Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:37, реферат
Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
Введение …………………………………………………………………………………3 стр.
Лжедмитрий I ……………………………………………………………………………. 4 – 7 стр.
Царевич Петр Фёдорович ………………………………………………………………………… 8 – 10 стр.
Лжедмитрий II ………………………………………………………………………… 11 – 14 стр.
Лжедмитрий III …………………………………………………………………………..15 – 16 стр.
Заключение ………………………………………………………………………………. 17 стр.
Список использованной литературы.
Владимирский государственный университет им. Столетовых
Реферат.
Тема:
«Самозванцы России в начале XVII века»
Выполнила
студентка ЕГФ, группа БЭг – 111
Лябина Анастасия
Владимир, 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Лжедмитрий I ……………………………………………………………………………. 4 – 7 стр.
Царевич Петр Фёдорович
…………………………………………………………………………
Лжедмитрий II ………………………………………………………………………… 11 – 14 стр.
Лжедмитрий III …………………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы.
Введение.
Бедствия Смутного времени
потрясли русских людей.
Самозванство в указанный
период приобрело прямо-таки
Я же постараюсь рассказать
о самозванцах, оставивших
Лжедмитрий I.
15 мая 1591 года в Угличе погиб единственный законный наследник престола, сын Ивана Грозного, Дмитрий. Обстоятельства и истинная причина смерти царевича до сих пор являются объектом споров и исследований не только русских, но и зарубежных историков. Существуют две версии происшедшего: первая состоит в том, что Дмитрий погиб в результате несчастного случая, в припадке эпилепсии наткнувшись на нож, вторая же гласит, что было совершено намеренное убийство. В списке подозреваемых организаторов убийства находятся такие известные в то время фамилии, как Годуновы, Шуйские и Романовы. Р.Г. Скрынников пишет: «У московской знати были все основания желать смены династии на троне. Всё будущее династии Грозного сосредоточилось на младенце Дмитрии. Но среди бояр мало кого заботил вопрос о спасении этой династии… Не только Годуновы, но и Романовы и Шуйские одинаково отвергали возможность передачи трона младшему сыну Грозного». Однако для нас большее значение имеет не сколько имя организатора убийства, сколько сам факт гибели Дмитрия, который повлёк за собой конец династии Рюриковичей и появление «боярских» царей, выбранных из среды высших бояр: Бориса Годуновы, Василия Шуйского. По народному убеждению, это все были «неприродные» цари. А настоящего царевича извели бояре. Немало способствовали рождению мифа и антикрестьянские меры, принятые Борисом Годуновым: отмена права свободного перехода крестьян от владельца к владельцу в Юрьев день и указ о пятилетнем сыске беглых – эта мера была особенно неприятна казачеству.
Слухи о том, что
царевич жив, появились сразу
же после смерти Фёдора
После избрания Бориса
на трон молва о самозванном
царевиче смолкла. Зато слух
о спасении истинного Дмитрия
– «доброго царя» - в народе
получил самое широкое
О том, что самозванец был подготовлен русскими боярами, а польская шляхта и иезуиты только воспользовались им в своих интересах, русские историки заговорили еще в XVIII-XIX вв. Князь М.М. Щербатов, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов считали самозванца орудием в борьбе боярских кланов с Борисом Годуновым и между собой.
« Роль Романовых
в истории «смуты» весьма
Именно при дворе
Романовых начал свою карьеру
безвестный «боярский холоп»
Юшко Отрепьев. Р.Г. Скрынников
пишет: «В царствование
Бежавшего за границу
самозванца в Польше
16 октября 1604 года
в южные окраины Московского
государства вступил небольшой
отряд наемного войска во
21 января 1605 г. в окрестностях
села Добрыничи Камаринской
В этот критический
для самозванца период 13 апреля 1605
г. внезапно умер царь Борис
Годунов и на престол вступил
его 16-летний сын Фёдор.
Москва встречала
Лжедмитрия как истинного
Как замечал Н.М. Карамзин, «расстрига» действовал свободно, решительно, «как бы человек, рожденный на престоле и с навыком власти». Эти и другие черты самозванца заставляли многих современников считать, что перед ними – настоящий сын Ивана Грозного.
Широта взглядов Дмитрия,
его внутренняя свобода и
Слухи о том, что
Дмитрий – еретик и
Составить сколько-нибудь
точное представление о
Известно, что экономическое
положение страны при Дмитрии
значительно улучшилось, благодаря
свободе обращения и торговли.
Готовился единый кодекс
В области внешней политики готовилась война со Швецией, поход на Азов и изгнание из устья Дона татар и турок.
17 мая 1606 года мнимый Дмитрий был убит боярскими заговорщиками.
Его короткое царствование
сопровождалось непрерывной
Царевич Пётр Федорович.
В 1606 году, в последние месяцы царствования царя Дмитрия Иванович, терские и волжские казаки, собравшись в круг, вполне цинично решили выдвинуть из своей среды «царевича», используя имя которого они могли бы придать «легитимность» своему давно задуманному походу на Волгу за добычей. На «должность» царевича Петра, никогда не существовавшего на самом деле сына царя Федора Ивановича, отыскалось два кандидата, подходивших по возрасту. Одним из них был молодой казак Илейка, который заявил, что в свое время был в Москве, поэтому знает тамошние дела и царские обычаи. Илейка происходил родом из Мурома, поэтому в некоторых источниках можно встретить его прозвище – Муромец. Свою биографию Илейка впоследствии подробно изложил на расспросе, вися на дыбе.
Слух о том, что на Тереке
явился царевич Пётр Фёдорович,
В ответ самозванец в конце
апреля 1606 года прислал казакам
грамоту, в которой писал, что
если называющий себя Петром
и в самом деле царевич, то
он ждёт его у себя на
Москве. Встретив в Самаре грамоту
от Дмитрия, «царевич Пётр»
двинулся дальше, сообщая всем, что
едет к своему дяде-царю. Конечно,
вряд ли бы он в самом
деле явился в Москву – там
его быстро бы раскусили и
скорее всего повесили. Зато, прикрываясь
царской грамотой, можно было
пребывать в безопасности и
спокойно грабить волжские
Добравшись до Свияжска, «царевич
Пётр» узнал, что «расстрига»
убит, и казаки повернули назад.
Хитростью проскользнув мимо
Казани, они поплыли далее, грабя
встречные суда и прибрежные
городки. Затем они
В это время в Путивле
князь Шаховский, ярый
Между тем убийство царя
в народе было однозначно
Двинувшись к Путивлю, они
по дороге напали на