45. Изменения в политической
системе России в первой половине
1990-х гг.
Начало перемен в политической
системе России связано с избранием
Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного
Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации
о государственном суверенитете
Российской Федерации (июнь 1990 г.), что
на деле означало возникновение в
стране двоевластия. К этому времени
народ все более отказывал
в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно
падал авторитет КПСС. Перестройка,
основывавшаяся на идеях демократического
социализма, потерпела неудачу. Убедительная
победа Ельцина на президентских
выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала
о расшатывании основ старой государственной
власти. Августовские события 199.1 г. привели
к кардинальному изменению ситуации
в России. Все органы исполнительной
власти Союза ССР, действовавшие
на ее территории, перешли в непосредственное
подчинение российскому президенту.
По его указанию были закрыты и
опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов,
райкомов, архивов. КПСС перестала существовать
как правящая, государственная структура.
Высшим органом власти в РФ стал
Верховный Совет, реальная же власть
все больше сосредоточивалась в
руках президента. Так, осенью 1991 г.
все основные законодательные акты
вводились в действие не постановлениями
парламента, а его указами. К весне
1992 г. резко изменилось соотношение
политических сил. Возникшая в парламенте
оппозиция-стремилась к ослаблению
президентских структур, установлению
контроля над правительством. Сторонники
президента предложили распустить парламент
и прекратить деятельность Съезда народных
депутатов. Чтобы устранить достигшие,
опасных пределов противостояние законодательной
и исполнительной власти, Ельцин объявил
об особом порядке управления страной.
В России фактически вводилось президентское
правление. На 25 февраля был назначен
референдум о доверии президенту,
и его проекту конституций. Хотя
референдум упрочил позиции президента,
конституционный кризис не был преодолен.
Напротив, он принимал все более
угрожающий характер. Оппозиция не
скрывала своего намерения ограничить
власть и полномочия президента. Тогда
президент указом от 21 сентября 1993 г.
“О поэтапной конституционной реформе
в России” объявил о роспуске
Съезда народных депутатов и Верховного
Совета и проведении 12 декабря референдума
по вопросу принятия новой Конституции
и проведения выборов в двухпалатное
Федеральное Собрание (Государственную
Думу и Совет Федерации). Последовавшее
за этим противостояние президента и парламента
закончилось трагическими событиями октября
1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию.
Окончательный ответ, кто виноват в случившемся,
—за историей.
46. Экономическое развитие
страны. Начало реформ
Тяжелое экономическое наследие,
доставшееся от Союза ССР, затрудняло
проведение реформ в России. Все
же с января 1992 г. российское правительство
во главе с Е. Т. Гайдаром приступило
к экономическим реформам, призванным
обеспечить переход к рынку, к
легитимной частной собственности.
К этому времени страна находилась
в крайне тяжелой ситуации. За минувший
год цены выросли в 8—11 раз, валовой
национальный продукт сократился на
15— 20%. На полках магазинов практически
не осталось ни промышленных товаров,
ни продуктов питания.. В экономике
России преобладали добывающие отрасли
и военно-промышленный комплекс, процветала
гигантомания, многие предприятия выпускали
никому не нужную, устаревшую продукцию.
Программа экономической реформы
по выводу страны из кризиса включала
в себя ряд мер: либерализацию
цен на большинство товаров, т. е.
отказ от их административного регулирования,
свободу торговли и приватизацию
— продажу большей части государственной
собственности частным лицам. Избранный
путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников
так называемой монетарной модели экономики,
должен был привести к равновесию
между платежеспособным спросом (предприятий
и населения) и товарным предложением.
Считалось, что в итоге удастся
достичь стабилизации экономики
и создать необходимые условия
для ее подъема. Однако оптимистические
прогнозы не подтвердились. Либерализация
цен привела к их росту не в
5 раз, как планировалось, а в 100 и
более раз. Большинство населения
страны оказалось за чертой бедности.
Выпуск необеспеченных товарной массой
денег не только не прекратился, но
постоянно рос. В целом за 1992 г.
выпуск наличных денег
увеличился по сравнению
с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение
рыночного равновесия, сдерживание
инфляции развеялись. Правительство
вынуждено было установить высокий
уровень налогообложения, свести до
минимума расходы бюджета на социальные
нужды и содержание армии, прибегнуть
к другим непопулярным экономическим
мерам. В результате усилилась социальная
напряженность в обществе. Активизировалась
оппозиция правительственному курсу.
Оплотойее стал Съезд народных депутатов
и его Верховный Совет. Разногласия
возникли и в самом российском
руководстве. Ряд государственных
деятелей, в частности вице-президент
А. В. Руцкой, подвергли критике политику
реформ, проводимую правительством Гайдара.
Под давлением VII Съезда народных депутатов
Ельцин согласился на отставку Гайдара,
исполнявшего в то время (декабрь 1992
г.) обязанности премьер-министра. Новым
премьер-министром стал В. С. Черномырдин.
47. Становление новой российской
государственности в 1990-е гг.
Вступившей на путь независимости
России предстояло решать принципиальные
вопросы, государственного устройства,
социального и духовного возрождения.
В прошлом, располагая почти 60% населения
и экономического потенциала СССР и
занимая 76% его территории, она не
имела полноценной государственности:
собственной столицы, собственной
Академии наук, собственного МВД. После
распада СССР Россия стала одной
из ведущих держав мира. У государственной
власти и ее союзников — демократических
сил не оказалось конкретной программы
политических преобразований. Поэтому
основой российской государственности
стал союз нового руководства и старой
партийно-хозяйственной номенклатуры,
действовавшей в Советах и
хозяйственных структурах. Задачей
первостепенной важности, стоявшей перед
многонациональным Российским государством,
было укрепление его целостности. Все
автономные республики России провозгласили
себя суверенными государствами. Края
и области также повели открытую борьбу
за равноправие субъектов Федерации. Возникла
ситуация, когда претензии республик и
других национальных образований на особый
статус, а тем более на выход из России
могли привести к распаду страны и междоусобицам.
Ряд народов Северного Кавказа, входящих
в состав Российской Федерации, провозгласили
независимость и суверенитет и выступили
с политическими и территориальными претензиями
к ней и к своим соседям. В этих условиях
правительство РФ проводило непоследовательную
политику. Так, не были разоружены незаконные
вооруженные формирования Д. Дудаева,
разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный
Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики.
С целью сохранить единство России и учесть
интересы всех ее народов был подготовлен
и в марте 1992 г. подписан большинством
субъектов Федерации Федеративный Договор
о разграничении полномочий между федеральными
органами власти и органами власти субъектов
Федерации. Из конституционной федерации
Россия превратилась в конституционно-договорную.
Субъектами Федерации стали не только
республики, но и края и области, а также
приравненные к ним города федерального
значения — Москва и Санкт-Петербург.
Дальнейшее становление новой российской
государственности было связано с разработкой
собственной Конституции вместо устаревшей,
принятой еще в 1978 г. Однако парламентская
оппозиция всемерно препятствовала этому.
И только результаты референдума по новой
Конституции и выборов в двухпалатное
Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.)
позволили принять новый Основной Закон
страны. Конституция РФ максимально деполитизирована,
в ней не определяется общественный строй
государства. Заявлено, что Российская
Федерация — демократическое федеральное
правовое государство с республиканской
формой правления. Носителем суверенитета
и единственным источником власти в РФ
является ее многонациональный народ.
Президент по Конституции имеет чрезвычайно
широкие полномочия. Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
С принятием новой Конституции не закончилось
реформирование общества и государства
в России. Оно продолжается и сегодня.
48. Духовная и культурная
жизнь российского общества, наука
и образование в первой половине
1990-х гг.
В условиях переходного периода,
становления рыночных отношений
в России в тугой узел сплелись
как позитивные сдвиги, так и потери,
издержки в сфере духовной жизни
и культуры. Отсутствие цензуры и
партийного контроля, подавляющих личность
структур, свобода творчества стали
важными факторами духовного
раскрепощения людей. На этой основе
развивается художественное творчество,
появляются его новые организационные
формы (самодеятельные объединения
молодежи, культурно-творческие общества),
возникают новые театры, ансамбли,
ассоциации ученых, что позволяет
выявлять потенциальные таланты. Былое
единообразие, зашоренность в творчестве
уступают место раскованности и
плюрализму. Возвращаются многие ценности
культуры русского и других народов,
преданные несправедливому забвению.
Книги М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И.
Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П.
Платонова и многих других отечественных
писателей входят в наш дом. Расширяются
и наши представления о мировой
культуре; в значительной мере исчезло
чувство культурной изоляции страны.
Большое позитивное значение имеет
восстановление в законных правах религий
всех народов нашей страны. Вместе
с тем все очевиднее становится
кризис в области культуры. Он является
неотъемлемой частью экономической
и социально-политической жизни
российского общества. Происходит переориентация
многих учреждений культуры и ее деятелей
на “массовое потребление”. Творческие
люди становятся заложниками коммерциализации
искусства и литературы. Из дание
порнографической “литературы”, сборников
анекдотов, блатных песен, исполнение
их по радио и телевидению становится
обычным делом. На состоянии культуры
негативно сказывается социальная дифференциация
общества: за короткий срок образовался
слой богатых и сверхбогатых лйдей при
одновременном обнищании значительной
части населения. Этот процесс обернулся
страшной девальвацией образования, духовных
ценностей, культуры в целом. В условиях
рыночных отношений произошло повсеместное
сокращение бюджетных ассигнований на
нужды культуры. Продолжается свертывание
сети учреждений культуры, перепрофилирование
их деятельности, использование имеющейся
у них материальной базы в чисто коммерческих
целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки
учреждений культуры. На развитии науки
и образования отрицательно сказывается
уход в иные сферы деятельности, главным
образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных
ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности
переживает вузовская наука. Резко сократился.
спрос производства на научно-техническую
продукцию. Ухудшилось обновление материальной
базы науки и образования. Произошли изменения
в системе высшей и средней общеобразовательной
школы. Осуществлен отход от единообразия
и идеологизации, появились и функционируют
новые типы учебных заведений: гимназии,
лицеи, колледжи, университеты различного
профиля, в том числе с платным обучением.
В то же время сокращение масштабов государственной
поддержки науки и образования препятствует
их полноценному развитию, приводит к
утрате завоеванных позиций.
49. Россия и СНГ. Россия
в мировом сообществе
После распада СССР и образования
СНГ России пришлось заново строить
свою внешнюю политику. Возникло, два
направления внешнеполитической деятельности:
1) ближнее зарубежье — бывшие
республики СССР, ставшие суверенными,
независимыми странами и 2) дальнее
зарубежье — остальные государства
мира. В отношениях с государствами
ближнего зарубежья в 1992 г. российское
руководство колебалось между стремлением
к максимальному сохранению интеграционных
связей в рамках СНГ и постепенным
осознанием существования специфических
российских интересов и необходимости
их защиты. Предстояло решать сложные
вопросы формирования национальной
армии и раздела имущества
Советского Союза, создания границ, прежде
всего со странами Прибалтики, и
т. д. В ближнем зарубежье оказалось
не менее 25 млн русскоязычного населения,
проблемы защиты прав которого решаются
в ходе межгосударственных контактов
России с отдельно взятыми странами
ближнего зарубежья. Осрбо остро
стоит проблема гражданских прав
русских в государствах Балтии. После
вывода российских войск с их территорий
эта проблема не закрыта. Возникли сложности
в отношениях с Украиной по вопросам
о принадлежности Крыма, разделе
Черноморского флота, статусе Севастополя.
На Украине, в Казахстане и некоторых
других странах ближнего зарубежья
негативно восприняли позицию МИДа
России, заявившего, что все геополитическое
пространство СССР она рассматривает
как сферу своих жизненных
интересов и готова защищать их всеми
возможными правовыми способами
и средствами. Россия выполняет в
ряду случаев посреднические функции
при ликвидации конфликтов, оказывает
помощь в защите границ (Нагорный Карабах,
Абхазия, Таджикистан и др.). В
последнее время во взаимоотношениях
России и некоторых стран СНГ
возобладала тенденция к интеграции.
Наибольшую активность проявили Белоруссия,
Казахстан, Таджикистан. Заключен Таможенный
союз между Россией, Белоруссией
и Казахстаном. В “большой” внешней
политике для России было важно утвердиться
в качестве правопреемницы бывшего
Советского Союза в ООН, сохранить
статус ядерной державы, добиться экономической
поддержки Западом проводимых в
стране реформ, наладить политические,
экономические, научные и культурные
связи с крупнейшими государствами
мира. Среди дипломатических достижений
можно назвать следующие: принятие
России в члены Международного валютного
фонда; заключение договора об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-2) между Россией и США; подписание
важных соглашений с Китаем; налаживание
политических и экономических связей
с Южной Кореей; установление тесного
сотрудничества с ФРГ, Францией и другими
странами. В отношениях России с Западом
следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию
(1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина
и президента США Дж. Буша. Ее значение
в том, что “Россия и США не рассматривают
друг друга в качестве потенциальных противников.
Их отношения характеризуются отныне
дружбой и партнерством”. В то же время
в условиях новой геополитической реальности
Россия потеряла контроль над традиционными
зонами своего влияния. Это коснулось
Средней Азии, где усилилось действие
“мусульманского фактора”. Не стало СЭВа,
и с каждым из его прежних членов приходится
строить экономические отношения заново.
США оказались единственной сверхдержавой
в мире, не имеющей адекватного противовеса,
а потому способной диктовать свою волю
в большинстве регионов мира, что наглядно
проявилось во время конфликта в Югославии.