавшему от оккупации. Они оказывали также необходимую поддержку фронту.
В годы Отечественной войны большую работу вели различные массовые общественные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, культурные, спортивные общества и другие58.
Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они имелись на всех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою деятельность интересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и правительству в перестройке всего народного хозяйства на военный лад, добивались укрепления государственного и хозяйственного аппарата, организовывали рабочих и служащих на борьбу за повышение производительности труда, выполнение военно-хозяйственных планов, за полное использование всех резервов для победы над врагом.
Информация о работе Советское общество в период Великой отечественной войны 1941-1945гг