Российская империя в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

XVIII в. занимает особое место в истории Запада и мировой истории. В западноевропейской цивилизации он завершает переходный период от феодализма к капитализму. В экономике вершин своего развития достигает мануфактура, резко возрастает удельный вес централизованных предприятий, крупное производство одерживает победу над средневековым ремеслом, создаются условия для использования машин1. Развитие мануфактурного производства обусловило экономический рост и выдвижение вперед среди других государств Англии, Голландии, Западной Германии, Франции, Швеции, Северной Италии, Чехии и др. Зарождается западноевропейское индустриальное общество. XVIII в. стал временем бурного развития торговли. Увеличилось количество местных и областных рынков, сложился международный рынок.

Оглавление

Введение……………………………………………..1
Основная часть
1.Петр I в оценках современников и потомков……4
2.Крепостное право и его роль в истории России…8
3.Внешняя политика России в XVIIIв……………..15
4.Культура России в XVIIIв………………………..17
Заключение………………………………………….19
Термины……………………………………………..21
Даты………………………………………………….23
Личность……………………………………………. 25
Литература……………………

Файлы: 1 файл

История.docx

— 57.00 Кб (Скачать)

           Отсутствие преемственности и последовательности политике Павла I (по сравнению с периодом царствования Екатерины II) отрицательно сказалось на внешней политике России. К примеру, если Екатерина в августе 1796 г. снарядила корпус в помощь Австрии для борьбы с Францией, то Павел 1 после смерти Екатерины отказался от отправки корпуса, заявив своим союзникам, что Россия истощена предшествующими войнами. Кроме того, Павел I, вступив на престол, внес ряд новых положений в организацию, управление и боевую подготовку русской армии и закрепил их законодательно. Историками и военными и сегодня критикуются введенные императором устаревшие положения линейной тактики, новые уставы, составленные на прусский манер и др. Все это, как считают, тормозило делу совершенствования армии, отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии русского военного искусства.

 

 

 

 

Культура России в XVIIIв.

 

          В XVIII в. ускорились темпы культурного  развития, что связано с развитием  экономики страны. Ведущим стало  светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви  в определении направления, форм  и характера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

         Во второй половине XVIII в. впервые  прозвучала критика отдельных  сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский  революционер А.Н. Радищев призвал  к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить  связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

         Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозный мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII столетии приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова рации — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

          Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

          В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина — вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер.  Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавлива-

ются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

 

            В русском искусстве первой  половины — середины XVIII в. господствовал  стиль барокко, во второй половине  столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился  культом чувств (сентиментализм).

              Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

              С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно- исторический музей в России - Кунсткамера.

При Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления реформ нужны были образованные люди. При Петре 1 открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук.

 

 

 

 

 

     Заключение

 

          Теперь подведем некоторые итоги. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.

В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

         Мы, люди XXI века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

         И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности».

        Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей творческих. Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Большинство авторов все же признают Петра великим историческим деятелем.

 

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

 

А.С. Пушкин

 

          Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность.

          Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Но навряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры Петра и его деятельности в истории государства Российского. Ну а объективность в оценках событий того времени есть не что иное, как многообразие субъективных суждений о России начала XVIII века. Надеюсь, что в небольшой степени, но мне все же удалось представить разнообразную картину петровских реформ глазами различных историков, живших в разные эпохи и говоривших на разных языках.

 

 

 

Термины

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства.  По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

     Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. concilium — совет, консилиум) — собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества. Различают:

      Вселенские соборы  — собрания представителей всех  поместных самостоятельных церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.

      Поместные соборы  — (иногда называемые «частными») собрания епископов и других  иерархов местной церкви или  определенной ее области.

      Поду́шный окла́д (Поду́шная по́дать) — форма налога, подати, которой облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Введена Петром I в 1724 году. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия).

      Ассамблея — празднование, введенное Петром в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на ассамблей был регламентирован петровским указом . Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей. После Петра ассамблеи трансформировались в балы.

       Импе́рия (от лат. imperium - власть) — форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.

      Конди́ции (от лат. condicio — соглашение) — документ околоконституционного содержания, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при её вступлении на престол так называемыми «верховниками» (членами Верховного тайного совета). Был составлен в собрании ими в период с 18 по 20 января 1730 года: сразу после смерти Петра II и до их отправки в Митаву на представление Анне Иоанновне. Любопытной особенностью этого документа является то, что он так и остался не опубликованным «верховниками»: основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании — до того момента, как кондиции были зачитаны в собрании чинов 2 февраля 1730 года. И только с этого момента в среде российского дворянства наметился очевидный раскол — приведший, в частности, к появлению программ дворянской оппозиции

           Секуляризация (от лат. saecularis — мирской)- превращение церковной           собственности в государственную.

 

 

 

 

Даты

 

1721 —  создание Священного Синода во  главе со светским обер-прокурором.

 

1721 —  указ, разрешавший владельцам покупать  крепостных крестьян к заводам.

 

1721, 30 августа  — Ништадтский мир со Швецией. Завершение Северной воны. Россия получила Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию и часть Финляндии.

 

     1721, 22 октября — принятие Петром I императорского титула.

 

 

 

1725, 28 янв. - Смерть Петра I. Борьба за власть  между придворными группировками  во главе с А. Д. Меншиковым  и Долгорукими. Возведение на  престол группировкой Меншикова  Екатерины I.

 

1755 г. 12 января — Указ об основании  Московского университета(по инициативе М. В. Ломоносова, при покровительстве И. И. Шувалова).

 

1762 г. 18 февраля — Манифест «О вольности  дворянской». Манифест об уничтожении  Тайной канцелярии и отмене  сыска по устному доносу.

 

1762, 13 апр. - Мир с Пруссией. Россия уступала  Пруссии все свои завоевания  в ходе Семилетней войны.

 

1762, 29 мая - Заключение союза с Пруссией.

1762 г. 6 июля  —Дворцовый переворот. Свержение императора Петра III и возведение на престол его жены Екатерины II Алексеевны (урожденная София Фредерика Ангальт-Цербстская).

 

1785 г. 21 апреля — Жалованные грамоты  дворянству и городам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личность.

 

Петр I

        Пётр Великий – такой образ создан в истории Великого Русского Народа третьему царю из династии Романовых. Великий – очень громкое слово. Что же такого «великого» сделал Пётр Алексеевич Романов, чтобы заслужить себе в истории столь громкое имя?

        Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца.

       С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Раннее детство царевича прошло в европейском  доме  и его неповторимой атмосфере,  что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.

       Учителем  к Петру был назначен подъячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов, который должен был в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но даже не пытался принуждать шустрого  ребенка  к  многочасовому  восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону.  Он позволял царевичу вволю  бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.  Когда Петр уставал  от беготни,  Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни,  вырезал деревянные  игрушки.  Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. 

        Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя  с иностранными послами ПетрI мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях.

Информация о работе Российская империя в XVIII в