Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и налогообложения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

С наступлением эры широкого распространения демократических отношений в России, система налогообложения урегулировалась и стала меняться в лучшую сторону по сравнению с тем, что было после развала СССР. Однако и сегодняшнюю систему, к сожалению, идеальной назвать нельзя. Существует ли предел у налоговых поборов? Есть ли какие-то разумные основания и ограничения по количеству вводимых в законодательство налогов и общему уровню налогообложения? В данной статье мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы, а также проанализируем действующую налоговую систему и уровень налогообложения в России.

Файлы: 1 файл

-.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

Размер валовой прибыли, в свою очередь, напрямую зависит  от количества субъектов бизнеса  и наёмного труда, а также от их инвестиционно-коммерческой и трудовой активности. Данные факторы обусловлены наличием или отсутствием внешних благоприятных условий. Обратимся к самым существенным условиям:

1) защита частной собственности;

2) эффективность работы  всех государственных органов  управления;

3) отсутствие административно-государственного  давления на бизнес;

4) независимость и высокая  юридическая компетентность судебной  системы;

5) отсутствие криминального  воздействия на бизнес;

6) система и уровень  налогообложения, обладающие стимулирующей  направленностью.

Перечисленные условия должны стимулировать с целью мотивации  физических лиц, не имеющих собственного бизнеса и являющихся потенциальными предпринимателями, а также физических лиц-представителей действующих субъектов  бизнеса.

С точки зрения психологии, в основе любой мотивации лежат  потребности человека и необходимость  их удовлетворения для своего полноценного физиологического, душевного и духовно-социального  функционирования и развития.

В случае если человек посвящает  себя предпринимательской либо управленческой деятельности, то помимо существующих у него материальных потребностей, как физического лица, параллельно  возникают ещё и материальные пoтребности со стороны бизнеса для его простого и расширенного воспроизводства. Уровень удовлетворения материальных потребностей физических лиц и субъектов бизнеса для их простого и расширенного воспроизводства напрямую зависит от размера валового дохода и прибыли, остающейся после налогообложения. Основные факторы, влияющие на величину получаемого валового дохода:

1) общий уровень экономического  развития данного государства;

2) коммерческо-инвестиционная  активность, финансовая и технологическая  эффективность;

3) трудовая активность, интеллектуальный  и профессиональный уровень физических  лиц наемных работников

4) установленный в данном  государстве уровень налогoобложения субъектов гражданского оборота.

Каков же максимально допустимый и оптимальный мотивационные  уровни фискального налогообложения? Допустим, неким субъектом бизнеса  или наёмного труда создан новый  объект частной собственности в  форме валовой прибыли. Пользование  государственными услугами и активами уже оплачено данным субъектом, поэтому  за счёт валовой прибыли остается только компенсировать опосредованное пользование государственными услугами и активами, а также профинансировать определенные социальные расходы. Каким  де образом можно разделить полученную валовую прибыль между субъектом, её создавшим, и государством? Для  начала, субъекты бизнеса создают  новые объекты частной собственности  в форме валовой прибыли (см. объект налогообложения и порядок ведения бухгалтерского учета). К тому же, при организации и ведении бизнеса его субъекты несут все риски и всю полноту ответственности, связанные с функционированием этого бизнеса:

1) риск недостаточной  реализации или стопроцентной  не реализации продукта;

2) риск потери собственных  и заёмных средств;

3) полная материальная  ответственность перед кредиторами  за окупаемость, уплата процентов,  сохранность, а также своевременный  возврат заёмных средств.

Риски и ответственность  субъектов бизнеса достаточно велики, они и обусловливают психологическую  и экономическую необходимость  разделения валовой прибыли хотя бы с минимальным, но одновременно существенным превышением в пользу субъектов  бизнеса. Какой же должна быть эта  «минимальная существенность» превышения? Рассмотрим степень правомочности  государства претендовать на часть  вышеназванной валовой прибыли. Для этого рассмотрим основные статьи государственных расходов и осуществляемые государством функции:

1) охрана общественного  порядка и неприкосновенности  государственных границ; содержание  и развитие системы органов  внутренних дел, воoружeнных сил и противопожарной безопасности;

2) создание, поддержание  должной работоспособности и  обслуживание государственной инфраструктуры - все виды транспорта (включая  регулирование его движения), автомобильные  и железные дороги; морские, железнодорожные  и аэропорты; трубопроводы, электрические  и телекоммуникационные сети  и прочие;

3) судопроизводство, содержание  и развитие судебной системы;

4) выполнение управленческих  функций, а также содержание  и развитие законодательных и  исполнительных органов государственной  власти;

5) содержание и развитие  систем здравоохранения, образования  и фундаментальных наук;

6) содержание и развитие  системы социального содержания  и реабилитации нетрудоспособных финансово необеспеченных граждан.

Действительно, статьи государственных  расходов требуют немалого финансирования. Однако обратим внимание на немаловажные факты. К примеру, при низком уровне качества государственных услуг  и инфраструктуры уровень налогообложения  в данном государстве должен быть адекватно низким. Еще одним важным фактором является абсолютно неограниченный и безразмерный характер государственных расходов, если их рассматривать отдельно от доходов.

А теперь пришло время обсудить величину необходимого минимального существенного  превышения доли субъектов бизнеса  в создаваемой ими валовой  прибыли по сравнению с налоговой  долей государства. Данное превышение является предельно допустимым уровнем  фискального налогообложения с  минимально возможным мотивационным  воздействием. Налог на валовую прибыль  в размере 45% - это максимально  допустимый минимально мотивационный  уровень фискального налогообложения  валовой прибыли субъектов бизнеса. Уровень фискального налогообложения  выше 45% валовой прибыли будет  приводить к антимотивационному психологическому состоянию субъектов бизнеса, а также к нарушению права частной собственности субъекта бизнеса на создаваемый им новый валовой собственнический продукт в виде валовой прибыли.

Осуществим небольшой  расчёт максимально допустимого  уровня фискального налогообложения  субъектов наёмного труда:

1) доход на одного физического  лица (без учета семьи), минимально  необходимый для простого и  расширенного воспроизводства (10000 рублей в месяц) = 120000 рублей в  год;

2) минимальный налоговый  вычет (подпункт 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ) (400 рублей в месяц до  достижения дохода 20000 рублей) = 800 рублей  в год;

3) налогооблагаемая база  физического лица (120000 руб. - 800 руб.) = 119200 рублей в год;

4) «рентабельность» функционирования  физического лица, как субъекта  наёмного труда (119200 руб. / 120000 руб. * 100%) = 99,33%;

5) валовая рентабельность  субъекта бизнеса при стандартных  среднерыночных (и среднеотраслевых) условиях = 20%;

6) допустимая в максимальной  степени ставка налога на прибыль  субъекта бизнеса = 45%;

7) базовая максимально  (и в то же время минимально) допустимая ставка НДФЛ (45% * 20% / 99,33%) = 9,06%.

Максимально допустимая стандартная  ставка НДФЛ в размере 9,06% - она рассчитана на основе минимально необходимого дохода физического лица, как субъекта наёмного труда, для его более или менее  полноценного простого и расширенного воспроизводства, а также с учётом стандартного минимального налогового вычета, предусмотренного НК РФ. Если учитывать ещё и другие налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ, то есть необходимость корректировать базовую максимально допустимую ставку НДФЛ в большую сторону. Для определения усреднённой общей максимально допустимой ставки НДФЛ, производится серия расчётов, охватывающих различные социально-экономические условия функционирования субъектов наёмного труда.

Необходимость отдать 45% валовой  прибыли создаёт самый минимальный  уровень мотивации для предпринимателей. Изъятие более 45% валовой прибыли  принимает вообще антимотивационную направленность. При минимальной положительной мотивации предпринимателей доступная для налогообложения валовая прибыль будет также минимальной, как и сумма получаемых государством совокупных налогов и не налоговых поступлений в государственный бюджет.

Ещё один немаловажный фактор - налоговое администрирование, являющее собой по своей сути налоговый  менеджмент исполнительных органов  государственного управления. Основные объекты данного менеджмента - субъекты бизнеса. Направленность налогового менеджмента  должна быть аналогична направленности эффективного корпоративного менеджмента, а именно стимулирующему воздействию  на управляемый объект.

Отдельная тема - низкая эффективность  карательных мер в налоговом  администрировании (включая уголовную  ответственность). Силовое воздействие  на бизнесмена, направленное на увеличение им налоговых платежей, приведёт лишь к тому, что он либо выведет большую  часть бизнес-процессов из официального оборота, либо просто свернёт бизнес на территории данного государства. В налоговом администрировании  единственно эффективными могут  быть только средства морально-психологического и социально-экономического воздействия.

Система и уровень  налогообложения в РФ

По факту одного лишь беглого  взгляда на фискальную часть действующих  сегодня сгруппированных налогов  достаточно, чтобы сделать вывод  о завышенном уровне фискального  налогообложения. В настоящее время  для формирования оптимального мотивационного законодательного уровня фискального  налогообложения вполне достаточно следующих двух налогов: налога на прибыль  организаций в размере от 20% до 25% и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере от 11% до 13% (в отношении  доходов в виде заработной платы).

Единственным дополнением  к механизму налогообложения  НДФЛ может быть установление ограничения  на максимальный размер дохода физического  лица, облагаемый по ставке 11-13%, например, 100`000 рублей в месяц. Остальные налоги (НДС, ЕСН и налог на имущество организаций) не имеют экономического обоснования, и применяться не должны.

В каждом налоговом режиме при этом должен действовать единственный фискальный налог. А также регулирующие налоги - по экономической необходимости. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход  должна применяться к субъектам  малого бизнеса, а максимальный уровень  налогообложения, создаваемый единым налогом, не должен превышать 20% от их валовой  прибыли. В целях позитивной мотивации  налог должен быть экономически обоснован. И обоснованность его должна выражаться в следующих факторах:

1) соответствие названия  налога объекту налогообложения  и налогооблагаемой базе;

2) направленность фискального  налогообложения на конечный  стоимостный результат деятельности  налогоплательщика до его взаиморасчётов  с государством, которым (конечный  результат) является валовая добавленная  частная стоимость;

3) объект налогообложения  применяемого регулирующего налога  должен адекватно отражать объект, на который направлено регулирующее  воздействие данного налога.

Теперь проведём анализ фискального  налогового блока общей системы  налогоoбложения, но прежде - несколько слов о налогах, наделённых «неопределённым статусом».

- Транспортный налог.  Неопределённость статуса данного  налога вызвана его компромиссным  характером. С одной стороны, действующий  механизм налогообложения транспортного  налога придаёт ему фискальный  характер, с другой стороны, в  налоговой системе РФ нужен  регулирующий налог на владельцев  транспортных средств, загрязняющих  окружающую среду. Отчасти можно  понять применение дополнительного  фискального налога к владельцам  колёсных транспортных средств,  эксплуатирующих государственные  автомобильные дороги, которые требуют  расходов на их содержание. Но  в таком случае размер данного  налога должен был бы учитывать  степень и интенсивность воздействия  транспортных средств на дорожное  покрытие. В действующей редакции  транспортного налога налоговой  базой для автомобилей является  мощность двигателя, которая в  очень малой степени учитывает  нагрузку транспортного средства  на дорожное покрытие, а интенсивность  эксплуaтации не учитывает вообще. С указанным экологическим фактором, требующим регулирующего налогового воздействия, ситуация аналогичная. Следовательно, обоснованность применения данного налога в нынешнем его виде вызывает большие сомнения.

- Налог на игорный бизнес. Из текста главы 29 НК РФ невозможно  понять направленность данного  налога. С одной стороны, его  можно отнести к дополнительным  регулирующим налогам по аналогии  с акцизами на алкогольные  и табачные продукты. С другой  стороны, данный налог похож  на фискальный специальный налоговый  режим, однако непосредственно  к таким режимам он не отнесён  и к тому же в тексте главы  29 ничего не сказано о применении  либо не применении остальных  действующих налогов.

- Налог на имущество  организаций. Действующий механизм  налогообложения автоматически  относит данный налог к фискальным, потому что он не несёт в себе никаких разумных экономически обоснованных регулирующих функций.

- Налог на имущество  физических лиц. На текущий  момент данного налога нет  в НК РФ, однако полным ходом  идёт подготовка к его введению  и самое печальное, что приводимые  обоснования для этого имеют,  в основном, фискальный характер.

- Единый социальный налог  (ЕСН). Его фискальное применение  вызвано необходимостью финансирования  пенсионных и прочих социальных  расходов, доставшихся после развала  СССР. Однако и эта причина  не отменяет психологических  и экономических закономерностей.

Информация о работе Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и налогообложения РФ