Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:39, шпаргалка

Краткое описание

1.Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в.
2. Государственный строй и внутренняя политика России в начале XX в. Реформы С. Ю. Витте
3. Революция 1905—1907 гг.: причины, этапы, значение
4. Образование политических партий в России
5. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины, ход военных действий, итоги и последствия

Файлы: 1 файл

реферат История России.docx

— 101.71 Кб (Скачать)

45. Изменения в политической  системе России в первой половине 1990-х гг.

Начало перемен в политической системе России связано с избранием  Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что  на деле означало возникновение в  стране двоевластия. К этому времени  народ все более отказывал  в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских  выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала  о расшатывании основ старой государственной  власти. Августовские события 199.1 г. привели  к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие  на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и  опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в  руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями  парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение  политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент  и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной  и исполнительной власти, Ельцин объявил  об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское  правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более  угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда  президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе  в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума  по вопросу принятия новой Конституции  и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную  Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.

46. Экономическое развитие  страны. Начало реформ

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все  же с января 1992 г. российское правительство  во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к  легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8—11 раз, валовой  национальный продукт сократился на 15— 20%. На полках магазинов практически  не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике  России преобладали добывающие отрасли  и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали  никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы  по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию  цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию — продажу большей части государственной  собственности частным лицам. Избранный  путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников  так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий  и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся  достичь стабилизации экономики  и создать необходимые условия  для ее подъема. Однако оптимистические  прогнозы не подтвердились. Либерализация  цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и  более раз. Большинство населения  страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г. выпуск наличных денег 

увеличился по сравнению  с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание  инфляции развеялись. Правительство  вынуждено было установить высокий  уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим  мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов  и его Верховный Совет. Разногласия  возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных  деятелей, в частности вице-президент  А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов  Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым  премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

47. Становление новой российской  государственности в 1990-е гг.

Вступившей на путь независимости  России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения  и экономического потенциала СССР и  занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной  Академии наук, собственного МВД. После  распада СССР Россия стала одной  из ведущих держав мира. У государственной  власти и ее союзников — демократических  сил не оказалось конкретной программы  политических преобразований. Поэтому  основой российской государственности  стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и  хозяйственных структурах. Задачей  первостепенной важности, стоявшей перед  многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.

48. Духовная и культурная  жизнь российского общества, наука  и образование в первой половине 1990-х гг.

В условиях переходного периода, становления рыночных отношений  в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере духовной жизни  и культуры. Отсутствие цензуры и  партийного контроля, подавляющих личность структур, свобода творчества стали  важными факторами духовного  раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные  формы (самодеятельные объединения  молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет  выявлять потенциальные таланты. Былое  единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и  плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и многих других отечественных  писателей входят в наш дом. Расширяются  и наши представления о мировой  культуре; в значительной мере исчезло  чувство культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет  восстановление в законных правах религий  всех народов нашей страны. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической  и социально-политической жизни  российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на “массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической “литературы”, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры. Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации, появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций.

49. Россия и СНГ. Россия  в мировом сообществе

После распада СССР и образования  СНГ России пришлось заново строить  свою внешнюю политику. Возникло, два  направления внешнеполитической деятельности: 1) ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными, независимыми странами и 2) дальнее  зарубежье — остальные государства  мира. В отношениях с государствами  ближнего зарубежья в 1992 г. российское руководство колебалось между стремлением  к максимальному сохранению интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным  осознанием существования специфических  российских интересов и необходимости  их защиты. Предстояло решать сложные  вопросы формирования национальной армии и раздела имущества  Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, и  т. д. В ближнем зарубежье оказалось  не менее 25 млн русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов  России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Осрбо остро  стоит проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После  вывода российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности  в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе  Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и некоторых  других странах ближнего зарубежья  негативно восприняли позицию МИДа России, заявившего, что все геополитическое  пространство СССР она рассматривает  как сферу своих жизненных  интересов и готова защищать их всеми  возможными правовыми способами  и средствами. Россия выполняет в  ряду случаев посреднические функции  при ликвидации конфликтов, оказывает  помощь в защите границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В  последнее время во взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ  возобладала тенденция к интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией  и Казахстаном. В “большой” внешней  политике для России было важно утвердиться  в качестве правопреемницы бывшего  Советского Союза в ООН, сохранить  статус ядерной державы, добиться экономической  поддержки Западом проводимых в  стране реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с крупнейшими государствами  мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда; заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем; налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что “Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"