Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:33, контрольная работа
В мае 2011 г. была опубликована книга об этом источнике права с переводом на русский язык, с содержанием которой я ознакомилась в интернете. Вот что пишет редакционная коллегия в данной публикации о «Саксонском зерцале»: «Настоящая книга содержит впервые публикуемый на русском языке полный текст «Саксонского зерцала» – выдающегося памятника истории, права, общественно-политической и юридической мысли Германии XIII в. – времени расцвета классической феодальной культуры в этой стране. «Саксонское зерцало» и многие идеи, которые выразил в нем его выдающийся составитель Эйке фон Репков, высоко оцениваются прогрессивной общественностью.
Введение 2
Возникновение и жанр, в котором написано «Саксонское зерцало». С.3
Содержание «Саксонского Зерцало». С.5
Земельная собственность и землевладение классов. С.10
Обязательное право. С.14
Нормы семейного и наследственного права в «Саксонском зерцале». С.15
Уголовно-правовые нормы в «Саксонском зерцале». С.16
Организация судебной власти и особенности процессуального права по нормам «Саксонского зерцала». С.16
Задача и ее решение. С.18
Заключение. С.19
Список используемой литературы. С.20
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
Юридический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
ТЕМА: «Саксонское зерцало– памятник права средневековой Германии»
Руководитель:
_____________________________
(звание, должность)
ИмангуловаВроникаРафиковна
____________ _________
(Ф.И.О.) (подпись)
Группа: ЮБ – 2012-120
Оценка:
«______________»
«_____» ___________2013года.
Пермь. 2013
-2-
Содержание:
Введение 2
Введение:
В мае 2011 г. была опубликована книга об этом источнике права с переводом на русский язык, с содержанием которой я ознакомилась в интернете. Вот что пишет редакционная коллегия в данной публикации о «Саксонском зерцале»: «Настоящая книга содержит впервые публикуемый на русском языке полный текст «Саксонского зерцала» – выдающегося памятника истории, права, общественно-политической и юридической мысли Германии XIII в. – времени расцвета классической феодальной культуры в этой стране. «Саксонское зерцало» и многие идеи, которые выразил в нем его выдающийся составитель Эйке фон Репков, высоко оцениваются прогрессивной общественностью. Как и всякий другой памятник, отражающий сложную картину жизни эксплуататорского общества, оно показывает противоречивое единство различных, нередко непримиримых и
-3-
противоположных явлений и тенденций. С одной стороны, гнет церковных и светских феодалов, сословное неравенство, предрассудки и невежество, жестокость и несправедливость в формах, характерных для Германии XIII в. С другой, – что особенно интересно и ценно – глубокие и прогрессивные идеи, многие из которых – с учетом их дальнейшего развития – сохранили свое значение для ряда последующих эпох, а в значительной степени и для нашего времени. Наиболее четкое определение этому источнику средневекового права Германии дает Берман Дж.Г. в своем труде: Западная традиция права: эпоха реформирования. «Саксонское зерцало представляет собой систематизированное собрание правовых норм и принципов».
1. Возникновение и жанр,
в котором написано «
Ответить на данный вопрос невозможно без обращения к результатам исследований, проведенным историками, правоведами, поэтому, основными аргументами для раскрытия вопроса, мной используются ссылки, на текст, воспроизведенный по изданию: «Саксонское зерцало». М. Наука. 1985 г., а также, почерпнутые мной материалы по теме из интернета, при этом я постаралась выразить и свою точку зрения на данный вопрос. В начале средневековья в Европе начинают складываться правила письменного языка. С развитием этих правил, постепенно появились правовые тексты, которые стали называться зерцала. «Зерцало» в немецком языке того времени означало, что такой письменный текст, написанный в прозе, являлся произведением морально, религиозного, нравоучительного, педагогического, юридического или сатирического характера. В тексте используется литературный материал из библии, поэтому некоторые исследователи считают, что этот произведение писалось в духовной библиотеке. Согласно точки зрения немецких ученых, «Саксонское зерцало» было написано между 1221 и 1236 гг. Автором «Саксонского зерцала» считается Эйке фон Репков. Данные об авторе «Саксонского зерцала» - Эйке фон Репкове, его жизни,
-4-
деятельности, его политических и правовых воззрениях сохранились не полностью. Автор читал и писал по-немецки, владел латынью, знал библию, был знаком с каноническим правом и светскими законами, церковной и светской историей. Этого было мало для духовной карьеры. По мнению исследователей, Эйке не был ученым согласно понятиям того времени. Деятельность Эйке фон Репкова протекала во время гражданской войны, и именно в том регионе, где непосредственно разыгрывались ее многочисленные кровавые и разрушительные эпизоды. Борьба между папской и королевской властями велась за три основных цели: за главенство церкви над государством или государства над церковью, за власть над духовными феодалами, за расширение юрисдикции. Время, когда шла борьба между сторонниками королей и папства, время феодальных междоусобиц, особый характер приобрела рецепция римского права в Германии. Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что так называемая Священная Римская империя считалась продолжением прежней Римской империи, а императоры первыми непосредственными преемниками. Виноградов П. Г. Римское право в средневековой Европе. М., 1910. Во время войн, наиболее четко видны как положительные, так и отрицательные стороны развития общества и его индивидов, более четко видны расслоение прав и свобод отдельных сословий, богатых и простых людей. В обществе того времени господствовали алчность, жестокость, произвол, что в значительной степени объясняется та пылкость и решительность, с которой передовые люди того времени призывали к миру, гуманности, правовому урегулированию спорных проблем. К числу таких людей относился и автор «Саксонского зерцала». Побудительными мотивами Эйке фон Репкова вполне могли стать такие его качества личности, как стремление к свободе, приверженность осознание такого понятия как права, отчасти противопоставление науки религиозным догмам. Говоря об авторе
-5-
«Саксонского зерцала», Берман Дж.Г. отмечает: Важная опосредствованная роль в превращении ранних статутов мира в составную часть германского общего права принадлежит книге, написанной саксонским юристом в начале XIII столетия. Ее автор, Эйке фон Репков (около1800- около 1235), был хорошо образованный, хотя и не учившийся в университете юрист рыцарского происхождения, написавший свой труд на латыни, а затем переведший его на немецкий язык. Одним из исходных моментов в оценке «Саксонского зерцала» в германской историографической и правовой литературе служит мысль о том, что основной побудительной причиной к созданию сборника было стремление укрепить германское национальное право в борьбе против «чужого» права. Считаю, что в появлении «Саксонского зерцала» повлияли оба фактора и объективный, как считают историки, но и субъективный – появление такой личности как ее автор. То, что у автора не было, университетского образования компенсировалось его природными данными к науке и изучению общественных правоотношений, окружавших его именно в то время. Поэтому, нельзя не вспомнить о соотношении личности и государства, особенно в нашем Российском государстве, когда историю можно изучать по биографии главы государства. А то, что у автора «Саксонского зерцала» не было университетского образования, то ведь, путь и по грубой аналогии, у нашего соотечественника Калашникова его тоже не было, что не помешало ему создать автомат, которому нет равных в мире. Название сборника – «Саксонское зерцало» – дано самим автором. Очевидно, что содержание предисловия указывает на то, что автор стремился в своем произведение указать «права саксов» как можно точно и правдиво «как образ женщины – зерцало».
2.Содержание «Саксонского зерцала»
Священная римская империя германской нации лишь формально представляла собой единое государство, включая в себя в XVIII в. помимо
-6-
непосредственных владений императора 7 курфюршеств являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими соверами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась настолько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов. В «Саксонском зерцале» Эйке фон Репков изложил все земское право, которое применялось в земских судах в отношении всех свободных, но не «благородных» (свободные шеффенского сословия). По мысли автора, сборник должен был охватить все германское право, действовавшее в отношении всех сословий. Однако на самом деле из сборника было исключено право низших сословий, право министериалов, не говоря уже о крепостных, а фактически – и право привилегированных сословий. Это было право среднего сословия, – право свободных, но не принадлежавших к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу. Для высших сословий – для «благородных» Эйке написал вторую часть «Саксонского зерцала», в котором изложил ленное право. Этот сборник сохранился и на латинском и на немецком языках. Обе части «Саксонского зерцала» – Земское право и Ленное право внутренне связаны между собою и дают систему действовавшего в XIII в. германского права. Древнейшие рукописи излагают Земское право и Ленное право как один памятник. Иногда их называют соответственно первой и второй частями «Саксонского зерцала». Некоторые исследователи рассматривали обе части изолированно и название «Саксонское зерцало», следуя за самим Эйке, приписывали только Земскому праву. В «Саксонском зерцале» Эйке фон Репков изложил все земское право, которое применялось в Земских судах в отношении всех свободных, но не «благородных» (свободные шеффенского сословия). По мысли автора, сборник должен был охватить все германское право, действовавшее в
-7-
отношении всех сословий. Однако на самом деле из сборника было исключено право низших сословий, право министериалов, не говоря уже о крепостных, а фактически – и право привилегированных сословий. Это было право среднего сословия, – право свободных, но не принадлежавших к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу. Для высших сословий – для «благородных» тот же Эйке написал вторую часть «Саксонского зерцала», в котором изложил ленное право. Этот сборник сохранился и на латинском и на немецком языках. Земское право всемерно закрепляло права крупных феодалов, охраняло их земельную собственность, их сословные привилегии. Все имущественные права были связаны с формами земельных держаний, в свою очередь определявшихся сословной принадлежностью, принадлежностью к военному щиту и т. п. Ведь основная цель всей правовой системы заключалась в том, чтобы сохранить феодальную земельную собственность в руках господствовавшего класса, а для усиления его военного могущества закрепить эту (ленную) собственность в руках мужского, способного носить оружие потомства. Исходя из интересов господствовавшего класса, имущественные, семейные и наследственные отношения регулировались по-разному для лиц привилегированных «благородных» сословий и для прочих свободных. Земское право построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов, поэтому оно лишено строгой системы. Его первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах. Процессуальное право здесь не отделяется от материального, охватывавшего главным образом вопросы наследования, семейных отношений и обязательств, в частности вытекавших из причинения вреда. Все эти вопросы трактовались с точки зрения судебной защиты прав. Ленное право регулировало область
-8-
ленных отношений. Оно, было написано для господ, обладавших ленным правом. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав и
т.д. Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты. Первая глава посвящена ленным правоотношениям. Вторая — ленному суду, третья – городским ленам, она отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки. «Саксонское зерцало» закрепляет и различные категории крестьянства: свободные крестьяне — чиншевики (биргельды и простые чиншевики), арендаторы (ландзассы), лично зависимые крестьяне (батраки и литы). Биргельды юридически считались свободными, могли даже избираться на должность судебного исполнителя (ЗП I 2 § 3), если имели не менее трех гуф (ЗП III 45 § 5), имели право быть заседателями в суде шультгейса (ЗП I 2), были защищены одинаковой пеней и одинаковым вергельдом (ЗП III 45 § 4) и т. д., но фактически были зависимыми. Они несли денежные повинности, были подсудны не земскому суду, а суду шультгейса и сельскому старосте. В этом в отличие от лиц шеффенского сословия, с одной стороны, и от слуг с другой, проявлялась их зависимость от графа как земельного собственника. Простые чиншевики в отличие от биргельдовне имели право продавать свою землю и передавать ее по наследству. Автор «Саксонского зерцала» описывает права чиншевика в книге второй Земского права. статье 59 § 1. Если господин хочет удалить своего чиншевика из своего имения, если только он не урожденный этого имения, он должен ему объявить (об этом) на Сретенье (2 февраля).
Арендаторы — ландзассы. Они были безземельными крестьянами, которые вообще никакой собственной земли не имели, а потому вынуждены были вступать в арендные отношения с собственниками земельных участков. Вот как их определяет автор «Саксонского зерцала» в § 6 ст.45 третьей книги
-9-
Земского права: «Другие свободные,
именуемые поселенцами, приходят и
уходят вроде гостей и не имеют
земельной собственности в
вергельда». Тем не менее они все таки считались относительно свободными и даже имели право участвовать в низшем суде. В третьей книге Земского права упоминается о литах, как о чиншевиках, но в иерархии права стоящих ниже чиншевиков. В § 3 статьи 44 третьей книги Земского права указывается: Так как их не было так много, чтобы они могли обрабатывать землю, то, перебив и прогнав тюрингских господ, они оставили крестьян в живых и передали им землю на таких же самых правах, на которых ее еще сегодня имеют литы. Батраки. Согласно § 8 статьи 45 третьей книги Земского права:«Две шерстяные перчатки и одни навозные вилы составляют возмещение поденщика».Тем не менее, хозяин крепостного не мог его убить, хотя крепостной и был собственностью хозяина. Хозяин мог истребовать своего крепостного из его незаконного владения предъявив индикационный иск. Согласно § 6 статьи 32 третьей книги Земского права: «Кто имеет человека во владении, тот с большим правом может при помощи свидетелей удержать его за собою, чем тот, который не владеет им». «Крепостные находились в полной зависимости от феодалов, их можно было отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия господина и т.д.» Галанза П.Н. феодальное государство и право Германии. М., 1963.
Само же отношение автора к крепостничеству четко отрицательное и об этом он указывает в статье § 1 статьи 42 третьей книги в Земского права: «Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый». Норма статьи 55 второй книги Земского права, указывает, что на тот момент существовала крестьянская община: «То, что установит сельский староста на пользу села с одобрения большинства крестьян, против этого меньшинство не может возражать».Земское право предусматривало случаи, когда лицо
-10-
теряло все привилегии, которые ему достались по тем или иным основаниям. Например, в соответствие с § 2. статьи 38 первой книги Земского права: «Те, далее, которые год и день находятся в королевской опале, объявляются по приговору лишенными прав и лишаются земельной собственности и лена: лен становится для господина свободным, собственность переходит во власть короля. Если наследники в течение года и дня не получают обратно при помощи присяги собственность от короля, то они, как и находящиеся в опале, теряют наследство, кроме случаев, когда уважительная причина помешала им явиться, уважительная причина должна быть доказана, как полагается (по праву). Земельная собственность министериалов не может отойти к королю и вообще за пределы власти их господина, если они лишаются своих прав». При этом согласно статьи 39 это книги: «Лишенные прав за грабеж или кражу при вторичном обвинении в грабеже или краже не могут очищать себя присягой.
Информация о работе Саксонское зерцало– памятник права средневековой Германии