Россия во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:47, реферат

Краткое описание

Правление иператора Александра II(1856—1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. “Прежняя система отжила свой век”,— констатировал официальный идеолог, историк М.П. Погодин. П.А. Валуев в своем дневнике отмечал: “Озлобление против порядков до 1855 года беспредельное и всеобщее”. После Крымской войны столкновение традиционных николаевских порядков и новых требований ставило Россию перед н

Файлы: 1 файл

Россия во второй половине 19 века.docx

— 42.34 Кб (Скачать)

В ходе подготовки и  проведения реформы были созданы  новые институты (судебных следователей и присяжных заседателей) и реорганизована деятельность старых изменились функции прокуратуры. В этом же документе ст. 7 регламентировала суд присяжных заседателей для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых. Но политические преступления при этом были изъяты из подсудности суда присяжных. Соединенные департаменты Государственного совета пришли к выводу, "что предоставить присяжным, избранным обществом, разрешение вопроса о преступности или непреступности учений и действий, превратно толкуемых и неверно понимаемых многими, иногда даже добросовестны-ми членами общества, значило бы оставить государство, общество и власть без всякой защиты". Функциями прокуратуры стали; поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и за местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокурора и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались царем по представлению министра юстиции. 

Формирование принципов  сосгязательноста в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по доверенности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Учреждение адвокатуры было серьезной уступкой царизма общественному Движению. Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к учреждению в России адвокатуры по западному образцу. Институт присяжных поверенных создавался в качество особой корпорации, состоящей при судебных палатах, но не входящих в состав суда и пользующейся самоуправлением под контролем судебной власти. Закон четко регламентировал условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным Они фактически совпадали с требованиями, которые предъявлялись к судьям. Статьи 367-378 определяли правовую природу Света присяжных поверенных. Этот орган совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под контролем судебной палаты, Совет осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, "установленных правил и всего прочего... сообразно с пользой их доверителей". 

Закон определял  сферу юрисдикции мировых судов  следующим образом: им были подсудны "дела о менее важных преступлениях  и проститутках", для которых  предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х  месяцев), заключение в работный дом  на срок до 1 годи, денежные взыскания  на сумму свыше 300 рублей. В сфере  гражданско-правовой па мировых судей  возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных  с вознаграждением на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление  и обиду, дел по установлению права  на владение. 

Окружные суды учреждались  на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого  звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатми. На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой маказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ". 

В ходе разработки этого  института возникла дилемма: какой системы придерживаться — английской или континентальной? В первом случае присяжные в своем вердикте должны были отвечать на вопрос: "Совершил ли подсудимый данное преступление?", во втором -"Виновен ли подсудимый?" Российская практика пошла по второму пути.  

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы  о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в  суде. Вопросы разрешались присяжными лишь в случае, если суд единогласно  признает, что "решением присяжных, осужден невинный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава  присяжных, решение которых было окончательным. При окружных судах  учреждался институт следователей, осуществлявших предварительное расследование  преступлений под надзором прокуратуры  на закрепленных за ними участках.  

Коронные судьи  назначались царем по представлению  министра юстиции. Кандидаты на должность  должны были соответствовать определенному  цензу: иметь высшее юридическое  образование, стаж работы в правоохранительных органах (не менее 3-х лет). Во главе  окружного суда стол председатель, во главе отделений - товарищи председателя.  

На судебные полата возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях. Дела рассматривались при участии "сословных представителей", в состав которых входили губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина.  

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь  открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в  особом порядке судопроизводства). В 1872 году было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее  политические дала особой важности.  

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной  инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных  заседателей, и могли заново, в  полном объеме и по существу, рассматривать  уже решенное дело. Департаменты Сената были кассационными органами для  всех местных и общих судов  России и могли рассматривать  любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка. В целом становление новых  судов встретилось со значительными  трудностями. Новые принципы их деятельности: гласность, состязательность, несменяемость  судей, их независимость от административных властей - не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны  государственной бюрократии. Первоначально  в апреле 1866 г. были созданы только два судебных округа (Петербургский  и Московский), а в остальных  районах новые суды создавались  в течение долгого времени, постепенно и по частям.  

Институт присяжных  заседателей был наиболее радикальным  нововведением реформы. Вердикт  присяжных, выносившийся ими в суде на основании собственного суждения, не вписывался в старую систему розыскного судопроизводства. В общие списки присяжных заседателей включались: почетные мировые судьи, государственные  служащие, выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определенным имущественным цензом. От крестьянского  сословия в списки включались волостные  старшины, сельские старосты, волостные  и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки присяжных заседателей, "прислугу и наемных рабочих".  

Судебная реформа  имела огромное значение уже потому, что обеспечивая существенную степень  защиты подданных Российской империи  в гражданских и, и меньшей  стопчи, 72 уголовных делах она  способствовала самому процессу выработки  понятий прав человека как гражданина России. Хотя следует отметить и тот факт, что успех реформы был обеспечен не голько банкротством старой системы, но и смутным представлением значения новой. Подтверждением этого может служить мнение А.А.Головина. в записях которого можно найти следующее: "Император, подписывая реформы, не в полной мере предвидит, к каким последствиям они могут привести, иными словами он не понимал что же он подписывает".  

Невысокий уровень  подготовки юридических кадров определял  степень правового сознания государственных  чиновников, готовивших проект реформы, что придавало им веру и благотворное влияние законности и права на все общество. И все же в итоге  возникло совершенно новое для русского самодержавия отношение к закону и зародился новый тип политической культуры внутри чиновничества. Идея права и законности вела к ограничению иласти монарха, означала признание за подданными объективных личных и гражданских прав. Законность противопоставлялась понятию "произвол", отражавшему традиционную психологию и практику русского самодержавия и старой бюрократии. Логическим последствием реформы являлось правительство, ограниченное законом.3 
 
 
 
 

Военная реформа 1874 г. 
 
 

Одной из важнейших  была военная реформа. Поражение  в Крымской войне явилось тяжелым  уроком. Война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств. Цель преобразования старой крепостнической  армии состояла в приближении  ее к армии буржуазного типа обладающей обученным личным запасом, снабженной современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Реформа проводилась  в течение нескольких лет. Россия была разделена на 15 военных округов; был выработан новый устав  строевой службы. Создание военных  гимназий, училищ, академий позволило  улучшить военную подготовку офицеров. Было ускорено перевооружение армии  новыми техническими средствами —  винтовками, артиллерией; был создан паровой военный флот и т. д. Однако эти улучшения не устранили главную  причину слабости русской армии  — ее феодально-сословную структуру.

В связи с этим в 1874 г. правительство приняло закон  о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Это позволяло сократить численность армии в мирное время и давало возможность резко повысить ее численность в военное время, призвав запасников. Освобождались от действительной службы по семейному положению (единственный сын) или по жребию (некоторых зачисляли сразу в ополчение). Срок службы вместо 25 лет, как было раньше, сокращался до 6 лет действительной и 9 лет запаса, на флоте — до 7 лет действительной и 3 лет запаса. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев.

При всей своей прогрессивности  реформа проводилась непоследовательно. Некоторые группы населения были избавлены от воинской повинности (священники, жители Средней Азии, Крайнего Севера, Казахстана и т. д.). Офицерский состав, как и прежде, формировался из дворян. В армии царили рукоприкладство, муштра и произвол. Существовало большое  различие в положении офицеров из дворян и солдат из крестьян. “В сущности, не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений”.

В целом военная  реформа способствовала усилению русской  армии. Однако дух возмутительного  бесправия и полной беззащитности  солдат оставался. Задавленная муштрой, жесточайшей дисциплиной, армия  оставалась опорой царизма.4

Политический кризис конца 70-х — начала 80-х годов.

Последствия русско-турецкой войны, неурожаи и голод 1879—1880 п промышленный спад создали на рубеже 70—80-х годов острую кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движение происходили волнения студентов в Москве, Петербурге и Харькове земско-либеральные деятели выступили за введение конституции В этой обстановке революционеры совершили серию террорист ческих актов. Обстановка в стране накалилась.

Правительство ответило репрессиями. С августа 1878 г. дела о  политических преступлениях были переданы из гражданских судов в военные. В том же году был создан аппарат  полицейских урядни ков для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле 1879 г. (после покушения А. К. Соловьева на Александра II) в Петербурге, Харькове и Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства наряду с уже существовавшими постоянными генерал-губернаторствами (в Москве Киеве и Варшаве). Все генерал-губернаторы получили чрезвычайные полномочия (предавать военному суду, подвергать административной высылке, арестовывать, закрывать издания и т. д.). После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, правительство попыталось найти спасение в диктатуре.

12 февраля 1880 г.  была создана Верховная распорядительней комиссия по охране государственного порядка и общественного спо- койствия. Главным чиновником комиссии был назначен один из самых хитроумных и ловких сановников, бывший харьковский генерал-губернатор граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов. ОН был наделен исключительными полномочиями и начал осушествлять политику “лисьего хвоста” и “волчьей пасти”, как писал народник Н.К. Михайловский. Наряду с карательными мерами Лорис-Меликов начал диалог с земствами, пообещав расширить их права ослабил цензуру, с поста министра просвещения был смещен Д.А.Толстой.

Заняв после ликвидации Верховной распорядительной комиссии (август 1880 г.) посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликов стремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Для стабилизации положения были отправлены на места сенатские ревизии, расследовавшие факты злоупотреблений, расширены права печати, ликвидировано III отделение. В январе 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II проект реформ, с помощью которых диктатор предполагал вывести правительство из кризиса. Он предложил создать административно-хозяйственную и финансовую комиссии, включавшие чиновников и “благонадежных” общественных деятелей, для подготовки реформы местного управления и пересмотра условий выкупа крестьянских земель. Затем проекты должны были вноситься на рассмотрение общей комиссии с участием земско-городских выборных. 7 марта 1881 г. этот план, названный “конституцией Лорис-Меликова”, был одобрен императором. Однако в тот же день Александр II был убит в результате террористического акта.5

Социально-экономическое  развитие России в пореформенный  период.

Российская империя  выделялась среди других европейских  государств как площадью (18 млн. кв. верст), так и быстро растущим населением: в 1860 г.—73 млн. человек, в 1881—100 млн. человек. Почти 90% населения проживало в  европейской части России (22% территории страны). Основная масса была занята в сельском хозяйстве, но доля городского населения постоянно росла.

За 20 лет, прошедших  после реформы, произошли значительные изменения в социальной структуре  российского общества.

Резко сократилось  число дворян, владеющих землей. В конце 70-х годов их насчитывалось  немногим более половины от всего  Дворянского сословия. Но дворяне  составляли основную массу чиновников, занимали высокие государственные  посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено  совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Россия во второй половине 19 века