Шпаргалка по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История Белоруссии".

Файлы: 1 файл

Шпоры по Истории Беларуси.docx

— 255.35 Кб (Скачать)

Новая редакция Конституции  предполагает создание двухпалатного  парламента, состоящего из Палаты представителей и Совета Республики. Проекты законов, рассмотренные Палатой представителей, одобряются Советом Республики или  направляются им на доработку. Парламентарии  участвуют в формировании органов  государственной власти, оказывают  влияние на социально-экономическую  жизнь общества.

Исполнительную власть осуществляет Совет Министров. Основной функцией Конституционного Суда является осуществление  контроля за соответствием законов  и других нормативных актов Конституции  Республики Беларусь.

 

 

  1. Актуальные проблемы социально-экономического развития Беларуси в 90-е гг. 20-нач. 21 вв.

Поиск путей перехода к  рыночной экономике был обусловлен распадом СССР. Каждая бывшая союзная  республика, в том числе Республика Беларусь, стала осуществлять поиск  путей преодоления распада единого  экономического пространства и восстановления разрушенных хозяйственных связей на новой рыночной основе. Приоритетным направлением деятельности стала разработка программы постепенного перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством крыночной экономике. Рынок — это система экономических отношений, которая обеспечивает эффективное функционирование хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли. Определяющей чертой рыночных отношений является ориентация на спрос потребителей в условиях постоянного превышения предложения товаров. Это вызывает конкуренцию (соперничество) товаропроизводителей за рынок сбыта своей продукции, заставляет их добиваться повышения качества товаров и услуг, применять в производстве технические новинки.

В начале 1990-х гг. проявлениями рынка в республике стали введение рыночных цен на большинство товаров  и услуг, разрешение аренды и индивидуальной трудовой деятельности, становление  предпринимательских, банковских и  коммерческих структур. Началось проведение приватизации — постепенной передачи объектов государственной собственности  в частную.

Однако реформирование народного  хозяйства Беларуси в 1991 — 1994 гг. проводилось  непоследовательно и недостаточно эффективно. Выпуск промышленной продукции  в этот период продолжал сокращаться. Резко снизились доходы населения. Главная причина этого заключалась  в росте цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги. Денежные доходы людей не соответствовали  расходам: ниже уровня прожиточного минимума в 1994 г. оказалось более 60 % населения  республики.

Разработка белорусской  модели социально-экономического развития началась в середине 1990-х гг. В 1996 г. была разработана Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. На первом Всебелорус-ском народном собрании в 1996 г. были утверждены основные направления социально-экономического развития нашей республики на 1996—2000 гг. В качестве главных задач определялись рост экспорта белорусских товаров, строительство жилья для городских  и сельских жителей, обеспечение  населения республики продуктами питания. В программе деятельности правительства  Республики Беларусь в качестве национальной модели развития определена социально  ориентированная рыночная экономика, которая сочетает в себе преимущества рыночной конкуренции и эффективной  системы социальной защиты, идеи рыночного  саморегулирования и государственного управления. Основной особенностью белорусской  модели экономического развития стала  сильная государственная власть, которая стимулирует развитие экономики  и обеспечивает социальную справедливость. Характерными чертами социально  ориентированной рыночной экономики  являются сочетание государственного и частного секторов экономики, приватизация как средство поиска тех, кто заинтересован  в долговременном развитии предприятий  с социальной защитой их работников, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, обеспечение экономической безопасности государства, повышение материального благосостояния населения республики, развитие экономических связей с Россией и другими странами СНГ.

Реализация белорусской  модели экономического развития связана  с выполнением основных направлений  социально-экономического развития на 1996—2000 гг. Это позволило нашей  республике первой на постсоветском  пространстве преодолеть кризисные  явления в экономике и восстановить в 2000 г. уровень производства продукции 1990 г. С учетом результатов реализации белорусской модели экономического развития второе Всебелорусское народное собрание в 2001 г. поддержало основные направления  Программы социально-экономического развития на 2001 —2005 гг. Первое пятилетие XXI в. стало важнейшим этапом в  достижении стратегической цели социально-экономического развития — повышения благополучия народа и приближения его к  уровню экономически развитых европейских  стран. Выполнение программы вывело нашу страну на путь устойчивого экономического роста, темпы которого превышают  показатели многих стран СНГ. В 2005 г. республика вышла на увеличение объемов  производства в сравнении с 1995 г. в промышленности в 2,5 раза, в сельском хозяйстве — в 1,2 раза.

Важное значение при реализации белорусской модели экономики имеет  государственное финансирование крупных  промышленных предприятий и колхозов, превращение строительства жилья  в «локомотив» развития экономики. Проводится государственная политика, направленная на защиту интересов населения, оказание помощи тем, кому это необходимо, в частности пенсионерам, а также  обеспечение охраны здоровья и получения  образования. Реализуется курс на интеграцию — сближение и объединение  в единое целое в экономической  сфере со странами СНГ и в первую очередь с Россией.За выдающиеся заслуги в социально-экономическом  развитии страны ряд граждан нашей  республики удостоены звания Героя  Беларуси. Среди них — П. Мариев — генеральный директор производственного  объединения БелАЗ, которое входит в число ведущих мировых производителей карьерной техники и которому принадлежит около 30 % всемирного рынка  карьерных самосвалов. Звание Героя  Беларуси заслужил генеральный директор научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Белавтотракторостроительство» М. Высоцкий, при участии которого создано шесть поколений магистральных  автопоездов, последние из которых  отвечают требованиям международных  стандартов Евро-2 и Евро-3. Героем Беларуси стал председатель правления Национального  банка Республики Беларусь Я. Прокопович. Он награжден за значительный вклад  в обеспечение устойчивых темпов экономического развития, стабильное функционирование банковской системы, развитие жилищного строительства и его льготного кредитования, повышение на этой основе уровня жизни населения. Высшей степени отличия удостоены организаторы и труженики сельскохозяйственного производства: председатель сельскохозяйственного предприятия «Октябрь» Гродненского района В. Кремко, председатели сельскохозяйственных производственных кооперативов «Агрокомбинат "Снов"» Несвижского района М. Карчмит и «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района В. Ревяко.На третьем Всебелорусеком народном собрании в 2006 г. принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. Очередная пятилетка направлена на обеспечение социально-экономического развития нашей страны, которое связано с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу. В этот период перспективы развития экономики Беларуси как европейской страны связаны с эффективным использованием нашего научно-технического, промышленного, интеллектуального потенциала. Определяющей чертой этого перехода является реализация белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики с государственным регулированием. Главной целью такой модели развития остается дальнейший рост благосостояния населения на основе повышения конкурентоспособности экономики и создания государства, удобного для жизни людей.

 

 

  1. Внешняя политика Беларуси в 90-е гг. 20-нач. 21 вв.

Беларусь выступает как  равноправный член мирового сообщества начиная с провозглашения государственного суверенитета БССР 27 июля 1990 г. После  распада СССР начался принципиально  новый этап в международной жизни  Республики Беларусь. Она стала проводить  самостоятельный внешнеполитический курс. Статус государственной независимости  Республики Беларусь был признан  международным сообществом. Беларусь — полноправный участник Организации  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ), член Международного валютного  фонда (МВФ), Всемирного банка реконструкции  и развития, налаживает взаимоотношения  с Европейским Союзом (ЕС). Сегодня  Республика Беларусь активно участвует  в работе ООН, ее Генеральной Ассамблеи, выступая за обновление ее деятельности в условиях многополярного мира. Президент  Республики Беларусь в 1996 г. участвовал во встрече на высшем уровне в Копенгагене (Дания), где обсуждалась концепция  оказания всесторонней помощи в пределах ООН странам с переходной экономикой, к которым относится в настоящее  время и Беларусь. Наша республика была представлена также на «саммите тысячелетия» — встрече руководителей  государств мира, которая состоялась в 2000 г. в Америке. Участие Беларуси в работе международных организаций способствует включению в процесс глобализации — установления всемирных связей в экономической, политической, культурной областях в условиях формирования постиндустриального общества.

Наша республика получила международную помощь для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы по линии ООН. Была проведена международная  экспертиза последствий катастрофы. ООН приняла резолюцию «Международное сотрудничество в деле смягчения  и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции». Республика Беларусь учитывает рекомендации «Порядка дня на XXI век», принятого  ООН в 1992 г., в котором изложена программа гармонизации взаимоотношений  между человеком и природой.

В годы «холодной войны» Беларусь была самой «вооруженной»  советской республикой. На ее территории находилось почти 30 % ядерных боеприпасов  СССР Огромное количество ядерного оружия угрожало не только противникам СССР, но и таило в себе экологическую  опасность для самой Беларуси. В «Декларации о государственном  суверенитете БССР» 27 июля 1990 г. было объявлено, что Беларусь ставит целью сделать  свою территорию безъядерной зоной, а республику — нейтральным государством, т. е. государством, внешнеполитический курс которого характеризуется неучастием в вооруженных конфликтах. В соответствии с этим курсом в 1996 г. ядерное оружие было полностью выведено за пределы  нашей страны. Беларусь стала первым в мире государством, которое добровольно  отказалось от владения ядерным оружием. Важным шагом на пути разоружения  стало подписание в феврале 1995 г. Соглашения о коллективной безопасности между странами Содружества Независимых  Государств (СНГ). В 1995 г. Беларусь присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» и выступает против расширения НАТО на восток. В 2003 г. завершилось  создание Организации Договора о  коллективной безопасности (ОДКБ), в  состав которой входят Беларусь. Казахстан, Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Армения.

Определяющим фактором во взаимоотношениях стран СНГ, возникшего 8 декабря 1991 г., когда Беларусь, Россия и Украина подписали так называемое «Беловежское соглашение», стала экономическая  интеграция. В 2000 г. главы Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана подписали договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2006 г. к нему присоединился  Узбекистан. В 2007 г. состоялось документальное оформление Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России.

Развитие взаимоотношений  Республики Беларусь с Российской Федерацией является одним из приоритетных направлений  внешней политики Республики Беларусь. В 1995 г. Беларусь подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Россией. Важное значение в развитии тесных связей между Беларусью и Россией имел проведенный в мае 1995 г. республиканский референдум. На нем большинство населения высказалось за углубление интеграции с Россией, что означает более тесное сотрудничество между странами, особенно в области экономики. Дальнейшим развитием этих отношений явилось подписание 2 апреля 1996 г. договора о создании Сообщества Беларуси и России, затем договора от 2 апреля 1997 г. о создании Союза Беларуси и России и договора от 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории Белоруссии"