Шпаргалка по "История экономических учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономический учений".

Файлы: 1 файл

История Эк. учений.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

36. Истор. школа. Герм., 2 пол. 19. Последователи Листа – все профессора, а не практики, поэтому не генерировали, а изучали. Изучение конкретных экономик должно строиться на историческом сравнении и изучнии законов эволюции конкртных наций. Единствнной цлью ПЭК. провозглашали отражение действитльности в историко-нац. асп-кте. (Последователи Листа не пробовали строить доктрин) Основатели: Рошер, Гильдебранд, Книс. Их подход: изучать экономическое поведение в светее всех аспектов жизни - исторического развития культуры, науки, искусств,  индусрии, религии, морали, гос. институций.

Рошер считал любую рев. злом с непредсказумыми последствиями.

Гильдебранд не признавал эк. законы объективными. Открыл фазы эволюции: фаза натур. хоз., денежная и фаза кредитной экономики.

Книс разделял мнение, что можно и надо влиять на объективные процессы, если они хорошо изучеены, а цель общезначимая. 

37. Новая ист. школа. 70–е 19, ядро: Шмоллер, Брентано, Бюхер.

  Бюхер: анализ нового этапа - перехода к монополистическому кап-му, усиление милитаристской и националистической тенденций в нем. политике. Они заложили основы буржуазноркформистской  концепции социальной политики, социального партнерства, »классового мира». Это они противоставляли марксизму, стремясь перехватить рабочих Германии из-под его влияния. Их научный подход эмпиричский, описательный, без анализа и абстракций. 

  Шмоллер один из первых ввел «этический принцип»: чем порядочнее кап-ист, тем он успешнее. 

  Брентано считал излишней теорию ПЭК, не верил в позитивную силу государства, не признавал верховенства государства над личностью. Один из идеологов картелей. 

38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман.

Штаммлера 1897-»Государство и право», основа социального направления в эк. науке. Считал, что осн. факторы - не собственно эк. явления, а госуд. или право, кот. содействует соц. гарантиям о-ва. В отл. от природы с ее объект. законами, социальное поведение людей зависит от их психологии, поэтому его должный регулир. законы. ПЭК. - наука общественная, а за эк. категориями стоят обществ. отношения. Тем-неменее исторические процессы объективно обусловлены, поэтому не имеет смысла ускорять события с пом. полит. активности. В активной полит. борьбе Ш видел незнание людьми объективных законов и власть их слабостей и амбиций над ними.

Штальцман: производство нейтрально в общественном смысле и не связано с общественным строем. Называл кап-ов вождями нации, для выполнения этой функции они должны иметь достаточное вознаграждение и собственность. 

39. Ист. усл. возн. маржинализма. Посл. треть19.(также см. 40) Причины: монополизация, новые сложные формы хозяйствования и упр., интенсивное расширение внешнего рынка. Науч.-техн. прогресс дал новые методы (матем, в частности). Огромному к-ву производителей понадобились конкретные реком. по макро. и микроэк. Маржинализм - от marginal(предельный) – иссл. предельные эк. величины на разный уровнях: отдельной фирмы, отрасли, нац. эк. Нем. и фр. иссл. сформулировали категорию «предельной полезности», кот. используют при анализе поведения потребителя и мат. анализе функциональных зависимостей в хозяйственной системе.(см. 40) 

40. Австрийская шк. предельной полезности. По значимости на 2месте после кл. теории. Идеи распр. также в Англ., Герм., США,  России.

К. Менгер - основатель. Развил идееи предшественников маржинализма о »предельной полезности». Согласно этому подходу ПЭК. должна изучать сознание объекта хозяйствования. Объект иссл. - индивидуальное хоз-во как типовой элемент. Общественное производство – арифм. сумма таких эл. Такой метод назвали «робинзонат»(у Робинзона тоже были проблемы материального обеспечения, он их решал в порядке важности). Австр. школа огр. эк. отношения - рыночными. Все субъекты однородны и равноправны, каждый действует исключитльно в собственных интересах, так что эк. законы становятся следствием взаимодействия индивидуальных решений. Принятые в ПЭК. категории  »товар» и  »стоимость»  австр. заменили на  »благо» и  »ценность». Отрицали, что стоимость - воплощение общественно-необходимого труда, а труд - ее единственный источник. Доминирующее в благе - его потр. стоимость, или полезность (кот. дает возможность удовлетворить потребности индивида). Стоимость возникает вследствие взаимосвязи между потребностьб и эк. благами, кот. могут ее удовлетворить. например, хлеб и вода необходимы, но не составляют ценности, пока голод и жажда не заставят чел. зависеть от них. Ценность не существует за пределами сознания субъектов. Стоимость рождается в процессе использования товара, а не из того, сколько когда- то затрачено на его производство.

Визер трактовал затраты как полезность, кот. приносят в жертву. Закон Визера: стоим производства - производная от стоим продукта.

По  Бем-Баверку, для создания ценности необходимо, чтобы количество благ было недостаточным; труд – это »благо будущего», а зарплата - »теперешнее благо». 

41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа.

А. Маршалл основал ее в 90-х 19. Создал синтетическую теорию, объединяющую элементы трудовой теории стоимости + «теории предельной полезности»: С одной стороны, это наука про богатство; с другой стороны - про человека. Главный закон сбыта: »нужное для рынка количество товара увеличивается с падением цены и уменьшается с ее ростом». Ввел понятие потребительской надбавки: дополнительная сумма, кот. покупатель может заплатить вместо того, чтобы отказаться от покупки. Чем больше продажа, тем больше влияние спроса на стоимость -цена предложения определяется фактором производства. Закон замещения: производители всегда, когда возможно, заменяют дорогие факторы дешевыми. Определил разницу в организации малого и большого бизнеса. 

42. Американская школа маржинализма.

Бж. Б. Кларк, профессор, осн. американ. вариант теории предельной полезности. Закон убывающей продуктивности труда и капитала. Считал осн. факторами развития эк. технологии и мораль, а основой ее - отдельное изолированное хозяйство. Гл. проблемой ПЭК. назвал распределение.

По аналогии с теоретической механикой, разделил ПЭК. на 3 этапа: универсальная экономика - изучает общие законоы; эк. статика - идеальная модель хозяйствования; эк. динамика - модель в условиях действия нешних сил, которые усложняют разитие и нарушают рановесие.

В производстве выделил 4 фактора, собственник каждого получает свою часть дохода от фактора, кот. ему принадлежит: 1) денежный капитал;  2) капитальные  блага – ср. производства + земля; 3) предпринимательская деятельность; 4) труд рабочего.

Закон убывающей продуктивности труда  и капитала: каждый новый взнос труда при неизменных размерах кап. происходит с меньшей продуктивностью, чем предыдущий. таким образом, предельная продуктивность труда тем ниже, чем больше нанято рабочих.

Теория  распределения его исходит из результата, принадлежащего каждому фактору, а не из затрат и не вклада каждого фактора. 

43. Эк. проблемы в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева, Чернышевского. Центральный вопрос - отмена крепостного права. Во Франции бурж. рев. 1789 покончила с феодализмом, и прогресс, ставший результатом этого, наблюдали интеллигентные офицеры русской арии, громя наполеоновскую армию до Парижа. Из их среды вышли декабристы, кот. тем не менее не стали идеологаи буржуазии: это специфиика России - извечная доминанта крестьянста в предсталениях о производительных силах. В нач. 19 профессиональных экономистов в России не было; универ. курс читали приезжие немцы.

Герцен  и Огарев издавали в Лондоне с 1857 журнал »Колокол», в кот. пропагандировали, в том числе, свои эк. взгляды. Огарев освободил своих крепостных за небольшой выкуп, строил сах. заводы, выступал за выкуп земли крестьянами. Разочаровавшись в реф. 1861, заняли более крит. позицию по отн. к самодержавию (Ленин назвал ее »революционной агитацией»). Герцен  теория »крестьянского социализмма»: право каждого на землю; владение землей - общинное; управление - общинное.

Чернышевский 20 лет провел в Вилюйской ссылке за рев. деят. Считал принудит. труд гл. причиной бедности гос. в целом. Предлагал перевести землю в гос. собств. с общинным владением и общим произв., а капитализм надо не пускать в Россию (в следующих билетах: так же думали укр. и рос. народники). Социализм благодаря сохранившейся общинной форме легче всего осущ. в Рос., а не на Западе, хотя идея возникла там. А сохранить общину может только государство. в противоввес западной ПЭК, кот. он назвал «ПЭК. капиталистов», предложил «ПЭК. трудящихся». Для будущего социалистического хозяйства предложил понятие »внутренней стоимости» - оценку предмета с учетом благополучия всех трудящихся. Считал, что в будущем прибыль вольется в зарплату. 

44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.

«Хождение в народ» - разновидность утопич. социализма, хар. для стран с низким ур эк. разв., преобладанием с\х и мелких произв. У российских народников 2 тенденции: 60-80 гг.- революционная, 80-конец 90х  либеральная. Общее: признание капитализма регрессом для России, а рос. строя и крест. с его общиной -уникальными. Исторической неотвратимости в кап. не видели (47, Червинский, конкретно). Потерпев неудачу в попытке поднять крестьян на революцию, перешли к индивидуальному террору. Либеральные отказались от борьбы с самодерж., перешли к политике «малых дел» (см. дальше). 

45. ПЭК. в России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих про ставку на общинное с\х и неск. последующих). Критика послереф. порядков с позиций, близких к классической ПЭК. Формируются социальный, математический и психологический направления. Переводятся и популяризуются эк. учения Запада, в частности - Марксизм. Развита статистика (напр., черниговская школа), кот. показывает дальнейшее расслоение общества. 

46. Либерально буржуазная эк. мысль в Укр. в послереф. период (см. 3 предыдущих и много последующих). В некоторых отношениях эк. ситуация в украинских губерниях была другой, чем в большинстве рос. губерний: климат, плодородие - не только обилие пищи, но и успех сахарной и водочной пром., концентрация полезных ископаемых, концессии западных инвесторов; быстрое обогащение нерусской буржузии:(Cимиренки, Яхненки, Ханенки, Галаганы, Терещенки, Миклашевские, Бродские и т. д.), бывшей в оппозиции к самодержавию. Кроме традиционной общины, практика хуторов. Способствовали быстрой капитализации издавна развитая культура и инфраструктура, расположение на перекрестье дорог из Азии в Европу, с севера на юг, море. Так же, как в россии, в 40-е годы формируются либ. –дворянское и рев.-демократическое направления, кот. выражают интересы 2 главных классов. В дальнейшей капитализации либералы отражали интересы буржуазии, призывали перевоспитывать помещиков и просвещать народ, что и делали первые фабриканты. Либерально - буржуазное украинофильское движение сосредоточивалось в городах в объединениях »Громада» (в дальнейшем »Старая громада» и »Молодая громада»). Защищали мелких производителей, ориентировались на земство, ждали конституции, потому что думали, что она что-то изменит, а также уступок от правительства. После выхода Эмского указа царя, запрещавшего издание и ввоз литературы на украинском языке, деятельность громадовцев полностью перенесена за границу. Профессионально ПЭК. развивалась в направлении статистикии математических методов. 

47. Либеральное народничество в Украине (все предыдущее + все, что считали российские народники). А также -взгляды профессора Червинского, надо сохранить крестьянскую общину: если ее уничтожить, даже раздав землю, быстро пойдет обеднение. Оно приведет к появлению пролетариата, а на западе он появился именно вследствие обезземеливания крестьян. Он уже появился в Западной Укр. вследствие революции в Австровенгрии, земельной реформы, (быстрое обеднение галичан изучал Иван Франко).А где пролетариат, там пролетарская революция: »пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, а завоюет он весь мир» - Маркс. Если на Западе капитализм - результат исторического процесса, то в России еще можно выбирать, что лучше - искусственно его насадить, задержать или вообще остановить его развитие. 

48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова. Дядя Леси Украинки, выдающийся мыслитель, историк, этнограф, пол жизни провел в эмиграции после увольнения в 1875 из Киевского ун-та, там издавал журнал »Громада». Писал о тормозящей роли самодержавия, выступал против русификации, стороник воссоединения с Западной Украиной. В отличие от народников, не только не отрицал для России капиталистический путь, но считал, что он разовьет производительные силы. Способствовал популяризации трудов западных экономистов (Леся Украинка переводила главы »Капитала» Маркса) и созданию популярного курса ПЭК. Считал социализм более прогрессивным строем, но отрицал диктатуру пролетариата. В целом был идеологом мелкой буржуазии. 

49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891, сын богатого помещика, естеств. факультет Киевского ун-та, эмигрировал, в Вене издавал социалистическую литературу. В Бреслау защитил диссертацию по медицине, больше в границы Рос. империи не возвращался. Первым применил учение Маркса к сонкретной действительности. Показал, что капитализм уже не только есть в России, не только является прогрессивным по сравнению с феодализмом, но и будет исторически преходящим (что сегодня спорно в Рос и в Укр.). Противник частной собственности как основы капитализма. Анализ противоречий между развитием производительных сил и их бессмысленной тратой при капитализме. Популяризовал учение Маркса, с которым был знаком лично. Послал Марксу свой труд, с естественно - научной точки зрения якобы доказывающий неотвратимость социализма. Маркс переслал текст. Энгельсу, кот. разумно назвал чепухой утверждение, что труд увеличивает количество превращенной энергии на земной поверхности, но истинным открытием -утверждение, что труд помогает задержать на Земле солн. энерг(«закон Подолинского»). 

Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"