Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и налогообложения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

С наступлением эры широкого распространения демократических отношений в России, система налогообложения урегулировалась и стала меняться в лучшую сторону по сравнению с тем, что было после развала СССР. Однако и сегодняшнюю систему, к сожалению, идеальной назвать нельзя. Существует ли предел у налоговых поборов? Есть ли какие-то разумные основания и ограничения по количеству вводимых в законодательство налогов и общему уровню налогообложения? В данной статье мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы, а также проанализируем действующую налоговую систему и уровень налогообложения в России.

Файлы: 1 файл

-.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

Социально-экономические  основы налогообложения и их «преломление»  в системе и налогообложения  РФ

С наступлением эры широкого распространения демократических  отношений в России, система налогообложения  урегулировалась и стала меняться в лучшую сторону по сравнению  с тем, что было после развала  СССР. Однако и сегодняшнюю систему, к сожалению, идеальной назвать  нельзя. Существует ли предел у налоговых  поборов? Есть ли какие-то разумные основания  и ограничения по количеству вводимых в законодательство налогов и  общему уровню налогообложения? В данной статье мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы, а также  проанализируем действующую налоговую  систему и уровень налогообложения  в России.

Субъекты и  базовый объект налоговых взаимоотношений

Любой субъект гражданского оборота в демократическом государстве, пользующийся государственными услугами и активами, может извлечь финансовую выгоду в свою пользу в виде разницы  между полученными доходами и  понесёнными расходами. Получив  эту выгоду, субъект гражданского оборота обязан рассчитаться с государством за пользование его активами. Какую-то часть финансовой выгоды субъекты гражданского оборота тоже должны отдать государству  в целях финансирования каких-то социальных расходов. Пользование государственными услугами и активами производится непосредственно  и опосредованно. Таким же образом  осуществляются и взаиморасчёты  с государством:

1) непосредственно, оплачивая  пользование определенной услугой  и активом;

2) опосредованно – согласно  схеме налогообложения.

Непосредственное пользование  государственными услугами и активами и их прямая оплата производится, к  примеру, при участии в судопроизводстве либо при государственной регистрации  сделок с недвижимостью. При этом используются услуги нотариуса. Также  пользование государственными активами осуществляется при потреблении  электрической энергии (использование  государственной энергетической инфраструктуры), при потреблении горюче-смазочных  материалов (использование государственной  трубопроводной инфраструктуры) и при  прочих операциях и взаимодействиях  с госорганами.

Опосредованно потребляемыми  государственными активами являются охрана государственных границ и общественного  порядка, выполнение управленческих функций  органами исполнительной и законодательной  власти и прочие (бухгалтерский учет 1с введение). Ряд государственных  услуг и активов используются физическими лицами непосредственно, однако без осуществления оплаты либо с частичной оплатой, а для субъектов бизнеса данное пользование является опосредованным

Существует три способа, с помощью которых финансовая выгода может быть получена тем или  иным субъектом гражданского оборота:

1) предпринимательская деятельность;

2) наёмный труд;

3) рента

Плательщиками налогов являются нижеследующие участники гражданского оборота:

1) субъекты бизнеса, получающие  финансовую выгоду от предпринимательской  деятельности и в форме ренты;

2) физические лица, получающие  финансовую выгоду от работы  по найму и в форме ренты  - введение в бухгалтерский учет.

Финансовая выгода в виде разницы между полученными доходами и понесёнными расходами до уплаты налогов государству является валовой  прибылью. После налогообложения  она называется чистой прибылью. При  расчёте валовой прибыли субъектов  бизнеса в расходы включаются затраты на пользование государственными активами. Получаемая физическими лицами финансовая выгода определяется следующими способами:

1) разница между совокупными  доходами и понесёнными расходами  - для предпринимателей и получающих  доходы в форме ренты;

2) доход с учётом некоторых  расходов - для наемных работников, получающих доходы в форме  заработной платы.

Базовым объектом налоговых  отношений является финансовая выгода в виде разницы между полученными  субъектами гражданского оборота совокупными  доходами и понесёнными ими соответственными расходами.

Дифференциация  налогов

Экономическая категория  «вaловая прибыль», является заключительной финансовой стадией в процессе осуществления предпринимательской или наёмно-трудовой деятельности до уплаты налогов государству. Валовая прибыль также определяется как вновь созданный финансово-опосредованный актив, как объект наращённой валовой частной собственности субъекта бизнеса или наёмно-трудовой деятельности и ведение бухгалтерского учета импортные операции.

Полученная субъектом  бизнеса или наёмного труда валовая  прибыль (добавленная валовая частная  стоимость) имеет имущественное  обременение - часть валовой прибыли  отдается государству в счёт оплаты опосредованного пользования государственными услугами и активами, а также в  целях финансирование определенных социальных программ. Субъекты бизнеса  находятся как в частной, так  и в государственной собственности. Конечным результатом налогообложения  является так называемый «фискальный  налог» или «налог на валовую прибыль», формой которого является изъятие у  субъектов бизнеса или наёмного труда в пользу государства части  полученной ими валовой прибыли.

Фискальное налогообложение  преследует две цели:

первая – естественно, урегулирование отношений собственности  на валовую прибыль;

вторая - наполнение государственного бюджета.

Соответственно, фискальное налогообложение должно осуществляться с помощью одного налога - налога на валовую прибыль, однако сразу  хочется отметить несуразность нынешнего  одновременного применения в РФ налогов  на прибыль организаций, на добавленную  стоимость (далее - НДС), единого социального  налога (далее - ЕСН) и налога на имущество  организаций, не имеющих никаких  экономических обоснований (ведение бухгалтерского учета логистической компании).

Кроме фискального налогообложения, должно применяться регулирующее налогообложение  следующего перечня бизнеса или  бизнес-операций:

1) негативно влияющих на экологию;

2) производящих продукты, потребление которых негативно  влияет на здоровье человека, но вместе с тем потребляется  в силу сложившихся традиций  и привычек;

3) добывающих или эксплуатирующих  особые виды природных ресурсов;

4) получающих дополнительную  валовую прибыль за счёт использования  более благоприятных природных  или иных естественно-рыночных  и экономических условий (не  зависящих от данных субъектов  бизнеса);

5) получающих дополнительную  валовую прибыль или оказывающих  негативное влияние на экономику  или социальную сферу посредством  импортных или экспортных операций;

6) прочие аналогичные  виды бизнеса или бизнес-oпераций, требующие регулирующих налоговых воздействий.

При этом некоторые виды бизнеса или бизнес-oпераций могут одновременно попадать в несколько указанных групп.

Итак, мы логически формируем  вывод об экономической необоснованности косвенных налогов, не преследующих регулирующих целей. К примеру, акцизный налог на производство и реализацию табачных изделий имеет регулирующую направленность, а вот НДС - это  фискальный налог и его применение является налогово-фискальным лукавством. Считается, что НДС - это косвенный  налог и деньги на его уплату «даёт» покупатель. Данное утверждение верно  лишь отчасти. При введении в действие НДС единовременно увеличиваются  все цены реализации соответствующих  бизнес-продуктов. Часть бизнес-продуктов не подлежит обложению НДС, либо облагается по ставке «ноль». В случае если данную ставку налоговики не подтверждают, «входящий» НДС государством не возмещается и относится на прибыль данных субъектов бизнеса.

В облагаемые НДС продукты реализуются по двум направлениям: розничный рынок и государственный  бюджет. Государственный бюджет формируется  в результате за счёт прибыли субъектов  бизнеса, следовательно, НДС здесь  финансируется из прибыли субъектов  бизнеса.

Денежные суммы на уплату НДС при реализации конечных бизнес-продуктов из первой цепочки поступают от розничных покупателей. Но это лишь первая ступень финансирования. Где же розничные покупатели берут денежные средства на оплату НДС, «сидящего» в цене приобретаемых бизнес-продуктов?

Увеличение цен реализации при введении НДС адекватно уменьшает  доходы физических лиц, как розничных  покупателей, так как для совершения данными лицами розничных сделок в этом же физическом объёме понадобится  большее количество денежных средств. После введения НДС, физические лица, стремясь восстановить покупательную  способность, оказывают давление на субъекты бизнеса и требуют соответственного повышения заработной платы и  прочих выплат. Субъекты бизнеса не в состоянии устоять перед  данным натиском. Это приводит к  повышению уровня категорий выплат наёмным работникам, и, как следствие, - к уменьшению прибыли субъектов  бизнеса. Увеличение заработной платы, в свою очередь, вызывает увеличение налоговых платежей по ЕСН, опять  же уменьшающих прибыль предприятий.

Восстановление покупательной  способности физических лиц затрагивает  и сотрудников государственных  служб. Государство вынуждено повышать заработную плату, а также прочие социальные выплаты, в целях компенсации падения покупательной способности вышеназванной категорий граждан.

Что же происходит при реализации бизнес-продуктов, НДС не облагаемых? У таких субъектов бизнеса весь «входящий» НДС включается в состав расходов. В зависимости от уровня цен реализации подобных бизнес-продуктов, либо уменьшается прибыль, либо денежные суммы на возмещение «входящего» НДС берутся у покупателей. При реализации бизнес-продуктов, облагаемых НДС по ставке «ноль», «входящий» НДС возмещается из государственного бюджета.

Базовый показатель уровня налогообложения

Базовый показатель уровня налогообложения, так же, как и  любой другой аналогичный экономический  показатель, относителен. Он является отношением некой суммы налогов  к той или иной экономической  величине. Данная величина отражает функционирование этого социально-экономического субъекта. В показателе уровня налогообложения  часто меняется не только знаменатель, но и числитель.

В числителе показателя уровня налогообложения налоговая сумма  берется по группе налогоплательщиков, ориентируясь на их гражданско-правовой статус. Налоговая сумма формируется  также в рамках различных систем налогообложения. Но самое главное - налоги могут быть как фактически уплачиваемыми, так и подлежащими  уплате без налоговой оптимизации  в строгом согласии с законодательством.

Фактически уплачиваемые налоги обычно отражают определённый психологический уровень готовности налогоплательщиков платить данную сумму налогов, а положения Налогового кодекса выражают налоговые требования государства к своим налогоплательщикам.

Знаменатель в показателе уровня налогообложения всегда разнообразнее  числителя. Однако здесь в основном оперируют различными видами стоимости  продукции в зависимости от субъекта налоговых платежей. Показатель уровня налогообложения, построенный на знаменателе  в виде стоимости продукции, не несёт  в себе существенной смысловой нагрузки и показывает, по большому счёту, всего  лишь количество рублей налогов, приходящихся на один рубль стоимости продукции. С какой же величиной сопоставить  вышеназванную налоговую сумму, чтобы получившийся показатель уровня налогообложения отобразил некое  существенное социально-экономическое  качество?

Стимулирующая направленность фискального налогообложения

Общество уполномочивает государство выполнять ряд функций, требующих определённого финансирования, для этих целей и формируется  государственный бюджет. Естественным является тот факт, что перед теми, кто распоряжается государственным  бюджетом, стоит задача собрать максимум доходов, в целях покрытия большего количества расходов. Перед вами пeречень основных статей доходов государственного бюджета:

1) налоги (включая таможенные  пошлины);

2) доходы от оказания  услуг и предоставление в пользование  активов;

3) доходы от реализации  государственного имущества;

4) доходы от коммерческого  инвестирования свободных государственных  финансовых средств.

Самым «капризным» источником дохода, требующим деликатного обращения, является налогообложение, особенно фискальное. Бюджетные расходы государства, как и расходы любых других субъектов, - категория по своей сути безразмерная, поскольку их (расходов) можно запланировать столько, что  никаких доходов не хватит для  покрытия всего запланированного. Ограничением является совокупная валовая прибыль, создаваемая всеми налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в рамках юрисдикции данного государства (как ведение бухгалтерского учета  по упрошенной системе налогооблажения). Возможна и такая ситуация, когда изъятие даже ста процентов валовой прибыли в общегосударственном масштабе не обеспечит финансирования завышенных государственно-общественных расходов.

Информация о работе Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и налогообложения РФ