Социально-политическое устройство Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы заключается в систематизации информации о государственном устройстве древнего Китая. Существует множество монографий, научных статей по социально-политическому устройству древнего Китая. Но они рассматривают отдельные периоды, от Шань-Инь до периода феодальной раздробленности и отдельно империи древнего Китая. В этой работе проведена попытка систематизировать информацию о социально-политическом устройстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………3
Глава I
Становление государства в эпоху Инь…………………………………....7
Шан-Инь. Социально-политическая структура…………………….....8
Западное Чжоу. Социально-политическая структура………………..9
Восточное Чжоу. Социально-политическая структура……………......11
Реформы Шан Яна………..………………………………………………14
Глава II
Империя Цинь………………………………………………...…………..15
Империя Хань………………………………………………...….………..16
Заключение…………………………………………………………………….….18
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа -Социально-политическое устройство Древнего Китая-.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      У-ди почти не вел войн, заботясь о внутреннем подъеме империи. В борьбе против гуннов он надеялся на дипломатию. Для этого в Центральную Азию был отправлен посол, который должен был найти ханьскому Китаю союзников. Благодаря этой экспедиции китайцы впервые получили достоверные сведения о том, что они называли Западным краем. Они узнали, например, что есть огромная страна – Индия. Из Центральной Азии в Китай были завезены некоторые сельскохозяйственные культуры, получившие впоследствии широкое распространение, в том числе бахчевые и виноград. А чуть позже, по уже проложенным торговым путям, в Китай пришли религиозные миссионеры. С ними в Восточную Азию попал буддизм.

      Контакты Китая с другими цивилизациями, установленные в раннеханьскую эпоху, при поздней династии Хань, значительно расширились, когда в начале новой эры вся Центральная Азия оказалась во власти Кушан. Китайские войска тогда столкнулись с кушанскими в Ферганской долине, на территории современного Узбекистана.

      В первые века христианской эры Ханьская империя занимала всю территорию Восточной Азии. Ее соседом на западе была Кушанская держава. У западных границ Кушан располагалось Парфянское царство. Соседом и вечным соперником парфян была Римская империя, охватывавшая все Средиземноморье, вплоть до Испании и Британских островов. От океана до океана – всего четыре огромных государства. И через эти необъятные просторы – пустыни, горы, могучие реки, земли, населенные дикими племенами, – в начале новой эры проходил Великий шелковый путь. Он соединял не только отдельные районы и государства, а целые цивилизации. Накануне завершения эпохи древности они были так тесно связаны между собой, как никогда в предшествующие тысячелетия своей истории.

 

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

  Заключение

   

     Эта работа была посвящена систематизации знаний о социально-политической структуре  древнего Китая. Нас прежде всего интересовало политическое и социальное устройство общества того времени. Важнейшим источником сведений, конечно же, является многотомный труд Сыма Цяня «Исторические записки». Сыма Цянь (145—86 гг. до н.э.) был современником У-Ди, именно он заложил основы китайской историографии. Благодаря труду «Исторические записки» нам известны и хронология древнего Китая, и мифы, и биографии знаменитых людей. Он ездил по округам обширной империи, много работал в архивах и сохранил для потомков колоссальное количество документов и местных преданий. Сочинение Сыма Цяня охватывает огромный период – от древнейших, легендарных эпох до его собственного времени.

      В основу повествования историк кладет идею о закономерной смене династий вследствие отступления от тех принципов, на которых было основано их правление. Таким принципом для эпохи Шан-Инь он считает «почитание (духов)». Оно выродилось в «суеверие», и династия пала.

     Следующая династия, Чжоу, пришла к власти, неся принцип «цивилизованности», но со временем последняя стала чисто  формальной.

     При династии Цинь торжествовал «закон», быстро превратившийся в свою противоположность. Наконец, династия Хань возвратилась к тому «прямодушию», которое было свойственно самой древней, легендарной эпохе Ся, предшествовавшей династии Инь.

      Рассматривая периоды истории древнего Китая, мы видим, как происходило становление власти вана. Как зарождались первые княжества, как расслаивалось общество.  И как возникали империи. Весь процесс происходящий на этом отрезке времени можно охарактеризовать, как «эволюцию» государственности. От простейших племенных союзов к империям.

      Рассматривая древнейший период китайской государственности – эпоху Инь, мы видим, как собирались племенные союзы, появлялись первые династии правителей, и если первые поколения правителей не были соединены родством, то последующие уже перешли к «стандартной» схеме наследования. Этот период характеризуется, как золотой век, правление добродетельных правителей. К сожалению, нам мало что известно об этом периоде.

      Следующий период в истории древнего Китая, характеризуется как век серебряный, или правление законных владык. В этом периоде продолжается институализация власти, которая обосновывается «мандатом неба» или «Тян-мин». Об этом периоде, нам известно гораздо больше. Правитель – ван был одновременно и первожрецом.  Распространение политической, экономической и военной власти вана, можно охарактеризовать зонами его влияния – столичная зона, промежуточная и внешняя.  Эти зоны были неравномерны.

     Параллельно со становлением власти вана шёл процесс образования в его клане , знатных субкланов  – цзу, значительная часть которых являлась военной элитой государства.   Структура всего общества, в данный промежуток времени, была клановой. Администрация делилась на три основные категории – высших администраторов-сановников, низших чиновников распорядителей, а также должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. Крестьяне же, по видимому, составляли общины «И». Всё свободное население делилось на пять групп – высшая аристократия и правители наследственных владений,  главы «цзу», которые составляли население этих владений, главы больших семей, простолюдины.

     Возникла  система уделов.  Которые впоследствии привели к периоду феодализации. Также менялась структура власти. Правители уделов-царств –«цины»,  наследственные аристократы «дафу», которые в большинстве своём были военными, прослойка служивых –«Ши». Феодализм закономерно сменился имперской властью.

  И как  венец административного устройства империй возникла система экзаменов. «Истоки системы конкурсного отбора восходят к чжоускому Китаю: правители царств были заинтересованы в выдвижении подходящих кандидатов на должности чиновников, о чем есть упоминания в источниках. Придя к власти в эпоху Хань (IIIв. до н.э.– IIIв. н.э.), конфуцианцы превратили конкурсные экзамены в главный, а позже фактически в единственный путь, который давал возможность войти в состав правящей элиты, должным образом подготовленной для управления страной в духе традиционных конфуцианских принципов. Начиная с эпохи Тан (VII-Х вв.) экзаменационная система выглядела – с многочисленными вариациями – примерно следующим образом.

    Подготовленные к экзамену на низшую степень – сю-цай —выпускники школ, а также самостоятельно изучавшие каноны соискатели ежегодно съезжались в уездный центр, где под бдительным надзором высокопоставленных чиновников проводился экзамен. В специально оборудованном помещении в одиночку и под строгим контролем каждый экзаменующийся в течение двух-трех суток должен был без книг и пособий, по памяти, написать небольшую поэму, сочинение по поводу какого-либо события в древности, а также трактат на отвлеченную тему. Конкурс был обычно суров, а квота жестка: степень получали 2–3 %, реже 5% экзаменовавшихся, которые тем самым завоевывали желанное и высоко ценившееся право экзаменоваться на вторую степень – цзюйжэнь. Здесь требования были еще жестче, хотя круг вопросов оставался тем же.

    Успешно прошедшие через эти испытания могли держать экзамен на высшую степень – цзиньши, проводившийся в столице раз в два-три года. За проведением его следили высшие сановники и сам император. Из тех, кто получил третью степень, черпались кадры для замещения ключевых постов в системе бюрократической администрации. Перед ними почти автоматически открывался путь к высоким должностям, почету, славе и богатству. Те, кто имел лишь две степени, этих прав не получали, но и они пользовались высоким престижем, являлись кандидатами на второстепенные должности, оказывали немалое политическое влияние в пределах своего уезда, обладали различными источниками кредита, особенно со стороны торговцев, которым всегда льстили знакомство, родство или хотя бы связи с высокопоставленными лицами. Даже обладатель одной только низшей степени, которых в стране было немало, чувствовал внимание и уважение со стороны соседей и родни, их готовность считаться с его мнением и пользоваться его советами и помощью со стороны местных властей.» [15, гл. 6, с. 278-279]

    Все обладатели степеней (частично также и огромная масса их соискателей) составляли в старом конфуцианском Китае особое сословие шэньши. Сословие шэньши всегда играло в Китае роль господствующего привилегированного класса, хотя никогда не было классом в точном смысле этого слова.

    Несомненно, китайская цивилизация, являясь одной из самых древних, сохранила некоторые черты присущие государству, пронеся их сквозь тысячелетия. Принцип «трёх путей» до сих пор актуален.       

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1.     Васильев К.В. Данные о социальном  слое гожэнь в период Чуньцю. –Социальные организации в Китае. М., 1981

    2.     Васильев К.В. Религиозно-магическая  интерпретация власти ванна в  западночжоуских этнографических  текстах. – Китай, общество  и государство. М., 1973

    3.     Васильев К.В. Центральная власть  и органы местного самоуправления в годы рассвета западного Чжоу. – История и культура Китая. М., 1974

    4.     Васильев Л.С. Аграрные отношения  и община в древнем Китае.  М., 1961

    5.     Васильев Л.С. Культы, религии,  традиции в Китае. М., 1970

    6.     Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976

    7.     Васильев Л.С. Возникновение и  формирование китайского государства.  – Китай: истории, культура  и историография. М., 1977

    8.     Васильев Л.С. Традиция и проблема  социального прогресса в Истории  Китая. – Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972 

    9.     Васильев Л.С. Становление политической  администрации. – НАА. 1980,  №1

    10.                       Васильев Л.С. Протогосударство-чифдом, как политическая структура. –НАА. 1981, №8

    11.                       Васильев Л.С. Эволюция древнекитайского термина «И». – ВДИ. 1961, №2

    12.                        Васильев Л.С. Феодальный клан  в древнем Китае. – Социальные  организации в Китае. М., 1981

    13.                        Васильев Л.С. Политическая интрига  в царстве Цзинь(VIII-VII вв. до н.э.). – Общество и государство в Китае. М., 1981

    14.                        Васильев Л.С. Идея предопределения  в исторических текстах эпохи  Чжоу. – Десятая научная конференция  «Общество и государство в  Китае». Тезисы и доклады. Ч.1. М., 1979

    15.                        Васильев Л.С. Проблемы генезиса  китайского государства. :Наука.  М., 1983

    16.                        Васильев Л.С. История Востока.  Т.1. :Высшая школа, 1998

    17.                        Книга правителя области Шан  (Шан цзюнъ шу). Пер. с кит., вступит. ст. и коммент. Л.С. Переломова. М., 1968

    18.                        Крюков М.В. Род и государство  в иньском Китае. – ВДИ. 1961, №2 

    19.                        Кучера С. Китайская археология. М., 1977

Информация о работе Социально-политическое устройство Древнего Китая