Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 10:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории России»
Развитие промышленности в России
В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед более заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду, вышивки и полотенца, лапти и мочало, деготь и смолу, сани и рогожи, топленое сало и щетину, многое другое. Через скупщиков эти изделия, особенно холсты, попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки, превращается в мелкое товарное производство. По этому пути идут мастера по изготовлению ярославских холстов, важских сукон, решминских рогож, белозерских ложек, вяземских саней и т.д. Среди ремесленников наиболее многочисленную группу составляли тяглые — ремесленники городских посадов и черносошных волостей. Они выполняли частные заказы или работали на рынок. Дворцовые ремесленники обслуживали нужды царского двора; казенные и записные работали по заказам казны (строительные работы, заготовка материалов и др.); частновладельческие — из крестьян, бобылей и холопов — изготовляли все необходимое для помещиков и вотчинников. Ремесло в довольно больших размерах перерастало, прежде всего у тяглецов, в товарное производство. Но в разных отраслях это протекало по-разному. Издавна существовавшая в стране металлообработка была основана на добыче болотных руд. Центры металлургии сложились в уездах к югу от Москвы: Серпуховском, Каширском, Тульском, Дедиловском, Алексинском. Другой центр — уезды к северо-западу от Москвы: Устюжна Железнопольская, Тихвин, Заонежье. Квалифицированных кузнецов власти не раз вызывали в Москву; они же выполняли на месте заказы из столицы. Когда в 1689 г. построили новый Каменный мост на Москве-реке, из Нижнего вызвали кузнеца Дмитрия Молодого «для дела к мосту резцов железных». Крупным центром металлообработки выступала Москва — еще в начале 40-х годов здесь насчитывалось более полутора сотен кузниц. В столице работали лучшие в России мастера по золоту и серебру. Центрами серебряного производства были также Устюг Великий, Нижний Новгород, Великий Новгород, Тихвин и др. Обработкой меди и других цветных металлов занимались в Москве, Поморье (изготовление котлов, колоколов, посуды с расписной эмалью, чеканкой и др.). Металлообработка в значительной степени превращается в товарное производство, причем не только на городских посадах, но и в деревне, черносошной и частновладельческой. Кузнечное дело обнаруживает тенденции к укрупнению производства, применению наемного труда. Особенно это характерно для Тулы, Устюжны, Тихвина, Устюга Великого. Из тульских кузнецов вышли крупнейшие металлозаводчики XVIII в. Демидовы и Баташовы, Мосоловы и Лугинины. Разбогатевшие кузнецы, имевшие по нескольку кузниц, эксплуатировали наймитов — молотобойцев и др., занимались торговлей железными и иными товарами. Аналогичные явления, хотя и в меньшей степени, отмечаются в деревообработке. По всей стране плотники работали в основном на заказ — строили дома, речные и морские суда Особым мастерством отличались плотники из Поморья. Изделия из дерева, мочало, рогожи, смола, даже дома и мелкие суда продавались на рынке. Во многих уездах северо-запада Европейской России (Псков, Новгород Великий и др.) специальностью местного населения стали посев и переработка льна и конопли. Помимо холстов, делали канаты и прочие судовые снасти, крашенину.
Развитие ремесленных мастерских в 17 веке
Крупнейшим центром кожевенной промышленности был Ярославль, куда из многих уездов страны поступало сырье для выделки кожаных изделий. Здесь работало большое число мелких «заводов» — ремесленных мастерских. Хорошие дубленые кожи выделывали в Вологде, кожи и сафьяны — в Казани. Обработкой кожи занимались мастера из Калуги и Нижнего Новгорода. Ярославские мастера-кожевники использовали наемный труд; некоторые «заводы» перерастали в предприятия мануфактурного типа со значительным разделением труда (дуботолки, гладильщики, подошевники, строгальникн и другие узкие специалисты). Скорняки, обрабатывавшие дорогие меха (соболя, бобра, куницы, белки, песца и др.), выполняли, как правило, заказы. Те же, кто работал с дешевым сырьем (овчинники и др.), выходили на рынок. Наибольшее количество скорняков трудилось в Москве (центром промысла была Панкратьевская слобода). В скорняжном деле тоже начали применять наемный труд, выделялись предприниматели. В немалом числе поступали на рынок изделия из шерсти: сермяжные сукна и валяная обувь, колпаки и плащи (епанчи). Производились они и в городе, и в деревне, распространялись по всей стране. Крупным центром валяных изделий выступал Углич. Сальными свечами славилась Вологда, мылом — Кострома и Ярославль. Дворцовые ремесленники проживали почти только в одной Москве. Оружейное, золотое, серебряное, полотняное производства переросли из ремесла в мануфактуру. Мастер как самостоятельный производитель-ремесленник имел учеников. По «житейской записи», последние рядились на учебу и работу у мастера лет на пять-восемь. Ученик жил у хозяина, ел и пил у него, получал одежду, выполнял всякую работу. По окончании обучения ученик какой-то срок отрабатывал у мастера, иногда «из найма». Ученики, которые приобрели необходимый и значительный опыт или прошли испытание у специалистов, сами становились мастерами. Пополнение корпуса ремесленников производилось и за счет вызова посадских людей из других городов в Москву на постоянную или временную работу. Для нужд казны, дворца из других городов высылали в столицу оружейников и иконописцев, серебряников, каменщиков и плотников. Приказ Каменных дел ведал казенными каменщиками, кирпичниками, подвязчиками (они ставили «подвязи» — леса при возведении зданий). Жили они в особых слободах Москвы и городов Замосковья. Среди них имелись «каменных дел подмастерья» — производители, руководители работ, архитекторы; рядовые каменщики и ярыжные (чернорабочие) Из подмастерьев, по существу архитекторов XVII столетия, получили известность Антип Константинов — строитель Золотой, Казенной и Проходной палат Патриаршего двора в столичном Кремле; О.М. Старцев, возводивший митрополичьи палаты (в том числе «Крутицкий теремок») на Крутицком подворье. О прочности и красоте московских каменных зданий свидетельствуют современники. Один из них, архидиакон Павел Алеппскии, сопровождавший антиохийского патриарха Макария (побывал в русской столице в 1655—1656 гг.), не скрывает своего восхищения: «Мы дивились на их красоту, украшения, прочность, архитектуру, изящество». . Развитие мануфактур в России |
Заметный
рост русского ремесла в XVII в., превращение
значительной его части в мелкое товарное
производство, укрупнение, использование
наемного труда, специализация отдельных
районов страны, появление рынка рабочей
силы создали условия для развития мануфактурного
производства. Государственные и купеческие мануфактуры В Москве же появились две казенные
пороховые мельницы. Продолжали работать
мастерские Оружейной, Золотой и Серебряной
палат, швейные мануфактуры — Царская
и Царицына мастерские палаты. Появились
ткацкая мануфактура — Хамовный двор
в Кадашевской слободе (Замоскворечье),
шелковая — Бархатный двор (довольно быстро
заглохла). Они были казенными или дворцовыми.
На них применялся принудительный труд.
Связей с рынком они не имели. Металлургические мануфактуры Уже в 20-е годы казна пыталась
строить небольшие заводы по обработке
металлов на Урале, в районе Томска. Но
отсутствие дешевой рабочей силы помешало
этому. В следующем десятилетии, после
открытия медных руд в районе Соликамска,
построили Пыскорский медеплавильный
завод, первый в России. В плавильне установили
мехи, которые приводились в движение
от мельничных водяных колес. Завод давал
несколько сот пудов меди в год. В конце
40-х годов его закрыли — истощились запасы
руды. В середине 60-х годов по той же причине
прекратил работу медеплавильный завод
в Казани. Первые медеплавильные заводы,
построенные казной в Онежском крае, получили
в эксплуатацию иностранцы. Однако вместо
выплавки меди, которую наладить не удалось,
они, используя опыт местных мастеров,
организовали три вододействующих железоделательных
завода. Текстильные мануфактуры России Организатором текстильных
мануфактур тоже выступал государев «дворец»
— управление царским дворцовым хозяйством.
Так, Кадашевская дворцовая слобода изготовляла
бельевые ткани на государев обиход. Полотно
поставляли дворцовая Тверская Константиновская
слобода в Хамовниках под Москвой, дворцовые
села Брейтово и Черкасове в Ярославском
уезде. Отдельные сорта тканей вырабатывали
на дому. 30.служилые люди по отечеств в 17в Служилые люди по отечеству —
в России в XVI — XVII веке слой служилых людей,
в среде которых служба в большинстве
случаев переходила от отца к сыну. БОЯРЕ — знатнейшие члены Думы, численность которых колебалась от 13(1630) до 63 человек (1693), но «налицо» всегда было значительно меньше: бояре занимали высшие поенные, административные и дипломатические должности, часто связанные с отъездом из Москвы, часть их получала отпуска по болезни, старости и т. п. Внутри Думы бояре были неравны по значению. Члены 16-ти родовнтейших фамилий имели почти безусловное право стать боярами <.в совершенных летах», которое подчеркивалось особой привилегией миновать при выслуге чин окольничего. Эти 16 родов (Воротынские, Голицыны, Куракины, Морозовы, Одоевские, Пронские, Романовы, Темкины-Ростовские, Буйносовы- Ростовские, Репнины, Трубецкие, Урусовы, Хованские, Черкасские, Шсины и Шереметевы) имели среди бояр больше своих представителей, чем вся остальная знать. Еще в четырех фамилиях молодые люди либо миновали окольничество, либо нет (Долгоруковы, Ромодановские, Прозоровские, Салтыковы). Несколько родов традиционно жаловались в бояре по выслуге в чине окольничего. Но боярство могло быть пожаловано, по прохождении лестницы чинов, любому человеку по воле государя. Это была награда за выдающиеся военные заслуги (Волконские и др.) или дипломатические успехи (Ор-дины-Нащокины, Матвеевы и pp.), этого чина удостаивались родственники цариц (Милославские, Нарышкины, Стрешневы, Лопухины), наконец, престо царские фавориты (например, Хитрово). ОКОЛЬНИЧИЕ — в отличие от бояр, сидевших в присутствии царя, они стояли на заседаниях Думы и получали вторые после бояр должности в армии, в московских приказах и на воеводствах, в посольствах, имели более низкие поместные и денежные оклады. Как правило, это были далеко не молодые люди, многие из которых не могли надеяться на дальнейшее продвижение. ДУМНЫЕ ДВОРЯНЕ — чин, специально предназначенный для представителей незнатных родов, чей совет был желателен в Думе. Его получали, например, выдающиеся военные специалисты, генералы регулярной армии, особо отличившиеся приказные деятели и т. д. ДУМНЫЕ ДЬЯКИ — особая категория дьяков, призванных постоянно участвовать в заседаниях Думы, в отличие от простых дьяков, призывавшихся туда только для доклада о делах подведомственных им учреждений или для ответов на запросы КОМНАТНЫЕ СТОЛЬНИКИ И СПАЛЬНИКИ - дети знатных фамилий, служившие государю за столом и в спальне, жившие во дверце и спавшие по очереди в царской опочивальне. КРАВЧИЙ (ЧАШНИК) — доверенный стольник, «наряжавший» государю вина (виночерпий) и заботившийся о царском питье. ПОСТЕЛЬНИЧИЙ — ответственный za царскую постель и опочивальню. ЛОВЧИЙ — организатор царской охоты. КАЗНАЧЕЙ ~~ хранитель царских драгоценностей. СТРЯПЧИЙ С КЛЮЧОМ - дворцовый эконом. . ПЕЧАТНИК — хранитель большой и средней государственных печатей. ЯСЕЛЬНИЧИЙ — ответственный за царский вые;д (конюшню). ОСТАЛЬНЫЕ ЧИНЫ МОСКОВСКОГО СПИСКА В московский список, начннаишийся боярами, входили и другие чиновные люди, ежегодно отмечавшиеся в боярских списках н перечислявшиеся в создаваемых время от времени Боярских книгах. СТОЛЬНИКИ — для знатнейших родов — начальный придворный чип, в котором служили и представители незнатных московских фамилий, заслужившие эту честь. Несколько сотен стольников обслуживали царские ш:ры и приемы, разнося яства и напитки. Со временем первоначальная функция стольников отступала на второй план и этот чип (с соответствующим поместным и денежным окладом) определял в основном место человека а «Табеля о рангах*. Так, в регулярной армии стольники служили полковниками и ротмистрами, в городах и посольствах ноезодаг.ш и послами или их помощника?*!! (*тоиаршцимн>), в приказах — судьями. При этом как чин требовал определенной должности, так и должность (например, военная) могла определять пожалование в стольники человека, ни разу не прислуживавшего за столом. относились к привилегированным сословиям, владели землей (на вотчинном или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения. 31.российское Соборное уложение было принято
на Земском соборе 1649 года и действовало
вплоть до 1832 года, когда в рамках работы
по кодификации законов Российской империи,
проводимой под руководством М. М. Сперанского,
был разработан Свод Законов Российской
империи. В итоге к 1649 году в Российском
государстве существовало огромное количество
законодательных актов, которые не только
устарели, но и противоречили друг другу. Непосредственными причинами
создания Соборного Уложения 1649 года послужило
восстание в 1648 году в Москве и дальнейшее
обострение классовых и сословных противоречий.
Глубинные же причины состояли в эволюции
социального и политического строя России
в XVII веке, которая сопровождалась заметным
ростом законотворческой деятельности,
стремлением законодателя подвергнуть
правовой регламентации возможно больше
сторон и явлений общественной жизни. В Соборном Уложении нет специальных
глав, характеризующих государственный
строй России. Однако необходимость наличия
монарха, Боярской думы, Земских соборов,
приказов, местных органов управления
и их основные черты достаточно хорошо
регламентируются законом. В Соборном Уложении законодательно ужесточается система наказаний, что было обусловлено массовым сопротивлением закрепощенных крестьян, вылившемся в крестьянские войны. 32. россия при федоре алексеевиче(1676-1682) реформы 70-80 гг После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его сын Федор Алексеевич. С 1679 г., когда ему исполнилось 18 лет, он прочно взял власть в свои руки. Эти годы до смерти царя в 1682 г. стали важным периодом в истории страны. Они во многом подготовили почву для будущих реформ Петра I. Вокруг царя сплотились молодые способные люди, о которых говорили, что они люди великого разума и самого благочестивого состояния. Это окольничий Языков, братья Лихачевы, воевода В. В. Голицын. Появился новый верховный орган — Расправная палата, подчинявшаяся непосредственно царю. Федор Алексеевич все чаще подписывал указы без совета с Боярской думой. Царь сократил количество приказов, самолично установил время работы центральных ведомств, требуя решать дела безволокитно. При Федоре Алексеевиче началось реформирование армии. Комплектовались полки нового строя. Появилось девять территориальных военных округов. Каждый из них располагал полками, которые в случае необходимости вливались в единую российскую армию. Здесь же в армию определяли и даточных людей, их были обязаны поставить из своих поместий дворяне. Родился Федор Алексеевич 30 мая 1661 г. в Москве. С детства был слабым и болезненным (страдал параличем и цингой), но уже в двенадцать лет был официально объявлен наследником престола. За 6 лет своего царствования
Федор Алексеевич не мог полностью править
самостоятельно, на него постоянно оказывали
влияние. Власть была сосредоточена в
руках родственников Федора по матери,
бояр Милославских. 33.московское восстание 1682.Регенство Софьи Носит так же название «Xованщина»
- по имени руководителя стрелецкого движения
кн. И.А. Хованского - крупное антиправительственное
выступление московских стрельцов и солдат,
поддержанных частью горожан и крестьян
окрестных сёл. После Стрелецкого Бунта произошедшего 15 мая 1682 года началось время правление Софьи (05.09.1657-03.07.1704г). Формально она была регентшей двух малолетних царей, Петра I и Ивана. Де-факто же, Софья правила страной. В оружейной палате Кремля до сих пор сохранился трон Ивана и Петра I , в его спинке было маленькое окошко, через которое молодым царям подсказывали, что говорить и как себя вести. Софья - дочь царя Алексея Михайловича, её мать - Милославская Мария Ильинична. Царевна правила страной семь лет (1682-1689). Главную роль в её правительстве играл Василий Голицын, её фавори, очень образованный для своего времени человек. Стоит отметить, что годы её правления отмечены стремлением к широкому обновлению Русского общества. Техническая модернизация, по мнению Софьи, должна была сопровождаться «западными» социальными и политическими заимствованиями. Царевна вела активную внешнюю политику. В актив правительнице можно записать «Вечный Мир» с Польшей заключенный в 1686 году. При ней Россия заключила военный союз с Польшей, Австрией и Венецией, против Крыма и Турции. В 1687 году начались «Крымские походы», которые не имели успеха. Во внутренней политике Софья очень успешно пресекла бунт раскольников в 1682 году. Вскоре царевна потеряет многих своих сторонников, на престол взойдет Петр I. Софья же уйдет в Новодевичий монастырь, где примет постриг 21.10.1698г. Умерла 3.07.1704г, похоронена в Новодевичьем монастыре. 34.переворот 1689.Начало правления Петра Развязка родственно-государственного конфликта сестры и брата наступила летом 1689 года. Во время крестного хода 8 июля Петр на глазах всего двора и народа поссорился с Софьей и в гневе покинул Кремль. Это был настоящий скандал, после которого отношения сторон резко обострились. В ночь с 7 на 8 августа 1689 года Петр был разбужен двумя стрельцами, которые прибыли в Преображенское и сообщили царю, что Софья и Шакловитый готовят вылазку против него. До сих пор мы не знаем, была ли это провокация или Софья действительно намеревалась расправиться с Нарышкиными, но события эти стали детонатором политического взрыва, изменившего весь политический пейзаж тогдашней России. Генерал Пат рик Гордон писал об этом: Петр прямо с постели, не успев надеть сапог, бросился в конюшню, велел оседлать себе лошадь, вскочил на нее и скрылся в ближайший лес. Сюда принесли ему платье, он наскоро оделся и поскакал в сопровождении немногих лиц в Троицкий монастырь, куда измученный приехал в 6 часов утра. Его сняли с коня и уложили в постель. Обливаясь горькими слезами, он рассказал настоятелю о случившемся и потребовал защиты… Внезапное исчезновение царя распространило ужас в столице, однако клевреты Софьи старались держать все дело в тайне или делали вид, будто оно не заслуживает внимания. В Троице-Сергиев монастырь, который находился в 70 верстах от Москвы, вскоре приехала семья Петра – мать царица Наталья Кирилловна, молодая жена царица Евдокия Федоровна, родственники, ближние бояре и слуги. Затем царь стал рассылать указы об обязательной явке служилых людей к нему на службу, что означало объявление военного похода. Внезапное бегство царя было не чем иным, как объявлением войны, а к такому развитию событий лагерь Софьи оказался не подготовлен. Поняв опасность своего положения, царевна Софья обратилась к авторитетным боярам, чтобы они примирили ее с братом хотя бы формально. Все попытки правительницы и ее окружения уговорить Петра вернуться ни к чему не привели. Бояре, патриарх, иностранные офицеры, дворяне, стрелецкие полки один за другим приходили в Троицу и там оставались. Формально придраться к ним было нельзя – Петр был царем законным, и к тому времени он уже считался взрослым, то есть государство не нуждалось в регентстве. Более того, некоторые из посланных Софьей возвращались в Москву с указами Петра I и требовали от правительницы выдачи главного врага Нарышкиных и фаворита Софьи, начальника Стрелецкого приказа Федора Шакловитого, на что правительнице, скрепя сердце, в конце концов пришлось согласиться. Временщика увезли в Троицу, где тотчас начали пытать, добиваясь признаний в заговоре против Петра. Тогда Софья сама решила ехать в Троицу, но в памятном для нее подмосковном селе Воздвиженском (там она в 1682 году арестовала и повелела казнить мятежного князя И. Хованского) царевну остановили посланные Петром люди и зачитали царский указ, предписывавший ей вернуться в Москву. Следом за этим указом Петр послал брату царю Ивану письмо. В нем в весьма категоричной форме было заявлено, что время троевластия закончилось, и Софья отстранена от власти. Пожалуй, в этом указе мы впервые слышим грозный рык юного льва. Посланный в Кремль боярин князь Иван Троекуров от имени царя Петра настоятельно просил Софью покинуть царский дворец и переехать в Новодевичий монастырь, что она после некоторых колебаний и сделала. После событий 1689 года власть
перешла к юному Петру I Алексеевичу. Но
в первые годы самостоятельного царствования
Петр в управлении государством участия
не принимал. Его интересовали лишь забавы,
но забавы порой серьезные. Царь не упускал
возможности повеселиться в иноземной
Кукуевой (Немецкой) слободе Москвы, где
у него было много друзей-иностранцев:
Лефорт, Гордон, Брюс. Но наряду с гулянками
и амурными развлечениями, Петра занимали
военное дело и судоходство. В 1695 году Петр предпринял первое
серьезное предприятие — начал борьбу
за Азов. Крепость Азов давно привлекала
русских, так как давала выход сразу в
два моря: Черное и Азовское, раздвигала
границы сношения с Востоком. Однажды,
благодаря казакам, Азов уже мог войти
в состав России( вспомните Азовское сидение),
но тогда русское правительство не рискнуло
начать борьбу с могущественной Османской
империей. Теперь же, по мнению Петра, Россия,
вполне созрела для этого. Первый Азовский поход окончился
провалом. Главными причинами неудачи
русской армии были плохая организация
войск и отсутствие флота, что позволяло
туркам беспрепятственно доставлять подкрепления
и припасы в город, осажденный лишь с суши. ая бомбардировками крепость капитулировала. Петр приказал заново отстроить Азов, а заодно заложил порт в Таганрогской бухте. Россия предъявила веские претензии на выход в Черное море, но, чтобы поддержать их, требовался мощный флот. У государства не было на это достаточных средств, и царь повелел строить корабли кумпанствам (компаниям), феодалы и монастыри должны были выделить средства и рабочую силу на строительство 60 кораблей из расчета 1 корабль на каждые 10 тысяч крестьянских дворов. Строительство 14 кораблей финансировали посадские люди. Еще 46 кораблей оплачивала казна. Таким образом, к 1698 году Россия должна была располагать мощным флотом. Петр I отдавал себе отчет, что не только армия и флот определяют мощь государства. Для осуществления преобразований нужны были знания, умения и навыки, которых явно не хватало. Для борьбы за выход в моря нужны были союзники, не очень-то спешившие завязать дружбу с неведомой и дикой «Московией». Петр, к тому времени ставший единоличным правителем России (Иван V скончался в 1696 году), решил лично посетить Европу, с тем чтобы приобрести знания и дружбу могущественных европейских держав. С Петром за границу должны были отправиться еще 250 человек: посольские чины, приближенные царя, волонтеры — дворяне, вынужденные по велению царя пройти обучение за границей. На основе своих европейских
впечатлений, Петр I начал «перекраивать»
Россию на новый лад. Первые изменения
коснулись быта: царь приказал всем дворянам
носить одежду европейского образца и
брить бороды. Петр собственноручно остриг
бороды нескольким своим приближенным
и в будущем строго следил за исполнением
своего указа. Ходить с бородами было дозволено
лишь крестьянам, священникам и монахам,
все прочие, не желавшие расстаться с бородой,
должны были платить за это высокий налог:
богатейшие купцы по 100 рублей в год, прочие
купцы и дворяне — от 30 до 60-ти, после выплаты
налога они получали «бородовой знак». Петр насильно прививал в России
западную культуру. Начал он с обрезания
бород и длиннополых кафтанов. Вскоре
последовали распоряжения о посылке за
границу «студентов», которые должны были
освоить военное дело, кораблестроение
и другие необходимые новой России науки.
35.петр 1 и его окружение Личность Петра I. Петр I был поистине
выдающимся государствен-HbiM деятелем.
С его личностью связаны крупные преобразования
социально-экономической и политической
жизни России, начатые еще при его 0тце
Алексее Михайловиче. Его неординарный
ум, большая энергия и воля помогли преодолеть
многие объективные трудности на этом
пути. В лице Петра I сочетались крупнейший
полководец, флотоводец и организатор
вооруженных сил страны. Он не только сумел
создать регулярную армию, но и научил
ее побеждать в сражениях. Он справедливо
считается основоположником русской военной
школы, принципы Которой в дальнейшем
были развиты П.А.Румянцевым, А.В.Суворовым
и другими полководцами. Петр сумел превратить
сухопутную Россию в морскую державу.
Он создал русский Балтийский флот, одержавший
в первые же годы ряд блестящих побед (Гангут,
Гренгам и др.). Талантливо проведенная
труднейшая Северная война — образец
военного мастерства и полководческого
искусства. 36.оценка преобразований Петра людьми 18в деятельность Петра I до сих пор не имеет в нашем общественном сознании одной твердо установленной оценки. На преобразования Петра смотрели разно его современники, смотрим разно и мы, люди XIX и начала XX в. Одни старались объяснить себе значение реформы для последующей русской жизни, другие занимались вопросом об отношении этой реформы к явлениям предшествовавшей эпохи, третьи судили личность и деятельность Петра с нравственной точки зрения. Не мы первые начали рассуждать о Петре Великом. Его деятельность уже обсуждали его современники. Их взгляды сменялись взглядами ближайшего потомства, судившего по преданию, понаслышке; а не поличным впечатлением. Затем место преданий заняли исторические документы. Петр стал предметом научного ведения. Каждое поколение несло с собой свое особое мировоззрение и относилось к Петру по-своему. Для нас очень важно знать, как в различное время видоизменялось это отношение к Петру нашего общества. Современники Петра I считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, ибо, как им казалось, подрывались основы старого быта, освященные старинным московским правоверием. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Но не все одинаково резко выражали свои взгляды. Пылкая, смелая преданность Петру и его делу отличает многих его помощников; страшная ненависть слышится в отзывах о Петре у многих поборников старины. Первые доходят до того, что зовут Петра "земным богом", вторые не страшатся называть его антихристом. И те, и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под влиянием его деятельности. И преданный Петру Нартов, двадцать лет ему служивший, и какой-нибудь изувер-раскольник, ненавидевший Петра I всем своим существом, одинаково поражены Петром и одинаково не способны судить его беспристрастно. Когда умер Петр и кончилась его реформационная деятельность, когда преемники, не понимая его, часто останавливали и портили начатое им, дело Петра не умерло и Россия не могла вернуться в прежнее состояние. Плоды его деятельности – внешняя сила России и новый порядок внутри страны – были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием. Но многие сознательно жившие люди и долго спустя после смерти Петра продолжали ему удивляться не меньше современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Все, что они видели вокруг себя в общественной сфере, вело начало от Петра I. О Петре осталось много воспоминаний; о том же, что было до него, стали забывать. Если Петр внес в Россию свет просвещения и создал ее политическую силу, то до него, как думали, была "тьма и ничтожество". Так приблизительно характеризовал допетровскую Русь канцлер граф Головкин, поднося Петру титул императора в 1721 г. Он выразился еще резче, говоря, что гением Петра мы "из небытия в бытие произведены". В последующее время эта точка зрения замечательно привилась: Ломоносов называл Петра "богом", ходячее стихотворение звало его "светом" России. Петра I считали творцом всего, что находили хорошего вокруг себя. Видя во всех сферах общественной жизни начинания Петра, его силы преувеличивали до сверхъестественных размеров. Так было в первой половине XVIII в. Вспомним, что тогда не существовало еще исторической науки, что возможность просвещения, данная Петром, создала еще лишь немногих просвещенных людей. Эти немногие люди судили Петра по тому преданию, какое сохранилось в обществе о времени преобразований. Но не все, что было в России после Петра I, было хорошо. Не всем, по крайней мере, оставались довольны мыслящие люди XVIII в. Они видели, например, что усвоение западноевропейской образованности, начатое при Петре, превращалось часто в простое переименование культурной внешности. Они видели, что знакомство с Западом с пользой приносило к нам часто и пороки западноевропейского общества. Далеко не все русские люди оказывались способными воспринять с Запада здоровые начала его жизни и оставались грубыми варварами, соединяя, однако, с глубоким невежеством изящную внешность европейских щеголей. Во всех сатирических журналах второй половины XVIII в. мы постоянно встречаем нападки на этот разлад внешности и внутреннего содержания. Раздаются голоса против бестолкового заимствования западных форм. Вместе с тем развитие исторических знаний позволяет уже людям XVIII в. оглянуться назад, на допетровское время. И вот многие передовые люди (князь Щербатов, Болтин, Новиков) темным сторонам своей эпохи противопоставляют светлые стороны допетровской поры. Они не развенчивают деятельности Петра I, но и не боготворят его личности. Они решаются критиковать его реформу и находят, что она была односторонней, привила нам много хорошего со стороны, но отняла от нас много своего хорошего. К такому выводу они приходят путем изучения прошлого, но это изучение далеко не спокойно; оно вызвано недостатками настоящего и идеализирует прошлую жизнь. Однако эта идеализация направлена не против самого Петра, а против некоторых последствий его реформы. Личность Петра и в конце XVIII в. окружена таким же ореолом, как и в начале столетия. Императрица Екатерина относится к нему с глубоким уважением. Находятся люди, посвящающие всю свою жизнь собранию исторического материала, служащего к прославлению Петра, – таков купец Голиков.
37. преемственная
цельность и планомерность Вторая из наиболее отчетливо
поставленных проблем в общей дискуссии
о реформах Петра содержит в себе вопрос:
в какой мере для реформаторской деятельности
были характерны планомерность и систематичность?
У Соловьева реформы представлены в виде
строго последовательного ряда звеньев,
составляющих всесторонне продуманную
и предварительно спланированную программу
преобразований, имеющую в своей основе
жесткую систему четко сформулированных
целевых установок: «В этой системе даже
войне отведено заранее определенное
место в числе средств реализации общего
плана». В этом отношении труд Соловьева
испытал влияние предшествовавшей его
написанию историографии и публицистики.
Его основные идеи могут во многих случаях
быть прослежены до работ непосредственно
послепетровской эпохи. Задолго до Соловьева
всеобщим стало мнение, что деятельность
Петра и ее результаты были порождением
почти сверхчеловеческого разума: осуществлением
дьявольского плана или проявлением высшей
мудрости, реформатор традиционно характеризовался
как «антихрист» (раскольниками) или «человек,
Богу подобный» (М.В. Ломоносовым). Но не
все историки придерживаются столь лестного
для Петра взгляда на реформы. Точка зрения
относительно очевидной бесплановости
и непоследовательности преобразований
Петра разделяется В.О. Ключевским, который
подчеркивает, что движущей силой преобразований
была война. Ключевский считает, что структура
реформ и их последовательность были всецело
обусловлены потребностями, навязанными
войной, которая, по его мнению, тоже велась
довольно бестолково. В противоположность
Соловьеву Ключевский отрицает, что Петр
уже в ранний период своей жизни ощущал
себя призванным преобразовать Россию;
лишь в последнее десятилетие своего царствования
Петр, по мнению Ключевского, стал осознавать
что создал что - то новое, одновременно
и его внутренняя политика стала утрачивать
черты скоропалительности и незавершенности
решений. Этот взгляд положил начало ряду
других точек зрения, более сосредотачивающихся
на различных нюансах реформ. В «Табели о рангах» (1722 г.) получило государственное значение личностное начало. В петровскую эпоху был введен новый порядок прохождения службы. В предшествующее время основным критерием продвижения по службе была знатность происхождения. «Табель о рангах» на первое место поставил не происхождение, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Отметим, что теперь служебная лестница состояла из 14 ступеней или рангов. У сыновей родовитых отцов предпочтение было только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не служили. При всем этом «Табель о рангах» давал возможность получать дворянские чины представителям других сословий. Реформы государственного управления выразили стремление Петра I к централизации власти и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721 г.) и введение Синода означали победу светской власти над духовной; в 1721 г. Петр I принял императорский титул и взял всю полноту власти. В 1711 г. был учрежден Сенат, члены кᴏᴛᴏᴩого назначались самодержцем. Петр I создал должность фискалов. Замена старых приказов новыми центральными учреждениями – коллегиями – была проведена в 1717 – 1721 гг. (к концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа – их заменили 11 коллегиями). В коллегиальной системе было более строгое распределение обязанностей между центральными ведомствами по сравнению с приказной. Решения принимались большинством голосов членов коллегии. В 1708 – 1710 гг. проводилась областная реформа. В ее ходе страна разделялась на 8 губерний. Губернии делились на провинции (1719 г.) – около 50. Во главе губернии стоял назначенный царем губернатор, в провинции – воевода. В итоге административных преобразований завершилось оформление абсолютной монархии. Важно заметить, что одним из важнейших аспектов экономической политики Петра I был рост промышленных мануфактур. Ряд мануфактур был построен государством. К строительству других правительство привлекало частный капитал. Некᴏᴛᴏᴩые мануфактуры, построенные на средства казны, были переданы для эксплуатации промышленникам на льготных условиях. В начале XVIII в. частным владельцам было передано 30 казенных мануфактур в полотняной, суконной, кожевенной, бумажной и других отраслях. Правительство приступило к строительству каналов в целях улучшения торговых путей. Решающее значение во внутренней торговле принадлежало ярмаркам. По-прежнему крупнейшими были Макарьевская, Свенская, Ирбитская, Кролевецкая ярмарки. В стране насчитывалось свыше 1000 торговых сел. Выход России к Балтийскому морю увеличил объем и расширил сферу внешней торговли. Торговое значение Белого моря упало. Во внешней торговле большое значение имели порты Риги, Ревеля (Таллина), Выборга. В первой половине XVIII в. в русском экспорте повысилась доля промышленных товаров: льняных тканей, парусины, железа, мачтового леса, смол, канатов. В 1750 г. вывоз железа из страны достиг 1,2 млн пудов. Ввозила Россия сукно, красители, предметы роскоши. Развивалась торговля и со восточными странами – Персией, Китаем, Турцией, ханствами Средней Азии. В первой половине XVIII в. у России был активный торговый баланс. Улучшению внутренней и внешней торговли способствовала реформа монетного дела (1700 – 1704).Главными единицами стали медная копейка и серебряный рубль. Петр 1 запретил вывозить за границу драгоценные металлы – золото и серебро. Чеканка монет стала монополией государства. Оценить все преобразования Петра I крайне трудно. У его реформ противоречивый характер и дать однозначную оценку им нельзя. Самое важное – ϶ᴛᴏ то, что Петр I впервые после крещения Руси сделал энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. В итоге петровских реформ Россия заняла достойное среди европейских стран. Стоит заметить, что она стала великой державой со стабильной экономикой, сильной армией и современным морским флотом, высокоразвитой наукой и культурой. Рывок России вперед был быстрым и решительным. Но все его реформы и преобразования проводились насильственным путем, влекли за собой огромные жертвы и страдания народа. Новое насаждалось через жестокую борьбу со старым. Цена, кᴏᴛᴏᴩую заплатил народ за созданную Петром I Империю, была огромной. По архивным данным, только при строительстве Петербурга погибло около 100 000 человек. На 20% уменьшилось население страны во время его правления из-за многочисленных войн, репрессий, переселения людей на новые места, строительства предприятий. 38. преобразования центральных и местных учреждений в первой четверти 18в Административные реформы Петра
развивались, как и многие его преобразования
без строгой системы, путем частных нововведений
в центральном и местном управлении. Внимание
Петра на первых порах было занято преимущественно
переустройством областных учреждений,
а затем перешло на организацию центрального
управления. Крупные реформы в центральном
управлении начались лишь с 1711 г. В этом
году был учрежден Сенат, заменивший Боярскую
думу. В 1718 -1721 гг. были ликвидированы приказы
и вместо них учреждены коллегии; в 1721
г. окончательно установлена должность
генерал-прокурора. 39. реформы высших органов управления при петре 1 сенат провозглашение империи Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений. Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администра ц ия в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русск у ю почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение. Сенат и коллегии Учреждение Сената– высшего правительственного учреждения Сенат был образован указом 2 марта 1711 года. Он заменил старинную Боярскую думу. Но чем же не устраивала Петра Боярская дума, в чем смысл и значение проведенной реформы? Отличие монархии XVII века от монархии XVIII века состояло в том, что первой сопутствовала Боярская дума, в то время как характерной особенностью второй являлось управление страной при помощи дворян-чиновников. В комплектовании Боярской думы сложились определенные традиции. Это было учреждение аристократическое. Начало реорганизации Сената Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Суть преобразований состояла в изменении структуры, компетенций и состава высшего правительственного учреждения – Сената – в целях приспособления его к системе новых центральных учреждений – коллегий. Сенат стоял выше коллегий. Перечень обязанностей сената в наспех составленном царем наброске этих обязанностей, оставив в стороне множество важных деталей повседневной работы учреждения. В состав Сената по указу 1718 года входили президенты всех коллегий. явление новых должностных лиц в Сенате В истории государственной реформы особое место занимает указ от 12 января 1722 года. Указ углубил реформу Сената, заложил в его основу некоторые новые принципы, усилившие значение Сената в системе управления. Главными должностями в Сенате стали генерал-прокурор и прокурор. 1. Реформа центрального управления Последнее упоминание о последнем заседании Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая в 1699г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование). Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось: • "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует" • "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить". • "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны". Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а "кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю". Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных". Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему организованного недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми. Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви. В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур- коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела. В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
|