Школа физиократов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов - «власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774).

Оглавление

1.Школа физиократов. Особенности политической экономии ф. Кэне, А.Тюрго.
1.1.Введение.
1.2.Школа Физиократов.
1.2.1..Предшественники физиократов.
1.2.2. Ф. Кенэ, основоположник школы физиократов.
1.2.3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ.
1.3. Заключение.
2. Л. Вальрос и лозаннская школа.
2.1.Введение
2.2. Леон Вальрас
2.3.Заключение
3. М.Фридмен, как главный теоретик монеторизма.
3.1.Введение.
3.2.Монетаризм
3.3.Монетаристская теория в ретроспективе
3.4.Экономические взгляды М. Фридмена. Уравнение Фридмена
3.5.Вывод.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории экономических учений.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 

3.4. Экономические взгляды М. Фридмена. Уравнение Фридмена.

М. Фридмен, американский экономист, мировую известность которому принесла его книга «Исследование в области количественной теории денег» (1956 г.).

М. Фридмен является приверженцем классической школы, разделяя один из главных ее тезисов – тезис  о невмешательстве государства  в экономику. Причем, в отличие от представителей неолиберального направления, защищающих рынок с идеологических и нравственных позиций, Фридмен защищает его с утилитарных позиций. Аргументация следующая: рынок вступает гарантом свободы выбора, а именно свобода выбора является условием эффективности и жизнеспособности системы. Жизнеспособна она прежде всего потому, что свободный обмен, на котором она основана, осуществляется только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. Иными словами, каждая сделка либо приносит выгоду, либо вообще не имеет места; следовательно, общая выгода в ходе обмена возрастает. Механизмом же, обеспечивающим реализацию экономической свободы и взаимосвязь действий свободных индивидов, является механизм цен.

Фридмен обращает внимание, что цены одновременно выполняют три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены, указывая на изменение спроса и предложения, несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов и т.д. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности. Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты. Третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект (поскольку цены являются и чьими-то доходами). Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других. Поэтому стремление социалистических правительств отделить последнюю функцию от остальных и заставить цены способствовать реализации социальных целей Фридмен считал абсурдным, поскольку, по его мнению, цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов. Если цены не выполняют третью функцию – распределение дохода, то человеку нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию.

Эффективность экономической  системы и ее гибкость зависит от возможности свободы индивидуального выбора, поэтому Фридмен является сторонником свободного рынка. Вместе с тем он признает, что «рыночная модель» не должна безраздельно господствовать в обществе. Если для отдельного предпринимателя характерна ориентация собственных усилий на увеличение прибыли, то для общества в целом может быть далеко не безразлично, в какой мере все его члены имеют доступ к целому ряду благ, которые в данном обществе – с точки зрения господствующих в нем культурных, нравственных, религиозных и других устоев – считаются безусловно необходимыми для жизни человека. К таким благам (с середины двадцатого века) относятся прежде всего образование и медицинское обслуживание, а также механизм материальной обеспеченности граждан независимо от результатов их конкретной деятельности. Поэтому Фридмен, допуская государственное вмешательство для обеспечения всем гражданам доступа к этим благам, подчеркивает необходимость поиска компромисса между неизбежными при любом вмешательстве элементами диктата и индивидуальной свободой. Фридмен принимает государственное вмешательство только в таких формах, которые в наименьшей степени ограничивают свободу человека, в том числе и свободу тратить деньги. Отсюда вытекают и рекомендации Фридмена по предоставлению пособий малоимущим в денежной, а не натуральной форме и введение вместо непосредственных выплат малообеспеченным людям. (доходы которые не достигают установленного минимального уровня) системы налогов и личные доходы, которая не снижает активности людей по улучшению их материального положения, так называемой системы отрицательных налогов (суть этой системы состоит в следующем: если доход семьи равен установленному гарантийному минимуму, семья не платит налогов; если ее доходы превышают этот минимум, налоги платятся по самой низкой шкале и начисляются не на весь доход, а лишь на часть, превосходящую минимальный доход. Если доход семьи не достигает минимума, начисляется отрицательный налог по единой ставке на «недополученную» часть дохода, после чего полученная величина «налога» фактически прибавляется к доходу, который получила семья. При такой системе людям становится более выгодным больше зарабатывать, а не сидеть на иждивении государства, поскольку чем больше заработанный доход, тем больше их доход после «уплаты» налогов.) Однако в целом Фридмен выступает противником чрезмерного расширения сферы предоставления социальных благ, считая, что это порождает так называемую «институциональную безработицу» и «новую бедность».

Однако мировую известность  Фридмену принесли не его мировоззренческие взгляды, а разработка современной версии количественной теории денег.

По духу она близка к неоклассической, так как предполагает гибкость цен и заработной платы, объем производства, стремящийся  к максимуму, и экзогенный (то есть внешний по отношению к системе) характер предложения денег. Своей задачей Фридмен поставил поиск стабильной функции спроса на деньги при постоянстве скорости их обращения.

Функция спроса на деньги близка к кембриджскому варианту и имеет следующий вид:

М=f (Y,………х),

где Y – номинальный  доход,

х - прочие факторы.

Предложенная Фридменом  функция спроса на деньги является ключевым моментом его денежной теории: зная параметры этой функции, можно  определить степень воздействия  изменения денежной массы на динамику цен или процента. Это, однако, возможно лишь в том случае, если функция устойчива. Фридмен настаивает на этом, считая, что, при прочих равных, спрос на деньги (желаемый населением денежный запас) представляет собой устойчивую долю номинального валового национального продукта, в отличие от кейнсианской модели, где спрос на деньги носит неустойчивый характер в силу существования спекулятивных моментов (так называемых мотивов предпочтения ликвидности). Еще одно принципиальное отличие взглядов Фридмена от взглядов Кейнса состоит в его убеждении, что уровень процентной ставки не зависит от величины денежной массы (по крайней мере в долгосрочном плане). Условия долгосрочного равновесия денежного рынка, где ставке процента нет места, выражены известным уравнением, которое получило название – уравнение Фридмена. Уравнение имеет следующий вид:

M=Y+P,

где M – долгосрочный среднегодовой темп роста предложения  денег,

Y – долгосрочный среднегодовой  темп изменения реального (в  постоянных ценах) совокупного  дохода,

P – уровень цен, при котором денежный рынок находится в состоянии краткосрочного равновесия.

Этим уравнением Фридмен  хотел показать, что в долгосрочном плане рост денежной массы не скажется на реальных объемах производства, и выразится лишь в инфляционном росте цен, что вполне укладывается в количественную теорию денег, и в более широком плане соответствует представлениям неоклассического направления экономической теории.

Стабильность движения денежной массы Фридмен рассматривает  как одно из важнейших условий стабильности экономики в целом. Он предлагает отказаться от попыток использования кредитно – денежных рычагов для воздействия на реальные переменные (уровень безработицы и производства) и в качестве целей этой политики определяет контроль над номинальными переменными, прежде всего ценами. Достижение этой цели Фридмен видитв следовании «денежному правилу», предполагающему стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3 – 5% в год. Эти рекомендации напрямую связаны с разработкой так называемой «проблемы запаздывания». Уже И. Фишер признавал, что последствия кредитно – денежной политики государства проявляются с задержкой. Фридмен же показал, что это запаздывание составляет от двенадцати до шестнадцати месяцев и это было весьма тревожным выводом, потому что надежно предсказывать состояние рынка экономисты умеют не более чем на год вперед. В этом случае рекомендации экономистов относительно сегодняшней политики будут представлять сомнительную ценность. Поэтому Фридмен предложил отказаться от гибкой кредитно – денежной политики, взяв за правило постоянно наращивать денежную массу небольшими и достаточно равными (по годам) порциями. При установлении размеров таких приращений Фридмен предложил ориентироваться на два показателя,полученных на основе обработки статистических данных. Это среднегодовой прирост объема валового национального продукта (в физическом выражении) за много лет и среднегодовой темп изменения скорости обращения денежной массы. Проделав необходимые вычисления Фридмен и получил рекомендуемый им темп роста денежной массы в 3 – 5%. Нетрудно предположить, что Фридмен выступил за ограничения чрезмерной свободы действий центральных кредитно – денежных органов, считая, что любая резкая мера центрального банка может вызвать непредсказуемые последствия.

3.5. Вывод.

Основой экономической  политики кейнсианцы считают предвидение  развития текущей ситуации с тем, чтобы легче маневрировать между  различными целями (занятость, рост, внешний  баланс и др.). Монетаристы, напротив, видят в дискреционной (т.е. проводимой «по своему усмотрению») политике правительства главное зло.

Целью кейнсианской экономической  политики является достижение высокого уровня занятости и обеспечение  максимальных темпов роста производства. Для монетаристов главное – обеспечить ценовую стабильность, устойчивость денежной единицы. Состояние показателей «реального» сектора определяется в их моделях структурными факторами и не может быть изменено средствами экономической политики. Поэтому они выступают против «активизма» и стремления устранить циклические колебания конъюнктуры.

При этом, если важным объектом макрорегулирования у кейнсианцев  является процентная ставка (предполагается, что она влияет на объем и динамику инвестиций), то у монетаристов в  этой роли выступает объем денежной массы.

Еще в работе 1948 г. «Монетаризм и  фискальные рамки для экономической  стабильности» М. Фридмен выдвинул идею регулирования объема денежной массы автоматическим способом, выступая против волевых решений ФРС. Здесь  он формулирует функции государства: создание стабильных политических, правовых и экономических условий для обеспечения состояния полной определенности. Средствами для достижения этих целей являются «политическая свобода, равенство исходных экономических условий и конкурентный порядок».

Далее он предполагал сочетать монетаристскую и бюджетную политику посредством влияния государственного бюджета на объем денежной массы, а также сохранять на неизменном уровне такие элементы бюджета, как общая сумма расходов, трансфертные платежи, ставки налогообложения.

В периоды циклических спадов будет  образовываться дефицит бюджета, в  период подъема – положительное  сальдо. При этом объем денежной массы будет автоматически следовать  за состоянием бюджета: дефицит будет  обозначать уменьшение количества денег, положительное сальдо – их увеличение.

Однако позже М. Фридмен упрощает метод автоматического регулирования  объема денежной массы, сведя его  к так называемому «денежному правилу»: устойчивый прирост количества денег из года в год, совпадающий  с ежегодным темпом роста реального ВНП в длительной перспективе . Фридмен определяет этот показатель в 3 – 5%.

Темп роста денежной массы для  обеспечения постоянного уровня цен зависит, по Фридмену, также от эластичности спроса на деньги по доходу. Это значение Фридмен определяет равным 2, то есть «1% роста реального дохода соответствует 2% прироста реального количества денег и 1% роста отношения «наличность/доход»».

При этом Фридмен настаивает на жестком  соблюдении своего «денежного правила»: без учета колебаний экономической  конъюнктуры из месяца в месяц, из года в год объем денежной массы должен изменятся по введенному нормативу.

Важным пунктом при определении  экономической политики государства  стало признание существования  длительных и непредсказуемых лагов  между изменением денежной массы и сдвигом в производстве.

М. Фридмен ссылается на статистические расчеты, проведенные им совместно  с А. Шварц, согласно которым поворотные точки темпов роста (или наоборот, замедления) денежной массы намного  опережают поворотные точки хозяйственного цикла – в среднем на 16 месяцев в случае подъемов и на 12 месяцев – в случае циклических спадов.

Сам Фридмен, анализируя результаты монетаристской политики в разных странах, был далек  от безудержного оптимизма по поводу ее «лечебных» свойств. Он писал, что монетарные рычаги настолько чувствительны, что пользоваться ими нужно очень осторожно. Ведь «наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограниченно, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы».

В свое время он заявил, что «боится  приписывать монетарной политике большую  роль, чем она в состоянии выполнить; боится требовать от нее результатов, которые она не может дать и, в  конце концов, боится не дать ей сделать  того, что она сделать действительно в состоянии».

Что же касается моего мнения, безусловно, Фридмен сыграл важную роль в монетаристской политике США, но эта политика, по моему  мнению, совершенно неприменима к  такой стране, как, например, Россия. Если задастся вопросом: можно ли считать спрос на деньги в современной России устойчивым в длительном плане? Ответ может быть только один: ни одной из предпосылок устойчивости в стране не существует.

Список литературы

История экономических учений: (современный  этап): Учебник / Под. ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 733 с. – (сер. «Высшее образование»).

Агапова И. И. История экономической  мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998 г. – 248с.

Бухарин Н. И. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1990.

Селигмен Б. Основные течения современной  экономической мысли. М.: 1968. С 455.

Фридмен М. Количественная теория денег. М.: 1996. С 20 - -21.

Использование Интернет ресурсов: Усоскин  В. М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. М.: 1889.

 


Информация о работе Школа физиократов