Юридическое оформление абсолютизма
форсированными темпами началось при
Петре 1. Это выразилось в том, что Россия
в 1721 г. была объявлена империей, а Петр
– императором. Законодательная формула
абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского
Устава выглядела так: «Его величество
есть самовластный монарх, который никому
на свете о своих делах ответу дать не
должен, но силу и власть имеет свои государства
и земли, яко христианский государь по
своей воле и благомнению управлять».
«Духовный регламент» 1721 г. содержит такое
определение: «Император Всероссийский
есть монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться его верховной власти не
токмо за страх, но и за совесть сам Бог
повелевает».
Началось строительство новых органов
власти и управления: создан Сенат (1721),
учреждена должность Генерал-прокурора
(1722), приказы были заменены коллегиями,
проведена реформа местного самоуправления,
упразднено Патриаршество (1700), вместо
него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести
появление государственной росписи расходов
и доходов, переход к подушному обложению,
а также создание «Табели о рангах», заложившей
единые принципы выслуги по военной и
гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный
Регламент, Устав гражданской службы,
Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии
1722 г. давал право императору самому назначать
наследника престола.
Экономической политикой периода абсолютизма
стало поощрение торговли. Развитие горного
дела, мануфактур и сельского хозяйства,
связанного с нуждами государства, армии
и флота. Это выращивание технических
культур, овцеводство, коннозаводство,
винокурение, лесное хозяйство. Новой
стороной деятельности государства стало
открытие и описание новых земель. Появилась
в абсолютистском государстве и новая
идеология. Распространились переводы
трудов европейских политиков и юристов,
появилось сочинение сподвижника Петра
1 Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей»,
где обосновывается идея сильной самодержавной
власти.
Оформление абсолютизма происходило
в жестких формах – выросли повинности
крестьян и посадских людей, были введены
многочисленные чрезвычайные налоги и
сборы, население сгоняли на строительство
дорог, каналов, крепостей, что вызывало
многочисленные случаи гибели людей.
Оформившись при Петре 1, абсолютная монархия
продолжала укрепляться при Анне Иоановне,
Елизавете, Екатерине II.
Начиная с 1653 г., практически прекратился
созыв Земских соборов. Проводилось слияние
и реорганизация приказов, подчинение
их одному лицу.
Правительство пыталось реорганизовать
и управление на местах. Россия делилась
на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы.
В руках воевод, назначаемых правительством,
была сосредоточена административная,
судебная и военная власть, надзор за сбором
налогов и податей. В XVI в. остро встал вопрос
о реформировании вооруженных сил России.
Падала боеспособность стрелецкого войска.
Дворянское ополчение несло службу на
тех же началах, что и в XVI в. Но если в XVI
и первой половине XVII в. военная служба
все-таки была стимулом для дворянства,
то к концу XVII в. она стала для большинства
весьма обременительной. Они всячески
уклонялись от службы. К концу XVII в. полки
нового строя стали играть значительную
роль в вооруженных силах России.
24. причины социальных
конфликтов в российском обществе
в 17 в крестьянские волнения
В оценке причин социальных конфликтов
в России семнадцатого столетия можно
выделить объективные и субъективные
моменты. Объективными причинами недовольства
были процессы, происходящие в русском
обществе ХVII века — социально-экономические,
политические, религиозные.
Большую роль в возникновении социальной
напряженности сыграла эпоха «смутного
времени». Страна переживала глубокий
экономический кризис, который усугублялся
падением авторитета верховной власти.
Были потеряны ключевые земли на западе
и северо-западе. Смута отразила мощный
политический потенциал крестьянского
и посадского населения, одним из проявлений
которого явилось временное приостановление
наступления крепостничества и восстановление
в ряде мест явочным порядком Юрьего дня.
Не удивительно, что восстановление строя
государственного абсолютизма и экономики
страны сопровождалось крупными социальными
движениями.
Относительно спокойное царствование
Михаила Федоровича было временем собирания
сил. Однако эти десятилетия стали и периодом
подспудного вызревания новых общественных
противоречий, которые выплеснулись на
поверхность социальной жизни в первые
годы правления Алексея Михайловича (1645
— 1676).
Во многом в возникновении ряда социальных
конфликтов (в основном городские восстания)
свою роль сыграла экономическая политика
государства. Так, в связи с увеличением
военных расходов в 30 — 40-е гг. заметно
возрастают налоги. В 1646 г. вводится повышенный
соляной налог (косвенный налог для замены
прямых налогов). В 1647 г. правительство
отказывается от соляного налога и решает
взыскать с населения прямые налоги за
1646 и 1647 гг. и вводит новые налоги. Одновременно
сокращаются расходы на управление, что
лишает целые категории служилого населения
заработной платы. Все это наряду с вводом
бессрочного сыска беглых крестьян приводит
к росту социального напряжения.
Историю открыл "Соляной бунт" в
1648г. в Москве. Поводом для гона послужил
разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей,
которые хотели подать царю челобитную
на произвол приказных чиновников. На
власть гнали: посадские люди, стрельцы,
дворяне, недовольные политикой Б.И. Морозова.
Кончилось дело убийствами, многие были
растерзаны толпой, уцелел лишь дядька
Морозов (его царь сослал в Кирилло-Белозерский
монастырь). Причины:
Как всегда восстание получило резонанс
и стала гнать вся страна. Летом 1648 бунтовали:
Козлов, Соль Вычегодская, Курск, Устюг
Великий и др. Самые упорные восставаки
засели в Новгороде и Пскове, они были
недовольны повышением цен на хлеб из-за
того что царёк россейский прообещался
Швеции зерна подогнать. Ну кончилось
как всегда это плохо. В этих городах посадили
выборных земских старост. В Новгороде
такой староста сам открыл ворота карательному
отряду Хованского (идиот). В Пскове же
староста оказался похитрее, его войска
оказывали успешное сопротивление провительственным
в течении 3х месяцев, после чего полноправная
власть над городом оказалась в руках
Земской избы во главе с Демидовым. Изба
распределяла хлеб и имущество награбленное
у богатеев. Позже в Псков пригнали делегацию
которая уговорила псковичей не бунтовать,
за это царь простил всех бунтовщиков.
И самое интересное - "Медный бунт". Начался
в Москве в 1662г. Вызван был затянувшейся
русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная
реформа (чеканка обесцененных медных
денег) привела к резкому падению курса
рубля, что прежде всего отразилось на
получавших денежное жалование солдатах
и стрельцах, а также ремесленниках и мелких
торговцах. 25 июля по городу были разбросаны
"воровские письма" с воззванием
к выступлению. Возбужденная толпа двинулась
искать справедливость в Коломенское,
где находился царь. В самой Москве восставшие
громили дворы бояр и богатых купцов. Пока
царь уговаривал толпу, к Коломенскому
подошли верные правительству стрелецкие
полки. В результате жестокой расправы
погибло несколько сотен человек, а 18 публично
повешены. "Медный бунт" вынудил правительство
отказаться от выпуска медной монеты.
Но еще осенью 1662 г. стрелецкий налог
хлебом был удвоен. Это ставило посадское
население в особенно тяжелое положение,
поскольку оно практически не занималось
земледелием. Начались массовые бега на
Дон - бежали люди с посадов, бежали крестьяне.
26.Русская православная
церковь в 17
В период смутного времени старообрядческая
церковь оказывала огромное влияние на
государство и общество. Ее авторитет
начал возрастать еще в начале XVII века,
когда патриарх Филарет, сосредоточил
в своих руках возможность светского и
церковного управления. Он планомерно
готовил почву для того, чтобы Россия превратилась
в настоящее теократическое государство.
Становление влияния православной церкви
В 1649 году было принято Соборное Уложение,
которое значительно ограничивало церковь
в полномочиях, а также в праве собственности
земли и прочего имущества. Однако это
не остановило духовенство и руководство
монастырей, и они продолжали расширять
церковные владения.
Это вызвало волну сопротивления со стороны
представителей православной церкви,
которыми были созданы специальные организации,
целью каких было поднять уровень духовности
и благочестия старообрядческих священников
и искоренить церковную узурпацию власти.
Возглавил движение против своеволия
церкви Стефан Вонифатьев, активными участниками
были игумен Никон и боярин Ртищев. После
нескольких лет тайной ужесточенной борьбы,
так как богословские рассуждения церковные
оппозиционеры вели только в ограниченных
кругах, Никону удается стать Патриархом.
Сразу же после того, как он стал главой
Русской церкви, по религиозному обществу
прокатился ряд реформ. Никон изменил
ритуал нанесения крестного знамени: вместо
двуперстного креста заменил трехперстным.
Также были внесены поправки в процедуру
проведения церковных ритуалов. Все старообрядческие
священники были прогнаны из Москвы.
Политика православной церкви
Но, не смотря на свои на первый взгляд
либеральные принципы, ощутив всю сладость
власти, Никон проявил дерзость, которая
была чужда даже для старообрядцев – он
начал претендовать на престол. Дошло
до того, что во время отсутствия царя
Алексея Михайловича, Никон замещал его
и даже позволял себе издавать государственные
указы.
Благодаря тому, что такое поведение
патриарха возмутило бояр, в 1666 году Никон
был низложен. Это послужило началу церковного
раскола в России. Противостояние православных
реформаторов и старообрядцев приняло
уже не только теологическую и политическую,
но и социальную окраску.
Общество разделилось на два враждебных
лагеря, которые ревностно отстаивали
правоту собственных догматик.
Старообрядцев поддерживали преимущественно
низшие слои населения: крестьяне и бедные
горожане. Иногда в рядах старообрядцев
встречались и представители аристократии
– яркий тому пример легендарная боярыня
Морозова.
Однако, православная церковь (народ стал
называть их нововеры) была значительно
могущественней – она обладала властью
и покровительством царя. Массовые репрессии
со стороны государства привели к тому,
что многие старообрядцы в знак протеста
начали совершать суициды.
Православная церковь, чтобы окончательно
укрепится в статусе национальной религии
вынуждена была пойти на компромисс с
властями. В 1667 году, решением Собора была
четко ограничена сфера влияния православной
церкви на государственную политику.
Она перестала носить светский характер.
Однако, де-факто, православие еще очень
долго будет вмешиваться в вопросы власти,
а очень часто – и оставлять за собой последнее
слово в их решении.
27.Реформа Никона
Усиливающаяся централизация
Московского государства требовала централизованной
церкви. Необходима была ее унификация
— введение одинакового текста молитвы,
одного и того же типа богослужения, одних
и тех же форм магических обрядов и манипуляций,
составляющих культ. С этой целью во время
правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была
проведена реформа, оказавшая значительное
влияние на дальнейшее развитиеправославия в России. За
основу изменений была взята практика
богослужений в Византии.
Реформа была провозглашена на торжественной
службе в московском Успенском соборе
в так называемую Неделю православия 1656
г. (первое воскресенье Великого поста).
Царь Алексей Михайлович поддержал реформу,
а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако
со стороны значительной части бояр и
купечества, низшего духовенства и крестьянства
она вызвала протест. В основе протеста
лежали общественные противоречия, принявшие
религиозную форму. В результате начался
раскол церкви. Тех, что был не согласен
с реформами, называли раскольниками.
Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван
Неронов. Против раскольников использовались
средства власти: тюрьмы и ссылки, казни
и гонения. Аввакум и его сподвижники были
расстрижены и отправлены в Пустозерский
острог, где были сожжены заживо в 1682 г.;
других ловили, пытали, били, обезглавливали
и жгли. Особенно жестоким противостояние
было в Соловецком монастыре, который
удерживал осаду со стороны царских войск
около восьми лет.
В Москве на защиту старой веры встали
стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они
потребовали проведения диспута между
никонианцами и старообрядцами. Диспут
вылился в перебранку, однако староверы
почувствовали себя победителями. Тем
не менее победа оказалась иллюзорной:
на следующий день руководители старообрядцев
были арестованы и через несколько дней
казнены.
Приверженцы старой веры поняли, что
надежд на победу в государственном плане
у них не остается. Усилилось бегство на
окраины страны. Самой крайней формой
протеста стали самосожжения. Считается,
что за время существования старообрядчества
количество сжегших себя достигло 20 тыс.
«Гари» продолжались в течение большей
части XVIII в. и прекратились только в царствование
Екатерины II.
Патриарх Никон попытался утвердить
приоритет духовной власти над светской,
поставить патриаршество выше самодержавия.
Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись
без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся
от патриаршества. Шантаж успеха не имел.
Поместный собор 1666 г. осудил Никона и
лишил его сана. Собор, признав независимость
патриарха в решении духовных вопросов,
подтвердил необходимость подчинения
церкви царской власти. Никон был сослан
в Белозерско-Ферапонтов монастырь.
Реформы Никона привели к расколу церкви,
в результате которого образовалось две
группы старообрядцев: поповцы(имели священников)
и беспоповцы (священников заменили уставщики).
В свою очередь, эти группы делились на
множество толков и согласий. Наиболее
мощными течениями были «духовные христиане»
— молокане и духоборы. Основателем молоканства
считается бродячий портной Семен Уклеин.
Молокане признают Библию в отличие от
духоборов. У них она ассоциируется с образом
«духовного молока», которым окормляется
человеческая душа. В их учении, изложенном
в книге «Догматы молокан», большое место
уделяется предсказаниям второго пришествия
Христа и установления на земле тысячелетнего
царства. Управляются общины выборными
руководителями-наставниками. Богослужение
состоит в чтении Библии и пении псалмов.
Духоборы основным вероисповедным документом
считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание
псалмов, сочиненных самими духоборами.
Бог толкуется ими как «вечное добро»,
а Иисус Христос — как человек с божественным
разумом.
Христоверы - еще одно течение старообрядчества
— учат, что Христос может вселиться в
каждого верующего; они отличаются крайней
мистикой и аскетизмом. Главная форма
богослужения — «радения», имевшие целью
достижение единства со Святым Духом.
«Радения» сопровождаются плясками, песнопениями,
пророчествами, экстазами. От них отделилась
наиболее фанатичная группа верующих,
которые считают главным средством нравственного
совершенствования оскопление мужчин
и женщин. Они получили название «скопцы».