Русская правда и ее общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:17, реферат

Краткое описание

Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм ,получивший название Русской Правды , сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории . Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права . До наших дней дошло более ста списков Русской Правды . Первоначальный текст Русской Правды к сожалению до нас не дошел . Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н. Татищевым в 1738 г. Название памятника отлично от европейских традиций , где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон , законник . На Руси в это время были известны понятия «устав» , «закон» , «обычай» , но документ обозначен легально-нравственным термином « Правда » . Он представляет собой целый комплекс юридических документов X I - XII вв ., составными частями которого являлись Древнейшая Правда ( около 1015 г.) , Правда Ярославичей ( около 1072 г. ) , Устав Мономаха (около 1120-1130 гг. ) .Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую , Пространную и Сокращенную.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

       Но  особое   влияние  на развитие  права  древней   Руси ,  я  считаю   оказало   принятие  Русью   христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.

       В конце X - начале XI века вместе с новой  религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно  византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными из них являются: а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав; б) Номоканон 14 титулов; в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение; г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов; д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

       Со  временем эти церковно-юридические  документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими. А сейчас следует более подробно описать функции церковных судов. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси  Владимиром  Святославовичем  и  Ярославом  Владимировичем. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд    по    не церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.

       Я бы выделил две причины необходимости  создания такого свода законов: 1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с русскими юридическими обычаями, 2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве. Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию изучаемого мною документа.

Я считаю, что создание писаного свода законов  непосредственно связано с принятием  христианства и введением института  церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим  писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.

       Также для большей убедительности утверждения  о том, что на создание Русской  Правды оказали влияние памятники  церковно-византийского права, можно привести следующие примеры: 1)  Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно, имевших место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в указанном мною ранее "Законе Русском". Также замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений (например, обида словом, оскорбление женщин и детей и др.), 2)  Даже своим   внешним видом     Русская  Правда указывает на свою связь с византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона (синоптический кодекс).

       В Византии по традиции, шедшей от римской  юриспруденции, усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.

       Сравнивая Русскую Правду с памятниками  византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришел к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права.

Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян. Еще  Прокопий   Кессарийский в VI веке заметил, что у славян и антов “вся жизнь и узаконения одинаковы”. Конечно, подразумевать здесь под “узаконении” Русскую Правду нет никаких оснований, но признать наличие каких-то норм, по которым текла жизнь антов и которые запоминались знатоками обычаев и сохранялись родовыми властями необходимо. Недаром русское слово “закон” перешло к печенегам и было у них в обиходе в XII веке. Можно с уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо известна в то время, хотя и в урезанном виде в Русской Правде. Не приходится сомневаться и в том, что родовая община с обычаями в процессе разложения, происходящим под влиянием развития института частной собственности на землю, превратилась в общину соседскую с определенным кругом прав и обязанностей. Эта новая община нашла отражение в Русской Правде. Все попытки доказать какое - либо влияние на Русскую Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков. 

2.   ПРАВОВОЕ   ПОЛОЖЕНИЕ     НАСЕЛЕНИЯ

       Все   феодальные  общества  были  строго  стратифицированы,  то  есть  состояли  из  сословий, права  и  обязанности,  которых  четко  определялись   законом,  как  неравные  по   отношению  друг  к  другу  и  к  государству. Иными  словами,  каждое  сословие  имело  свой  юридический  статус.   Было  бы  большим  упрощением  рассматривать  феодальное  общество  с  точки  зрения  эксплуататоров  и  эксплуатируемых.  Сословие  феодалов,  составляя  боевую  силу  княжеских  дружин,  несмотря  на  все  свои  материальные  выгоды,  могло  потерять  жизнь – самое ценное – проще  и  вероятнее,  нежели  бедное  сословие  крестьян.  Класс  феодалов  формировался   постепенно .  В него  входили  князья,  бояре,  дружина, местная  знать,  посадники,  тиуны . Феодалы  осуществляли    гражданское  управление  и  отвечали  за  профессиональную  военную   организацию.  Они  были  взаимно  связаны  системой  вассалитета,  регулирующей  права  и  обязанности  друг  перед  другом  и  перед   государством.  Для  обеспечения  функций  управления  население   платило  дань  и  судебные  штрафы . Материальные  потребности военной  организации обеспечивались  земельной  собственностью.

       Феодальное  общество  было  религиозно-статичным,  не  склонным  к резкой  эволюции. Стремясь  закрепить эту статичность,  государство консервировало  отношения с сословиями  в законодательном порядке.

       В  Русской  Правде  содержится  ряд  норм,  определяющих  правовое  положение отдельных групп населения. Особое  место занимает  личность  князя .  Он   рассматривается в качестве  физического лица ,  что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях .  Но  дальше по  ее  тексту  достаточно  трудно  провести  грань,  разделяющую  правовой  статус  правящего  слоя  и  остальной  массы  населения.. Мы  находим  лишь  два юридических  критерия,  особо  выделяющих  эти  группы  в  составе  общества :  нормы  о  повышенной  ( двойной )  уголовной  ответственности – двойная  вира     ( 80  гривен )       за      убийство          представителя  привилегированного   слоя  ( ст. 1 ПП ) княжеских  слуг, конюхов ,  тиунов ,  огнищан.  Но  о  самих   боярах  и  дружинниках  кодекс  молчит . Вероятно,  за  посягательство  на  них  применялась  смертная  казнь.  В  летописях  неоднократно  описывается  применение  казни  во  время  народных  волнений. И  также   нормы  об  особом  порядке  наследования недвижимости  (земли)  для   представителей   этого  слоя ( ст.91  ПП ). В феодальной  прослойке раннее  всего произошла отмена  ограничений на  женское наследование.  В церковных уставах за  насилие над боярскими женами  и дочерьми  устанавливаются высокие штрафы  от 1 до  5  гривен  серебра. Также ряд статей  защищает  собственность феодалов .  Устанавливается  штраф  в 12  гривен  за  нарушение  земельной  межи ,  также  штрафы  взимаются  за  разорение  пчельников ,  боярских  угодий ,  за   кражу  ловчих  соколов  и  ястребов.

       Основная  масса  населения  разделялась  на  свободных  и  зависимых  людей ,    существовали  также  промежуточные  и  переходные  категории. Городское  население  делилось  на ряд  социальных  групп:  боярство , духовенство,  купечество. «низы» ( ремесленники,  мелкие  торговцы,  рабочие и пр. ) В науке вопрос  о его правовом   положении в должной   мере   не  решен из-за  недостатка  источников.  Трудно  определить,  в какой степени население   русских городов пользовалось  городскими  вольностями,  аналогичными  европейским.,  способствующих  и  в дальнейшем  развитию  капитализма  в  городах.  По  подсчетам  историка  М.Н.  Тихомирова,   на  Руси   в до монгольский  период  существовало  до  300  городов. Городская жизнь была настолько развита, что это позволило В.О.Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма» в Древней Руси. М.Л.Тихомиров полагал, что на Руси «воздух города делал человека свободным», и в городах скрывалось множество беглых холопов.

       Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.

       Юридически  и  экономически  независимой  группой  были   также  смерды – общинники (  они  уплачивали  налоги  и  выполняли  повинности  только  в  пользу  государства ) .

       . В  науке существует  ряд мнений   о смердах,  их  считают свободными  крестьянами ,  феодально - зависимыми,  лицами  рабского  состояния,  крепостными и даже  категорией  сходной с мелким  рыцарством. Но  основная  полемика  ведется по  линии:   свободные  или  зависимые (рабы). Многие    историки  ,  например  С.А  Покровский ,     рассматривают     смердов ,  как  простолюдинов,  рядовых  граждан,  везде выставляемых  Русской   Правдой,  свободным  неограниченным  в  своей  правоспособности  человеком. Так .  С.В.  Юшков  видел  в  смердах  особый  разряд  закрепощенного  сельского  населения, а  Б.Д.  Греков  считал,  что  были  смерды зависимые  и смерды  свободные. А.А.  Зимин   отстаивал  идею  о  происхождении  смердов   от  холопов.

Важное  место  в  обосновании  мнений  имеют  две  статьи  Русской  Правды.

       Статья  26  Краткой Правды,  устанавливающая  штраф  за  убийство  рабов,  в  одном    прочтении         гласит : «А в смерде и в холопе  5  гривен» ( Академический  список ) В Археографическом  списке читаем : «А в  смердьи в  холопе  5  гривен»  В первом  прочтении  получается,  что в в  случае  убийства  смерда  и  холопа   выплачивается  одинаковый  штраф.  Из  второго   списка  следует,  что  смерд  имеет  холопа,  которого   убивают .  Разрешить ситуацию  невозможно.

       Статья  90  Пространной  Правды  гласит: « Если  смерд  умрет,   то  наследство  князю; если  будут  дочери  у  него,  то  дать   им   приданное»   Некоторые   исследователи  трактуют  ее  в  том  смысле,  что  после  смерти  смерти  смерда  его   имущество  переходило целиком  к  князю  и  он  человек « мертвой   руки»   ,  то  есть  не  способный  передавать  наследство. Но  дальнейшие  статьи  разьсняют  ситуацию-   речь  идет  лишь  о  тех  смердах,  которые  умерли,  не  имея  сыновей,  а  отстранение  женщин  от  наследства свойственно на   определенном  этапе  всем  народам  Европы. Из  этого    мы  видим ,  что  смерд  вместе  семьей  вел  хозяйство.

Информация о работе Русская правда и ее общая характеристика