Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:00, реферат
Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.
По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".
Введение………………………………………………………………………...2
1 Основание Русского государства………………………………………….3
2 Зарождение древнерусской дипломатии………………………………...9
3 Византия и Русь……………………………………………………………..12
4 Хазарский каганат…………………………………………………………...16
5 Взаимодействие Волжской Булгарии и Древней Руси………………..19
Заключение…………………………………………………………………..…25
Список литературы…………………………………………………………....
Русско-византийские договоры, будучи древнейшими дипломатическими актами старой Руси, в этом смысле не являются, естественно, в серьезном смысле "византийскими источниками" по истории Руси. Но детализированный текстологический, дипломатический и правовой анализ показал, что тексты дипломатического протокола, актовых и юридических формул, сохраненные в древнерусских версиях трех договоров, являются или переводами классических византийских канцелярских стереотипов, узнаваемых по уцелевшим греческим подлинным актам, или парафразой памятников византийского права.
Договоры с Византией следует
считать древнейшими
Дипломатическое оформление русско-византийских
договоров, как не один раз отмечалось
исследователями, во многом должно византийскому
канцелярскому протоколу. Поэтому
принципиально обобщить отраженные
в текстах греческие
Договоры Руси с греками, сохраненные "Повестью временных лет", тем самым содержат принципиальные свидетельства, характеризующие черты древнерусской государственности, а конкретно — наличие княжеской канцелярии, существование гос-дипломатической службы, складывание социальной иерархии, функционирование торговой организации. Совместно с тем, анализ договоров Руси с Византией в качестве одной из важнейших источниковедческих задач выдвигает необходимость сравнительного исследования в области славянской дипломатии и законодательства, поиск параллелей не лишь в византийской, но и в невизантийской культурно-правовой среде, а также в сфере неюридических норм на уровне обычая и обряда
В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам.
Если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.
Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.
Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.
Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. В этом язычестве гнездился страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку человека.
Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святцев.
Хазарский каганат
Хазария — государство, существовавшее
в 7-10 вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.
Сложилось на территории, заселенной
тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами,
которые в 6 в. вторглись в Восточное Предкавказье.
Возможно, название "хазары" восходит
к тюркской основе "каз" — кочевать.
Сначала хазары кочевали в Восточном
Предкавказье, от Каспийского моря до
Дербента, а в 7 в. закрепились на Нижней
Волге и на части Крымского п-ова, находились
в зависимости от Тюркского каганата,
который к 7 в. ослабел. В 1-й четв. 7 в. сложилось
самостоятельное Хазарское государство.
В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими
аланами разгромили Великую Болгарию
и образовали каганат. Под властью верховного
правителя — кагана — находилось множество
племен, а сам титул приравнивался к императорскому.
Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе,
и поэтому о нем сохранилось немало письменных
свидетельств в арабской, персидской и
византийской литературе. Хазары упоминаются
и в русских летописях. Важные сведения
о6 истории Хазарского каганата содержит
относящееся к 10 в. письмо хазарского царя
Иосифа главе испанской еврейской общины
Хасдаю ибн Шафруту.
Хазары совершали постоянные набеги
на земли Арабского халифата в Закавказье.
Уже с 20-х гг. 7 в. начались периодические
вторжения хазар и союзных им племен кавказских
алан в район Дербента. В 737 г. арабский
полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу
Хазарии — Семендер, а каган, спасая свою
жизнь, дал клятву принять ислам, однако
не сдержал слово. Как гласит хазарская
легенда, после того как в Хазарию из Хорезма
и Византии прибыли еврейские купцы, некий
хазарский князь Булан принял иудаизм.
Его примеру последовала и часть хазар,
живших на территории современного Дагестана.
Хазарский каганат населяли кочевые
племена. Территория собственно Хазарии
— Западно-Прикаспийские степи между
рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней
Волгой. Здесь археологами найдены курганные
захоронения хазарских воинов. Академик
Б.А. Рыбаков высказал предположение, что
Хазарский каганат был небольшим государством
в низовьях Волги, а славу свою приобрел
благодаря очень выгодному положению
на Волго-Балтийском торговом пути. Его
точка зрения основана на свидетельствах
арабских путешественников, которые сообщали,
что хазары ничего сами не производили
и жили за счет товаров, привозимых из
соседних стран.
Большинство ученых считают, что Хазарский
каганат был огромным государством, под
властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы,
в том числе и многие славянские племена,
и связывают его с ареалом салтово-маяцкой
археологической культуры. Хазарский
царь Иосиф западным рубежом своего государства
называл крепость Саркел на Нижнем Дону.
Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар
и Семендер, которые находились на pp. Терек
и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но эти города археологами
не найдены.
Основное занятие населения Хазарии
— скотоводство. Система социальной организации
называлась "вечный эль", центром
ее была орда — ставка кагана, который
"держал эль", т.е. возглавлял союз
племен и родов. Высшее сословие составляли
тарханы — родовая аристократия, знатнейшими
среди них считались выходцы из рода кагана.
Охранявшая властителей Хазарии наемная
стража состояла из 30 тыс. мусульман и
"русов".
Изначально государством правил каган,
но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель"
кагана — шад, который командовал войском
и ведал сбором налогов, стал соправителем
с титулом каган-бек. К нач. 9 в. власть кагана
стала номинальной, а сам он считался священной
особой. Он назначался каган-беком из представителей
знатной фамилии. Кандидата в каганы душили
шелковой веревкой и, когда он начинал
задыхаться, спрашивали, сколько лет он
хочет править. Если каган умирал раньше
названного им срока, это считалось нормальным,
иначе — его убивали. Кагана имел право
видеть лишь каган-бек. Если в стране случался
голод или эпидемия, кагана убивали, так
как считалось, что он потерял свою магическую
силу.
Но господство хазар было недолгим. Вскоре освободились от зависимости поляне; северян и радимичей избавил от дани хазарам Вещий Олег. В кон. 9 в. в Северное Причерноморье прорвались печенеги, постоянными набегами ослаблявшие Хазарию. Хазарский каганат был окончательно разгромлен в 964-965 гг. киевским князем Святославом. К кон. 10 в. Хазария пришла в упадок Остатки хазарских племен обосновались в Крыму, где впоследствии смешались с местным населением.
Взаимодействие Волжской Булгарии и Древней Руси
История взаимоотношения Древней Руси и Волжской Булгарии на ранней стадии их существования и на сегодняшний день остается полностью не изученной. Долгое время подход историков был исключительно односторонним и связано это, в первую очередь, с ограниченным количеством источников. Из письменных это были русские летописи, на страницах которых дана, в основном, отрицательная оценка русско-булгарских отношений. Только комплексное изучение всех имеющихся источников, а это письменные восточные и русские, фольклорные, археологические, эпитафические и нумизматические, дают возможность детально изучить историю взаимодействия двух государств.
Судя по восточным источникам, булгары долго находились в экономической и политической зависимости от Хазарского каганата. Это замедляло становление Волжской Булгарии. Однако следует отметить, что для формирования булгарской государственности большое значение сыграло их местонахождение на серединной магистрали Великого Волжского торгового пути, соединяющего арабский Восток с северо-западом Европы. Очень скоро булгары становятся торговыми посредниками между связанными торговлей столь отдаленными регионами, и это непосредственным образом повлияло на формирование булгарской феодальной верхушки и развитие многих отраслей экономики, игравших существенную роль в государственном экспорте .
В начале Х в. основу ее экономики составляли развитое сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Причем два первых типа деятельности практически обслуживали последний. Продуктивное земледелие на территории Волжской Булгарии было возможно потому, что почвенный покров здесь представлен мощными массивами черноземных почв на открытых степных пространствах, чередующихся с лесами. Одно из первых свидетельств о мирных взаимодействиях Руси и Волжской Булгарии находится в Лаврентьевской летописи, которая под 1024 г. сообщает о голоде в Суздальской земле, который был предотвращен в результате продовольственной помощи со стороны булгар.
Волжская Булгария была страной ремесел, продукция которых также служила важной статьей экспорта. Изделия булгарских мастеров, в частности, ювелирные, использовались как обменный эквивалент у народов Севера и Пермского края на дорогостоящий на Востоке мех соболя, куницы, бобра и горностая.
В Х в. столица Волжской Булгарии, город Булгар, был не просто ремесленно-торговым центром, а главным складочным пунктом, куда в большом количестве свозились меха, воск, мед, рабы. Здесь происходили столь крупные торговые операции, что на булгарском базаре в большом количестве вращались арабские дирхемы.
Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью никогда не были ровными. Летописи чаще всего повествуют о столкновениях, но не мало страниц в них уделено мирным контактам. Первое летописное упоминание о Булгаре относится к 985 году, когда киевский князь Владимир Святославович (будущий креститель Руси) явился в Булгарию во главе огромной дружины и союзного торкского воинства. В генеральной битве русы одержали победу.
Сапоги на ногах пленников, причем надо понимать, не только знатных – это яркая картина, показывающая экономическое положение Волжской Булгарии во второй половине X века. Владимир одержал победу в сражении, но он, как мудрый политик, понимал, что вассалами Киевской Руси булгары не станут. Они предложили заключить между Волжской Булгарией и Русью выгодный для обеих сторон мирный договор.
Уже на следующий год, 966, летописец фиксирует прибытие в Киев большого булгарского посольства. Подписывается обширный договор о торговле, и вскоре устанавливается сухопутный торговый путь Булгар – Киев. Некоторые исследователи считают, что послы привезли в Киев булгарскую невесту князя. Точка зрения вполне логичная, так как в средневековой международной практике обязательным было подтверждение мирного договора брачным союзом между правителями или их детьми. Мы знаем из летописных источников, что одной из жен князя Владимира в его дохристианский период жизни была болгарыня.
Но
заключение договора и брачный союз
не стали единственными в
Взаимоотношения Волжской Булгарии и Руси всегда вызывали особый интерес исследователей, занимавшихся проблемами внешней политики Древнерусского государства. Основными источниками при этом служили летописные материалы; во второй половине XX в. большое внимание уделялось данным археологических исследований, которые существенно дополнили сведения летописей и помогли по-новому посмотреть на историю булгаро-русских контактов домонгольского периода. В то же время особое место продолжают занимать сведения Татищева В.Н., некоторые из которых отсутствуют в летописях или существенно дополняют ту информацию, которая в них есть.
В наши дни интерес к произведению первого русского историка, как нередко и справедливо называют Татищева В.Н., значительно возрос. «Историей Российской» занимаются и историки, и философы, и социологи, и лингвисты. Этот исторический труд пережил в течение двухсотпятидесятилетней своей истории немало ударов судьбы: многие ученые оценивали и продолжают его оценивать как ценнейший источник, без которого невозможно восстановление полной картины российского средневековья; другие видели в нем исключительно беспримерную фальсификацию. Следствие это имеет причины, отмеченные в ряде публикаций, но ни в коем случае нельзя сомневаться в правдивости первого российского историка. В первом томе «Истории» Татищев В.Н. дает волжским булгарам короткую, но очень емкую характеристику. Первое упоминание о волжских булгарах в повествовании «Истории Российской» отмечено под 986 годом, когда булгарские послы прибыли к киевскому князю Владимиру Святославичу с предложением веры.
Событие это отмечается практически во всех летописных сводах. Предшествует ему поход дружин Владимира на болгар. Некоторые летописи, например, Типографская, четко отмечает, что это были болгары волжские, другие не заостряют внимание на этой проблеме, ставшей камнем преткновения для большинства исследователей. Татищев В.Н. видит в этих болгарах исключительно дунайских болгар.
Однако Б.Д. Греков считал, что это были болгары именно камско-волжские, потому что в походе вместе с Владимиром участвуют торки, которых в изучаемое время нельзя представить себе живущими около Дуная. Плюс к этому невероятно, чтобы Владимир, будучи в это время врагом Византии, стал бы помогать ей громить дунайских болгар. В пользу волжских булгар высказываются в своих исследованиях Пашуто В.Т., Халиков А.Х., Толстов С.П. Их аргументация полностью аннулирует какие-либо суждения по данному вопросу. Многие факты действительно доказывают, что это были волжские булгары, а основная причина похода Владимира на Волгу кроется в вятичах, которые, следуя в фарватере булгарских внешнеполитических устремлений, постоянно проявляли сепаратизм по отношению к Киеву.
Результатом этого грандиозного похода явилось подписание мирного договора между Киевом и Булгаром. Уже в те времена Среднее Поволжье славилось обилием хмеля, на основе которого изготовлялись хмельные напитки. И сегодня 80% промышленного хмеля России производится в Чувашии и Татарии, поэтому уверение, что, скорее камень поплывет, а хмель потонет, наиболее свойственно именно для этого региона, а не низовий Днепра или Дуная.
Причина, по которой Татищев В.Н. «отправил» Владимира в поход на дунайских болгар, кроется, скорее всего, в сербах, отмеченных в источнике, которым пользовался историк. Вполне возможно, что монах-переписчик, составляя свод, разделил серебряных болгар, под которыми понимались тогда волжские болгары, на сербов и болгар, что и послужило основой исторического недоразумения. Отметим, что древняя «Память и похвала Владимиру», на которую ссылается при составлении комментариев к «Повести временных лет» Лихачев, также свидетельствует в пользу волжских болгар, так как в ней говорится о походе Владимира именно на серебряных болгар.