Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:37, шпаргалка
Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "История"
47.Реформы в СССР второй половины 1950-х - первой половины 1960-х годов. Н.С.Хрущев.
К середине 1950-х гг. стало очевидно, что советская экономика не справляется с бременем военных расходов. Вооруженные силы СССР в 1953 г. насчитывали 5,4 млн. человек. Спустя восемь лет после Победы страна фактически содержала армию военного времени. К тому же во второй половине 1940-х гг. было возобновлено прерванное в 1941 г. строительство крупных военно-морских кораблей.
Великая Отечественная
В 1957 г. началась реформа управления промышленностью.
Вместо отраслевого принципа (министерства
и ведомства) вводился территориальный
принцип. С этой целью на территории страны
было создано 105 совнархозов (Советы народного
хозяйства). Аргументами в пользу такого
шага явились трудность осуществления
управления промышленностью (200 тыс. предприятий,
100 тыс. строек), а также стремление приблизить
управление к производству. Это, по мысли
инициаторов, избавляло промышленность
от министерской бюрократии, нерациональных
перевозок, распыления средств и т. п.
Проведенная в короткие сроки реорганизация дала на первых порах положительный результат. В то же время она привела к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств ими командовали местные СНХ.
Промышленность в это время продолжала развиваться на экстенсивной основе. Упор был сделан на развитие тяжелой промышленности, объем которой составлял 75% от общего объема промышленного производства. Легкая промышленность хронически отставала. В целом среднегодовые темпы промышленного производства были достаточно высокими, составляли более 10%. На рубеже 50-х — начала 60-х гг. в нашей стране были построены основы индустриального общества.
В 50-е — начале 60-х гг. СССР лидировал в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США.
Экономическая политика Н. Хрущева разительно отличалась от сталинской и носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим достижением явилось жилищное строительство. За 1955 — 1964 гг. новоселье справил каждый 4 гражданин страны. Телевизоры, холодильники входили в быт советской семьи Была повышена на 35% минимальная пенсия для рабочих и, служащих. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Рабочий день сократился с 48 до 46 час. в неделю. Отменялись обязательные государственные займы, а выплата по старым отсрочивалась на 20 лет.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА. В начале 60-х
годов состоялась научная дискуссия,
в ходе которой ее участники предложили
новые методы планирования. С целью
проверки новых предложений в 1964—
1965 гг. проведены эксперименты на нескольких
промышленных предприятиях (швейные
производственные объединения «Большевичка»
и «Маяк»), а также на ряде шахт
Украины, в некоторых автохозяйствах
Москвы и Ленинграда. Вместо многих
показателей для оценки деятельности
предприятий вводились всего
два: результаты выполнения плана реализации
готовой продукции и плана
прибыли. Новая система хорошо зарекомендовала
себя, что положило начало перестройке
планирования и управления экономикой.
Организатором хозяйственной
В 1957 г. началась реформа управления
промышленностью. Вместо отраслевого
принципа (министерства и ведомства)
вводился территориальный принцип.
С этой целью на территории страны
было создано 105 совнархозов (Советы народного
хозяйства). Аргументами в пользу
такого шага явились трудность
Проведенная в короткие сроки реорганизация дала на первых порах положительный результат. В то же время она привела к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств ими командовали местные СНХ.
Промышленность в это время
продолжала развиваться на экстенсивной
основе. Упор был сделан на развитие
тяжелой промышленности, объем которой
составлял 75% от общего объема промышленного
производства. Легкая промышленность
хронически отставала. В целом среднегодовые
темпы промышленного
В 50-е — начале 60-х гг. СССР лидировал в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США.
48.Нарастание кризисных явлений в СССР в 1965-1985 гг. Л.И.Брежнев.
Уже с начала 60х годов стала очевидной необходимость глубоких экономических преобразований.
С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа (известная как «реформа А.Н. Косыгина»). Ее направления были определены на мартовском (1965 г.) по сельскому хозяйству и сентябрьском (1965 г.) по проблемам промышленности Пленумах ЦК КПСС. Отмечались серьезнейшие проблемы в аграрном секторе СССР (рост населения на 3% в год, продукции сельского хозяйства — на
1,5% в год; низкий уровень капиталовложений — по семилетнему
плану — 7,5% от всех капиталовложений в народное хозяйство; низкая энерговооруженность — 12% колхозов вообще не имели электричества, все сельское хозяйство получало 4% производимой в стране электроэнергии). В итоге были повышены закупочные цены на аграрную продукцию (на сверхплановую — еще на 50%); увеличен
объем капиталовложений; установлен твердый план госзакупок до
1970 г. С колхозов и совхозов были списаны долги.
Реформа в промышленности не посягала на основы директивной
экономики. Упор делался на улучшение управления, совершенство
вание планирования и усиление экономического стимулирования.
Сократилось число плановых показателей, спускаемых сверху для
каждого предприятия; часть полученных прибылей оставалась в рас
поряжении предприятий (из них создавались фонды — развития
производства, социальнокультурного и жилищного строительства,
материального поощрения — премии, 13я зарплата и т.д.). Провозг
лашался хозрасчет. Совнархозы были ликвидированы (созданы
в 1957 г.); восстановлено управление промышленностью через от
раслевые министерства.
Результат от реформы был неплохой. За годы восьмой пятилетки
(1966–1970) среднемесячные доходы колхозников выросли в 2 раза;
объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза; построено
около 2 тыс. крупных заводов (среди них — ВАЗ в Тольятти и др.).
Но эффект от реформ стал кратковременным. Уже в конце 1967 г.
по решению Политбюро почти вся прибыль (даже «сверхплановая»)
«в порядке исключения» была изъята в бюджет.
Но главное — это то, что директивная экономика сумела быстро
нейтрализовать реформы.
Попытки перейти к
дам управления отвергались
самой
кой системой. Расширение прав возрожденных министерств (а чис
ло их быстро росло) изначально входило в явное противоречие с те
зисом о «самостоятельности» предприятий. Уже к концу 60х годов
реформа выдыхается. Структура
народного хозяйства
все более нерациональный характер. Хребтом экономики оставались
топливноэнергетический и военнопромышленный комплексы. Уже
в 1970 г. производительность труда в промышленности СССР со
ставляла 53% от уровня США, в сельском хозяйстве — не более 20%.
Период 70х — начала 80х гг. для внутреннего развития Советского
Союза стал «этапом застоя». Страна быстро теряла темпы экономичес
кого развития; все более заметным было отставание от государств За
падной Европы, США, Японии в технологии, уровне и качестве жизни.
«Симптомами» кризиса стали резкое падение темпов промышленного
роста, производительности труда, снижение отдачи от капиталовложе2 0 5
ний, рост незавершенного строительства, уменьшение потребления.
Кризис развивался в новых для государства демографических и соци
альнополитических условиях. Начиная со второй половины 70х гг.
экономика исчерпала
резервы свободной рабочей
доспособного населения упал с 2 до 0,25% в год. В условиях абсолютного
демографического кризиса экономика не могла компенсировать недо
статки численностью рабочей силы.
Сказались также истощение традиционной сырьевой базы, сме
щение топливноэнергетического комплекса на Восток, что вело к
росту себестоимости сырья, обостряло проблему с транспортом; фи
зический износ и моральное старение оборудования и основных
фондов; кризис организации труда и т.д.
Главный фактор в возникшем кризисе был назван академиком Т.Зас
лавской еще в 1983 г. в «Новосибирском докладе» — неспособность
существующей системы обеспечить эффективное использование че
ловеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Система оставалась такой же, как и при ее возникновении в 30е годы
(несмотря на реформы 50–60х гг.): чрезмерная централизация, ди
рективное планирование, отсутствие рыночного ценообразования, кон
троль всех видов материального стимулирования трудящихся центром,
запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности насе
ления в сфере производства, услуг, торговли.
Необходимо рассмотреть понятие «механизм торможения»
(вошедшее в научный оборот в конце 80х гг.). В государственнопо