39 . Экономические реформы
1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина
неуспеха
В 1960-е гг. партийно-государственным
руководством во главе с Л. И. Брежневым
были предприняты попытки проведения
экономических реформ. Сама жизнь
диктовала необходимость новых
форм и методов хозяйствования, коренного
изменения принципов материального
стимулирования товаропроизводителей.
Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый
порядок планирования с.ельскохозяйственного
производства: планы закупок сельхозпродукции
стали устанавливаться на пятилетку;
закупочные цены повысились; за сверхплановую
продукцию платили полторы цены;
сократились налоги; поощрялось развитие
личного подсобного хозяйства. Намеченные
меры дали результаты: темпы роста
легкой ттромышленностц, базирующейся
на сельскохозяйственном сырье, и пищевой
промышленности удвоились. На следующем
пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было
принято решение о проведении
экономической реформы в промышленности.
Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях
И в отраслях; сокращение числа
плановых показателей, доводимых до
предприятий; создание на предприятиях
фондов материального стимулирования;
недопущение изменения плановых
заданий без согласования с предприятиями;
изменение принципов деятельности
предприятий — вместо “вала” вводился
показатель реализованной продукции.
В подготовке и реализации реформы
активную роль играл А. Н. Косыгин, тогдашний
Председатель Совета Министров СССР.
Первые ее итоги были обнадеживающими.
Предприятия, перешедшие на новую систему,
в целом улучшили свою работу. Ускорился
экономический рост. Восьмая пятилетка,
совпавшая по времени с проведением
реформы, по ряду плановых показателей
оказалась почти выполненной. Однако
в ходе реализации реформы в нее
стали вносить корректировки, дополнения,
до неузнаваемости исказившие ее сущность.
К началу 1970-х гг. реформа фактически
сошла на нет. Причина неудачи
в том, что реформы не пошли
вглубь, не затронули основ хозяйственного
механизма. И в сельском хозяйстве
и в промышленности сохранялась
прежняя система экономических
и общественных отношений. Административный
аппарат (прежде всего сам Брежнев)
увидел в реформах посягательство на
его права и власть, и с помощью
подзаконных постановлений и
актов их свернули. Основная причина
провала реформ 1965 г. в том, что
невозможно было продвинуться вперед
экономическом развитии при одновременном
свертывании процесса демократизации
в политической сфере. На неудаче
реформ сказалось и то, что большая
часть партийно-хозяйственного аппарата
не смогла отказаться от административно-командных
методов управления.
40. Нарастание диспропорций,
кризисных явлений в экономике
и социальной сфере в СССР
в 1970-е — начале 1980-х гг.
Реформы 1965 г. в экономике,
несмотря на всю свою половинчатость,
несколько снизили темпы падения
производства. Но с начала 1970-х гг.
они заметно возросли. Экономика
продолжала развиваться на экстенсивной
основе, ориентировалась на вовлечение
в производство дополнительных трудовых
и материальных ресурсов. Упали темпы
роста производительности труда. Планы
по большинству показателей не выполнялись.
В целом экономика стала невосприимчивой
к нововведениям, качество значительной
части продукции перестало соответствовать
современным требованиям. Правда, на
ряде направлений мы не уступали, а
даже превосходили США: в исследованиях
космоса, по некоторым фундаментальным
открытиям. Но по ряду показателей, в том
числе по использованию микроэлектронной
техники, наше отставание было значительным.
Только небольшая часть советской экономики,
а именно предприятия, работавшие на военные
заказы, отличались высокой технологией.
Экономика страны была предельно милитаризована.
Из года в год военно-промышленный комплекс
наращивал свою мощь. Военные расходы
росли в полтора-два раза быстрее, нежели
национальный доход. Чрезмерная нагрузка
на народное хозяйство привела к серьезным
диспропорциям. Гражданская промышленность
несла потери. Научно-технические разработки
оборонных исследований были засекречены.
Трудовые коллективы не проявляли заинтересованности
в освоении новой техники. По этой причине
в промышленности к началу 1980-х гг. было
автоматизировано или комплексно механизировано
лишь 10—1&% предприятий. В годы девятой
пятилетки (1971—1975) экономический рост
фактически прекратился. .Видимость благополучия
обеспечивалась за счет распродажи богатств
страны (нефть, газ). Наиболее слабой отраслью
в 1970-х — начале 1980-х гг. оставалось сельское
хозяйство. Старая система управления
не позволяла руководителям колхозов
и совхозов вести дело самостоятельно.
К тому же закупочные цены на сельхозпродукцию
были низкими, а на сельхозтехнику высокими.
Введенная гарантированная денежная оплата
труда в колхозах обернулась ростом социального
иждивенчества. За бесхозяйственность,
трудности в аграрном производстве пришлось
расплачиваться золотом, импортируя зерно
в значительных объемах (в 1979—-1984 гг. в
среднем около 40 млн т в год). Не увенчалась
успехом и специально разработанная пленумом
ЦК КПСС (май 1982 г.) Продовольственная программа.
Несмотря на негативные явления в экономике,
уровень жизни советского народа до середины
1970-х гг. медленно повышался, а затем более
чем пятилетие не снижался. Росли денежные
доходы населения, увеличивались общественные
фонды потребления, делались серьезные,
правда недостаточные финансовые вложения
в медицину, образование, спорт. Однако
рост денежных доходов не был обеспечен
увеличением производства товаров и услуг.
Это вело к возникновению дефицита, к скрытому
росту цен, что стало экономической предпосылкой
расцвета спекуляции, образования теневой
экономики, доходы которой составляли
многие миллиарды. К началу 1980-х гг. выявилась
неэффективность попыток ограниченного
реформирования советской системы, отчетливо
проявились кризисные явления в экономике
и социальной сфере.
41. Внешнеполитическая деятельность
СССР в 1980-е гг.
В начале 1980-х гг. в международных
отношениях требовались новые подходы,
учитывающие реальности ядерного века.
Однако развитие отношений между
СССР и США — двумя сверхдержавами
пошло по пути подрыва достижений
предшествующего десятилетия разрядки
международной напряженности. В
результате обе страны оказались
вовлеченными в опасную и дорогостоящую
гонку вооружений. Руководство СССР
допустило ряд крупнейших внешнеполитических
просчетов, отвечая на вызов противоположной
стороны увеличением численности
армии, расширением производства танков,
ракет, самолетов, авианосцев. Установление
и поддержание военно-стратегического
паритета с США дорого обошлось советским
людям, существенно отразилось на социально-экономическом
развитии Советского Союза. Правда, многие
граждане искренне заявляли, что они
ничего не пожалеют для обеспечения
безопасности страны. Серьезный удар
разрядке был нанесен вводом советских
войск в Афганистан и их участием
в военных действиях. Это непродуманное
решение было принято втайне от народа,
узким кругом политического руководства
СССР во главе с Л. И. Брежневым. Во
всем мире это событие расценили
как агрессию. Чрезвычайная сессия
Генеральной Ассамблеи ООН почти
в полном составе осудила действия
СССР. Резко осудил советское вторжение
в Афганистан и академик А. Д. Сахаров.
Афганские события положили начало
обострению отношений между СССР
и США. Это выражалось в постоянных
взаимных обвинениях, в демонстративных
азддях (отказ американской, а затем и
советской стороны от участия в Олимпийских
играх соответственно в Москве и Лос-Анджелесе).
В течение трех лет (1981—1983) действия советской
дипломатии были направлены на то, чтобы
помешать размещению в Европе американских
ракет. Эту акцию советские руководители
воспринимали как попытку США нарушить
установленные ОСВ-2 уровни вооружений
и„ следовательно, стратегическое равновесие.
Расширяя сферу своего влияния. Советский
Союз оказывал помощь различным государствам,
в том числе на Ближнем Востоке и в Африке,
принимая на себя все новые обязательства.
В той или иной форме он участвовал в вооруженных
конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали,
Йемене, снабжал оружием прогрессивные
с точки зрения советского руководства
режимы в Иране, Ливии и ряде других стран.
К середине 1980-х гг. несостоятельность
внешней политики СССР стала очевидной.
Требовались новые подходы во всей внешнеполитической
деятельности нашей страны.
42. Перестройка в СССР.
Попытки обновления и реформирования
политической системы
К середине 1980-х гг. в СССР
наступил экономический, социальный и
политический кризис. Он выражался
в падении темпов роста промышленного
и сельскохозяйственного производства,
снижении уровня жизни населения, усилении
коррупции, развитии теневой экономики,
нарастании социальной апатии. Поцытка
партийного руководства страны сохранить
власть путем “закручивания гаек”,
предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась
безуспешной. В общественном сознании
зрело понимание необходимости
глубоких перемен. Их желали все слои
общества — от рядовых граждан
до определенной группы партийных и
государственных чиновников. Страна
стояла на пороге перемен. Начало перестройки
связано с именем М. С. Горбачева,
который в марте 1985 г. стал Генеральным
секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных
процессов, причиной которых являлись
объективные обстоятельства, а не
субъективные факторы, выступала КПСС.
В апреле 1985 г. был провозглашен курс
на ускорение социально-экономического
развития страны. Предусматривалось
усовершенствовать структуру управления
народным хозяйством, за счет “Скрытых
резервов” в короткий срок добиться
подъема экономики, преодолеть застойные
явления, значительно Улучшить материальное
положение советских людей. Дальнейшее
развитие событий не оправдало оптимистических
прогнозов. Справиться с кризисом не
удалось. По мере углубления перестроечных
процессов выявилась необходимость
политической реформы. Без обновления
политических структур общества новые
экономические методы хозяйствования
не могли дать ощутимых результатов.
Осознавая это, Горбачев и его
единомышленники пошли на демократизацию
политических структур. Главным ее
инструментом стала гласность —
объективное освещение всех сторон
жизни общества. Решение о реформе
политической системы в СССР было
принято на XIX партконференции КПСС
(лето 1988 г.). Был провозглашен курс на
создание в СССР правового государства.
В качестве первоочередной задачи выдвигалось
четкое разграничение функций партийных
и советских органов, формирование
новых органов власти, проведение
первых демократических выборов
народных депутатов. После партконференции
начались изменения структуры управления
в СССР. На Первом Съезде народных депутатов
(май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран
главой государства — Председателем
Верховного Совета СССР, а в марте
1990 г. — Президентом СССР с правом
издавать указы и постановления,
которые имели силу закона. В процессе
дальнейшей демократизации общественной
жизни в стране из Конституции
СССР была исключена 6-я статья (о
руководящей роли КПСС), ликвидирована
однопартийная система рукозодства
страной, стали возникать различные
партии и общественные движения.
43. Новый внешнеполитический
курс страны в конце 1980-х
— начале 1990-х гг.
Коренное изменение внешнеполитического
курса СССР на рубеже 1980—1990-х гг.
было связано с новым политическим
мышлением. Исходным пунктом его
формирования явился вывод XXVII съезда
КПСС о смертельной опасности
ядерного оружия и гонки вооружений
для существования человечества,
о целостности и взаимозависимости
современного мира, о свободе социально-политического
выбора. Этот вывод исключал вмешательство
в дела других государств и означал
отказ от решения международных
проблем силой оружия. Благодаря
перестройке и новому политическому
мышлению в отношениях между СССР
и США произошел поворот от
конфронтации и соревнования в гонке
вооружений к взаимопониманию, а
в ряде вопросов и к партнерству.
Это изменило к лучшему всю
ситуацию в мире. Пришел конец “холодной
войне”. Эти перемены нашли свое
отражение в организации советско-американских
встреч в верхах. Состоялось пять встреч
М. С. Горбачева и президента США
Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена
и с приходом в Белый дом
Дж. Буша. На основе взаимной договоренности
в Европе к 1990 г. были ликвидированы
советские и американские ракеты
средней и малой дальности. Постепенно
улучшались отношения СССР с КНР.
Все спорные вопросы урегулировались
в ходе переговоров, росла торговля,
расширялись контакты в области
науки и культуры. В мае 1989 г. впервые
за последние 30 лет состоялся визит
главы СССР в Китай. Были установлены
дипломатические отношения с
Южной Кореей. В начале 1989 г. был
осуществлен вывод советских
войск из Афганистана — событие,
которого давно ждали советские
люди и весь мир. Была достигнута договоренность
о прекращении поставок советского
и американского оружия в Афганистан.
В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги
во внутриполитической жизни восточноевропейских
стран. К власти в них пришли оппозиционные
силы, придерживающиеся различных политических
взглядов. Развал социалистического
лагеря привел к прекращению деятельности
Совета Экономической Взаимопомощи
и Организации Варшавского Договора.
В Европе остался только одив военный
блок — НАТО. СССР заключил соглашение
со всеми восточноевропейскими странами
о выводе из них советских войск.
Среди других событий международной
жизни, в которой активное участие
принимал СССР, следует выделить объединение
Германии. Советское политическое руководство
признало приоритет международных
соглашений, в том числе Всеобщей
декларации прав человека. В целом
новый внешнеполитический курс СССР
создал благоприятную атмосферу
для ликвидации разного рода последствий
“холодной войны” и установления
нормальных межгосударственных отношений.
44. Распад СССР. Создание
Содружества Независимых Государств.
Образование и развитие суверенной
Российской Федерации
Прологом распада СССР
стало освобождение прежних союзных
республик от всевластия союзного центра,
контролировавшего все стороны
их жизни. Большинство союзных республик
в 1990 г. приняли декларации о суверенитете,
включив в них специальные
разделы о верховенстве республиканских
законов над союзными. Результатом
процесса суверенизации республик
стало заметное перемещение властных
функций из центра в республики.
12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных
депутатов РСФСР была принята
Декларация о государственном суверенитете
Российской Федерации. В соответствии
с ней органы власти РФ получили
право решать все вопросы государственной
и общественной жизни, за исключением
тех, которые добровольно передавались
РФ в ведение Союза ССР. При
этом в Декларации говорилось о решимости
России Создать демократическое
правовое государство в составе
обновленного Союза ССР. В марте
1991 г. был проведен референдум по проблеме
сохранения СССР. В нем приняли
участие девять республик (отказались
участвовать три прибалтийские
республики, Грузия, Армения и Молдова).
Свыше трех четвертей голосовавших
высказались за сохранение Союза. Предпринимались
попытки подписания нового Союзного
Договора, который был выработан
в ходе переговоров представителей
республик в Ново-Огареве (на правительственной
даче под Москвой). По этому договору республики,
вошедшие в новый Союз, должны были получить
значительно больше прав. Центр из управляющего
превращался в координирующий. Против
такого решения 19 августа 1991 г., в канун
подписания договора, выступила часть
высшего партийно-государственного руководства
страны, объявившая о создании Государственного
комитета по чрезвычайному положению
(ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов
страны, главным образом в России, вводился
режим чрезвычайного положения, запрещались
митинги, манифестации, приостанавливалась
деятельность демократических партий
и организаций, устанавливался контроль
за средствами массовой информации. Однако
члены ГКЧП не получили необходимой поддержки
населения страны, а в Москве встретили
активное противодействие демократических
сил. Президента РФ Б. Н. Ельцина и его сторонников.
Был ли это государственный переворот
или отчаянная попытка спасти закрепленный
Конституцией СССР общественный строй?
На этот вопрос нет единого мнения. Августовские
события ускорили распад Советского Союза.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под
Брестом руководители Белоруссии —С.
Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин,
Украины — Л. Кравчук подписали соглашение
о создании Содружества Независимых Государств
(СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству
присоединилось еще восемь республик.
25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев
в связи с прекращением существования
Союза ССР сложил свои полномочия.