Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС). Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране. За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела. В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Формально колхозы считались кооперативами, т. е. общественными организациями. Посему колхозникам не полагалась пенсия. Они подвергались жестокой эксплуатации. Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку сельского хозяйства.
53. Экономические преобразования Н. С. Хрущева
Положение в сельском хозяйстве оставалось критическим. Коллективизация, война, послевоенная сверхэксплуатация деревни подорвали ее силы. В сентябре 1953 г. состоялся пленум ЦК, принявший меры к развитию сельского хозяйства. Вдвое были снижены налоги на крестьянство, увеличены закупочные цены, введена выдача денег на трудодень. Однако быстрого решения зерновой проблемы эти меры не обещали.
Чтобы в короткий срок нарастить темпы производства зерна, было принято решение об освоении целинных и залежных земель (февральский пленум ЦК 1955 г.). Освоение целины превратилось в широкомасштабную кампанию. Однако на целине через несколько лет началось истощение и эрозия почвы, «черные бури» выдували плодородный верхний слой. В начале 1960-х годов целинная кампания стала сворачиваться.
Хрущев стремился форсировать развитие страны с целью «догнать и перегнать» передовые капиталистические страны. В 1957 г. проводится реформа управления народным хозяйством. Вместо сложившегося десятилетиями централизованного управления через систему отраслевых министерств, вродится территориальное управление через систему советов народного хозяйства — совнархозов.
XXI съезд КПСС (январь—февраль 1959 г.)
провозгласил полную и
Однако в реальности добиться крупных успехов не удалось. Попытки поддержать деревню привели к тому, что она из источника снабжения государства превратилась в дотационную «яму». Обострилось продовольственное положение. По стране прокатилась волна недовольства. Пиком ее стали события в г. Новочеркасске в 1962 г., где была расстреляна демонстрация рабочих.
54. Эпоха застоя в экономике (середина 1960-х — начало 1980-х гг.). Реформы А. Н. Косыгина
Последствия последних лет правления Хрущева были особенно ощутимы в экономической сфере. Брежневскому руководству было очевидно, что без глубоких преобразований не обойтись. В средине 1960-х гг. в стране проводятся экономические реформы. Большую роль в их проведении сыграл А. Н. Косыгин. Прежде всего были ликвидированы совнархозы и восстановлена отраслевая система управления народным хозяйством. Вновь управление было передано министерствам.
В марте 1965 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором был заслушан доклад Брежнева о неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства. С колхозов была списана огромная задолженность по ссудам Госбанка. Уменьшился объем обязательных государственных поставок. Закупочные цены на сельхозпродукцию были повышены.
Начало реформы обозначил
На первых порах реформа обеспечила ускорение экономического роста. В наиболее последовательном виде она реализовывалась в годы восьмой пятилетки (1966—1970 гг.) Эта пятилетка стала одной из лучших во всей истории советской экономики.
Однако попытки
55. Перестройка в СССР
К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы.
В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто «отмывали» деньги криминальных структур. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.
Появилась гласность, т.е. свобода слова, но в основном лишь в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом.
В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).
В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам, но и те часто не могли улучшить обстановку. Нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа потерпели провал и были арестованы.
56. Отечественная культура в середине 1960-х — начале 1980-х гг
В области образования
И все же были достигнуты
значительные успехи в физике,
химии, освоении космоса,
1) запрещались публикации;
2) театральные постановки;
3) многие фильмы оставались на полках;
4) некоторые видные деятели отечественной культуры были вынуждены покинуть страну (И. А. Бродский, Ю. С. Любимов, А. И. Солженицын, А. А. Галич, М. Л. Ростропович).
Тем не менее в эти годы
возникает много выдающихся
57. Внутренняя политика Б. Н. Ельцина
12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России деятельность правительства была оценена резко отрицательно.
21 сентября 1993 г. Ельцин подписал
Указ о поэтапной
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.
Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.
В 1994—1996 гг. Россия провела первую военную кампанию в Чечне. По Хасавюртовскому мирному договору 1996 г. де-факто Чечня стала независимой. В Чечне расширяется сеть лагерей для подготовки боевиков, из-за границы поступают финансы и оружие, готовится вторжение в Россию. Весной 1999 г. чеченские боевики под руководством Ш. Басаева вторглись в Дагестан. Началась вторая чеченская война. В феврале 2000 г. Грозный был взят, и военные действия вступили в заключительную фазу.
58.Православная церковь в истории России.
Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа. В XVI-XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству. После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм - отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых. С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку. Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш - предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям. В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.