Российская империя в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

XVIII в. занимает особое место в истории Запада и мировой истории. В западноевропейской цивилизации он завершает переходный период от феодализма к капитализму. В экономике вершин своего развития достигает мануфактура, резко возрастает удельный вес централизованных предприятий, крупное производство одерживает победу над средневековым ремеслом, создаются условия для использования машин1. Развитие мануфактурного производства обусловило экономический рост и выдвижение вперед среди других государств Англии, Голландии, Западной Германии, Франции, Швеции, Северной Италии, Чехии и др. Зарождается западноевропейское индустриальное общество. XVIII в. стал временем бурного развития торговли. Увеличилось количество местных и областных рынков, сложился международный рынок.

Оглавление

Введение……………………………………………..1
Основная часть
1.Петр I в оценках современников и потомков……4
2.Крепостное право и его роль в истории России…8
3.Внешняя политика России в XVIIIв……………..15
4.Культура России в XVIIIв………………………..17
Заключение………………………………………….19
Термины……………………………………………..21
Даты………………………………………………….23
Личность……………………………………………. 25
Литература……………………

Файлы: 1 файл

История.docx

— 57.00 Кб (Скачать)

         Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Понятия и наклонности Петра получили крайне одностороннее направление. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам: солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений.

          В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому.

          Петр I вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. В продолжение своего царствования он исколесил широкую Русь из конца в конец. Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатления. Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил.

         Петр ни в чем не терпел стеснений и формальностей. Этот властительный человек, привыкший чувствовать себя хозяином всегда и всюду, конфузился и терялся среди торжественной обстановки, тяжело дышал, краснел и обливался потом, когда ему приходилось на аудиенции, стоя у престола в парадном царском облачении, в присутствии двора выслушивать высокопарный вздор от представлявшегося посланника. Будничную жизнь свою он старался устроить, как можно проще и дешевле.

       Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без титулов и званий, пили водку из банных ушатов, зачерпывая глиняными кружками, курили, играли в шахматы и танцевали. Впрочем, в последние годы Петра у второй его царицы был многочисленный и блестящий двор, устроенный на немецкий лад и не уступавший в пышности любому двору тогдашней Германии. Тяготясь сам царским блеском, Петр хотел окружить им свою вторую жену, может быть для того, чтобы заставить окружающих забыть ее слишком простенькое происхождение.

          Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их. Эти особенности его характера печально отразились на его семейных отношениях. Он не ужился с первой женой, имел причины жаловаться на вторую и совсем не поладил с сыном; не уберег его от враждебных влияний, что привело к гибели царевича и подвергло опасности самое существование династии.

        Петру до конца дней приходилось заниматься самообразованием, потому  что  новые  задачи требовали от него вновь и вновь искать учителей вне России.  После поражения под Нарвой,  когда русская армия лишилась всей  артиллерии,  Петр не потерял присутствия духа и сказал Меншикову: "Вот Карл XII - достойный учитель; без него я остался бы плохим работником  в  делах ратных".  Была отлита специальная памятная медаль в честь "Нарвской конфузии" с девизом: "Учителю - от достойного ученика". Царь  собирался  вручить ее шведскому королю тогда,  когда одержит над ним победу.

 

       Дипломатом Петр I был выдающимся. В его арсенале средств были все классические приемы,  которые Петр легко в нужный момент забывал и перевоплощался в загадочного восточного царя, неожиданно начинавшего целовать в лоб ошеломленного собеседника,  сыпать народными присловьями, ставившими  в  тупик переводчиков,  или внезапно прекратить аудиенцию, как персидский шах,  сославшись на то,  что его ожидает  жена!  Внешне искренний и доброжелательный,  Петр, по мнению европейских дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого.

       Петр никогда не преувеличивал своих полководческих  способностей, после Нарвы  предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам.   Страха в бою он никогда  не показывал.

       Когда Петру I напоминали об этой бессмысленной жестокости в  отношении людей, вина которых вряд ли могла быть доказана судебным порядком, он заявлял: "С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если бы я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда  бы не сделал бы его таковым,  каково оно теперь.  Я имею дело не с людьми,  а с животными, которых хочу переделать в людей". Грубость выражений,  свойственная  Петру,  всегда  связывалась с недостатками его воспитания. 

        Нельзя не заметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя отрицать и то, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени, должным появиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за 100 и не через 100 лет.

       Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким к народу по духу, чем другие цари.

 

        По масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру  I трудно найти равного в российской истории.  Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе,  которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан,  расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

 

 

Литература.

1.      Андерсон М.С.Петр Великий  – Ростов н/Д: Феникс, 1997.-352с.

2.      Анисимов Е. В. Время петровских  реформ. - Ленинград, 1991.-496с.

3.      Волдарский Я.Е. Петр I //Вопросы истории. – 1993. - № 6. – с. 59 – 78

4.      Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В Русская история с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов./ 3-е изд., стереотип. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 448 с.

5.      История СССР с древнейших  времён до конца XVIII века.Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1975.-415с.

6.      Ключевский В.О. “Исторические портреты”, М., Изд-во “Правда”,1991.-623с.

7.      Новаковский В. И. Рассказы о Петре Великом – М.: Панорама, 1992.-64с.

8.   Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2003. – 562 с.

9.      Платонов С.Ф. Лекции по курсу  истории. М.:ООО Изд. Дом «Летопись  – М». - 742 с.

10.Платонов  С.Ф. Русская история.- М.:Русское слово,1996.-400с.

11.Соловьёв  С.М. “Чтения и рассказы по  истории России”, М., Изд-во “Правда”, 1989.-768с.

 12.Фортунатов В.В. Отечественная история: Уч.пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В XVIII в. начался промышленный переворот в Англии. Толчком к нему стало изобретение механической прялки «Дженни» в 1765 г. ткачом Харгривсом, а также парового двигателя в 1784 г. конструктором Дж. Уаттом.


Информация о работе Российская империя в XVIII в