Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История Белоруссии".
Состояние сельского хозяйства продолжало ухудшаться. Для обеспечения населения продовольственными продуктами была введена система талонов. В этих условиях более настойчиво стали подниматься вопросы о необходимости сочетания командного управления колхозами с другими способами хозяйствования на земле.
Экономическое положение Беларуси в конце 1980-х гг. резко ухудшилось в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции, которая произошла 26 апреля 1986 г. Экономический ущерб, нанесенный Беларуси аварией, составил, по подсчетам ученых, 32 годовых республиканских бюджета. Радиоактивными нуклидами оказалась загрязненной пятая часть территории Беларуси, на которой проживал каждый пятый житель республики. Из пользования было выведено 20 % ранее пригодных для ведения сельского хозяйства земель. Правительством республики была разработана и в 1989 г. принята долгосрочная Государственная программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Все принятые ранее меры
по введению полного хозрасчета, самофинансирования
не дали ожидаемых результатов. В
этих условиях правительством республики
была разработана программа
В начале 1990-х гг. элементами рынка в республике стали введение рыночных цен на большинство товаров и услуг, становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур, проведение приватизации — разгосударствления, передачи объектов хозяйствования из государственной собственности в частную. Однако реализовать меры, намеченные программой по постепенному переходу к рынку, не удалось. Кризисное состояние экономики продолжало ухудшаться. Вместе с этим осложнялись условия перехода крынку. Остро встал вопрос о темпах инфляции — обесценивания денег и снижения их покупательной способности. Количество напечатанных и находящихся в пользовании у населения денег превысило стоимость выпускаемой продукции.
Попытка руководства Советского Союза провести радикальные экономические преобразования привела к либерализации общественно-политической жизни, реформированию взаимоотношений между республиками и центром. На местах, в том числе в Беларуси, разрасталось движение за национальную независимость.
Конец 1990 — начало 1991 г. отмечены
попытками поиска новых форм национально-государственных
связей республик СССР. В марте 1991
г. состоялся референдум о судьбе
Союза ССР, в ходе которого за сохранение
СССР высказалось большинство
19 сентября 1991 г. Верховный
Совет утвердил повое название
страны — Республика Беларусь,
было принято также решение
о введении новой
10 декабря 1991 г. Верховный
Совет Беларуси ратифицировал
соглашение об образовании СНГ
и принял решение о денонсации
Союзного договора 1922 г. 21 декабря
1991 г. руководители Азербайджана,
Армении, Казахстана. Киргизстана,
Молдовы, Таджикистана, Туркмении
и Узбекистана на встрече в
Алма-Ате поддержали создание
СНГ. СССР прекратил свое
Беларусь вступила в новый
этап своего развития. В конце 1991— 1992
гг. были созданы Главное управление
пограничных войск при совете
Министров Республики Беларусь, Государственный
таможенный комитет. Министерство обороны
республики и т.д. Одним из первых
шагов стало присоединение
С развитием демократии в обществе сложились условия для формирования многопартийной системы. Одной из первых возникла Объединенная демократическая партия Беларуси (1990 г.), которая в 1995 г. соединилась с Гражданской партией и создала Объединенную гражданскую партию. В 1991 г. возникла Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада, Партия коммунистов Беларуси. В 1992 г. — Партия народного согласия, Объединенная аграрно-демократическая партия. Славянский собор "Белая Русь", Партия зеленых Беларуси и т. д. Со времени III съезда Белорусского народного фронта в 1993 г. фактически была создана партия БНФ, который зародился в 1988 г. как широкое общественно-политическое движение. В октябре 1990 г. состоялся 1 съезд Федерации профсоюзов Беларуси, а в 1991 г. образовались Свободные профсоюзы Беларуси. В настоящее время в Беларуси действует около 18 политических партий и 2 200 неправительственных общественных организаций. Они представляют широкий политический спектр от партий коммунистической и социалистической ориентации до партий, которые выступают за проведение радикальных реформ капиталистического
27 июля 1990 г. Верховный
Совет БССР принял "Декларацию
о государственном
В соответствии с Декларацией Беларусь — суверенное государство, образованное на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Граждане Беларуси всех национальностей образуют белорусский народ, который является носителем суверенитета и источником государственной власти в республике.
Демократизация общества вызвала к жизни множество политических организаций, партий, движений, союзов. В начале 90-х гг. в Беларуси создано 60 общественных объединений разного направления. Большинство из них не имели прочной социальной базы, не являлись стабильными формированиями с продуманными программами. Почти все организации были очень малочисленными. Но главное заключается в том, что создание политических формирований на деле утверждало путь общества к демократии, крах однопартийной системы в Беларуси.
Объявление суверенитета
Беларуси, как и суверенитета других
республик СССР, было поиском новых
форм связей между ними, попыткой преобразования
национально-государственных
Надежда на прогресс в этом
направлении была перечеркнута путчем
в августе 1991 г. Государственный
комитет по чрезвычайному положению
(ГКЧП) объявил о переходе в его
руки всей власти в СССР. После провала
государственного переворота ГКЧП 25 августа
1991 г. Верховный Совет БССР принял
пакет решений о независимости,
политической и экономической
Министерство внутренних
дел БССР и Комитет государственной
безопасности БССР из союзных и республиканских
учреждений были преобразованы в
республиканские. В связи с фактическим
роспуском КПСС деятельность КПБ
на территории Беларуси была приостановлена,
помещения ЦК КПБ, обкомов, райкомов
и других партийных учреждений опечатаны.
Верховный Совет принял решение
о деиартиза-ции органов
19 сентября 1991 г. на сессии
Верховного Совета Беларуси
Белорусское государство вступило в новый этап своего развития. С начала 1992 г. начало действовать Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь, был создан Государственный таможенный комитет.
В марте 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета "О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь" начало работу Министерство обороны республики. Все части и подразделения бывшего Белорусского военного округа за исключением стратегических сил СНГ перешли под контроль Республики Беларусь. Беларусь заявила о готовности руководствоваться ранее подписанными международными соглашениями, ратифицировала Договор СНВ-1, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, заключила Договор с Россией о статусе стратегических ядерных сил на ее территории. Подписанные соглашения предусматривают вывод до конца 1997 г. на территорию России стратегических ракет и ядерных боеголовок. Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает ее статус как безъядерного, нейтрального государства, владеющего только оборонительными вооруженными силами.
Важным событием стала
подготовка и принятие 15 марта 1994 г.
новой Конституции. Согласно Конституции
Республика Беларусь — унитарное
демократическое и социально-
Принятие Конституции было очень серьезным шагом Беларуси на пути к демократическому обществу. Все демократии являются системами, в которых граждане свободно принимают политические решения властью большинства. Но власть большинства . обязательно должна совмещаться с гарантиями личных прав человека, которые в свою очередь служат тому, чтобы защищать права меньшинств. Важнейшими составляющими демократического общества являются суверенитет нации, управление, основанное на согласии с управляемыми; власть большинства; права меньшинства; гарантия основных прав человека; свободные и справедливые выборы; равенство перед законом; соответствующий порядок судопроизводства; конституционные ограничения правительства; общественный, экономический и политический плюрализм; качества терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса.
Белорусское государство базируется на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.. Руководителем государства и исполнительной власти является Президент Республики Беларусь. Разграничение властей — один из важнейших принципов существования Республики Беларусь как правового государства. Без этого невозможно действие таких общепризнанных принципов, как верховенство закона во всех сферах общественной жизни; взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений; приоритет прав и свобод личности, их защита государством; наличие эффективных форм наблюдения и контроля за сохранением прав граждан.
Президентская форма государственного управления предусматривает, что именно президент формирует высший исполнительный орган и несет ответственность за его деятельность. Деятельность президента регламентируется Конституцией и законами.
10 июля 1994 г. первым президентом
Республики Беларусь был
24 ноября 1996 г. в нашей
стране вновь состоялся
Важнейшим итогом референдума стало принятие новой редакции Конституции Республики Беларусь. В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями Президент Республики Беларусь является главой государства. Он представляет страну на международной арене, выступает в качестве высшего должностного лица государства. Президент выступает гарантом Конституции, государственности, обеспечивает согласованную деятельность государственных структур.