Моя семья в период Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:34, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что в этом году исполнилось 60 лет с начала Великой Отечественной войне. Эта война стала страшной трагедией для всего нашего народа, потому что она принесла неисчислимые страдания нашему народу: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Всё чаще мы слышим из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Долгое время эта тема не обсуждалась в печати из-за коммунистической цензуры. Только теперь у нас появляется возможность получить достоверную информацию, дать объективную оценку роли Православной Церкви в Великой Отечественной войне. А был ли значительный вклад на самом деле? Или, может быть, это только миф?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Моя семья в период Великой Отечественной войны 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Кривцов Николай. Моя семья в годы Великой Отечественной войны..doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 


 


Российский Университет Дружбы Народов

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Моя семья в период

 Великой Отечественной  войны»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил работу:

 Кривцов Николай Николаевич

Группа: ШМ-102

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что в этом году исполнилось 60 лет с начала Великой Отечественной войне. Эта война стала страшной трагедией для всего нашего народа, потому что она принесла неисчислимые страдания нашему народу: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Всё чаще мы слышим из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Долгое время эта тема не обсуждалась в печати из-за коммунистической цензуры. Только теперь у нас появляется возможность получить достоверную информацию, дать объективную оценку роли Православной Церкви в Великой Отечественной войне. А был ли значительный вклад на самом деле? Или, может быть, это только миф?

В настоящее время многие учёные и обычные люди отмечают снижение гуманности в обществе (растёт преступность, безразличие людей друг к другу). Одним из действенных способов снижения преступности, падения нравственности, поддержания института семьи является к героической и трагической странице нашей истории. Особенно важно обращение к семейной истории, в которой бы давалось описание участия членов семьи в защите Родины от вторгшегося врага. Именно история твоих дедов и прадедов, которые боролись за свободу родной земли, делает их внуков подлинные гражданами России.

Объектом исследования в данном реферате является история Великой Отечественной войны.

Предметом изучения в данном реферате стала хроника нашей семьи.

Цель данного реферата – рассмотреть историю Великой Отечественной войны через призму одной семьи.

В связи с этой целью решаются следующие задачи:

- дать общую характеристику событий Великой Отечественной войны на Северном фронте;

- рассмотреть участие моей семьи в событиях великой Отечественной войны;

- узнать и проанализировать значение веры в Бога в патриотическом настрое нашего народа.

Структурно реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. В основной части рассматривается история моей семьи на фоне событий Великой Отечественной войны.

 

 

1. Моя семья в период Великой Отечественной войны

 

Любая война - это не просто набор, каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания человека, такого, как каждый из нас.

О своих прабабушках и прадедушках, по линии мамы, я знаю только со слов бабушки и моей мамы, их не стало задолго до моего рождения.

Моя прабабушка Виноградова Настя Матвеевна родилась в семье крестьян Виноградовых Матвея и Матрены 4 июля 1918 года в селе Репное, Балашовского района Саратовской области. Семья была многодетная семь сыновей и три дочки.

Старший брат прабабушки Насти - Герасим учился в Ленинграде, после учебы по распределению попал в Мурманск, в морское пароходство. Досушился до капитана 1 ранга. Во время войны сопровождал по морю конвои с продуктами и ранеными.

В июне 1941 моя прабабушка Настя так же жила в городе Мурманске, окончила техникум и работала бухгалтером. Готовилась к свадьбе с молодым офицером Федором Еременко. 22 июня 1941 Федор Еременко ушёл на фронт.

Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для всего нашего народа. Название «Великая Отечественная война» стало использоваться после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года.

В обращении слова «великая» и «отечественная» употребляются раздельно. Впервые это словосочетание было применено к данной войне в статьях газеты «Правда» от 23 и 24 июня 1941 года и поначалу воспринималось не как термин, а как одно из газетных клише, наряду с другими подобными словосочетаниями: «священная народная война», «священная отечественная народная война», «победоносная отечественная война». Термин «Отечественная война» был закреплён введением военного Ордена Отечественной войны, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года. Наименование сохраняется в постсоветских государствах. В зарубежных странах, не входивших в состав СССР, где русский язык не является основным языком общения, название «Великая Отечественная война» практически не используется. В англоязычных странах его заменяет термин – Eastern Front (World War II) (англ.) (Восточный фронт (второй мировой войны)), в немецкой историографии – Deutsch-Sowjetischer Krieg, Russlandfeldzug, Ostfeldzug (нем.) (Немецко-Советская война, Русский поход, Восточный поход).

В последнее время в российской массовой культуре для обозначения Великой Отечественной войны начал периодически употребляться термин «Великая война», что исторически не совсем корректно – в конце 1910-х годов этот термин применялся к Первой мировой войне.

Некоторые историки употребляют в своих работах термин советско-нацистская война (1941–1945). 22 июня 1941 г. в 4:00 Имперский министр иностранных дел Риббентроп вручил советскому послу в Берлине Деканозову ноту об объявлении войны и три приложения к ней: «Доклад министра внутренних дел Германии, рейхсфюрера СС и шефа германской полиции Германскому правительству о диверсионной работе СССР, направленной против Германии и национал-социализма»1, «Доклад министерства иностранных дел Германии о пропаганде и политической агитации советского правительства», «Доклад Верховного командования германской армии Германскому правительству о сосредоточении советских войск против Германии». Ранним утром 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР. Уже после этого, в 5:30 утра посол Германии в СССР В. Шуленбург явился к Народному комиссару иностранных дел СССР В. М. Молотову и сделал заявление, содержание которого сводилось к тому, что советское правительство проводило подрывную политику в Германии и в оккупированных ею странах, проводило внешнюю политику, направленную против Германии, и «сосредоточило на германской границе все свои войска в полной боевой готовности». Заявление заканчивалось следующими словами: «Фюрер поэтому приказал германским вооружённым силам противостоять этой угрозе всеми имеющимися в их распоряжении средствами». Вместе с нотой он вручил комплект документов, идентичный тем, которые Риббентроп вручил Деканозову.

В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха. Дислоцированная в ЗапНастярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток. Дважды - в июле и сентябре - немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились2.

Приходилось голодовать, люди спасались, кто, чем мог. Прабабушка Настя во время отлива Кольского залива (Мурманск находится на скалистом побережье Кольского залива Беренгового моря) собирала устриц. Насобирает их, сколько сможет, затем выкладывает на камень под солнцем и ждет когда устрицы начнут раскрываться, затем варила без соли, а иногда устрицы кушали сырыми. Моя прабабушка была на шестом месяце беременности.

В результате бомбардировок было уничтожено практически весь город. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали кассеты зажигательных бомб, а следом - тяжелые фугасы. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин города. Во время бомбежек люди прятались в пещерах гор Хибины. После бомбежки люди выходили из пещер, а от города остались одни руины, стояли только печные трубы.

Мои родители были глубоко верующими людьми, в этом плане они жили и чувствовала как весь наш народ. Православие, как и любая другая религия, существует для людей. Каково было отношение населения к православию в России и Советском Союзе в годы войны? Никто другой, кроме военных тыловиков и фронтовиков, теперешних пенсионеров, не расскажет лучше об этом. Воспоминания переживших войну людей - уникальный источник, с каждым годом становящийся всё большей редкостью. Вот что говорят о Боге пережившие войну:

«В первый день войны... Мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит в Бога. Она долго смотрела на небо...» Ефросинья Григорьевна Бреус, капитан, врач.

«В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах мНастятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет», Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона3.

Вера в Бога в тылу и на фронте принимала несколько отличавшиеся формы. В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберёг. Кто может сделать так, чтоб кончилась война? Сталин? Гитлер? Для людей Бог оказался ближе, чем Сталин или Гитлер. «Моя дочь в 5 лет читала молитвы, а не стихи. Тётя Даша учила как надо молиться. Она молилась за папу и маму, чтобы мы остались живы», Людмила Михайловна Кашечкина, подпольщица. «Моя мама - малограмотная крестьянка. Она верила в Бога. Она молилась всю войну. Но как? Падала перед иконой на колени: «Спаси народ! Спаси Сталина! Спаси коммунистическую партию и этого ирода Гитлера!», Софья Мироновна Верещак, подпольщица.(19) Молитвы помогали обрести хотя бы минимальное душевное успокоения, а это оказалось очень дорого в неспокойное военное время.

И всё же, молитвы помогали не всегда: «Я слышала, как соседки разговаривали «Где Бог? Куда он смотрит, когда убивают наших сыновей, наших мужей, когда немцы ходят по нашей земле?», Ковалёва Надежда Никитична, труженица тыла4. Интересно, что даже в такие моменты отчаянья, у людей оставалось ощущение, что Бог где-то есть, но он не оберегает СССР. В таких высказываниях - отчаянье и обида. Конечно, были и такие, кто оставался во время войны убеждёнными атеистами. Но большинство тыловиков верили в Бога как в последнюю надежду на справедливость, защитника свыше.

А что же на фронте? «Религия? Без веры на фронте нельзя было, но там всё-таки важнее было научиться вести бой. А верил ли я? Не знаю. Вот, помню, приехал когда домой, живой, тётка мне сказала, что молилась за меня. Мол, столько погибло, с кем на фронт шёл, а меня Бог спас. Что-то в этом, наверное, есть...», Н.Е.Литвиненко, четырежды герой Ордена Славы.

«Я думала, что я материалистка, притом ярая. А на самом деле я верю в дух, в то, что человеком правит дух. На войне я в это поверила», Александра Ивановна Храмова, секретарь подпольного райкома партии.

В годы войны, по словам Марии Мироновны Асташкиной, в народе ходило предание, что во время наступления на Москву, в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы. Вспомним историю Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а значит, ждали чего-то подобного от власти.

На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением - просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие как национальную религию. Мария Мироновна Асташкина вспоминает, что раненые на поле боя кричали «Мама, помоги!» или «Боже, помоги!», что свидетельствует о вере в божественную помощь. По информации Марии Мироновны, рядом с госпиталями Москвы и Ленинграда находились небольшие церкви, чтобы раненный человек мог исповедоваться, в храме он обращался к Богу.

Известный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов.

В книге «Россия перед вторым пришествием» Василий Швец приводит воспоминания одного из солдат, участвовавших в штурме Кенигсберга. Когда силы советских воинов были уже на исходе, приехал командующий фронтом, офицеры и священники с иконой. Они отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Бойцы восприняли это скептически. Но священники шли по передовой, под огнём, и пули в них не попадали. Неожиданно стрельба с немецкой стороны прекратилась. Была дана команда к штурму крепости5. Скорее всего, события в ходе устной передачи были приукрашены, но из того, что подобные истории были распространены в народной среде, можно сделать вывод: люди верили.

Подведём итоги. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения.

Когда начали эвакуировать из Мурманска людей, через Карелию на перекладных прабабушка добралась до Балашова, поближе к своим родителям.

24 августа 1942 году, во время очередных  бомбежек города Балашова, прабабушка Настя родила мою двоюродную бабушку Валентину. Когда Валентине было три месяца, из военкомата пришла повестка. Оставив маленькую Валю на родителей, прабабушка Настя, явилась по повестке в военкомат. Так до самой Победы бабушка работала в прифронтовом госпитале санитаркой. Помогала раненым солдатам Красной Армии: стирала бинты, перевязывала раненых, помогала оперировать врачам. Помогала раненным солдатам писать письма домой, а тем, кто из-за ранений, не мог читать весточки из дома, читали письма солдатам. Вместе с солдатами радовались очередным победам Красной армии.

Информация о работе Моя семья в период Великой Отечественной войны