Социально-экономические и политические истоки Реформации, Реформация и немецкий Гуманизм, Библия как идейный источник информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Основанием для этих претензий было то, что католическая церковь служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Она учила, что мир и весь существующий в нем порядок, в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Истории Украинской культуре.docx

— 39.53 Кб (Скачать)

Национальный  авиационный университет

Институт  заочного и дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

 

По дисциплине «История Украинской Культуры»

 

На тему: «Социально-экономические и политические истоки Реформации, Реформация и немецкий Гуманизм,  Библия как идейный источник информации.

 

Вариант №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 1 курса

Специальности 6.070103

Шаповалов Дмитрий  Николаевич

Зачетная  книжка № 100085

 

 

 

 

 

ЦЗДО Ташкент  – 2010 г.

Вариант №13

 

1 Социально-экономические и политические  истоки Реформации.

К началу XVI в. в странах Центральной и Западной Европы чрезвычайно возросли материальные и политические претензии к католической церкви ставшей весьма влиятельной международной силой со сложным и разветвленным организмом.

Основанием  для этих претензий было то, что  католическая церковь служила в  средние века идеологической опорой всего феодального строя. Она  учила, что мир и весь существующий в нем порядок, в том числе  и общественный строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям.

Постулировалось идея об исконной "греховности" человека. Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен "спастись", т.е. искупить свою греховность. Только церковь может дать через свои таинства (крещение, покаяние, причащение и др.) недостающую человеку "благодать" и обеспечить ему вечное "спасение". Папы и высший католический клир вполне сознавали значение своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим не без основания считал себя оплотом существующего строя в его борьбе против всех подымающихся антифеодальных сил, а в конце средних веков – оплотом начавшегося процесса национальной консолидации народов. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже крупных светских феодалов, но в значительно большей степени  – жителей городов, в которых  зарождалась новая, буржуазная идеологи.

Просуществовавший в Европе более тысячи лет феодализм, основанный на земельной собственности, абсолютном преобладании сельского  хозяйства и деревни над городом, на натуральном производстве полностью  зависимых от земельного собственника крестьян, характеризовался чрезвычайно  устойчивостью и стабильностью. Однако совершенствование орудий труда  и развитие специализации в их изготовлении привело к появлению  ремесленного производства и отхожих  промыслов, а с ними и отделения  ремесленного производства от земледелия, и зарождения множества новых  поселений и посадов – преобразовав будущих городок как центров  новой, городской, культуры.

Города  быстро росли и развивались, становясь  центрами ремесла, торговли, средневековой  науки и образования. Основу их развития составляли интенсивное разделение труда, рост трудовой частной собственности  и расширение сферы товарного  производства и товарно-денежных отношений. В свою очередь товарное производство на продажу снимало с производства присущие натуральному хозяйству ограничения  и стимулировало потребность  в развитии производительных сил, т.е. совершенствовании средств производства, навыков, умений и знаний работника.

Попытки феодалов подчинить себе города, уже  почувствовавшие свою силу, вызвали  возмущение их населения и длительный период борьбы за независимость. В конечном итоге феодалы были вынуждены  признать известную автономию городов  и "городские вольности", с введением  городского самоуправления и подобием демократии по античным образцам. Города постепенно превратились в центры антифеодальных настроений и оплоты относительной  свободы горожанина от феодального  гнета.

Таким образом, рост городов, обусловленный развитием  общественного производства на основе товарно-денежных отношений, развитие торговых связей и коммуникаций городской  культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывало  основы феодализма.

Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы, к переориентации философии с  теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а потребность в свободном  от внешнего принуждения труде послужила  импульсом к возникновению новых  представлений о человек, его  свободе и достоинстве.

Таким образом, католическая церковь оказалась  неспособной ответить на вызов времени  – выразить в религиозной, доступной  народу форме культуры исторические потребности прогрессивного общественного  развития, возглавить процесс исторического  преобразования феодальных общественных отношений.

Будучи  самым крупным феодалам средневековья  и владея не менее чем третьей  частью земельных владений в странах  Западной Европы, она освещала феодальный строй, феодальную иерархию, угнетение  и эксплуатацию народных масс ореолом  божественной благодати.

В условиях, когда королевская власть, опираясь на горожан, постепенно сломила мощь феодального дворянства и начала создавать крупные централизованные монархии, объединявшие нацию сверху в ответ на пробивающиеся снизу  ростки товарно-денежных связей, такое  положение становилось нетерпимым и для светской власти.

Католическая  церковь, обладая огромными богатствами  и достигнув небывалой власти над странами Западной Европы, оказалась, тем не менее, к концу XIV в. в чрезвычайно печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианская религия стала в средние века господствующей в Европе. Однако только католическая церковь оказалась единственной в истории человечества, которая пережила эпоху высшего светского владычества. Нигде и никакая церковь не имела дела с таким опасным искушением, как почти безграничная светская власть. Такое безраздельное ее господство во всех сферах жизни, абсолютная монополия на власть и привела ее к внутреннему перерождению и нравственному разложению. Для укрепления своей власти и преследования неугодных католическая церковь создала в XIII в инквизицию – учреждение для расследования и наказания виновных в ересях и прегрешениях перед церковью. На самом деле инквизиция явилась орудием борьбы церковной номенклатуры, "князей церкви", со своими врагами, которая выразилась в самой невероятной и дикой форме жестокости, ибо оправдательных приговоров инквизиция не знала. В то же время инквизиционные репрессии стали также и средством обогащения католической церкви: имущество осужденных переходило в ее собственность. Проповедуя бедность и смирение, церковь непристойно богатела, наживаясь на всем, чем можно: помимо положенных ей со всех доходов "десятины" она стала брать плату за рождение, крещение, венчание, исповеди, отпевания и др. обряды.

Высшие  чины католической церкви жили в неслыханной  роскоши, предаваясь разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Высшие  церковные должности продавались  и покупались, так же как и низшие, которые в основном служили источником извлечения дохода. Монастыри, представляющие собой места чистого духовного  покаяния, смирения и служения Богу, превращались в вертепы разврата и порока.

При таком  состоянии дел всякий порядочный христианин был просто обязан со всей решительностью выступить против официальной  католической церкви, чем бы ему  это не грозило.

Первый  удар по теократическим притязаниям  римского папы, претендовавшего на высшую власть от Бога, абсолютную непогрешимость и право на утверждение или  низложение светских или церковных  властей, был нанесен в XIV в, когда папство почти на 70 лет попало в зависимость от французского короля. Вторым ударом стала деятельность непосредственного предшественника М. Лютера, чешского профессора и богослова Я. Гуса, выступившего за ограничение и упрощение католического богослужения, ведение его на национальном языке и фактически за создание национальных церквей, независимых от Рима. За это он был вероломно, вопреки выданной ему германским императором охранной грамоте, схвачен и сожжен как еретик в 1415 г.

В XV и XVI вв. притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые стали на путь государственной централизации. В раздробленной же Германии папы не хотели идти ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру, к которой принадлежали прежде всего суверенные духовные князья и всякого рода сборщики. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что реформационное движение, почва для которого была подготовлена и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения. Беззащитное состояние Германии перед лицом политических интриг и финансовых вымогательств папской курии особенно проявилось после краха попыток создания общеимперских учреждений, предпринятых в конце XV в, вслед за созданием в Юго-Западной Германии Швабского союза. По замыслу князей-инициаторов имперских реформ княжеский суверенитет в территориях должен был оставаться незыблемым. Но при таких условиях задача обеспечения имперских учреждений реальными военными и финансовыми средствами оказалась неразрешимой. Особое положение церкви в Германии содействовало усложнению и обострению внутренней обстановки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал национальной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содержались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических преобразований. Подъем общественного движения бурно нарастал.

 

СОДЕРЖАНИЕ  И НАПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕЧЕНИЙ  РЕФОРМАЦИИ. ЛИДЕРЫ ПРОТЕСТАНТСКИХ ТЕЧЕНИЙ

 

Особенности экономического, социального и политического  развития ряда германских земель, переживаемая в начале XVI в эра бурного экономического и социального подъема в сочетании с особо неблагоприятными условиями общего национального развития (многообразие разрозненных интересов, усилившаяся сеньориальная реакция, утвердившаяся система политической раздробленности, особое положение в стране католической церкви) явились причиной того, что Реформация приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала первой крупной битвой против феодализма в Европе.

Отпущение грехов начало практиковаться католической церковью еще с XI в. как распространение монашеской практики на мирскую жизнь и осуществлялось первоначально в натуральной форме. Постепенно, с развитием торговли и денег, церковные грамоты по случаю отпущения грехов стали предоставлять за деньги.

Эта практика вызвала повсеместное возмущение. Лютер  усмотрел в этом "сатанинскую  выдумку" – стремление освободить человека от необходимости внутреннего  покаяния, к чему призывает Евангелие. Нельзя заменить полагающиеся человеку в силу его прирожденной грешности  очищающие душу страдания, ибо это  есть единственно достойный человека путь укрепления веры и нравственной чистоты, т.е. искренней готовности жить по-божески. Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам  первоначального христианства с  присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Он утверждал, что церковь и духовенство  не являются посредниками между Богом  и человеком, поэтому церковь  не может отпускать грехи. Вера человека – единственное средство общения  с Богом, потому претензии церкви на господствующее положение в мире, мирской жизни беспочвенны. Яркая  антиклерикальная направленность тезисов  Лютера встретила горячее одобрение  и поддержку в самых широких  слоях немецкого общества, которое  не позволило папе римскому и высшему  духовенству расправиться с реформатором. [3, с. 184]

Реформация  в Швейцарии, как и в Германии, проходила в условиях политической раздробленности и охватила только отдельные кантоны. Центром Реформации стал Цюрих, один из крупных городских  кантонов, претендовавший на лидерство  в конфедерации. Основоположником швейцарской  Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531).

После окончания  университета в Вене Цвингли занимался  преподавательской деятельностью  в Базеле и примыкал к кружку базельских гуманистов. Как и Лютер, он принял духовный сан.

Цвингли одновременно с Лютером начал  борьбу против индульгенций и обосновал  тезис об оправдании верой. После  выступления Лютера он стал его горячим  приверженцем. Однако вскоре они разошлись  в трактовке догмата о пресуществлении. Если Лютер говорил о "реальном присутствии Христа" в таинстве причащения, то Цвингли придавал этому таинству только символическое значение.

Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Она имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала своими церковными делами, подчиняясь городскому магистрату. Учение Цвингли было горячо поддержано ремесленными гильдиями Цюриха. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из церквей были убраны иконы, распятия, статуи святых, стены побелены. Вместо алтарей поставлены простые столы. Церковь стала молитвенным домом, где вместо пышной мессы с органной музыкой слушались проповеди пастыря. Отменялись многочисленные праздники, закрывались монастыри и проводилась секуляризация монастырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлялся городским магистратом и специально созданным судом. Вместе с тем пришедшие к власти цвинглианцы провели некоторые социально-политические преобразования.

Информация о работе Социально-экономические и политические истоки Реформации, Реформация и немецкий Гуманизм, Библия как идейный источник информации