Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:39, шпаргалка

Краткое описание

1.Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в.
2. Государственный строй и внутренняя политика России в начале XX в. Реформы С. Ю. Витте
3. Революция 1905—1907 гг.: причины, этапы, значение
4. Образование политических партий в России
5. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины, ход военных действий, итоги и последствия

Файлы: 1 файл

реферат История России.docx

— 101.71 Кб (Скачать)

39 . Экономические реформы  1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина  неуспеха

В 1960-е гг. партийно-государственным  руководством во главе с Л. И. Брежневым  были предприняты попытки проведения экономических реформ. Сама жизнь  диктовала необходимость новых  форм и методов хозяйствования, коренного  изменения принципов материального  стимулирования товаропроизводителей. Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый  порядок планирования с.ельскохозяйственного производства: планы закупок сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую  продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста  легкой ттромышленностц, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой  промышленности удвоились. На следующем  пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях И в отраслях; сокращение числа  плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями; изменение принципов деятельности предприятий — вместо “вала” вводился показатель реализованной продукции. В подготовке и реализации реформы  активную роль играл А. Н. Косыгин, тогдашний  Председатель Совета Министров СССР. Первые ее итоги были обнадеживающими. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили свою работу. Ускорился  экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением  реформы, по ряду плановых показателей  оказалась почти выполненной. Однако в ходе реализации реформы в нее  стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи  в том, что реформы не пошли  вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве  и в промышленности сохранялась  прежняя система экономических  и общественных отношений. Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и с помощью  подзаконных постановлений и  актов их свернули. Основная причина  провала реформ 1965 г. в том, что  невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном  свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче  реформ сказалось и то, что большая  часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-командных  методов управления.

40. Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике  и социальной сфере в СССР  в 1970-е — начале 1980-х гг.

Реформы 1965 г. в экономике, несмотря на всю свою половинчатость, несколько снизили темпы падения  производства. Но с начала 1970-х гг. они заметно возросли. Экономика  продолжала развиваться на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Упали темпы  роста производительности труда. Планы  по большинству показателей не выполнялись. В целом экономика стала невосприимчивой  к нововведениям, качество значительной части продукции перестало соответствовать  современным требованиям. Правда, на ряде направлений мы не уступали, а  даже превосходили США: в исследованиях  космоса, по некоторым фундаментальным  открытиям. Но по ряду показателей, в том числе по использованию микроэлектронной техники, наше отставание было значительным. Только небольшая часть советской экономики, а именно предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией. Экономика страны была предельно милитаризована. Из года в год военно-промышленный комплекс наращивал свою мощь. Военные расходы росли в полтора-два раза быстрее, нежели национальный доход. Чрезмерная нагрузка на народное хозяйство привела к серьезным диспропорциям. Гражданская промышленность несла потери. Научно-технические разработки оборонных исследований были засекречены. Трудовые коллективы не проявляли заинтересованности в освоении новой техники. По этой причине в промышленности к началу 1980-х гг. было автоматизировано или комплексно механизировано лишь 10—1&% предприятий. В годы девятой пятилетки (1971—1975) экономический рост фактически прекратился. .Видимость благополучия обеспечивалась за счет распродажи богатств страны (нефть, газ). Наиболее слабой отраслью в 1970-х — начале 1980-х гг. оставалось сельское хозяйство. Старая система управления не позволяла руководителям колхозов и совхозов вести дело самостоятельно. К тому же закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику высокими. Введенная гарантированная денежная оплата труда в колхозах обернулась ростом социального иждивенчества. За бесхозяйственность, трудности в аграрном производстве пришлось расплачиваться золотом, импортируя зерно в значительных объемах (в 1979—-1984 гг. в среднем около 40 млн т в год). Не увенчалась успехом и специально разработанная пленумом ЦК КПСС (май 1982 г.) Продовольственная программа. Несмотря на негативные явления в экономике, уровень жизни советского народа до середины 1970-х гг. медленно повышался, а затем более чем пятилетие не снижался. Росли денежные доходы населения, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные финансовые вложения в медицину, образование, спорт. Однако рост денежных доходов не был обеспечен увеличением производства товаров и услуг. Это вело к возникновению дефицита, к скрытому росту цен, что стало экономической предпосылкой расцвета спекуляции, образования теневой экономики, доходы которой составляли многие миллиарды. К началу 1980-х гг. выявилась неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы, отчетливо проявились кризисные явления в экономике и социальной сфере.

41. Внешнеполитическая деятельность  СССР в 1980-е гг.

В начале 1980-х гг. в международных  отношениях требовались новые подходы, учитывающие реальности ядерного века. Однако развитие отношений между  СССР и США — двумя сверхдержавами пошло по пути подрыва достижений предшествующего десятилетия разрядки международной напряженности. В  результате обе страны оказались  вовлеченными в опасную и дорогостоящую  гонку вооружений. Руководство СССР допустило ряд крупнейших внешнеполитических просчетов, отвечая на вызов противоположной  стороны увеличением численности  армии, расширением производства танков, ракет, самолетов, авианосцев. Установление и поддержание военно-стратегического  паритета с США дорого обошлось советским  людям, существенно отразилось на социально-экономическом  развитии Советского Союза. Правда, многие граждане искренне заявляли, что они  ничего не пожалеют для обеспечения  безопасности страны. Серьезный удар разрядке был нанесен вводом советских  войск в Афганистан и их участием в военных действиях. Это непродуманное  решение было принято втайне от народа, узким кругом политического руководства  СССР во главе с Л. И. Брежневым. Во всем мире это событие расценили  как агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти  в полном составе осудила действия СССР. Резко осудил советское вторжение  в Афганистан и академик А. Д. Сахаров. Афганские события положили начало обострению отношений между СССР и США. Это выражалось в постоянных взаимных обвинениях, в демонстративных азддях (отказ американской, а затем и советской стороны от участия в Олимпийских играх соответственно в Москве и Лос-Анджелесе). В течение трех лет (1981—1983) действия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать размещению в Европе американских ракет. Эту акцию советские руководители воспринимали как попытку США нарушить установленные ОСВ-2 уровни вооружений и„ следовательно, стратегическое равновесие. Расширяя сферу своего влияния. Советский Союз оказывал помощь различным государствам, в том числе на Ближнем Востоке и в Африке, принимая на себя все новые обязательства. В той или иной форме он участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, снабжал оружием прогрессивные с точки зрения советского руководства режимы в Иране, Ливии и ряде других стран. К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной. Требовались новые подходы во всей внешнеполитической деятельности нашей страны.

42. Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования  политической системы

К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и  политический кризис. Он выражался  в падении темпов роста промышленного  и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка  партийного руководства страны сохранить  власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась  безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости  глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан  до определенной группы партийных и  государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки  связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным  секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных  процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось  усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные  явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических  прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных  процессов выявилась необходимость  политической реформы. Без обновления политических структур общества новые  экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его  единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность —  объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе  политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось  четкое разграничение функций партийных  и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов  народных депутатов. После партконференции  начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем  Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции  СССР была исключена 6-я статья (о  руководящей роли КПСС), ликвидирована  однопартийная система рукозодства  страной, стали возникать различные  партии и общественные движения.

43. Новый внешнеполитический  курс страны в конце 1980-х  — начале 1990-х гг.

Коренное изменение внешнеполитического  курса СССР на рубеже 1980—1990-х гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его  формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности  ядерного оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и взаимозависимости  современного мира, о свободе социально-политического  выбора. Этот вывод исключал вмешательство  в дела других государств и означал  отказ от решения международных  проблем силой оружия. Благодаря  перестройке и новому политическому  мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот от конфронтации и соревнования в гонке  вооружений к взаимопониманию, а  в ряде вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю  ситуацию в мире. Пришел конец “холодной  войне”. Эти перемены нашли свое отражение в организации советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева и президента США  Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в Белый дом  Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы  советские и американские ракеты средней и малой дальности. Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы урегулировались  в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в области  науки и культуры. В мае 1989 г. впервые  за последние 30 лет состоялся визит  главы СССР в Китай. Были установлены  дипломатические отношения с  Южной Кореей. В начале 1989 г. был  осуществлен вывод советских  войск из Афганистана — событие, которого давно ждали советские  люди и весь мир. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни восточноевропейских  стран. К власти в них пришли оппозиционные  силы, придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического  лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный  блок — НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. Среди других событий международной  жизни, в которой активное участие  принимал СССР, следует выделить объединение  Германии. Советское политическое руководство  признало приоритет международных  соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом  новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу  для ликвидации разного рода последствий  “холодной войны” и установления нормальных межгосударственных отношений.

44. Распад СССР. Создание  Содружества Независимых Государств. Образование и развитие суверенной  Российской Федерации

Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных  республик от всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны  их жизни. Большинство союзных республик  в 1990 г. приняли декларации о суверенитете, включив в них специальные  разделы о верховенстве республиканских  законов над союзными. Результатом  процесса суверенизации республик  стало заметное перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята  Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной  и общественной жизни, за исключением  тех, которые добровольно передавались РФ в ведение Союза ССР. При  этом в Декларации говорилось о решимости  России Создать демократическое  правовое государство в составе  обновленного Союза ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В нем приняли  участие девять республик (отказались участвовать три прибалтийские  республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались  попытки подписания нового Союзного Договора, который был выработан  в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под Москвой). По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г., в канун подписания договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации. Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это государственный переворот или отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй? На этот вопрос нет единого мнения. Августовские события ускорили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии —С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин, Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"