Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономический учений".
36. Истор.
школа. Герм., 2 пол. 19. Последователи Листа – все
профессора, а не практики, поэтому не генерировали, а
изучали. Изучение конкретных экономик
должно строиться на историческом сравнении
и изучнии законов эволюции конкртных
наций. Единствнной цлью ПЭК. провозглашали
отражение действитльности в историко-нац.
асп-кте. (Последователи Листа не пробовали
строить доктрин) Основатели: Рошер,
Рошер считал любую рев. злом с непредсказумыми последствиями.
Гильдебранд не признавал эк. законы объективными. Открыл фазы эволюции: фаза натур. хоз., денежная и фаза кредитной экономики.
Книс
разделял мнение, что можно и надо влиять
на объективные процессы, если они хорошо
изучеены, а цель общезначимая.
37. Новая
ист. школа. 70–е 19, ядро: Шмоллер, Брентано,
Бюхер: анализ нового этапа - перехода к монополистическому кап-му, усиление милитаристской и националистической тенденций в нем. политике. Они заложили основы буржуазноркформистской концепции социальной политики, социального партнерства, »классового мира». Это они противоставляли марксизму, стремясь перехватить рабочих Германии из-под его влияния. Их научный подход эмпиричский, описательный, без анализа и абстракций.
Шмоллер один из первых ввел «этический принцип»: чем порядочнее кап-ист, тем он успешнее.
Брентано считал излишней теорию
ПЭК, не верил в позитивную силу государства, не
признавал верховенства государства над
личностью. Один из идеологов картелей.
38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман.
Штаммлера 1897-»Государство и право», основа социального направления в эк. науке. Считал, что осн. факторы - не собственно эк. явления, а госуд. или право, кот. содействует соц. гарантиям о-ва. В отл. от природы с ее объект. законами, социальное поведение людей зависит от их психологии, поэтому его должный регулир. законы. ПЭК. - наука общественная, а за эк. категориями стоят обществ. отношения. Тем-неменее исторические процессы объективно обусловлены, поэтому не имеет смысла ускорять события с пом. полит. активности. В активной полит. борьбе Ш видел незнание людьми объективных законов и власть их слабостей и амбиций над ними.
Штальцман: производство
нейтрально в общественном смысле и не
связано с общественным строем. Называл
кап-ов вождями нации, для выполнения этой
функции они должны иметь достаточное
вознаграждение и собственность.
39. Ист. усл.
возн. маржинализма. Посл.
треть19.(также см. 40) Причины: монополизация,
40. Австрийская шк. предельной полезности. По значимости на 2месте после кл. теории. Идеи распр. также в Англ., Герм., США, России.
К. Менгер - основатель. Развил идееи предшественников маржинализма о »предельной полезности». Согласно этому подходу ПЭК. должна изучать сознание объекта хозяйствования. Объект иссл. - индивидуальное хоз-во как типовой элемент. Общественное производство – арифм. сумма таких эл. Такой метод назвали «робинзонат»(у Робинзона тоже были проблемы материального обеспечения, он их решал в порядке важности). Австр. школа огр. эк. отношения - рыночными. Все субъекты однородны и равноправны, каждый действует исключитльно в собственных интересах, так что эк. законы становятся следствием взаимодействия индивидуальных решений. Принятые в ПЭК. категории »товар» и »стоимость» австр. заменили на »благо» и »ценность». Отрицали, что стоимость - воплощение общественно-необходимого труда, а труд - ее единственный источник. Доминирующее в благе - его потр. стоимость, или полезность (кот. дает возможность удовлетворить потребности индивида). Стоимость возникает вследствие взаимосвязи между потребностьб и эк. благами, кот. могут ее удовлетворить. например, хлеб и вода необходимы, но не составляют ценности, пока голод и жажда не заставят чел. зависеть от них. Ценность не существует за пределами сознания субъектов. Стоимость рождается в процессе использования товара, а не из того, сколько когда- то затрачено на его производство.
Визер трактовал затраты как полезность, кот. приносят в жертву. Закон Визера: стоим производства - производная от стоим продукта.
По
Бем-Баверку, для создания ценности
необходимо, чтобы количество благ было
недостаточным; труд – это »благо будущего», а
зарплата - »теперешнее благо».
41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа.
А. Маршалл
основал ее в 90-х 19. Создал синтетическую
теорию, объединяющую элементы трудовой
теории стоимости + «теории предельной
полезности»: С одной стороны, это наука
про богатство; с другой стороны - про человека. Главный
закон сбыта: »нужное для рынка количество
товара увеличивается с падением цены
и уменьшается с ее ростом». Ввел понятие
потребительской надбавки: дополнительная
сумма, кот. покупатель может заплатить
вместо того, чтобы отказаться от покупки. Чем
больше продажа, тем больше влияние спроса
на стоимость -цена предложения определяется
фактором производства. Закон замещения: производители
всегда, когда возможно, заменяют дорогие
факторы дешевыми. Определил разницу в
организации малого и большого бизнеса.
42. Американская школа маржинализма.
Бж. Б. Кларк, профессор, осн. американ. вариант теории предельной полезности. Закон убывающей продуктивности труда и капитала. Считал осн. факторами развития эк. технологии и мораль, а основой ее - отдельное изолированное хозяйство. Гл. проблемой ПЭК. назвал распределение.
По аналогии
с теоретической механикой,
В производстве выделил 4 фактора, собственник каждого получает свою часть дохода от фактора, кот. ему принадлежит: 1) денежный капитал; 2) капитальные блага – ср. производства + земля; 3) предпринимательская деятельность; 4) труд рабочего.
Закон убывающей продуктивности труда и капитала: каждый новый взнос труда при неизменных размерах кап. происходит с меньшей продуктивностью, чем предыдущий. таким образом, предельная продуктивность труда тем ниже, чем больше нанято рабочих.
Теория
распределения его исходит из
результата, принадлежащего каждому фактору, а
не из затрат и не вклада каждого фактора.
43. Эк. проблемы
в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева,
Герцен
и Огарев издавали в Лондоне с 1857
журнал »Колокол», в кот. пропагандировали, в
том числе, свои эк. взгляды. Огарев освободил
своих крепостных за небольшой выкуп, строил
сах. заводы, выступал за выкуп земли крестьянами. Разочаровавшись
в реф. 1861, заняли более крит. позицию по
отн. к самодержавию (Ленин назвал ее »революционной
агитацией»). Герцен теория »крестьянского
социализмма»: право каждого на землю; владение
землей - общинное; управление
Чернышевский
20 лет провел в Вилюйской ссылке за рев.
деят. Считал принудит. труд гл. причиной
бедности гос. в целом. Предлагал перевести
землю в гос. собств. с общинным владением
и общим произв., а капитализм надо не пускать
в Россию (в следующих билетах: так же думали
укр. и рос. народники). Социализм благодаря
сохранившейся общинной форме легче всего
осущ. в Рос., а не на Западе, хотя идея возникла
там. А сохранить общину может только государство. в
противоввес западной ПЭК, кот. он назвал
«ПЭК. капиталистов», предложил «ПЭК. трудящихся». Для
будущего социалистического хозяйства
предложил понятие »внутренней стоимости» - оценку
предмета с учетом благополучия всех трудящихся. Считал, что
в будущем прибыль вольется в зарплату.
44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.
«Хождение
в народ» - разновидность утопич. социализма, хар. для
стран с низким ур эк. разв., преобладанием
с\х и мелких произв. У российских народников
2 тенденции: 60-80 гг.- революционная, 80-конец
90х либеральная. Общее: признание капитализма
регрессом для России, а рос. строя и крест. с
его общиной -уникальными.
45. ПЭК. в
России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих
про ставку на общинное с\х и неск. последующих). Критика
послереф. порядков с позиций, близких
к классической ПЭК. Формируются социальный, математический
и психологический направления. Переводятся
и популяризуются эк. учения Запада, в частности
- Марксизм. Развита статистика (напр.,
46. Либерально
буржуазная эк. мысль
в Укр. в послереф. период (см. 3 предыдущих
и много последующих). В некоторых отношениях
эк. ситуация в украинских губерниях была
другой, чем в большинстве рос. губерний: климат, плодородие -
47. Либеральное
народничество в Украине (все предыдущее
+ все, что считали российские народники). А
также -взгляды профессора Червинского, надо
сохранить крестьянскую общину: если
ее уничтожить, даже раздав землю, быстро
пойдет обеднение. Оно приведет к появлению
пролетариата, а на западе он появился
именно вследствие обезземеливания крестьян. Он
уже появился в Западной Укр. вследствие
революции в Австровенгрии, земельной
реформы, (быстрое обеднение галичан изучал
Иван Франко).А где пролетариат, там пролетарская
революция: »пролетариату нечего терять, кроме
своих цепей, а завоюет он весь мир» - Маркс. Если
на Западе капитализм - результат исторического
процесса, то в России еще можно выбирать, что
лучше - искусственно его насадить, задержать
или вообще остановить его развитие.
48. Эк. взгляды
Мих. Драгоманова. Дядя Леси Украинки, выдающийся
мыслитель, историк, этнограф,
49. Эк. взгляды
Сергея Подолинского. 1850-1891, сын богатого
помещика, естеств.
факультет Киевского ун-та, эмигрировал, в
Вене издавал социалистическую литературу. В
Бреслау защитил диссертацию по медицине,
больше в границы Рос. империи не возвращался. Первым
применил учение Маркса к сонкретной действительности. Показал, что
капитализм уже не только есть в России, не
только является прогрессивным по сравнению
с феодализмом, но и будет исторически
преходящим (что сегодня спорно в Рос и
в Укр.). Противник частной собственности
как основы капитализма. Анализ противоречий
между развитием производительных сил
и их бессмысленной тратой при капитализме. Популяризовал
учение Маркса, с которым был знаком лично. Послал
Марксу свой труд, с естественно - научной
точки зрения якобы доказывающий неотвратимость
социализма. Маркс переслал текст. Энгельсу, кот. разумно
назвал чепухой утверждение, что труд увеличивает
количество превращенной энергии на земной
поверхности, но истинным открытием -утверждение, что
труд помогает задержать на Земле солн.
энерг(«закон Подолинского»).
Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"