Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономический учений".
Томаса
Мена считают авт. теор. торг. баланса.
11. Франц.
меркант.: Монкретьен. Из - за религ. распрей
и войн экономика. Фр. отстала в разв. на
100 лет (от Англии), мерк. там сделал ударене
на стим. торг. В 17 в. кор. Генрих4 запрет. выв. сырья (шерсти,
Монкретьен в 1615 ввел политэк. термин
защитник «третьего сословия» (первые
2 - духовенство и аристокр.) - безродных богатых,
важнейшей частью кот. считал торговцев.
Первост. знач. придавал природным богатствам. Исходя
из англ. опыта, разраб. эконом.
12. Ист. усл. возник. И
общ. хар. Классич. политэк. (
13. Возн. кл. ПЭК. в
Англ. Уильям Петти, 17
ст. Называл ПЕК «полит. арифметика» или
«полит анатомия»: медик по обр., рассм.
эк. страны как живой орг., »полит тело». Его
наз. и отцом эк. статистики. в отл. от мерк., кот.
не пошли дальше описат. метода, П заложил
осн. абстракт. метода. В отл. от мерк., считает
богатство суммой движ+недвиж имущ. Богатство
нации гл. обр созд. прибылью от внеш. торг. Производство - осн.
14. Возн
кл. ПЭК. во Фр. Пьер де
Буагильбер(П де Б). Условия: крестьяне
разорялись в 17 - 18 в. из - за войн и роскоши
двора.С потерей военного могущества позиции
во внеш. торг. заметно ослабились. П де
Б (17 - 18в), в отл. от мерк., источником богатства
счит. не оборот, а произв., в частн, с\х. Природу
отождествл с провидением, то есть с Богом, а
действие эк. законов приравн. к объективным
законам природы. Источник богатства - труд.
Считает, что наруш. равновесия
в рын. эк. задушит все
в гос. Деньги нарушают
природное равновесие. Маркс наз. П де
Б, как и Пет, основат. труд. теор. стоим.
выгоды.
15. Эк.
взгляды физиократии (Ф). Ф - франц. экономисты
2 полов. 18ст, от гр.»физис» - природа и «кратос» - власть. Появление
ф обусловлено социально - эк. усл. Фр. того
времени: мануфакт.капитализм + мерк. Сохранение
феод. отн. в деревне тормозило эк. разв. Ф
разработали основу реформиров. с\х. Одна
из причин быстрой гибели школы - невозм.
осущ. реф. в усл. абсолютной монархии. Были
близки с фил.энциклопедистами. Использовали
методы точных наук и считали законы развит.
общества объектив. Боролись с мерк. Ввели
понятия «продуктивного» и «непродуктивного»
труда. Первый в с\х создает прибавочный
«чистый продукт», все остальные виды труда -
считали бесплодными. В отл. от мерк., рассм.
капитал в овеществленной форме. Воспроизводство
и оборот Франсуа
Кене изложил в»Эк. таблице», которую
Маркс назвал гениальной.
16. Эк. учение Адама Смита (АС, 18в) Выдающ. англ. эк. мануф.
периода. В
трудах его и его посл. Давида
Рикардо (см. 18) кл. ПЭК. достигла наивысшего
разв. Первоисточник богатст. труд; действие
объективных законов направлено на благо
человечества; в условиях »естественного
порядка», то есть своб. конкур., руководит
“невидимая рука», то есть объективные
законы. Руководствуясь эгоист. интересами, человек
оптимизирует свои усилия, а это превращается
в выгоду для всего общества. Показал, что
деньги - товар, кот. отделился от массы других
в результате развития обмена, но доход
общества - это товары, а не деньги.
17. Теория
стоимости АС. Как и его совр., пользуется
термином (Ц) »ценность», а не «стоимость». Ц
у него им. 2 знач: потребительская и меновая. Определение
Ц как суммы доходов свидетельст. о том, что
АС заложил осн. теории факторов производства, которая
в 19ст. стала господствующей. Осн. ценности
товаров сост. труд, овеществленный в них. Разделяет
цену на: рын., ту, по кот., продается, и естественную, в
кот. входят доходы, соответств. 3 факторам
производства (труд+кап.+земля)
18. Эк. учение
Давида Рикардо (ДР, 18 - 19
Англ). Главн. труд «Осн ПЭК. и налогообложения». Идеолог
пром. бурж. Не только разрабатывал эк.
программы бурж. разв., но активно участв.
в полит. борьбе бурж. с землевладельцами. Развил
идеи АС про личный интерес как гл. движ.
силу обществ. развития (при усл. полной
своб. и равных возможностей). Разраб. теорию
стоимости. Как и АС, отожд. капитал со средствами
произв. Основной пробл. ПЭК. назвал распределение. Созд.
теор. денег, особенно актуальную в связи
с прекр. в 1797 Англ. банком обмена банкнот
на золото. Прибыль на кап. определил размерами
кап. (а не только к - вом вложенного труда, как
до него). Равновеликие кап. дают одинаковую
приб. незав. от того, какое кол - во труда
они задействуют. С разв. о - ва норма приб.
имеет тенденцию падать. Ей противодействует
развитие произв. сил. Показал отличия
между внеш. и внутр. торговлей. Налоговая
способность страны пропорц. не валовому, а
чистому доходу. Отрицал возможность перепроизводства
и кризисов.
19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль). Кл. школа ПЭК, основанная АС и ДР, оказала на них большое влияние благодаря своей универсальности. В центре внимания экономистов новой волны все еще вопр. эк. развития, роста масштабов производства. Они все еще считали капитал продуктом., и что гос. не должно вмеш. в рын. отн.
Их новые идеи: рассмотрена немат. сфера, где результат не имеет тов. выражения, применительно к этому расширена трактовка стоимости. Поняли роль субъективного фактора, напр., свойства товара удовлетворять потребности. Именно в рамках этих теорий начало многофакторного системного анализа -неоклассическое направление.
Милль - отец (Джеймс) -
Мальтус анонимно издал памфлет
«Очерк о законе народонаселения в связи
с будущим усовершенствованием о-ва»: за
кот. его досих пор критикуют: о-во пребывает
в равновесии, когда кол. благ соотв. кол. населения. При
отклонении нач. действ силы, кот. востановят
равновесие. Закон: население растет в геом.
прогрессии, средства производства - в
арифм. прогрессии. Гос. должно вмешиваться
в рост. народонас., иначе неизбежны войны
за дополнителььные территории и блага, эпидемии, безработица,
Сениор. Обр. внимание на роль монополизации. »Кто удерживается от потребления своего кап. для себя с расчетом вложит его ради будущего, тот и есть капиталист». Пользовался матем. аппаратом.
Джон Стюарт Милль - сын. Его книга
»Принципы ПЭК»(1848) на протяжении 2 – й.
половины 19ст. была осн. учебником для эк-ов. В
11 лет корректировал гранки знаменитой
книги отца, в 13 полемизирует с известными
эк-ами, в 16 -первые статьи по теории стоимости. Философ, либерал,
1 - временно неинвестированный кап. сдерживает развитие, а добавочно вовлеченный создает раб. места и прочее благо;
2 - сбережения превращ в кап. в процессе потребления;
3 - отложенное будущее потребление состоится на расширенной основе толко благодаря производительному потреблению;
4 - капитал это средства, потраченные на организацию и потдержку продуктивного труда.
Определил
содержание категории цены не как
синоним стоимости (как раньше), а как
цена использования+цена обмена. А обменная
цена вещи, ее ценность - это ее свойство
удовлет потр. и быть редкостной. Разделял
взгляды мальтуса на пробл. народонаселения
и его выводы, что с ростом народонас. зарплата
падает. Прибыль кап. - трактует, как Сениор: награда
за воздержание от потребления. Оспаривал, что
законы обмена, действ. в границах одной
страны - действ. и в междунар торг. нельзя
утв., что превышение экспорта над импортом
лучше: важно, насколько они способствуют
экономии расхода труда и кап. Создал теорию
междунар. торг. более прогр., чем ДР, так
как основал ее на анализе конкр. ситуаций. Опр.
границы вмеш. гос. в эк. Говорил что прогрессивное (динамичное)
20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст. (Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).
Сей (конец18 - первая треть19) - последователь
АС. Ввел логическую схему исследован., ставшую
стандартом: произв.- распр.-
Фредерик
Бастиа. Занимался ПЭК. всего 6 лет, идеи
взял у англ. и амер. экономистов, подходил
поверхностно. Землевладельца рассм. как
собственника прошлых расходов на улучшение
почвы, то есть тоже капиталиста, кот. получает
процент за прошлые услуги. Считал, что
гармония интересов достигается, когда
личный интерес подчинен общественному. Его
новое слово в ПЭК: теория примата потребителя
над производством. Отрицал все формы госвмешательства,
21. Особенности эк. теории в США. в первой пол.19.Генри Кэри. Северные штаты были полной противоположностью Европе: неогр. земля, плодородие, высокая зарплата, низкие цены, рост. населения, (без подтверждения прогнозов Мальтуса), импорт капитала и новейших технологий, объединение независимых, (никогда не было феодализма!) небедных людей для решения общих конструктивных задач (а не для классовой борьбы), размах строительства: строились города, дороги, железные дороги и т. д. Либерализм отношений. Соответственно эк. наука, хоть и развивалась под влиянием англ. школы, представляет разительный контраст. с ней.
Генри Чарльз Кэри основатель
либеральной эк. теории обоснованно критикует
европу. Собственные взгляды: »Полезность
вещей есть мера власти человека над природой. Стоимость
вещей есть мера власти природы над чел., она
имеет тенденцию к снижению, снижается
с объединением людей». Цена вещи - мера
сопротивления желанию купить ее. Его теория
оригинальна, так как анализирует факты, характерные
только для Сев. Америки. Открыл закон роста
доли работников в нац. продукте: рост
22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди. Идеи классиков эк. либерализма о гармонии частных и общественных интересов не подтвердились. Развитие капитализма сопровождалось имущественным расслоением и обеднением большей части населения, мелкое производство гибло, начались кризисы.
Сисмонди
называл себя учеником АС и не социалистом, но
за высшеперечисленное и он критиковал
капитализм. Главный труд, 1819: »Новые начала
ПЭК, или О богатстве в его отношении к
народонаселению». Отрицает само классическое
определение предмета ПЭК: должна быть
наука не о богатстве, а о материальном
благополучии людей, кот. зависят от государства. Свобода
конкуренции приводит к разрушению мелкого
производства, то есть к отчуждению собстввенности
от труда. В этом отчуждении видит главную
опасность, особенно в с\х. Считал, что противоположность
интересов богатых и бедных будет усиливаться
с развитием производства. Государство
обязано вмешиваться в эк. жизнь. Кризисы - результат
внутренних противоречий капитализма, результат
общего перепроизводства и недопотребления, так
как потребитель разорен, рынок сужается. Поскольку
кризисы будут постоянно, то развитие капитализма
невозможно. Обращается к правительствам
стран, чтобы они своей властью остановили
развитие капитализма. Идеи С взяли на
вооружение социалисты.
Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"