Советское общество в период Великой отечественной войны 1941-1945гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение изменения состояния советского общества в предвоенный и военный периоды, причины и последствия этих изменений. Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:

Показать изменения морально-политического состояния общества в исследуемый период.
Определить роль КПСС в организации управления обществом в изучаемый период.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
ГЛАВА I. Советское общество в период Великой отечественной войны
1941-1945гг. ………………………………………………………………..5

1.1.Политико-моральное состояние советского общества в годы войны….. 5

1.2.Изменения в методах управления обществом в чрезвычайных

условиях войны………………………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по истории (исправл).doc

— 192.50 Кб (Скачать)

    Но  и в этих тяжелых условиях колхозники самоотверженно выполняли свой гражданский долг. Труженики села хорошо понимали, что не только штык, но и колос врага колет. Шефство над деревней — важная и действенная форма связи индустриального города с деревней. Оно издавна стало традицией рабочего класса нашей страны. Коллективы предприятий брали на себя добровольные обязательства по оказанию помощи колхозам. На заводах во внеурочное время ремонтировалась сельскохозяйственная техника, изготовлялись запасные части, инвентарь. Для ремонта сельскохозяйственных машин в деревню направлялись бригады, состоявшие из инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Городское население строило животноводческие фермы, силосные башни, участвовало в полевых и других сельскохозяйственных работах.

             Так же в годы войны, несмотря  на крайне тяжелые социальные  условия изоляции, пройдя через  унижения и попрание человеческого  достоинства, узники лагерей и колоний в своем подавляющем большинстве проявили патриотические качества. Их ратный и трудовой подвиг, который долгие годы замалчивался, явился важным вкладом в разгром противника. Не только уголь Воркуты. Лес Сибири, руду и золото Магадана добывали подконвойные люди.86 Они также производили танки, самолеты, боеприпасы, вооружение, средства связи. Около миллиона узников ГУЛАГа с оружием в руках сражались в рядах действующей армии. Многие из них проявили мужество, храбрость и героизм, за что были награждены орденами и медалями СССР.

            Вообще, военный период характеризовался  постепенным снижением численности  заключенных. Снижение числа заключенных  в основном объясняется применением  досрочного освобождения в соответствии  с Указам Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года.87 Освобождение происходило лишь по некоторым категориям заключенных, осужденных за прогулы, бытовые и незначительные должностные и хозяйственные преступления, с передачей лиц призывных возрастов в Красную Армию. Во исполнение Указа ГУЛАГом было проведено освобождение 420.000 заключенных.88

             Многие бывшие заключенные, находясь  на фронтах Отечественной войны,  проявили доблесть и геройство,  за что были награждены. Бывшим  заключенным: Матросову А.М., Бреусову В.Е., Отставному А.И., Сержантову И.Я., Ефимову В.М. присовены звания Героев Солветского Союза.89 И это далеко не полный перечень узников ГУЛАГа, ставших Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне.

    В итоге, единство действий всех слоев советского народа, объединение материальных и людских ресурсов советских республик, централизованное использование экономического потенциала страны — все это позволило нашей партии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта на решении главнейших задач. Повседневные и все более крепнущие связи фронта с тылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ государства едины. Это повышало моральную стойкость воинов, укрепляло их уверенность в победе над гитлеровской Германией, вливало в бойцов новую энергию для успешного преодоления трудностей, как в обороне, так и в наступлении. 
 
 
 
 
 
 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Почему  цена  победы  СССР  оказалась  столь неимоверно великой? Отечественной  и зарубежной историографии наряду с научным прослеживаются  апологетический  и  нигилистический подходы к решению этого вопроса. Первому свойственны умолчание, преуменьшение негативного в сталинском  руководстве войной,  попытки объяснить явные просчеты и провалы некими внешними обстоятельствами.  Так,  ответственность за громадные  жертвы  среди  мирного  населения и другой ущерб целиком возлагают на оккупантов.  Конечно, агрессор с его человеконенавистническими  намерениями  и  человекоубойной промышленностью на самом деле повинен во всем,  но лишь в конечном  счете.  Ведь  правомерно поставить прямые вопросы:  а кто пустил его в наш дом, как оказался он в глубине чужой земли,  кто позволил ему истребить миллионы беззащитных людей,  захватить или уничтожить громадные ценности? Война шла в основном на нашей территории. По некоторым областям ее железный  каток  прошелся  несколько раз.  Необходимо также исследовать, всегда ли приказы Сталина о "выжженной земле" были оправданны. Так, ряд специалистов сомневается в целесообразности тотального разрушения партизанами железных дорог в тылу врага перед наступлением  советских войск.

    В немарксистской литературе можно встретить иной подход:  противопоставление  "беспощадного использования людских масс советским руководством, бережливому введению в бой людей с использованием больших  материальных средств англо-американским". Эта схема объясняет лишь часть известных фактов. Нельзя отрицать прямую связь между огромными потерями Красной Армии (потери вооруженных сил США и Англии соответственно 405 тысяч и 375 тысяч) и уровнем  сталинского  руководства. Нужно учитывать, однако, и крайне несправедливое распределение военных усилий внутри антифашистской коалиции. В то время как СССР сковывал главную мощь общего противника, США и Англия накапливали оптимально необходимые силы и средства,  свободно выбирая время, образ и места действий. К тому же СССР сразу попал в чрезвычайно тяжелую ситуацию:  он вступил в войну, не имея ни одного союзника.

    Мнению  зарубежных специалистов в чем-то созвучны суждения крайнего толка, появившиеся  недавно в отечественной литературе: якобы вообще и не было нашей победы, поскольку ее добились такой кровью; что виновников неоправданных потерь надо исторгнуть из  истории;  что  мы закончили  войну,  не умея воевать,  залили кровью своей,  завалили врагов своими трупами.  Но "не умеющий воевать" не победил бы и ценой 1: 5.  Кстати, зарубежные военные историки, подчеркивая вклад Красной Армии в дело победы,  не сбрасывают со счетов  успешных  ее операций, особенно 1944 - 1945 годов.

    С конца 20-х годов,  прилагая нечеловеческие усилия,  советские народы осуществляли гигантское оборонное строительство.  Чуть ли не вся деятельность правительства,  экономика страны были подчинены этой цели. Сюда были брошены лучшие научные и технические кадры,  огромные средства. В середине 30-х годов РККА фактически не уступала ни одной армии мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

I. Учебная литература:

       

  1. Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., 2005 г.
  2. Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Киряна М.М. М., 2003 г.
  3. История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2008 г. Т.3.
  4. История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2005 г. Т.4.
  5. История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2004 г. Т.5.
  6. История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2009 г. Т.6.
  7. Исаев В.А. История государства и права России. М.,  г. 2005
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Новороссийский  филиал 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

студента ________ курса ____________________________ факультета

_____________________________________________________________

(фамилия,  имя, отчество) 
 

Учебная дисциплина ____________________________________ 
 
 

Тема: ________________________________________________

__________________________________________________________ 
 
 

№ группы ______________ 
 

Руководитель-консультант:

______________________________

                                                                                                            (фамилия, имя, отчество)

______________________________

                                                                                                          (учёное звание, степень)

                                                                         Комиссия в составе:

______________________________

                                                                                                          (фамилия, имя, отчество)

______________________________

                                                                                                         (фамилия, имя, отчество) 
 
 

       Защищена                                                                                      Оценка

«_____» _______ 2011 г.                                                             «______________» 

    Новороссийск  – 2011 год.

Информация о работе Советское общество в период Великой отечественной войны 1941-1945гг