Россия во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:47, реферат

Краткое описание

Правление иператора Александра II(1856—1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. “Прежняя система отжила свой век”,— констатировал официальный идеолог, историк М.П. Погодин. П.А. Валуев в своем дневнике отмечал: “Озлобление против порядков до 1855 года беспредельное и всеобщее”. После Крымской войны столкновение традиционных николаевских порядков и новых требований ставило Россию перед н

Файлы: 1 файл

Россия во второй половине 19 века.docx

— 42.34 Кб (Скачать)

Крестьянство, составлявшее основную массу населения страны, переживало процесс дифференциации. Происходило “раскрестья-нивание” — отток в города на заработки разоряющихся крестьян. Имеете с тем до 20% возрос удельный вес зажиточного крестьянства.

После 1861 г. увеличились  темпы роста торгово-промышленной буржуазии, в основном за счет разбогатевшего крестьянства и едкого предпринимательства, а также городского мещанства. Принадлежность к дворянскому сословию, поместья и титулы по-прежнему сохраняли привлекательность для разбогатевших крестьян и купцов. Выдающиеся деловые качества, участие в благотворительности открывали им доступ в дворянство.

В 70—80-е годы появляются новые организации промышленников. Наряду с возникшими до реформы биржевыми  комитетами, комитетами торговли и  мануфактур создаются представительные организации отраслевого типа: Совет  съезда горнопромышленников юга  России (1871), Совет съезда горнопромышленников  Уральской горной области (1880).

Отмена крепостного  права привела к быстрому росту  наемных рабочих. Эта социальная группа была неоднородной. Большинство  из них составляли сельскохозяйственные, строительные, лесные рабочие, рабочие  мелких кустарных промыслов и  чернорабочие. В крупной промышленности и на железнодорожном транспорте численность лиц наемного труда  возросла с 706 тыс. в 1861 г. до 950 тыс. человек  в 1879 г.

Сельское хозяйство.

В результате реформы  размеры крестьянских наделов в  большинстве губерний уменьшились (в среднем на 20%) и составили  от 2—3 до 40—50 десятин на двор. Право  собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между  дворами. Различия в размерах наделов  возникали из-за разницы в общинах (казаки имели в среднем более 50 десятин на двор, а бывшие помещичьи  крестьяне — около 7 десятин). Продажа  наделов запрещалась.

После реформы помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали распродавать ее. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. В 1862—1882 гг. они приобрели 6 млн. десятин частных земель. Широко применялась сдача крестьянам земли за отработки. Только за 1861—1877 гг. помещичье землевладение уменьшилось с 87 до 73 млн. десятин.

Зажиточные крестьяне  также нанимали работников, применяли  технику, улучшали качество продукции.

В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических  культур, ростом посевных площадей. Запашка  земли с 1860 по 1881 г. возросла на 14% и  достигла 94 млн. десятин. Накануне реформы  товарного хлеба было не более 5% от чистого сбора, в конце 70-х годов  — уже II—13% Возросло поголовье скота.

Крестьянская реформа  стимулировала и развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства высвободил рабочие руки и созал спрос на промышленную продукцию.

Промышленность финансировалась  как частными лицами (торговые прибыли, выкупные платежи, доходы от аренды земли  так и государством (ссуды, заказы). Для кредитования создавались акционерные банки (39—в 1873 г.), общества взаимного кредита" городские (общественные) банки (232). Общая сумма вкладов Го-сударственного и акционерных банков за 15 лет увеличилась почти в 4 раза и достигла в 1879-г. 1 млрд. руб. С 1860 по 1880 г. в 10 раз (с 9,7 до 97 млн. руб.) увеличился приток капитала в российские акционерные общества. Иностранные капиталовложения — из Англии, Франции, Германии, Бельгии в основном делались в тяжелую промышленность.

Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности. Стремительными темпами росли добывающая и тяжелая промышленность. Появлялось все больше крупных предприятий. Добыча угля в 1861—1881 гг. увеличилась  в 9 раз (до 213 млн. пудов), нефти —  в 200 раз (до 40, 4 млн. пудов), выплавка стали  — почти в 2 раза, чугуна — в 1,5 раза. Быстро росла добыча угля в Донбассе, нефти — в Баку, железной руды — в Кривом Роге. Донецкий уголь и криворожская руда стали базой развития металлургического производства на юге России.

Шел процесс концентрации производства, увеличение количества производств с большим числом рабочих. В 1879 г. в России было уже 81 крупное предприятие (свыше 1000 рабочих), или вдвое больше, чем в 1866 г.

В 60—70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и  Петербург. В Центральном районе и в южных губерниях продолжало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Продукция машиностроения возросла в 3 раза.

Во второй половине XIX в. в промышленном производстве России чередовались периоды спада и  подъема. Спад производства был отмечен  в начале 60-х и в 1873—1875 гг.

Транспорт.

Особое значение для экономики страны имело строительство  железных дорог, в котором в 60—80-х  годах преобладало частное строительство. Они связали отдаленные регионы, повысили спрос на продукцию угольной, металлургической, машиностроительной промышленности. С 1861 по 1881 г. протяженность  железных дорог России выросла с 1,6 до 23,1 тыс. км. Железные Дороги связали  Москву с Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др. Началось строительство дорог на Урале (Пермь  — Екатеринбург). Новые линии  связывали сельскохозяйственные и  промышленные районы между собой  и с портами (Одессой, Ригой). Количество пароходов за 1860—1881 гг. увеличилось  в 3 раза и достигло 1200. Основная их часть  была сосредоточена в Волжском бассейне.

Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В товарные отношения активно  включились окраины. Чостепенно падало значение ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри страны. В 1876—1880 гг. железнодорожные перевозки хлеба составляли в среднем ежегодн 120,5 млн.пудов.

Развивался и внешний  рынок. Хлеб становился главной статьей  русского экспорта. За пореформенное  тридцатилетие его вывоз возрос в 5 раз. Промышленные товары составляли около 25% экспорта. В импорте 60-х годов  первое место занимает хлопок-сырец, постепенно его обгоняет импорт машин. В 60-е годы стоимость импорта примерно равнялась стоимости экспорта, но постепенно экспорт начинает превышать  импорт.

Финансовая политика.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало  огромных кредитов. В кредитах остро  нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал  хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска  дополнительньк казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.

Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в  казне правительство прибегло к  выплатам выкупных сумм процентными  бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг  предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего  долга и вызывали недовольство дворян-помещиков. Перед правительством остро встала задача проведения преобразований в  системе финансов.

Через год после  провозглашения крестьянской реформы  правительство приступило к проведению реформы финансов. В 1862 г министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Был утвержден  новый порядок расходования средств: сметы отдельных ведомств должны были проводиться через министерство финансов и Государственный совет. Одновременно объявлялось о ежегодной  публикации росписи государственных  доходов и расходов (государственного бюджета). В 1864 г. был преобразован Государственный  контроль: он не зависел от администрации  и осуществлял проверку правильности выделения и расходования бюджетных  ассигнований. В губерниях учреждались  контрольные палаты, проверявшие  финансовую отчетность местных учреждений по первичным документам, а не по сводным отчетам. В 1868 г. начали публиковаться  годичные отчеты государственного контролера об исполнении бюджета.

Уже в 1860 г. в ходе подготовки крестьянской реформы вместо прежних кредитных учреждений был  создан Государственный банк, фонды  которого формировались в основном из казенных вкладов. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались  в Акционерных банках, активное создание которых наблюдалось в 60 —х начале 70-х годов. В 1875—1880 гг. большинство  акционерных банков лопнуло.

В 1862 г. была сделана  попытка провести денежную реформу  на основе свободного обмена кредитных  билетов на золото и серебро по твердому курсу. Обеспечить проведение реформы должен был полученный правительством крупный иностранный заем. Однако реформа провалилась: сказались  и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в  начале 60-х годов. Рост инфляции продолжался. 

Под напором крестьянских выступлений 1859 г. за отмену винных откупов (“трезвенные бунты”) в 1860 г. появился указ о замене системы откупов  на вино, сахар и табак акцизным сбором с 1 января 1863 г. После 1861 г. подушная подать была не только сохранена (от нее освобождались только мещане), но и постоянно возрастала.

В целом финансовая политика 60—70-х годов носила ярко выраженный сословный характер.6

Историческое значение реформ 60—70-х годов.

Отмена крепостного  права и реформы 60—70-х годов  ускорили переход России от феодализма к капитализму. Был сделан первый шаг, превращавший Россию из феодальной монархии в монархию буржуазную. Реформы  носили буржуазный характер, они открывали  простор для развития капитали-стических отношений в экономической и в социально-политической жизни страны. Их объективный смысл состоял в том, что социально-политический строй России приспосабливался к требованиям развивавшегося капитализма. В этом историческое значение реформ.

Вместе с тем  реформы были половинчатыми, ограниченными. Они проводились самодержавием  и помещиками, заитересованными в сохранении старых порядков. Несмотря на все преобразования, в России сохранились многочисленные феодальные пережитки и в базисе, в политической надстройке: самодержавный политический строй, феодальная собственность на землю и фактическое сохранение феодально-помещичьих хозяйств, крестьянское малоземелье, выкупные платежи, отработочная система в деревне. Сохранялось внутреннее феодальное устройство деревни — община, полная зависимость крестьян от помещиков и царских чиновников. Все эти пережитки тяжелым бременем ложились на плечи народа. “...Русское крепостническо-бюрократическое государство не в силах освободить крестьян... оно только и в состоянии произвести “мерзость”, жалкий компромисс интересов либералов... и помещиков, компромисс, надувающий крестьян призраком обеспечения и свободы, а на деле разоряющий их и выдающий с головой помещикам”.

Реформы явились  побочным продуктом революционной  ситуации. Реакционное феодально-крепостническое  государство сделало ряд уступок  “духу времени”, на короткое время  добилось снижения революционной активности масс. Трудящиеся России попали в тройной  гнет: капиталистический, феодальный и  национальный.7 

1 История России, глава 15 

2 Пособие по истории  СССР, раздел III, лекция 27. 

История России, глава 15. 

3 История государства  и права, глава VII, пар.3 

4 Пособие по истории,  лекция 27, 

Учебник русской  истории. 

5 История России, гл.15 

6 История России, гл.15 

7 Пособие по Истории  СССР, лек.27

Информация о работе Россия во второй половине 19 века