Сестры милосердия в Крымскую войну (1854-1855)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Краткое описание

Начальная военная история русских общин сестер милосердия связана с Крымской, или Восточной войной, разразившейся между Россией и Турцией, на стороне которой выступили англичане и французы. 2 сентября 1854 г. англо-франко-турецкий экспедиционный корпус высадился в районе Евпатории.

Файлы: 1 файл

Сестры милосердия в Крымскую войну.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Сестры  милосердия в Крымскую войну (1854-1855)

Начальная военная  история русских общин сестер милосердия связана с Крымской, или  Восточной войной, разразившейся  между Россией и Турцией, на стороне  которой выступили англичане  и французы. 2 сентября 1854 г. англо-франко-турецкий экспедиционный корпус высадился в районе Евпатории. Русские войска после первого же сражения 8 сентября на реке Альме начали отступление. В их обозе находилась прачка Даша Александрова, дочь матроса, в 15 лет оставшаяся сиротой и зарабатывавшая на жизнь стиркой. По другой версии, Дарья с началом войны продала свои пожитки, купила клячу с повозкой, набрала водки, вина, закусок и отправилась вслед за русскими войсками в качестве маркитантки, то есть простой торговки. "Первоначальный ее план, следовательно, был основан, как рассказывали моряки, чисто на коммерческом расчете". Однако после сражения "сердце девушки не выдержало потрясающей картины и вступило в свои права. Вместо наживы от продажи своих продуктов, маркитанша обратилась в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам". Она обратила свою повозку в маленький пункт помощи раненым. У нее нашлись уксус, тряпье для перевязки, вино же было роздано для подкрепления ослабевших. Проходившие мимо команды с ранеными являлись к Даше за помощью, однако, ее примитивные перевязочные средства, состоявшие из разорванного белья, вскоре иссякли. Поступок девушки стал быстро известен в Севастополе и даже в Петербурге. Государь пожаловал ей золотую медаль, 500 (!) рублей и, когда выйдет замуж, - еще тысячу, которую она получила уже после войны. Мужем Дарьи стал простой матрос. Позднее она работала в одном из госпиталей, а когда собралась его покинуть, раненые купили ей образ Спасителя. Эта девушка получила прозвище "Даша Севастопольская", настоящее имя удалось установить лишь недавно - Дарья Лаврентьевна Михайлова.

Естественно, не одна Дарья стала первой оказывать  помощь раненым. На следующий же день после сражения при Альме жительница Севастополя А. С. Толузакова с несколькими  добровольцами отправилась на поле боя для помощи пострадавшим. Позднее она трудилась в самом городе, обращалась за пожертвованиями к севастопольским купцам, работала на перевязочном пункте близ Малахова кургана, где было до двух тысяч человек. Кроме того, солдатские и матросские жены и вдовы, с согласия госпитальной администрации, получили право содержать у себя на дому раненых и больных в связи с трудностями размещения их в госпиталях. Например, Елизавета Михайловна Хлапонина, жена подполковника, работала на перевязочном пункте Севастополя и после войны содержала на свое скудное пособие мужа-инвалида.

5 октября произошла  первая бомбардировка Севастополя,  и началась его почти полугодовая  осада английскими и французскими  войсками. "Чуткие к патриотическим  подвигам наши севастопольские дамы во время бомбардировки города последовали примеру Дарьи Александровой, и многие из них до приезда из Петербурга сестер Крестовоздвиженской общины занимались перевязкой ран в госпиталях и немалую приносили пользу раненым", - писал Ульрихсон, врач госпиталя, располагавшегося на Корабельной стороне в Александровских казармах. Уже во второй половине сентября, по его словам, в госпитале появились "импровизированные сестры милосердия". Жены и сестры ушедших на войну офицеров, увлеченные примером Дарьи, перевязывали, раздавали лекарства, поили больных чаем, присматривали за кухней и трудились таким образом до весны 1855 г. Среди восьми женщин, упомянутых Ульрихсоном, фигурировало и имя А. С. Толузаковой. Однако во всех вышеописанных случаях не было речи об организованной помощи раненым и профессиональном уходе.

25 октября 1854 г. великой княгиней Еленой  Павловной была учреждена Крестовоздвиженская  община сестер милосердия. Великая  княгиня, дочь Вюртембергского  принца, воспитывалась в Париже; в Россию попала в 17 лет (1823), а в восемнадцать вышла замуж за великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. В 1849 году Елена Павловна овдовела, после чего все свои силы отдала благотворительности. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов.

В Севастополь  Пирогов прибыл 12 ноября 1854 г. Он обнаружил, что больные и раненые содержались  здесь согласно высказыванию гоголевского попечителя богоугодных заведений  Земляники: "Чем ближе к натуре, тем лучше; лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". С 20-х чисел октября здесь находилось более 10 тысяч раненых, из них около половины тяжелых, которых "как собак бросили ... на земле, на нарах, целые недели они не были перевязаны и даже не накормлены". Не хватало медикаментов, например, в госпитале Ульрихсона операции до появления Пирогова проводились без хлороформа из-за его ничтожного количества. По приезде Пирогов был вынужден в течение 10 дней с утра до вечера оперировать тех, кому операции следовало сделать сразу после сражения, то есть три недели назад. Следует добавить, что в подавляющем большинстве случаев в госпитали попадали не в результате ранения, а вследствие заразных или иных заболеваний.

В конце ноября до Симферополя добралось первое отделение сестер Крестовоздвиженской  общины в составе 28 человек во главе  с Александрой Петровной Стахович, вдовой майора. Пирогов не счел нужным отправить их сразу в Севастополь, так как в ноябре в осажденном городе было затишье. Ульрихсон был этим недоволен, поскольку считал необходимым заменить женщин-добровольцев крестовоздвиженскими сестрами.

В Симферополе  находилось около 4 тысяч раненых  и больных, содержавшихся далеко не лучше севастопольских. Сам Пирогов так описывал их положение: "В Симферополе лежат еще больные в конюшне, соломы для тюфяков нет, и старая, полусгнившая солома … высушивается и снова употребляется для тюфяков", а бинты после перевязки едва мылись и мокрыми же накладывались на раны. В таких условиях с 1 декабря 1854 г. сестры первого отделения приступили к своим обязанностям. "Они (сестры. - А. П.) способнее мужчин для этих занятий (уход за ранеными. - А. П.), - писал позднее другой врач севастопольского гарнизона Х. Я. Гюббенет, - которые ближе подходят к нежному женскому рукодельному труду". Сестры "бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Сама директриса (Стахович. - А. П.), женщина еще не старая, в очках, управляется до сих пор ... довольно хорошо, поступает энергически и, разъезжая по госпиталям, наблюдает за ними. Между ними есть и хорошо образованные: одна монахиня или послушница, одна вдова какого-то офицера, наша (Елизавета. - А. П.) Лоде, говорящая на пяти различных наречиях и выбирающая преимущественно раненых пленных, восторженная и удивляющаяся нередко красоте мужчин".

В это же время  в херсонском госпитале трудилось  пять сестер. Одна из них кратко описала  свой рабочий день. В 8 и 12 утра - помощь при перевязках; затем доктор, старшая  и дежурная сестры обходили больных, в 6 и 9 вечера они опять перевязывали, а в полночь обе сестры совершали обход. Затем дежурная оставалась ночевать в госпитале, а старшая возвращалась домой в час ночи. Здесь, как и в Симферополе, контроль над госпитальными служителями был одной из главных функций сестер. Спустя несколько месяцев Пирогов писал: "...Они в Херсоне аптекаря, говорят, застрелили. Истинные сестры милосердия - так и нужно, одним мошенником меньше ... Правда, аптекарь сам застрелился или зарезался, - до оружия дела нет; но это все равно. Сестры подняли дело, довели до следствия, и дела херсонского госпиталя, верно, были хороши, коли уж аптекарь решился себя на тот свет отправить".

К 20 декабря, то есть спустя три недели после прибытия, симферопольский отряд сестер уже  не мог продолжать свои труды, частью из-за перенапряжения и истощения сил женщин, не привыкших к госпитальной работе, а частью из-за начавшейся тифозной горячки, которой переболела сама Стахович и от которой четыре человека умерло. Позднее, уже осенью 1855 года, памятуя о печальном опыте первых сестер, Пирогов составит особую инструкцию для наиболее ревностных женщин: "Итак, вот мой совет сестрам, всем без исключения - и старшим и младшим..: трудиться беспрерывно для пользы ближнего, но не до изнурения сил ... помня, что каждая сестра ... живет уже не для одной себя только...".

Примерно в  это же время (декабрь 1854 г.) в Симферополь  прибыло 60 сердобольных вдов из петербургского и московского Вдовьих домов  во главе с начальницей госпожой Распоповой. Многие из них жили в холодных и сырых татарских саклях на окраине города и далеко от бараков с больными. В целом они занимались тем же, чем и крестовоздвиженские сестры. "Их можно было видеть в палате за больными, в аптеке за лекарствами, в кухне, надзирающих за приготовлением кушанья, в кладовой, разбирающих белье, бинты и корпию; в Комитете раненых, сортирующих и получающих пособия и жертвования; в транспорте, провожающих больных, из одного госпиталя переводимых в другой". Вдовы писали раненым письма домой, помогали врачам при перевязках, и, несмотря на отсутствие специальных медицинских знаний, занимались важным "нравственно-духовным лечением", по выражению одного из современников.

Нескольких еще  трудоспособных сестер Крестовоздвиженской  общины, перенесших тиф, во главе с Лоде Пирогов отправил в бахчисарайский госпиталь, где находилось до полутысячи больных. Из оставшихся сестер часть он предполагал перевести в Севастополь, не желая объединять их с сердобольными вдовами, чтобы избежать столкновения между женщинами, принадлежавшими различным ведомствам. Однако в конце декабря в Севастополь оказалось невозможно попасть, так как дорогу туда от Бахчисарая занесло снегом. Только 13 января 1855 г. из Петербурга на южную сторону осажденного города прибыл другой отряд сестер из 12 человек во главе с Марией Меркуровой, женой помещика.

Русские сестры появились и в Симферополе  и в Севастополе позднее, чем  сестры Флоренс Найтингейл в Скутари. Пирогов был не вполне прав, отстаивая "пальму первенства" Крестовоздвиженской  общины в деле ухода за ранеными в Крымскую войну. И те, и другие сестры начали действовать накануне создания Общества Красного Креста, как бы предвосхитив его основную гуманистическую идею: ведь именно с ним позднее тесно увяжется судьба русских общин. В этом смысле не столь важно, кто формально прибыл первым в военные лазареты, поскольку идея организации женского ухода за ранеными как бы витала в воздухе и к ней независимо друг от друга пришли люди, движимые одинаковыми стремлениями.

Силы отряда Меркуровой распределились между главным перевязочным пунктом здания Дворянского собрания и военно-временным госпиталем на Николаевской батарее. Пирогов впервые разделил этих сестер на три разряда: перевязывающих, аптекарш и хозяек. Перевязывающие, помимо проведения перевязок, помогали фельдшерам изготавливать необходимые для того средства; аптекарши хранили лекарства первой необходимости, следили за их регулярной выдачей и контролировали фельдшеров, либо слишком занятых, либо не совсем надежных. Хозяйки смотрели за чистотой белья и общим внешним содержанием больных, а также за действиями госпитальных служителей. В дальнейшем некоторые хозяйки начали раздавать больным бульон, вино, чай и хранить чужую провизию. Профессиональное разделение сестер со временем оказалось вполне эффективным.

Помимо ужасных  зрелищ, которые представлял собой  перевязочный пункт, принимавший изуродованных  раненых, особые трудности для сестер создавали и сами больные. Среди  них были многие, кому не удавалось  заснуть, и они из зависти, что  кто-то другой спит, умышленно начинали громко стонать и кричать с целью разбудить всех, думая так немного развлечься или уменьшить собственные страдания. Таким надо было либо давать морфий, либо рассказывать сказки и истории, а кого-то даже вдохновлять возможностью блестящей будущности. Другой солдат, видя, что сестра раздает лекарства, спросил, почему одним больным они положены, а ему нет. Сестра в ответ заметила, что доктор ничего не прописал; тогда солдат пожаловался Пирогову, непременно желая пить лекарство. Несчастная сестра решила схитрить и стала на ночь поить больного водой с сахаром. Тот остался весьма довольным: "Новая душа в меня вступила", и начал быстро поправляться.

Несмотря на некоторое привередничанье, больные  любили сестер и старались не подводить  их в сложных ситуациях. Однажды великий князь Николай Николаевич посетил госпиталь и угостил одного солдата пряниками. А врач, излишне опасаясь, что тот объестся и от неумеренности ему станет плохо, решил пряники у солдата реквизировать, лукаво обнаружив у него небольшой жар: "Видно, тебя сестры окормили чем-нибудь". Больной сначала отнекивался, стараясь скрыть недозволенное регламентом тайноядение, но в конце концов признался, что ел пряники и сестры здесь ни при чем.

В период напряженной  работы почти все, кто находился в отряде Меркуровой, заразились тифом, и две сестры скончались. Сама Меркурова перенесла воспаление мозга. Поэтому вполне вовремя 17 января на Северную сторону Севастополя прибыло третье отделение из семи сестер Крестовоздвиженской общины под руководством Екатерины Михайловны Бакуниной, дочери бывшего губернатора Петербурга. Через два дня после нового пополнения Н.И.Пирогов решил заняться дезинфекцией Дворянского собрания. Перевязочный пункт был временно перенесен в небольшие здания на Южной стороне города под общим названием "Инженерный дом".

Информация о работе Сестры милосердия в Крымскую войну (1854-1855)