Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

2.docx

— 383.87 Кб (Скачать)

                                                    Внешняя политика:                                                                                                             Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне с Советским Союзом, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир вступил в эпоху "холодной войны", которая то затихая, то обостряясь, грозя перерасти в третью мировую войну - продолжалась около полувека (1946-1991 гг.). Меры, принятые СССР после войны во внешней политике были адекватными мерам США, хотя и менее эффективными. Силы были неравны прежде всего потому, что Союз ССР вышел из войны экономически ослабленным, США - окрепшими. Советский Союз, руководимый КПСС (до 1952 г. - ВКП (б)), содействовал утверждению социалистических правлений в Болгарии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул в свою очередь широкомасштабную помощь странам "народной демократии", создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949 г.), а спустя несколько лет объединил часть из них в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора (ОВД, 1955 г.). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы и созданию стран "социалистической ориентации". Символом раскола мира на две противостоящие системы "системы капитализма" и "системы социализма" стал раскоп Германии на два государства - ФРГ(1948 г.) и ГДР (1949 Г.) Ядром противостояния в эпоху "холодной войны" было советско-американское противоборство, острота которого и определяла климат международных отношений. Самым грозным событием этого противоборства на закате сталинского правления стала корейская война (1950-1953 гг.) Вскоре после победы революции в Китае и создания КНР (октябрь 1949 г.), чему в немалой степени способствовала помощь СССР, руководство Северной Кореи (КНДР) сделало попытку вооруженным путем воссоединить страну, свергнув проамериканский режим Южной Кореи. Успешная на первых порах операция потерпела поражение и грозила перерасти в мировую войну после вмешательства в события войск США под флагом ООН и противостоящих им вооруженных сил КНР ("китайских добровольцев"), выступивших на стороне КНДР. Советское правительство перебросило в Китай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНР, передало Китаю большое количество самолетов и другой техники, содействовало созданию танковых, артиллерийско-зенитных и инженерных войск СССР снабжал корейскую Народную армию и "китайских добровольцев" оружием, транспортом, продовольствием, медикаментами. Корейская война была прекращена в 1953 г. Корея осталась, разделена на два противостоящих государства как символ раскола на две системы на азиатском континенте. Эту участь разделил и Вьетнам. 

47.Реформы в  СССР второй половины 1950-х - первой  половины 1960-х годов. Н.С.Хрущев.

К середине 1950-х гг. стало очевидно, что советская экономика не справляется с бременем военных расходов. Вооруженные силы СССР в 1953 г. насчитывали 5,4 млн. человек. Спустя восемь лет после Победы страна фактически содержала армию военного времени. К тому же во второй половине 1940-х гг. было возобновлено прерванное в 1941 г. строительство крупных военно-морских кораблей.

Великая Отечественная продемонстрировала, что в оборонительной войне для  СССР, страны континентальной, флот играет второстепенную роль. Но Сталин полагал, что великой державе необходим мощный океанский военный флот, способный решать любые задачи в самых отдаленных районах мира. 
В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (министерства и ведомства) вводился территориальный принцип. С этой целью на территории страны было создано 105 совнархозов (Советы народного хозяйства). Аргументами в пользу такого шага явились трудность осуществления управления промышленностью (200 тыс. предприятий, 100 тыс. строек), а также стремление приблизить управление к производству. Это, по мысли инициаторов, избавляло промышленность от министерской бюрократии, нерациональных перевозок, распыления средств и т. п.

Проведенная в короткие сроки реорганизация  дала на первых порах положительный  результат. В то же время она привела  к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось  местничество. Реорганизация зашла  в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств  ими командовали местные СНХ.

Промышленность в это время  продолжала развиваться на экстенсивной основе. Упор был сделан на развитие тяжелой промышленности, объем которой  составлял 75% от общего объема промышленного  производства. Легкая промышленность хронически отставала. В целом среднегодовые  темпы промышленного производства были достаточно высокими, составляли более 10%. На рубеже 50-х — начала 60-х гг. в нашей стране были построены основы индустриального общества.

В 50-е — начале 60-х гг. СССР лидировал  в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в  нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник  Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США.

Экономическая политика Н. Хрущева  разительно отличалась от сталинской и носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим достижением явилось жилищное строительство. За 1955 — 1964 гг. новоселье справил каждый 4 гражданин страны. Телевизоры, холодильники входили в быт советской семьи Была повышена на 35% минимальная пенсия для рабочих и, служащих. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Рабочий день сократился с 48 до 46 час. в неделю. Отменялись обязательные государственные займы, а выплата по старым отсрочивалась на 20 лет.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА. В начале 60-х  годов состоялась научная дискуссия, в ходе которой ее участники предложили новые методы планирования. С целью  проверки новых предложений в 1964— 1965 гг. проведены эксперименты на нескольких промышленных предприятиях (швейные  производственные объединения «Большевичка»  и «Маяк»), а также на ряде шахт Украины, в некоторых автохозяйствах Москвы и Ленинграда. Вместо многих показателей для оценки деятельности предприятий вводились всего  два: результаты выполнения плана реализации готовой продукции и плана  прибыли. Новая система хорошо зарекомендовала  себя, что положило начало перестройке  планирования и управления экономикой. Организатором хозяйственной реформы  был Председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин. Предприятия имели право  сами планировать себе производительность труда, среднюю зарплату и численность  рабочих, рациональную структуру управления, использовать часть прибыли на материальное поощрение. В октябре 1965 г. эти права  были закреплены в «Положении о социалистическом государственном производственном предприятии». К 1968 г. около 20 тыс. промышленных предприятий переведены на новые  условия хозяйствования, в следующем  году — еще 10 тыс. предприятий. Сказывались  и недостатки: погоня за объемами реализации приводила к тому, что более  дешевые товары были невыгодны для  производства; фонд зарплаты устанавливался сверху и пр. Однако ни сама реформа, ни причины отказа от нее в 70-е  годы до сих пор не подвергались тщательному анализу.

В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого  принципа (министерства и ведомства) вводился территориальный принцип. С этой целью на территории страны было создано 105 совнархозов (Советы народного  хозяйства). Аргументами в пользу такого шага явились трудность осуществления  управления промышленностью (200 тыс. предприятий, 100 тыс. строек), а также стремление приблизить управление к производству. Это, по мысли инициаторов, избавляло  промышленность от министерской бюрократии, нерациональных перевозок, распыления средств и т. п.

Проведенная в короткие сроки реорганизация  дала на первых порах положительный  результат. В то же время она привела  к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось  местничество. Реорганизация зашла  в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств  ими командовали местные СНХ.

Промышленность в это время  продолжала развиваться на экстенсивной основе. Упор был сделан на развитие тяжелой промышленности, объем которой  составлял 75% от общего объема промышленного  производства. Легкая промышленность хронически отставала. В целом среднегодовые  темпы промышленного производства были достаточно высокими, составляли более 10%. На рубеже 50-х — начала 60-х  гг. в нашей стране были построены  основы индустриального общества.

В 50-е — начале 60-х гг. СССР лидировал  в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в  нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник  Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США.

 

48.Нарастание кризисных  явлений в СССР в 1965-1985 гг. Л.И.Брежнев.

Уже с начала 60х годов стала очевидной необходимость глубоких экономических преобразований.

С 1965 г. стала проводиться  хозяйственная реформа (известная  как «реформа А.Н. Косыгина»). Ее направления были определены на мартовском (1965 г.) по сельскому хозяйству и сентябрьском (1965 г.) по проблемам промышленности Пленумах ЦК КПСС. Отмечались серьезнейшие проблемы в аграрном секторе СССР (рост населения на 3% в год, продукции сельского хозяйства — на

1,5% в год; низкий  уровень капиталовложений — по  семилетнему

плану — 7,5% от всех капиталовложений в народное хозяйство; низкая энерговооруженность — 12% колхозов вообще не имели электричества, все сельское хозяйство получало 4% производимой в стране электроэнергии). В итоге были повышены закупочные цены на аграрную продукцию (на сверхплановую — еще на 50%); увеличен

объем капиталовложений; установлен твердый план госзакупок до

1970 г. С колхозов  и совхозов были списаны долги.

Реформа в промышленности не посягала на основы директивной

экономики. Упор делался  на улучшение управления, совершенство

вание планирования и усиление экономического стимулирования.

Сократилось число плановых показателей, спускаемых сверху для

каждого предприятия; часть  полученных прибылей оставалась в рас

поряжении предприятий (из них создавались фонды — развития

производства, социальнокультурного и жилищного строительства,

материального поощрения  — премии, 13я зарплата и т.д.). Провозг

лашался хозрасчет. Совнархозы были ликвидированы (созданы

в 1957 г.); восстановлено  управление промышленностью через от

раслевые министерства.

Результат от реформы  был неплохой. За годы восьмой пятилетки

(1966–1970) среднемесячные  доходы колхозников выросли в  2 раза;

объем промышленного  производства увеличился в 1,5 раза; построено

около 2 тыс. крупных заводов (среди них — ВАЗ в Тольятти и др.).

Но эффект от реформ стал кратковременным. Уже в конце 1967 г.

по решению Политбюро  почти вся прибыль (даже «сверхплановая»)

«в порядке исключения»  была изъята в бюджет.

Но главное — это  то, что директивная экономика  сумела быстро

нейтрализовать реформы. Попытки перейти к экономическим мето

дам управления отвергались  самой административнобюрократичес

кой системой. Расширение прав возрожденных министерств (а чис

ло их быстро росло) изначально входило в явное противоречие с те

зисом о «самостоятельности» предприятий. Уже к концу 60х годов

реформа выдыхается. Структура  народного хозяйства приобретала

все более нерациональный характер. Хребтом экономики оставались

топливноэнергетический и военнопромышленный комплексы. Уже

в 1970 г. производительность  труда  в промышленности СССР со

ставляла 53% от уровня США, в сельском хозяйстве — не более 20%.

Период 70х — начала 80х гг. для внутреннего развития Советского

Союза стал «этапом застоя». Страна быстро теряла темпы экономичес

кого развития; все  более заметным было отставание от государств За

падной Европы, США, Японии в технологии, уровне и качестве жизни.

«Симптомами» кризиса  стали резкое падение темпов промышленного

роста, производительности труда, снижение отдачи от капиталовложе2 0 5

ний, рост незавершенного строительства, уменьшение потребления.

Кризис развивался в  новых для государства демографических и соци

альнополитических условиях. Начиная со второй половины 70х гг.

экономика исчерпала  резервы свободной рабочей силы. Прирост тру

доспособного населения упал с 2 до 0,25% в год. В условиях абсолютного

демографического кризиса  экономика не могла компенсировать недо

статки численностью рабочей силы.

Сказались также истощение  традиционной сырьевой базы, сме

щение топливноэнергетического комплекса на Восток, что вело к

росту себестоимости  сырья, обостряло проблему с транспортом; фи

зический износ и моральное старение оборудования и основных

фондов; кризис организации  труда и т.д.

Главный фактор в возникшем  кризисе был назван академиком Т.Зас

лавской еще в 1983 г. в «Новосибирском докладе» — неспособность

существующей системы  обеспечить эффективное использование  че

ловеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Система оставалась такой же, как и при ее возникновении в 30е годы

(несмотря на реформы  50–60х гг.): чрезмерная централизация, ди

рективное планирование, отсутствие рыночного ценообразования, кон

троль всех видов материального стимулирования трудящихся центром,

запрещение всех видов  индивидуальной трудовой деятельности насе

ления в сфере производства, услуг, торговли.

Необходимо рассмотреть  понятие «механизм торможения»

(вошедшее в научный оборот в конце 80х гг.). В государственнопо

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"