Русская портретная живопись в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:56, реферат

Краткое описание

После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года солдаты и офицеры русской армии, вернувшись из заграничных походов, воочию убедились в том, каким сильным препятствием свободе родного народа и общественному прогрессу являются крепостное право и ничем не ограниченная власть царя.
Следуя горячему патриотическому чувству, передовая дворянская молодежь мечтала о новом свободном отечестве, об ином государственном устройстве. Эти мечты, звавшие к действиям, и привели к созданию ряда тайных политических обществ, члены которых стали вскоре участниками знаменитого восстания декабристов.

Оглавление

Введение
I. Русская живопись первой половины XIX века
II. Искусство портретной живописи
III.Русские портретисты первой половины XIX века
3.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
3.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
3.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
3.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по Вере.docx

— 38.41 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Красноярский  Государственный Педагогический университет  им. В. П. Астафьева»

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Русская портретная живопись в первой половине XIX века

 

 

Выполнила

Студентка 30 группы

Круглова Е.Ф 

Проверила

д.и.н., профессор,

Федорова В. И.

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

Содержание

Введение

I. Русская живопись первой половины XIX века

II. Искусство портретной живописи

 III.Русские портретисты первой половины XIX века

3.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

3.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

3.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

3.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года солдаты  и офицеры русской армии, вернувшись из заграничных походов, воочию убедились  в том, каким сильным препятствием свободе родного народа и общественному  прогрессу являются крепостное право  и ничем не ограниченная власть царя. 
Следуя горячему патриотическому чувству, передовая дворянская молодежь мечтала о новом свободном отечестве, об ином государственном устройстве. Эти мечты, звавшие к действиям, и привели к созданию ряда тайных политических обществ, члены которых стали вскоре участниками знаменитого восстания декабристов.

Передовые общественные идеи распространялись в то время прежде всего через литературу, которой  занимались многие из будущих декабристов (Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Одоевский  и другие). Близки к декабристам  были Пушкин и Грибоедов. 
Восстание декабристов, несмотря на его поражение, сыграло огромную роль в формировании революционного мировоззрения передовых кругов русского общества. Не случайно все лучшие люди России свято верили в правоту декабристов и в неизбежную победу их дела. А. С. Пушкин выразил эту уверенность в своем знаменитом стихотворном послании:

Оковы тяжкие падут, 
Темницы рухнут — и свобода 
Вас примет радостно у входа. 
И братья меч вам отдадут.

Особенно  тяжелой стала русская жизнь  в царствование Николая I, потопившего  в крови восстание декабристов. В стране свирепствовал жесточайший  полицейско-крепостнический террор, подавлявший малейшие проявления свободной мысли. «Все было прибито к земле. Говорить было опасно»,— писал об этом времени Герцен. 
Феодально-крепостнические отношения тормозили развитие торговли и промышленности. Обострившиеся противоречия между крестьянами и помещиками подчас выливались в открытое возмущение и протест. Однако массового революционного движения в ту пору в России еще не было. Идеи прогрессивные, революционные зрели и формировались в умах небольшой горстки передовых людей, убежденных в необходимости коренного изменения существующего строя, но только в сороковых годах, в связи с выходом на историческую арену и включением в освободительное движение разночинцев, близко стоявших к народу, формирование революционной идеологии русской демократии пошло активно и энергично. Рядом с именем Герцена здесь прежде всего должно быть названо бессмертное в истории русской общественной мысли имя Белинского, оказавшего огромное влияние на развитие в России революционного самосознания и заложившего основы новой реалистической эстетики.

Русская художественная культура в первой половине XIX столетия достигла высоких успехов. Именно в это время творили  Пушкин, Гоголь. Лермонтов, Грибоедов, Жуковский, Крылов, Захаров, Воронихин, Глинка. Мартос, Щедрин, Кипренский, Венецианов, Федотов, Брюллов, А. Иванов и многие другие корифеи нашей литературы, изобразительного искусства и музыки, высоко поднявшие знамя родного  искусства. 
Этот бурный расцвет художественной культуры был связан с подъемом национального самосознания передовых кругов русского общества в период Отечественной войны 1812 года. Борьба за освобождение родины от иностранной интервенции, вызвавшая волну высоких патриотических чувств, не могла не сказаться и на явлениях русского искусства.

 

I. Русская живопись первой половины XIX века

Для русского изобразительного искусства начала XIX века были характерны романтизм и классицизм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать  канонам классицизма, поощряла написание  картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских  художников не удовлетворяли рамки  академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. Именно тогда  русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими  образцами европейского искусства.

В русской живописи XIX века раскрываются две стороны пейзажа  как вида живописи: объективная –  то есть изображение, вид определённых местностей городов, и субъективная - выражение в образах природы  человеческих чувств и переживаний. «Пейзаж является отображением находящейся  вне человека и преобразуемой  им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного  самосознания». Безусловно, развитие пейзажной  живописи немыслимо в отрыве от роста  научного самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства. На всем протяжении XIX века выдающиеся деятели в области науки и  искусства, высказывали свои мнение о достижениях русской пейзажной  живописи, вступали в полемику по тем  или иным вопросам, связанным с  данной областью художественного выражения.

Именно тогда русские  художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в  один ряд с лучшими образцами  европейского искусства.

 

 

II. Искусство портретной живописи

Портрет-значительный и важный жанр в искусстве. Само слово  «портрет» восходит к старофранцузскому  слову «pourtrait», что означает: изображение  черта в черту; оно восходит и  к латинскому глаголу «protrahere» - то есть «извлекать наружу», «обнаруживать»; позднее – «изображать», «портретировать». В русском языке слову «портрет»  соответствует слово «подобень».

В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевается  изображение определенного конкретного  человека или группы людей, в котором  передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.

Изображение человека – основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальные картины подчинены  созданию образа, передаче психологического состояния человека. В живописи изображение  человеческой головы с натуры должно отвечать нашему привычному объемному  видению и пониманию окружающего  мира.

Приемы  живописи головы в русской академической  школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью  сильных и горячих теней. Мы можем  судить об академических методах, рассматривая работы О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемы чем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии – дисциплина формы.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда переданы интимно – личностные черты изображенного человека, когда  воспроизводят оригинал в точности, со всеми чертами его внешности  и внутреннего индивидуального  характера, в наиболее привычной  его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в воспроизведение действительности свой личный вкус и чувство природы.

Живопись  – прежде всего изображение формы, объема. Поэтому часто предварительно прорабатывается форма одним  цветом точно со всеми деталями. Потом света писали холодными, густо, фактурно; тени горячими, прозрачно, пользуясь  лаками, маслами, смолами. Все это  относится к живописи маслом. Акварели того времени – только подкрашенный рисунок, а темпера применялась  для церковных росписей, далеких  от работ с натуры.

Большое значение в академической живописи имела последовательность работы, система. Лессировки по сухому и мокрому придавали  голове окончательную форму, цвет, выражение. Но, вероятно некоторые головы К.П. Брюллов  писал сразу, сохраняя при этом строгую  лепку, холодные света и горячие  тени. Те же горячие тени лежат на портретах И. Н. Крамского. Краснота их смягчается обычно рассеянным музейным светом. Но если на портрет упадет луч  солнца – поражаешься условной яркости  красных теней.

Импрессионисты  обратили наибольшее внимание на то значение, какое имеют теплые и холодные света в лепке живой головы. Или света холодные, а тени теплые, или наоборот. В каждой модели подбирают  условия обстановки, исходя из цвета  лица, одежды общего облика. Для создания интересного освещения используют экраны – картон, холст, бумагу. Экраном  можно затемнить часть фона или  одежды, отчего лучше выступит лицо.

Сохраняя  подготовительный этюд М. А. Врубеля  к портрету Н. И. Забелы – Врубель, где нанесены карандашом границы  всех цветовых изменений. Поверхность  лица разбита на очень мелкие площадки, наподобие мозаики. Если заполнить  каждую из них соответствующим цветом – портрет будет готов.

В портретном образе отражается не только модель, но и сам художник. Поэтому  автора и узнают по его произведениям. Один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретах  разных художников. Ведь каждый из них  вносит в портрет свое отношение  к модели, к миру, свои чувства  и мысли, свою манеру видеть и ощущать, свой душевный склад, свое миросозерцание. Художник не просто копирует модель, не только воспроизводит её облик –  он сообщает свои о ней впечатления, передает, выражает свое представление  о ней.

Портретному жанру принадлежало большое место  в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения  художника к натуре.

III .Русские портретисты первой половины XIX века

3.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью  его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской  Академии художеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе.

Первый  же портрет – приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) –  выделяется своим эмоциональным  колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать  не только социально-духовные типы (преобладавшие  в русском искусстве эпохи  Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято  начинать историю романтизма в русском  изобразительном искусстве.

Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они  напоены его высокой и поэтичной  любовью к человеку. В портретах  Кипренского всегда ощутимы черты  его эпохи. Это всегда неизменно  присуще каждому из его портретов  – и романтическому образу юного  В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).

Бесценная часть творчества Кипренского –  графические портреты, выполненные  в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образах  перед нами Россия, русская интеллигенция  от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.

Портреты  Кипренского предстают перед  нами сложными, задумчивыми, изменчивыми  в настроении. Открывая различные  грани человеческого характера  и духовного мира человека Кипренский всякий раз использовал разные возможности  живописи в его ранних романтических  портретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827 ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренского  возвышенна и лирична.

«Любимец  моды легкокрылой,

Хоть  не британец, не француз,

Ты  вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз. –

И я смеюся над могилой,

Ушед  навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но  это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Престрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид,

Написал Кипренскому Пушкин в благодарность  за свой портрет. Пушкин дорожил своим  портретом и портрет этот висел  в его кабинете.

Особый  раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская  галерея; и др.), проникнутые пафосом  творчества. Ему принадлежат также  проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музей института  русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работая  преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых  типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836

3.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Представитель романтизма в русском изобразительном  искусстве, мастер портретной живописи. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А.С.Миниха; позднее был  отправлен в распоряжение графа  И.И.Моркова в качестве приданого  за дочерью Миниха. Проявлял способности  к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург  учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 – по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с О.А.Кипренским. В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного попутно выполнять хозяйственные поручения помещика. В 1823 получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве.

Художник  из крепостных, который своим творчеством  внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика и стал самым известным  художником московской портретной школы 20-30 – х годов. Позднее калорит  живописи Тропинина становится интересней, объемы обычно лепятся более четко  и скульптурно, но самое главное  – вкрадчиво нарастает чисто  романтическое ощущение подвижной  стихии жизни, Тропинин – создатель  особого типа портрета – картины. Портреты в которых привнесены черты  жанра, образы с определенной сюжетной завязкой: «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка».

Информация о работе Русская портретная живопись в первой половине XIX века