Советская правовая доктрина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

В своей работе, написанной от лица человека, живущего в новой России, России демократии и капитализма, и знающего о советском праве лишь из хроники литературы, я попытаюсь разобраться в сущности, влиянии на законодателя и последствиях действия советской правовой доктрины, что является задачей моей работы.
Для этого я использовал определённый перечень нормативных правовых актов, определённую литературу, которые помогли мне более или менее разобраться в феномене советского права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретические основы советской правовой доктрины.
§1. Сущность правовой доктрины К. Маркса.
§2. Высшее право – революционное право, служащее коммунизму.
§3. Соотношение советского понимания права с естественным и позитивным правом.
ГЛАВА II. Практическое применение советской правовой доктрины.
§1. Развитие Конституционного права.
§2.Советские гражданские законы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

официальная советская правовая доктрина.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Помимо экономических притязаний социалисты не отказываются от выставления определённых требований правового характера. Активная социалистическая партия без таких требований невозможна, как вообще всякая политическая партия. Требования, вытекающие из общих интересов какого-либо класса, могут быть осуществлены только путём завоевания этим классом политической власти, после чего он придаёт своим притязаниям всеобщую силу в форме законов. Каждый борющийся класс должен, поэтому, формулировать свои притязания как требования правового характера в виде программы. Но притязания каждого класса меняются в ходе общественных и политических преобразований, они различны в каждой отдельной стране, в зависимости от её особенностей и уровня её социального развития. Поэтому и требования правового характера, выдвигаемые отдельными партиями, при всей общности их конечной цели не во всякое время и не у всякого народа полностью одинаковы. Они представляют собой переменный элемент и время от времени пересматриваются, как это можно наблюдать у социалистических партий различных стран. При таких пересмотрах принимаются в расчёт фактические отношения; в то же время ни одной из существующих политических партий не приходило в голову сделать из своей программы новую философию права, и этого не произойдёт в будущем.

Таким образом, правовая доктрина Маркса сводилась к тому, что у пролетариата есть все основания для социалистической революции.

 

 

 

§2. Высшее право – революционное право, служащее коммунизму.

 

Если социализм и коммунизм, согласно марксизму, являются не возможной исторической перспективой, не отдалённой мечтой, а социальным проектом, практической задачей сегодняшнего дня, то спрашивается: каковы пути и средства решения такого рода задачи?

Быть может, это использование всё более утверждающихся к концу XIX – началу XX века демократических правовых институтов, избирательного права, парламентаризма, демократических законов? На подобный вопрос ориентировалось немало последователей Маркса, объединившихся в социал-демократические партии.

Однако в одной из своих работ Маркс сам высказывал своё негативное отношение к парламентаризму. «Коммуна, - писал Маркс, - должна быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы… Вместо того чтобы один раз в три или шесть лет решать, какой член господствующего класса должен представлять и подавлять народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное право должно было служить народу, организованному в коммуны, для того, чтобы подыскивать для своего предприятия рабочих, надсмотрщиков, бухгалтеров, как индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю»[1].

Вместе с тем другая часть марксистов, сторонников ортодоксального марксизма, объявив указанный путь «оппортунистическим» и «ревизионистским», стала настойчиво отстаивать путь пролетарской социалистической революции – путь насильственного ниспровержения старого, основанного на угнетении, строя и решительных революционных мер по созданию нового социалистического (коммунистического) строя.

Наиболее последовательными сторонниками революционного пути кардинальной переделки мира стали Ленин, Троцкий, их сподвижники из крайне радикального воинственного крыла российской социал-демократической партии, образовавшие особое течение в марксизме, названное большевизмом.

С позиций ортодоксального марксизма есть достаточные основания для пролетарской, социалистической революции. Именно Маркс выдвинул систему взглядов, претендующих на высокую научность, в соответствии с которой человеческое общество, начав свой путь с «первобытного коммунизма», затем погрязло в бедах при господстве частной собственности, порядков угнетения и эксплуатации человека человеком, неуправляемой стихии товарно-рыночной экономики, а теперь стоит перед необходимостью устранить сами условия, порождающие эти беды, и создать действительный коммунизм – совершенное и разумное общество

И вот – главный, ключевой вопрос, относящийся к марксизму: если эта формулировка верна, то, спрашивается, не здесь ли, не в указанных ли исторических и социальных предпосылках, кроются основания для революционного перехода от существующего к совершенному строю? И не эти ли исторические и социальные предпосылки выдвинули на авансцену исторического развития определённый слой людей – класс (пролетариат), который самой историей уполномочен на то, чтобы революционным путём коренным образом изменить мир – кардинально преобразовать, во многом «до основания» разрушить существующее частнособственническое общество и создать новое, совершенное и разумное общество, разумном управлении всеми процессами и общественном труде?

И именно потому, что Маркс, его сподвижники продолжатели (главным образом большевики) по сути дела возвестили о том, что пролетариат – класс, лишённый средств производства, вместе со своими союзниками имеет «мандат» на глубокие революционные преобразования действительности, именно по этой причине марксизм, в особенности его радикальное большевистское направление, и оказал столь сильное влияние на весь мир. Маркс, его учение в нынешнем мире, где свобода, провозглашённая буржуазными революциями, как будто бы принесла новые беды большинству людей, представились в коммунистической пропаганде и в воображении обездоленных людей как мессия, откровение, быстрый путь к избавлению от эксплуатации и угнетения, надежда на светлое будущее людей труда.

Но что же представляет собой вот это самое «основание, предопределённое историей», «мандат» пролетариата, людей труда на революционное изменение мира, на социальную революцию?

Здесь-то и хотелось бы обратить внимание на то, что марксистские взгляды, многократно и скрупулёзно проанализированные с различных науковедческих позиций (экономических, политических, моральных, психологических и др.), по-настоящему не становились предметом научного освещения и оценки со стороны права.

Между тем, когда Маркс возвестил о том, что задача философов не объяснять действительность, а изменять её, он тем самым уже сообщил философскому обоснованию действительности смысл достаточного основания – такого, когда философские, научные выводы «дают право» на практические действования. И с этих позиций «основание, предопределённое историей», «мандат на революционное преобразование» - всё то, что в соответствии с марксистско-большевистскими взглядами лежит в основе кардинальных революционных преобразований, не может быть определено иначе, как право. Право в широком значении, выражающее обоснованность, оправданность соответствующих действий, наличия для них достаточного основания.

Марксизм, таким образом, может быть охарактеризован как философское и политическое учение, обосновывающее революционное право пролетариата на коренное преобразование мира (что прямо или косвенно утверждалось всеми сторонниками революционного марксизма). Более того, если попытаться вычленить в ортодоксальных марксистских взглядах главное, определяющее звено, то оно по всем данным заключено именно здесь, в обосновании революционного права пролетариата.

Но главное во взглядах Маркса и его наиболее непоколебимо последовательных сторонников и продолжателей совсем другое. Ныне как-то забывается, что, по Ленину – наиболее верному последователю Маркса, основателю большевизма, главное в марксизме – идея диктатуры пролетариата, то есть власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом. Власть же, не ограниченная законом (диктатура пролетариата), - это и есть право во имя коммунизма идти на любые шаги, на любые акции для торжества светлых идей, всеобщего счастья.

Именно отсюда происходят и все другие слагаемые ортодоксального марксизма, с наибольшей точностью выраженные в идеологии большевизма, ленинизма, – право на вооружённый захват власти, право на прямое революционное насилие во всех его многообразных формах, право на беспощадные репрессии в отношении врагов революции, классово чуждых слоёв населения, право на изъятие имущества у нетрудящихся слоёв населения, право на красный террор, право на революционные войны, на инициирование и поддержку «мирового пожара», экспорта революции, всемогущество коммунистического интернационала. И именно так, в таком духе, без колебаний поступали Ленин, его сподвижники.

И нужно заметить: именно для того, чтобы оттенить революционную сущность партий, призванных вершить великое мессианское дело марксизма-ленинизма, стать выразителями исторического предназначения и великого революционного права пролетариата, подчеркнуть их приверженность идее диктатуры пролетариата, в 1918 году марксистские партии, придерживающиеся радикального революционного большевизма, были переименованы из «социал-демократических» в «коммунистические».

В последующем коммунистическая партия трансформировали формулировку своей программы – скажем, поменяли формулу «диктатура пролетариата» на «общенародное государство», сделали акцент на приоритете парламентских методов и даже на уважении к праву и закону. Но партия, не порвав с марксизмом, не отказалась от коммунизма как практической задачи и, главное, от «своего права» в конечном итоге переделать жизнь общества во имя коммунизма, интересов людей труда.

И в этой связи, думается, уместно вот какое замечание, относящееся к сегодняшнему дню. В настоящее время приверженцы коммунистической партии заявляют о себе как о сторонниках такого политического движения, которое наиболее последовательно выступает «за закон», «за Конституцию», «за законность» и т.д., а некоторые из них даже утверждают, что коммунизм в их понимании – воплощение не утопически-библейских идеалов, а собственно отечественных, национальных и даже патриотических идей.

Но как быть в таком случае с тем, что провозглашённая, как и ранее, в качестве высшего идеала партии «коммунистическая перспектива» предполагает коренную революционную переделку действительности, и при этом, как  говорил Ленин, плох тот революционер, который останавливается перед незыблемостью закона? И вообще – какова в этом случае судьба высшего права – революционного права, служащего делу коммунизма?

Итак, если рассматривать о коммунистической, марксистской правовой доктрине в её исходном (ортодоксальном) значении, то речь должна идти о революционном праве, служащем делу коммунизма, - о праве марксистской революционной диктатуры, не ограниченной законом.

При этом следует напомнить, что здесь, термин «право» берётся не в его строго юридическом значении, даже не просто в значении права власти, а в широком смысле, то есть в смысле обоснованности, оправданности тех или иных явлений, наличия у них достаточного основания.

По привычной, распространённой иерархии правовых явлений такое революционное право ближе всего к понятию правосознания – к субъективным представлениям людей, их групп о реальном, желаемом и допустимом праве.

Но фактически оно означает нечто значительно большее, чем просто «сознание», что-то вроде революционного естественного права, так как по представлениям его носителей, оно, такое высшее право, дозволяет то, что не допускает ни одна из систем позитивного права и никакое сознание, содержащее определение «право» в строго юридическом его значении, - прямое, неконтролируемое, беспредельное и массовое насилие, открывает его безбрежный неограниченный простор для любых, каких угодно акций. Пожалуй, только смысл «революционного правосознания», использованного в ходе большевистской революции и ленинско-сталинской диктатуры, соответствует содержанию рассматриваемой марксистской категории.

Именно потому большевики, марксисты-ленинцы считали себя вправе поступать сообразно своим идеологическим представлениям и делать со всем обществом, его институтами, с отдельными людьми что угодно – захватывать путём заговора и вооружённого насилия власть, идти на реализацию утопии, на фантастический эксперимент в отношении всего народа, ликвидировать его естественные механизмы и стимулы жизнедеятельности – частную собственность, рынок, предпринимательство, заменяя всё это искусственно-принудительными фантомами, развязывать войну, применять массовые вооружённые насильственные акции. Вот что говорил известный деятель октябрьской революции М Лацис: «Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого».[2]

А в этой связи – ещё одна особенность высшего революционного права коммунизма в том виде, в каком оно в 1917 году стало реализовываться в России. Это – придание идеологии непосредственного юридического значения и действия. Ведь согласно Декрету о суде № 1, все законоположения и юрисдикционные решения должны были соответствовать не только декретам советской власти, но в первую очередь программе (программе-минимум) коммунистической партии.

Отсюда – господство неограниченной партократической диктатуры (власти, не ограниченной законом, открыто в то время названной «диктатурой пролетариата»), когда руководящие органы партии становились правящими, обладающими высшей супервластью в государстве. Причём – такой могущественной бесконтрольной супервластью, которая находится «над» законом, действует вне какого-либо юридического регулирования и в то же время открывает беспрепятственную возможность непосредственного, прямого командования машиной государственного насилия, репрессивным аппаратом – вооружённого регулирования, всеми карательными учреждениями.

Советы – представительные органы – в таких условиях играли в основном декоративную роль, их декларируемое «всевластие» прикрывало и в какой-то мере легализовывало всемогущество партократического аппарата, всей партгосноменклатуры.

Итак, хотя марксисты, теоретики и революционеры практики, почти не употребляли здесь слово «право», именно оно, право, в указанном ранее широком значении имелось в виду при обосновании пролетарской революции и диктатуры пролетариата, и именно по отношению к нему, к праву, понимаемому в широком смысле, строились основные философские и политические рассуждения Маркса, его сподвижников и ортодоксальных последователей. Так что Маркс и его последователи вопреки общепринятым представлениям вполне могут быть названы создателями особой правовой доктрины, противостоящей доктринам, рождённым эпохой Просвещения и французской революцией.

Информация о работе Советская правовая доктрина