Шпаргалка по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История Белоруссии".

Файлы: 1 файл

Шпоры по Истории Беларуси.docx

— 255.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

  1. Внешнеполитическая деятельность БелССР в 1945-1980-е гг. БССР в ООН.

После второй мировой войны  изменилось политическое положение  Беларуси. Она была восстановлена  в рамках единого государства  и начала выходить на международную  арену. Еще на Тегеранской конференции  трех великих государств (ноябрь —  декабрь 1943 г.) было принято решение  об основании после войны авторитетной международной организации, которая  бы решала важнейшие проблемы мировой  жизни и выступала гарантом мира и безопасности. С целью усилить  свое влияние на ее деятельность правительство  СССР предложило признать полноправными  членами новой организации все  республики Союза. Для юридического обоснования этого предложения 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон и расширении полномочий республик в области внешних  отношений и обороны, в соответствии с которым в марте был создан Народный комиссариат иностранных  дел БССР (с 1946 г' — министерство). Но когда вопрос был вынесен на обсуждение на конференции в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.), где  разрабатывался проект Устава Организации  Объединенных Наций, западные государства  квалифицировали это предложение  СССР как стремление к "многочисленному  членству" с целью обеспечения  себе определенных преимуществ. Представители  правительств США и Англии дали согласие на приглашение в ООН только Украины  и Беларуси, учитывая их весомый  вклад в разгром фашизма, человеческие жертвы и материальный урон, которые  они понесли в годы войны. В  апреле 1945 г. Украина и Беларусь получили приглашение стать государствами  — основателями ООН. 6 мая 1945 г. белорусская  правительственная делегация во главе с наркомом иностранных  дел К.В.Киселевым выехала в  Сан-Франциско, где активно включилась в работу. 26 июня 1945 г. она вместе с другими делегациями от 49 стран  мира подписала Устав новой международной  организации.

Членство в ООН не привело  к существенным изменениям в положении  республики как внутри СССР, так  и на международной арене. В условиях сталинского режима вся внешнеполитическая деятельность была монополизирована союзным  правительством, а между республиками и центром отсутствовало разграничение  в функциях. Тем не менее участие  Беларуси в работе ООН имело положительное  значение, так как содействовало  развитию международных связей и  контактов, приобретению дипломатического опыта и культуры.

Уже на первой сессии Генеральной  Ассамблеи ООН, начавшей свою работу в январе 1946 г., делегация БССР выступила  с инициативой о выдаче и наказании  военных преступников. Она предложила всем государствам предпринять шаги по их аресту и депортации с целью  справедливого наказания. На второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1947) Белорусская ССР была избрана на три года в Экономический и Социальный Совет — один из шести главных органов этой организации.

В первые послевоенные годы Беларусь заключила также ряд  соглашений с иностранными государствами. В сентябре 1944 г. между правительством БССР и Польским комитетом национального  освобождения было подписано соглашение об обмене населением. Что касается договора о советско-польской границе, то он был заключен 16 августа 1945 г. без  участия уполномоченных представителей БССР. В результате республика потеряла 17 районов Белостокской области  с Белостоком и три района Брестской  области и получила взамен с польской стороны 15 деревень, населенных преимущественно  белорусами. В 1946 г. делегация БССР принимала  участие в Парижской мирной конференции, где активно выступала в обсуждении территориальных и репарационных  вопросов в послевоенной Европе. 10 февраля 1947 г. министр иностранных дел  БССР К.В.Киселев подписал в Париже договор о мире с бывшими союзниками фашистской Германии — Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией.

Начиная с 1947 г. международная  деятельность Беларуси фактически ограничивается участием в работе ООН. Это было связано  с тем, что в первое послевоенное десятилетие возникла и обострилась "холодная война". Трибуна ООН  стала активно использоваться в  противостоянии между Западом и  Востоком. В условиях отсутствия реальной самостоятельности в решении  международных дел белорусские  дипломаты были вынуждены только выступать в поддержку московских предложений. Негативно влияла на международные  дела и усилившаяся подозрительность ко всем, кто имел контакты с заграницей, так как в конце 40 — начале 50-х гт. проходила кампания по борьбе с космополитами и низкопоклонством перед Западом. В результате в 1944—1955 гг. БССР подписала только 30 договоров, соглашений, конвенций и вступила в Международный союз электросвязи и Мировой почтовый союз (1947), Мировую  метеорологическую организацию (1948), Международную организацию труда (1954) и др.

Более благоприятные возможности  для осуществления международной  деятельности БССР появляются во второй половине 50-х гг. Уменьшение международной  напряженности и переход советского руководства на путь активного сотрудничества с ООН и ее организациями содействовали  тому, что союзные республики получили больше прав и полномочий. В 1958 г. было открыто постоянное представительство  Белорусской ССР при ООН, что  позволило ей активизировать свою работу.

По-прежнему делегация Беларуси отстаивала в ООН линию на укрепление мира и безопасности, ликвидацию колониализма, развитие равноправного экономического сотрудничества. При ее активном участии  в 1960 г. была принята Декларация ООН  о предоставлении независимости колониальным народам и странам, что содействовало развитию национально-освободительного движения. Она выступала против локальных войн, участвовала в обсуждении вопросов всеобщего и полного разоружения. В 1963 г. в числе первых БССР подписала в Москве договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. В 1970 г. был ратифицирован договор о нераспространении ядерного оружия. Белорусская ССР избиралась непостоянным членом Совета Безопасности, ее представительства действовали в специализированных органах ООН, таких как ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и др. К середине 80-х гг. республика подписала более 160 договоров и соглашений, что свидетельствовало об усилении ее международного авторитета.

В 50-е гг. получили развитие двусторонние связи между Беларусью  и странами — членами СЭВ. Географическое положение, близость к странам Западной Европы, удобные пути сообщения, а  также определенная культурная общность славянских народов предопределили расширение контактов прежде всего с Польшей, Болгарией и Чехословакией. Если вначале они развивались на межгосударственном уровне, то затем довольно быстро вышли на региональный. В 1956 г. Гродненская и Брестская области заключили соглашения о сотрудничестве с Белосток-ским и Люблинским воеводствами.

В 1985 г. уже все области  Беларуси имели постоянные контакты на основе договоровА 10 воеводствами Польши, двумя округами ГДР, округом Болгарии и областью Чехословакии.Определенный импульс для дальнейшего развития в послевоенный период получило экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Масштабы внешнеэкономических связей Беларуси определялись ее промышленным и научно-техническим потенциалом, а также общим положением экономических отношений СССР с зарубежными странами. Поэтому вначале в поставках на экспорт преобладало сырье. С середины 50-х гт. начали вывозиться машины и оборудование. В 1956 г. более 100 белорусских предприятий поставляли свою продукцию в 47 стран мира. В 1985 г. их количество выросло до 300, а поставки шли более чем в 100 стран мира. Особым спросом за рубежом пользовались тракторы, грузовые автомобили, силосоуборочные комбайны, калийные удобрения, товары широкого потребления. Однако удельный вес машин и оборудования, несмотря на довольно высокий уровень промышленного развития БССР, даже в лучшие годы не превышал 30 %. Это объяснялось тем, что в международном торговом обмене у республики отсутствовала самостоятельность и все экспортно-импортные операции определялись союзными министерствами. Большая часть товаров направлялась странам — членам СЭВ, около 10 % приходилось на страны Азии, Африки и Латинской Америки, около 20 % — на страны Запада.Примерно в таких же размерах определялись импортные поставки. Почти половина из них приходилась на страны СЭВ, около 40 % — на развитые страны Запада и 10 % — на остальные. За счет импортных операций в республику завозились технологические линии и оборудование, товары широкого потребления.Беларусь поддерживала в послевоенные годы культурные и научные связи с зарубежными странами. Они осуществлялись государственными учреждениями и творческими союзами, многочисленными партийными и общественными организациями, трудовыми коллективами. Значительное влияние на их развитие оказали Белорусское общество культурных связей, которое в 1958 г. было реорганизовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина"). При их непосредственном участии проходил научный и культурный обмен, устраивались выставки, гастрольные поездки, проводились кинофестивали, организовывались международные встречи и конгрессы.

 

 

  1.  Политика «перестройки»: причины, этапы, результаты (1985 - 1991 гг.).

Демократизация общественно-политической жизни во второй половине 1980-х гг. была связана с политикой перестройки, провозглашенной в 1985 г. новым руководителем  ЦК КПСС М. С. Горбачевым.

Важным шагом на пути усиления роли народа в общественной жизни  явилось принятие в 1988 г. Закона «О народном обсуждении важных вопросов государственной  жизни Белорусской ССР». В 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР, которые  впервые проходили как свободные  и альтернативные. Это значит, избиратели имели возможность выбирать депутатов  из нескольких кандидатур. В свою очередь, каждый кандидат обязан был непосредственно  сам участвовать в избирательной  кампании, разрабатывать избирательную  платформу и представлять ее избирателям.

В 1990 г. по новому избирательному Закону были проведены выборы народных депутатов в Верховный и местные  Советы народных депутатов БССР В  условиях однопартийности большинство  мест получили сторонники Коммунистической партии Беларуси (КПБ). Сторонники же реформ создали в Верховном Совете парламентскую  оппозицию. Она была представлена группой  депутатов, чьи взгляды не совпадали  с мнением большинства депутатов.

Наиболее реальным достижением  политики перестройки второй половины 80-х гг. XX в. стала гласность. Появилась  возможность открыто говорить правду об истории, высказывать критическое отношение к власти и существующей идеологии (системе взглядов), реализовывать на деле провозглашенные Конституцией БССР 1978 г. демократические свободы слова, печати, митингов и шествий.

Таким образом, в республике начался новый этап модернизации (переустройства) общества, связанный  с частичным реформированием  советской политической системы  и ее демократизацией.

Процесс зарождения и формирования новых партий в Беларуси начался  в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Рост общественного и политического  сознания населения привел к возникновению  в 1989 г. оппозиционного в отношении  к КПБ общественно-политического  движения. Оно называлось Белорусский  народный фронт «Возрождение» (БНФ). Руководители КПБ в 1990 г. заявили, что  партия будет стремиться к сохранению за собой руководящей и направляющей роли в обществе. Партийное руководство  самым решительным образом противодействовало возникновению любых политических партий.

Образованию новых политических партий способствовал Закон СССР «Об общественных организациях», принятый в октябре 1990 г. Он давал возможность  реализовать право граждан на объединение в форме политических партий, массовых движений, общественных объединений и др. В Беларуси в 1990—1991 гг. возникло пять политических партий. Процесс формирования политических партий проходил очень медленно, а  большинство партий оставались немногочисленными. Практически это были объединения  узкого круга единомышленников, которые  не имели широкой поддержки народа.Многопартийность означала конец монополии КПСС (КПБ) на власть. В этой связи была предпринята  попытка реформирования Компартии  в направлении ее демократизации и преобразования в партию парламентского типа. Члены партии воспринимали это  по-разному. Для рядовых партийцев  такое направление перестройки  партии было единственно возможным  и необходимым. Для партийного руководства  это означало только приспособление к изменившимся условиям. В самой  партии возникли разные течения. Многие члены партии вышли из ее рядов.Попыткой повернуть вспять развитие общества стал августовский путч (государственный  переворот) верхушки партийно-государственного руководства в Москве в 1991 г. Его  провал ускорил крах КПСС (КПБ). В  связи с этими событиями Верховный  Совет БССР 26 августа 1991 г. принял постановление  о временном приостановлении  деятельности КПБ. Оно было отменено в 1993 г.

 

 

 

 

  1. Беларусь в условиях радикальных политических и экономических перемен (1985 - 1991 гг.)

Кризисные явления в экономике  означали, что централизованная плановая огосударствленная экономика исчерпала  возможности дальнейшего развития. Необходимо было ее коренное преобразование. Трудность заключалась в том. что никто не знал, как это делать. Выход из создавшегося положения  искали через сочетание административных методов управления экономикой «сверху» с самоуправлением «снизу» на местах.

Предусматривалось усовершенствование планового управления экономикой и  повышение самостоятельности предприятий. В таком направлении шло обсуждение / 2-го пятилетнего плана развития БССР на 1986—1990 гг. В плане ставилась  задача обеспечить прирост производства за счет использования в первую очередь  интенсивных, а не экстенсивных путей  развития экономики. Интенсивный путь развития был связан с улучшением качества продукции на основе внедрения  достижений науки и техники, повышения  производительности труда.

Первоочередной задачей  в 1987 г. была признана необходимость  обеспечить переход от централизованной командной системы управления к  более демократической. В этой связи  начался перевод отраслей народного  хозяйства, предприятий и объединений  на полный хозяйственный расчет и  самофинансирование. Хозяйственный  расчет предполагал такой метод  хозяйствования, при котором доходы, получаемые предприятием, покрывают  его расходы на производство этой продукции. При самофинансировании предполагается, что доходы предприятия  превышают расходы, и, таким образом, оно само зарабатывает деньги, не нуждаясь в государственном финансировании. Уже в 1988 г. в Беларуси в условиях хозяйственного расчета и самофинансирования работали промышленность, агропромышленный комплекс, транспорт, торговля, большинство  строительных организаций. В это  же время были предприняты меры по повышению качества выпускаемой  продукции, которая была бы конкурентоспособной  на мировом рынке. С этой целью  на предприятиях была введена контрольная  служба — госприемка.

Таким образом, перевод промышленных предприятий на полный хозрасчет  и самофинансирование, введение госприемки явились первым этапом экономической  реформы. Однако ожидаемых результатов  это не дало. Единственным достижением  промышленности БССР во второй половине 80-х гг. XX в. стала переориентация ее с производства средств производства — машин, станков, оборудования :— на выпуск товаров народного потребления. Впервые эти товары по объему производства стали выпускаться опережающими темпами.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Белоруссии"