18. Образование СССР: причины
и принципы создания Союза
Национальная политика имела
большое значение для такой многонациональной
страны, как Россия, где более
половины населения составляли нерусские
народы. Партия большевиков отстаивала
право наций на самоопределение.
Советское государство признало
независимость Финляндии (декабрь 1917
г.) и Польши (август 1918 г.). На окраинах
бывшей Российской империи были созданы
суверенные республики под руководством
местных коммунистов. В РСФСР
существовали автономные области и
республики. Провозглашенный разрыв
с “имперским прошлым”, сотрудничество
коммунистов всех республик с
центральной властью, экономические
трудности стимулировали процесс
объединения в одно государство.
Трудно вырабатывались принципы объединения,
предлагались различные проекты (автономия,
федерация, конфедерация). В. И. Ленин
педверг критике сталинский проект
“автономизации” за ущемление интересов
народов, объединяемых в единое государство
на правах автономий. За основу был
принят проект Ленина о создании союзного
федеративного государства. I съезд
Советов СССР 30 декабря 1922 г. провозгласил
создание нового государства (Декларация
и Договор об образовании СССР),
в состав которого вошли формально
суверенные республики-государства
— Россия, Украина, Белоруссия и
Закавказская Федерация из трех республик.
Было создано правительство СССР,
другие органы власти и управления.
Конституция СССР 1924 г. закрепила
создание федерации суверенных республик,
формально имевших право на свободный
выход из состава СССР. Провозглашено
было полновластие Советов, хотя фактически
власть все более сосредоточивалась
в руках центрального партийно-государственного
руководства. В 1920-е гг. в составе
СССР были образованы новые советские
республики. Принципы, заложенные в
основе создания СССР, до сих пор
порождают много проблем в
отношениях между народами, входившими
и его состав.
19. Оформление тоталитарной
системы в СССР в 1920—1930-е
гг.
Идеологические установки
большевистского руководства, концентрация
значительной части собственности
в государственном секторе, жесткая
централизация управления хозяйством,
переход к однопартийной системе
и все большее сосредоточение
власти в руках партийно-государственной
верхушки — все эти факторы
привели к складыванию в стране
тоталитарного режима. Внутри правящей
партии длительное время велась борьба
за власть, соревнование личных амбиций.
Болезнь В. И. Ленина (1922—1924) и его
смерть обострили эту борьбу. Последние
работы Ленина содержали нелицеприятные
характеристики его ближайших соратников,
в том числе ставшего Генеральным
секретарем партии И. В. Сталина, предложения
по улучшению работы государственного
и партийного аппарата, повышению
культурного уровня населения, развитию
кооперации и др. После смерти Ленина
члены Политбюро Л. Б. Каменев, Г.
Е. Зиновьев, И. В. Сталин объединились
в борьбе против Л. Д. Троцкого, постепенно
вытесняя его сторонников с ключевых
постов. После разгрома троцкистской
оппозиции (1924) внутрипартийная борьба
не закончилась (раскол названной “тройки”,
“новая оппозиция” Каменева и Зиновьева,
разгромленная XIV съездом партии в 1925
г.; “объединенная оппозиция” Зиновьева,
Каменева, Троцкого, члены которой
были исключены из партии на XV съезде
в 1927 г.). Острые дискуссии разгорались
при обсуждении теоретических и
практических вопросов: о возможности
построения социализма в одной стране,
об истоках, темпах и сроках проведения
индустриализации, о судьбах нэпа,
борьбе с кулаками и нэпманами, о
структуре и деятельности сталинского
партийного аппарата. Партия разделилась
на “полусырую массу” и профессиональный
аппарат. Расчетливость в борьбе,
опора на аппарат, доступная всем
простота предлагаемых решений, схематизм
делали Сталина единоличным лидером
и в партии, и в стране. Последней
попыткой открыто высказать отличную
от сталинской точку зрения стал “правый
уклон” в партии (1928—1929). Ранее поддерживавшие
линию Сталина Н. И. Бухарин, А. И.
Рыков, М. П. Томский и др. выступили
против “чрезвычайных мер” в сельском
хозяйстве, за сбалансированное развитие
экономики. В 1929 г. лидеров “правых”
исключили из состава Политбюро.
В 1934 г., после убийства С. М. Кирова (1
декабря 1934 г.), началась открытая расправа
с подлинными и мнимыми противниками
Сталина (организация ряда политических
процессов, основанных на сфабрикованных
обвинениях, расстрел Бухарина, Рыкова,
Зиновьева, Каменева и многих других
деятелей партии). В партии были силы,
оказавшие сопротивление установлению
режима личной власти Сталина (М. Н. Рютин,
Ф. Ф. Раскольников, X. Г. Раковский и
др.). Причины установления тоталитарного
режима в стране, организации массовых
репрессий широко обсуждаются учеными
разных стран, публицистами, общественностью.
20. Проведение индустриализации
в СССР: причины, методы, результаты
К середине 1920-х гг. проявились
многие трудности в проведении нэпа
(диспропорции в развитии отдельных
отраслей хозяйства, заготовительные
кризисы, ограниченность рынка, “ножницы”
цен и др.). Выход руководство
увидело сначала в усилении административных
мер, а затем, усмотрев в нэпе угрозу
для диктатуры пролетариата и
однопартийной системы, — в решительном
переходе к социалистическому строительству,
к политике “большого скачка”. Задача
индустриализации страны была унаследована
с дореволюционных времен, в 1920—1930-е
гг. она проводилась жесткими методами
как социалистическая индустриализация.
Вокруг перехода к индустриализации
велась активная борьба в партии и
государстве (решения XIV партийного съезда
об ускоренном развитии тяжелой промышленности,
о разработке пятилетнего плана;
отстаивание рядом видных экономистов
— Н. Д. Кондратьевым и др. — программы
сбалансированного развития всех отраслей
хозяйства, привлечения иностранного
капитала, расширения внешней торговли
и др.). За основу были приняты планы
форсированного проведения индустриализации
за счет сельского хозяйства и
легкой промышленности. Одновременно
предусматривались меры по вытеснению
частного капитала, что означало свертывание
нэпа. Индустриализация проводилась с
огромным напряжением сил, при недостатке
капиталовложений, за счет энтузиазма
рядовых строителей, а также труда заключенных.
Она изменила социальную структуру общества
(возросла численность рабочего класса,
технической интеллигенции), позволила
ликвидировать безработицу. Результаты
индустриализации: создание ряда новых
отраслей промышленности, строительство
многих крупных предприятий, дорог, каналов,
электростанций и др. Начали разрабатываться
пятилетние планы развития хозяйства
(итоги первой и второй пятилеток). Индустриализация
закрепила административно-командные
методы управления экономикой. Индустриальный
рывок был осуществлен ценой больших потерь,
в частности за счет разорения деревни.
Но к концу второй пятилетки СССР стал
индустриальной державой, вышедшей по
объему промышленного производства на
второе место в мире. В исторической литературе
существуют различные оценки проведенной
в 1920—1930-е гг. форсированной индустриализации,
оспариваются некоторые статистические
данные по итогам пятилеток, говорится
о преждевременности выводов о превращении
СССР в индустриальную державу.
21. Коллективизация в СССР:
причины, методы, темпы проведения,
ход, итоги
Положение в сельском хозяйстве
страны к середине 1920-х гг. стало
тяжелым, противоречия нэпа породили много
трудностей (низкие закупочные цены на
продукты сельского хозяйства при
высоких ценах на промышленные товары,
сокращение посевных площадей, разорение
многих бедняцких хозяйств, повышение
цен яа продовольственные товары,
недовольство городского населения
и др.). Назревал серьезный политический
кризис, угрожавший союзу рабочих
и крестьян. Хлебный кризис 1927—1928
гг. грозил сорвать план индустриализации,
продовольственное снабжение города.
Был взят курс на производственное
кооперирование сельского хозяйства
с одновременным наступлением на
зажиточное крестьянство — кулачество.
Предложения видных экономистов (Н.
Д. Кондратьева, А. В. Чаянова и др.)
о постепенном развитии различных
типов кооперации не были приняты
во внимание. Идеологическая основа наступления
на зажиточных крестьян — лозунги
Сталина об усилении классовой борьбы
по мере развертывания строительства
социализма. В статье Сталина “Год
великого перелома” (1929) на основе выборочных
статистических данных был сделан вывод
о повороте к колхозам середняков
и необходимости ускорить темпы
коллективизации. Коллективизация
проводилась жесткими методами: проведение
массовой коллективизации крестьянских
хозяйств в строго намеченные сроки,
применение принудительных мер, обобществление
почти всей крестьянской собственности,
административный произвол, привлечение
городских партийцев — “двадцатитысячников”,
создание политотделов МТС и т. д.
Все это вызывало недовольство крестьян.
Массовые протесты крестьянства (письма-жалобы,
открытые выступления и т. д.) достигли
опасной черты. В статьях Сталина
“Головокружение от успехов” и
“Ответ товарищам колхозникам” (1930)
местные органы власти\критиковались
за ошибки и перегибы в колхозном
движении. Темпы коллективизации
были несколько снижены. Создание коллективных
хозяйств сопровождалось борьбой с
кулаками, ликвидацией кулачества как
класса, высылкой зажиточных
крестьян (а часто и незажиточных)
на поселение. В 1937 г. было объявлено
о завершении коллективизации (объединено
93% крестьянских хозяйств). В результате
коллективизации удалось увеличить
количество товарного зерна. Правда,
нередко в счет товарной продукции
у колхозов изымалось зерно, шедшее
на оплату труда колхозников (голод
1932 г. на Украине, в Поволжье, на Северном
Кавказе). В сельском хозяйстве, как
и в промышленности, утвердились
административно-командные методы
управления, централизация, уравниловка.
Колхозный строй в определенной мере способствовал
внедрению техники и передовых технологий
в сельском хозяйстве, повышению производительности
труда, более рациональному использованию
земли. Сформировался класс-колхозного
крестьянства. Но огосударствление колхозов,
бюрократизм, бесхозяйственность, принудительный
характер труда сводили на нет эти преимущества.
22. Политическая система
сталинизма. Конституция 1936 г.
Сложившаяся в конце 1920—1930-х
гг. политическая система сталинизма
основывалась на огосударствлении средств
производства, жесткой централизации,
командно-административной системе
управления, усилении идеологизации
общества. В общественном сознании
господствовали идеологические установки
(усиление классовой борьбы), образы
классового врага, “врагов народа”,
“агентов мирового капитала” и
т. д. Во “враги народа” попадали и
действительные противники советской
власти, и все подозреваемые в
нелояльности к ней. Репрессии проводились
среди различных социальных слоев
(“шахтинское дело”, 1928 г.; процесс
над “промпартией”, 1930 г.; процесс
над “Союзным бюро меньшевиков”, 1931
г. и т. д.). Действовала широкая
сеть внесудебных органов — “тройки”
НКВД, Особое совещание при НКВД
и др. В 1934 г. было создано Главное
управление исправительно-трудовых лагерей,
трудовых поселений и мест заключений
(ГУЛАГ); использовался бесплатный труд
заключенных. В 1930-е гг. был проведен
ряд громких политических процессов;
многие видные политические, военные,
хозяйственные деятели были приговорены
к расстрелу. В стране сложился партийно-государственный
аппарат из новых руководителей,
беспрекословно выполнявших волю центра.
Установился культ личности Сталина.
Эти процессы нашли отражение
в новой Конституции СССР (VIII Чрезвычайный
Всесоюзный съезд Советов, 5 декабря
1936 г.). Советский Союз провозглашался
социалистическим государством рабочих
и крестьян (II республик). Коммунистическая
партия объявлялась руководящим
ядром общества. Политическая основа
СССР — Советы депутатов трудящихся;
экономическая — социалистическая
собственность на средства производства
(государственная и колхозно-кооперативная
формы). Всем гражданам предоставлялись
демократические права и свободы,
прямое равное избирательное право.
Разделение властей не предусматривалось.
Практика проведения выборов, осуществления
всех предоставленных Конституцией
свобод и правсущественно отличалась
от провозглашенных принципов. Сложившаяся
в стране к середине 1930-х гг. политическая
система не была демократической. Она
представляла собой жесткую автократическую
власть, тоталитарный режим.
23. Культура СССР в 1920—1930-е
гг.
Одной из главных задач
в области образования в послеоктябрьский
период была задача ликвидации неграмотности
(декрет о ликвидации безграмотности,
1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”,
1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек;
реформирование образования — создание
единой трудовой школы и т. д.). К
началу 1930-х гг. была ликвидирована
неграмотность, построено много
новых школ, введено сначала всеобщее
начальное, а затем — семилетнее
образование. Школьная реформа 1930-х
гг. была направлена на повышение уровня
образования детей. Для подготовки
квалифицированных кадров была расширена
сеть вузов, рабфаков. Развитие науки,
литературы, искусства находилось под
жестким идеологическим (принцип
классорого характера культуры), а
часто и административным контролем
государства и партии. Призывы
власти к достижению новых успехов
в твауке и искусстве, стремление
привлечь научную и творческую интеллигенцию
на свою сторону сочетались с административными
методами управления, с высылкой из страны
группы выдающихся ученых (1922). Многие
деятели науки и культуры, не признавшие
советскую власть, эмигрировали из страны.
В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ
и другие научные центры, образовано много
научных институтов (научные достижения
И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского,
Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.).
После революции были созданы новые организации
в области культуры — Пролеткульт, Российская
ассоциация пролетарских писателей и
др. Борьба различных творческих групп,
реалистов и авангардистов, в литературе
и искусстве (можно дать характеристику
творчества деятелей культуры разных
направлений — литераторов, художников,
архитекторов, музыкантов, представителей
театра, кинематографа и др.). Утверждение
в литературе и искусстве принципов социалистического
реализма, тоталитаризм в области культуры
обусловили прославление в художественных
произведениях новых устоев жизни, парадность
и пышность в ее изображении. Это оказывало
большое влияние на массовое сознание.
Представители всех областей культуры,
вся советская художественная интеллигенция
находились под прессом цензуры, в полной
зависимости от существующего режима,
который поощрял приближенных к-власти,
наказывал инакомыслящих (привести примеры
сложных отношений интеллигенции и власти,
трагических судеб многих представителей
культуры). Особенно острый характер приняло
противостояние власти и церкви (травля
церковной интеллигенции, преследование
патриарха Тихона и других церковных деятелей,
разрушение храма Христа Спасителя в 1931
г. и т. д.).
24. Внешняя политика СССР
в 1920—1930-е гг.
В 1920-е гг. страна должна была
решать ряд важных внешнеполитических
задач: добиться международного признания
СССР и его включения в систему
равноправных международных отношений;
наладить торгово-экономические связи,
в то же время не оставляя надежд
на будущую мировую социалистическую
революцию. Ведущие капиталистические
страны постепенно меняли отношение
к СССР, переходя от открытой враждебности
к заинтересованности в установлении
выгодных торговых отношений. в 1924—1925
гг. наступила полоса признания СССР
(восстановление дипломатических отношений
с 12 государствами). Тем самым был
положен конец экономической
блокаде. В 1933 г. СССР был официально
признан США. Внешние торговые связи
устанавливались и осуществлялись
с трудом, со срывами и осложнениями.
Идеологическое противостояние на международной
арене не ослабевало. Приход в 1933 г.
к власти в Германии национал-социалистов
во главе с Гитлером, их агрессивная
внешняя политика обусловили изменение
внешнеполитического курса СССР
(разработка планов создания системы
коллективной безопасности; заключение
многосторонних и двусторонних договоров
со странами буржуазной демократии в
целях изоляции Германии и Японии;
принятие СССР в Лигу Наций в 1934 г.;
деятельность Коминтерна приобрела
антифашистский характер). В 1936 г. СССР
поддержал республиканскую Испанию
в ее борьбе с фашистским мятежом
Ф. Франке. Западные державы, проводя
политику “умиротворения” агрессора,
в сентябре 1938 г. вступили в Мюнхенский
сговор (согласие Англии и Франции
на передачу Германии Судетской области
Чехословакии). Возрастало напряжение
и на Дальнем Востоке (конфликт на
КВЖД 1928 г.; столкновение с японскими
войсками у озера Хасан в 1938 г.;
отпор нападению Японии на союзницу
СССР Монголию у реки Халхин-Гол
в 1939 г.). Несмотря на стремление избежать
серьезных военных столкновений,
к концу 1930-х гг. Становится ясно,
что локальные вооруженные конфликты
с неизбежностью ведут к большой
войне. В этих условиях СССР стоял
перед выбором внешнеполитических
приоритетов.
25. Социально-политическое
и экономическое развитие СССР
к концу 1930-х гг.
К концу 1930-х гг. в СССР
сложился тоталитарный режим, имевший
ряд общих черт с подобными
режимами в других странах. Во главе
тоталитарного режима стоит единоличный
лидер харизматического типа, принимающий
все важнейшие решения. В 1930-х
гг. в СССР окончательно утвердился
культ личности Сталина. Сложился огромный
бюрократический аппарат, который
тесно сросся с партийной элитой,
образовав административно-командную
систему управления со строгой вертикальной
иерархией власти, пронизывающей
все сферы жизни. Утверждение
системы Советов означало слабость
представительной власти, сосредоточение
функций управления в исполнительных
комитетах, отсутствие независимой
судебной власти. В экономике тоталитаризм
означал огосударствление собственности,
централизацию управления, уравнительное
распределение. Отсутствие рыночных отношений
диктовало необходимость повседневного
вмешательства партийно-государственного
аппарата в решение хозяйственных
вопросов. Государство нуждалось
в послушных исполнителях, поэтому
поощрялась уравнительная психология.
Провозглашенные Конституцией СССР
демократические права и свободы
в реальной жизни оказывались
малоосуществимыми. Общая грамотность
и квалификация тружеников были еще
низки. Происходило отчуждение людей
от собственности и реальной власти.
Постепенно вырабатывался тоталитарный
тип личности, вписывающийся в
общую картину единомыслия, подчинения
даваемым свыше установкам. В таких
условиях ревозможно было говорить о
правовом государстве и гражданском
обществе. Психологию людей советского
общества отличали такие парадоксальные
черты, как во многом искреннее стремление
к новым достижениям, пафос и
энтузиазм (стахановское движение, ударный
труд на стройках и т.д.) и одновременно
страх, непонимание смысла раскулачивания,
политических репрессий. Практика национальных
отношений также не соответствовала
провозглашенным Конституцией принципам
федерализма, независимости, суверенитета.
26. СССР накануне Великой
Отечественной войны (1939—1941)
К концу 1930-х гг. Советский
Союз по общему объему промышленного
производства вышел на первое место
в Европе и второе место в мире.
В ранее необжитых районах
поднялись сотни новых городов,
вступили в строй тысячи новых
заводов. Миллионы людей трудились
самоотверженно, воспринимали успехи
и заботы страны как свои собственные,
верили, что они строят новый мир.
Успехи в экономике достигались
ценой огромного напряжения сил
и самоограничения при сохранении
серьезных диспропорций в народном
хозяйстве. И в третьей пятилетке
(1938—1942) упор делался на развитие тяжелой
индустрии. Между тем и в этой
отрасли сохранялись слабая дисциплина,
недостаточная профессиональная подготовка
и текучесть кадров. Многие новостройки
возводились трудом заключенных. К
этому времени в стране окончательно
сложился политический режим с полностью
огосударствленной экономикой, командно-административными
методами управления. Духовная и культурная
жизнь общества находилась под постоянным
идеологическим контролем. Для психологической
атмосферы в обществе было характерно
сочетание массового энтузиазма,
веры в лучшее будущее со страхом
перед неизвестностью, непониманием
причин проводимых репрессий. Сложной
и противоречивой была и международная
обстановка. Попытки, СССР создать систему
европейской безопасности окончились
неудачей. Начавшиеся 12 августа 1939 г. англо-франко-советские
переговоры о взаимопомощи в связи
с возможной германской агрессией
зашли в тупик. Контакты же с Германией
увенчались подписанием 23 августа 1939 г.
договора о ненападении и секретного
протокола о разделе “сфер
интересов” в Восточной Европе (по
существу, предполагался четвертый
раздел Польши). Историки и политики
по-разному оценивают этот договор.
Заручившись поддержкой СССР, Германия
1 сентября напала на Польшу. Через день
Англия и Франция объявили войну
Германии. Вторая мировая война началась.
17 сентября части Красной Армии вступили
в Западную Украину и Западную Белоруссию.
28 сентября Польша перестала существовать
как суверенное государство. В тот же день
в Москве был подписан советско-германский
договор “О дружбе и границе”. В секретных
приложениях к нему были уточнены сферы
влияния. Союз с Гитлером подтолкнул СССР
на вооруженный конфликт с Финляндией.
Продолжавшиеся четыре месяца (ноябрь
1939 — март 1940 г.) боевые действия носили
ожесточенный характер. Потери Красной
Армии составили более 120 тыс. человек.
Война закончилась подписанием мирного
договора. Была установлена новая граница,
расстояние между ней и Ленинградом увеличилось
до 150 км. Летом 1940 г. произошло новое изменение
границ СССР. В его состав были включены
Северная Буковина и Бессарабия, республики
Прибалтики. Понимая, что войны с Германией
избежать нельзя. Советский Союз готовился
к защите. Ассигнования на оборону, составлявшие
в 1939 г. 25,6% государственного бюджета, в
1940 г. возросли до 32,6%, а в начале 1941 г. достигали
уже 43,4%. Накануне войны прошли испытания
новые образцы военной техники. Однако
не был налажен их массовый выпуск. На
востоке страны создавались предприятия-дублеры,
которые в случае войны могли бы заменить
разрушенные