Шпаргалки по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

Шпоры по истории.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

 В.О.Ключевский отмечал: «История  народа, научно воспроизведенная, становится  приходно-расходной книгой, по которой  подсчитываются недочеты и передержки  его прошлого. Прямое дело ближайшего  будущего - сократить переделки и  пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас, от каждого русского человека отчётливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. ( 3. 60-61) Эти слова, сказанные выдающимся российским историком сто лет назад, актуальны для наших дней.

 Чтобы  знать, куда и как идти обществу  в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно вышло и каков его исторический путь. Изучение истории помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить с будущим развитием событий. Такой подход приучает осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития.

 Таковы  в самом общем виде социальные  функции изучения истории Отечества  как важнейшей составной части всемирной истории, можно сказать, основного звена гуманитарной подготовки в технических вузах.

 Научное  познание исторических процессов  обеспечивается использованием  определенных подходов, методов  исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Современная методология изучения общественного развития многомерна. Она связана с позицией исследователя, его жизненного интереса итого социального слоя, интересы которого она отражает. В исторической науке, имеющей тысячелетнюю историю, можно найти труды ученых,стоящих на различных позициях и описывающих события с учетом преобладания того или иного подхода. Как писал Г. Флобер, «О Цезаре у нас было бы другое представление, если бы историю Галльской войны написал Верцингеториг (противник Цезаря в Галльской войне). « Безусловно, огромную ценность представляют записки Цезаря о Галльской войне, невдумчивый историк должен оценить и другую позицию.

 Исходя  из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории.

1. Теологический  метод. Он рассматривает историю  как проявление божественной  воли, когда все исторические  процессы совершаются по божьему  предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение. В наши дни имеется немало стран, где религия является государственной и носит характер официальной идеологии. И в современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический метод имеет право на существование. Ведь в странах летоисчисление ведется от рождества Христова, в мусульманских странах - от прибытия пророка Мохамеда в Мекку в 622 г.

2.Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами, между руководителем и подчиненными и т.д. Если личность может

выразить  потребности общества, стать во главе  общественного прогресса, тогда  она вносит созидательный вклад  в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно  также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс.

3. Диалектико-материалистический  метод. Краеугольным камнем диалектического  материализма является учение  о материальной природе мира, согласно которому в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.

 Исследователь,  который хочет познать правду истории, будет учитывать и материальные и субъективные факторы, он не будет игнорировать теологический взгляд на историю, присущий историкам прошлого. Он будет находить рациональное зерно, пользуясь принципами всесторонности (объективности) и историзма.

 Рассмотрение  истории с позиций всесторонности. (объективности). означает прежде  всего: 1) изучение объективных закономерностей,  которые определяют процессы  общественного развития; 2) опору  на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы; 3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Подлинно научная история должна рассматривать все факторы - материальные и духовные. Принцип историзма. предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.

 Каждое  общественное явление, процесс  необходимо изучать в развитии, то есть как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем оно стало в данный исторический момент. Необходимо исходить из конкретных исторических условий того времени, видеть, что это явление принесло по сравнению с прошлым, как повлияло на последующий ход событий.

 История  человечества - это история составляющих  человеческое сообщество стран  и народов. Каждая страна прошла  свой уникальный путь исторического  развития, в том числе и Россия, наше Отечество. Чтобы наиболее полно оценить и представить историю страны, необходимо учитывать следующие основные факторы: 1) пространство, то есть территория, географические условия, где происходило становление и развитие данного народа;2) время, конкретно-исторический отрезок времени, в котором развивалась

страна, особенно в сравнении с временными рамками  других стран; и 3) народ, его этнические особенности, характер, волевые способности  к преобразованиям, его выдающихся людей.

 Каждый  из этих факторов имеет своеобразие  и в целом создает особую историю страны. Вместе с тем, история человечества имеет общие черты, которые связывают во времени поступательные этапы движения общества к прогрессу (от лат. - движение вперед). Выдающийся немецкий философ Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Всемирная история выделяет в связи с этим этапы первобытного, рабовладельческого, феодального, буржуазного строя, которые на той или иной ступени развития становились ведущей тенденцией прогресса.

 Пространство, природная среда, географические  и климатические особенности  оказывают значительное воздействие  на развитие общества. Эти природные  факторы могут ускорять или  замедлять темп развития стран  и народов, влиять на общественное разделение труда. Не случайно древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться достаточно высокого уровня производства материальных благ. Государства, имеющие выход к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и затем колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.

 Особое  значение имел пространственный  фактор для России. Равнинная  местность, малая доля морского  берега (не считая берегов Северного  Ледовитого океана), холодный климат  на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал  почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства особое значение имела разветвленная сеть рек, которые получали образные названия Волга - матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал В.О.Ключевский, «речная сеть, по-видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны. ( 3, 480,481 ).

 Другим  важнейшим понятием после пространства, которым оперирует историческая наука, является время. Изучая историческое прошлое человечества, мы прежде всего выстраиваем хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны и т.д. В развитии исторической общности людей также выделяются последовательные э

 

 создания  русского государства и превращения  его в могучую империю; - характер  освободительной борьбы русского  народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности. Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:

1) исторические  памятники, такие как «Слово  о полку Игореве», «Повесть временных  лет», «Задонщина»; 

2) документы  и материалы, сосредоточенные  в сборниках документов, хрестоматиях;

3) воспоминания  политических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;

4) научные  труды русских и советских  историков. В их числе: М.  Карамзин. История государства Российского;  В. Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей; современных ученых: Б.Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;

5) литературные  произведения таких выдающихся  писателей как Н.Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян , Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, М.Шолохов и др.

 Современные  документы и материалы, статьи  и книги, мемуары и исследования  завтра станут важнейшими историческими  источниками, способными помочь  в осмыслении современного периода.

Таким образом, заканчивая вводную лекцию, надо определить, каков же ожидаемый результат  изучения курса «Истории Отечества». Изучающий этот курс должен получить цельное представление о содержании, сущности и характере исторического  процесса развития России в контексте мирового общественного развитПолученные знания и практика историко-познавательной деятельности помогут расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.

 

Нельзя  жить на земле, не помня, чем здесь  жили прежде, не зная о трудах, славе  наших предков, не помня имен знаменитых и праведных. Зная прошлое, мы можем  понять настоящее и активно участвовать  в его преобразовании.


Информация о работе Шпаргалки по "Истории"