Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

Девятнадцатое столетие началось в европе под отзвуки французской революции, которая виделась началом новой эры, когда над миром будут царить свобода, равенство и братство. Но проходило время, и надежды сменялись глубоким разочарованием. Исторические события, которые приветствовало все просвещенное человечество, предстало драмой. Новая европа, пережившая революцию и войны наполеона, предстала перед глазами изумленных современников миром нарождающихся и развивающихся буржуазных отношений, миром власти денег, погоней за наживой и падением нравственности. Представлениям о грядущем "веке разума", которые так лелеяли просвещенные умы xviii века, не суждено было сбыться.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Романтизм, как литературное направление.
1 Общая характеристика культуры романтизма.
2 История романтизма.
3 Философско-эстетические основы романтизма
Глава 2. Критический реализм.
1 Сущность метода.
2 Эстетические истоки критического реализма.
3 Основные черты критического реализма.
4 Этапы развития реализма19 века.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.99 Кб (Скачать)

Искусство критического реализма ставило  своей задачей объективное художественное воспроизведение действительности. Писатель-реалист основывал свои художественные открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений  жизни. Поэтому произведения критических  реалистов являются богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохе. Например, роман Стендаля «Люсьен  Левен» дает представление об общественном укладе первых лет Июльской монархии во Франции во многом более точное и яркое, чем специальные научные работы об этом периоде.

Эта сторона критического реализма отмечалась и основоположниками  марксизма. Для Энгельса «Человеческая  комедия» Бальзака имела значение не только как высокохудожественное произведение, в не меньшей мере он ценил ее как огромный труд познавательного  характера.

О том же познавательном значении литературы критического реализма говорит  и Маркс в своей характеристике английского реалистического романа 19 в.

 

 

 

Эстетические истоки критического реализма.

        Каждое литературное направление и творческий метод вызываются к жизни предпосылками не только социально-политическими при всем их важном значении, но и эстетическими. Они складываются как в отдельных явлениях литературы прошлого, так и в целых литературных направлениях. В сущности, во всем мировом литературном процессе достаточно четко и последовательно прослеживается процесс поступательного развития и становления реализма. В этом процессе особое место принадлежит титанам возрождения рабле, сервантесу, шекспиру и др. Их опыт несомненно сказался в творчестве каждого сколько-нибудь значительного художника-реалиста независимо от того, обращался ли он непосредственно к этому опыту или нет. К. Писателям критического реализма опыт художников возрождения пришел отчасти и через трактовку его романтиками, среди которых немецкие, особенно ранние, были активными адептами и пропагандистами эпохи возрождения. Не менее существенным компонентом эстетических истоков критического реализма была реалистическая литература эпохи просвещения, в частности, здесь особо следует подчеркнуть значение английского романа 18 в. Критические реалисты восприняли антифеодальную, а шире - социально-критическую тенденцию просветительского реализма, его тонкое психологическое мастерство.   От просветителей критические реалисты восприняли веру в познавательную силу человеческого разума. С реалистами просвещения критических реалистов сближает утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства. Для Диккенса, например, было характерно явное преувеличение этой роли художественного творчества, силами которого (и только ими) он полагал возможным искоренить социальное зло. Это убеждение и привело его на исходе творческого пути к тяжелым разочарованиям.

Отнюдь не отрицая этой миссии искусства, французские критические реалисты отводили ей значительно более реальную и важную роль. Как и у просветительских реалистов, типологическим художественным принципом у критических реалистов  стало изображение действительности в формах самой действительности.

Еще более фронтальными и глубокими  оказываются связи критического реализма с романтизмом (не только хронологически, но и с точки зрения сущности творческого  метода), подготовившие формирование критического реализма. Эти органические контакты характерны как для творческой эволюции отдельных писателей (Гейне, Байрон, Шелли и т.д.), так и в общетипологическом плане.

Социально-политическая проблематика, которая становится доминирующей в  творчестве критических реалистов, в своем идейно-эстетическом генезисе и развитии от просветительского отнюдь не прерывалась и в романтизме, хотя, как правило, играла в нем периферийную роль.

   Опираясь на плодотворный опыт романтиков в раскрытии внутреннего мира персонажей, психологии действующих лиц, писатели - критические реалисты углубили возможности типизации характеров. В отличие от сентименталистов и романтиков психологизм как одно из средств типизации у критических реалистов не имеет самодовлеющего значения и связан с раскрытием обобщающего социального содержания того или иного характера. Психологизм романтиков был воспринят и вновь возрожден в творчестве критических реалистов. Особенно четко эта связь прослеживается в литературном процессе Франции.

Вспомним, что одним из важнейших  тезисов романтической эстетики, особенно отчетливо сформулированным Гюго в его предисловии к драме «Кромвель», было требование местного и исторического колорита, Т. Е. Тщательного описания обстановки той эпохи, в которой происходит действие художественного произведения, конкретно-исторических, а нередко и бытовых реалий эпохи. Мастерством таких описаний отличаются романы В.Скотта, роман «собор парижской богоматери» Гюго. В разработке этой стороны своей художественной системы романтики подготовили и оплодотворили творческую практику критических реалистов. Достаточно в этой связи- вспомнить большинство романов и повестей Бальзака, отмеченных блестящим мастерством описания.

Романтическая теория контрастов, провозглашенная  и последовательно воплощенная Гюго, в значительной степени предварила отражение диалектических противоречий действительности в творчестве критических реалистов.

Одной из ведущих тем творчества критических реалистов является тема утраченных иллюзий. Она характерна для всей европейской литературы 19в., и возникновение ее было связано с идеологическими последствиями французской революции конца 18 в.

С другой стороны, существенное и плодотворное воздействие романтизма испытали и  многие значительные представители  критического реализма. Глубоко связанным  с художественным сознанием романтизма был Диккенс, все творчество которого окрашено романтически-утопической мечтой о непременном торжестве добра, о всеобщей любви и братстве. Стендаль, также усвоивший уроки романтиков, в своей творческой манере был особенно близок им. Это сказалось не только в его глубоком и мастерском психологизме, но и в самой идейно-эстетической структуре его романов, в центре которых всегда стоит главный герой, противопоставленный действительности и возвышающийся над ней.

     В критическом реализме как в литературном направлении заложено не только критическое начало (как это, может быть, и могло бы представиться в связи с самим этим термином). Для большинства реалистов высокий положительный идеал, положительной начало были не менее важными, нежели социально-критическая направленность. Суровые обличители современной им общественной системы, они противопоставляли ей мечту о справедливом социальном устройстве, хотя мечта и была утопической; разоблачаемому социальному злу противопоставлялся высокий нравственно-этический идеал. И пожалуй, одно из самых убедительных тому свидетельств - обширная галерея ярких положительных героев в произведениях критических реалистов. При этом следует подчеркнуть, что большая часть этих положительных героев принадлежала к социальным низам общества. Именно в представителях народных масс критические реалисты искали и видели подлинное воплощение своих нравственно-этических идеалов.

В этой связи следует особо сказать  о значении самого термина «критический реализм». Он весьма несовершенен, поскольку  заведомо истолковывает определяемые им явления литературного процесса как нацеленные только на раскрытие  отрицательных явлений действительности. Такой исходный тезис глубоко  ошибочен не только потому, что он вступает в полное противоречие с фактами  самого литературного процесса, но и потому, что всякое подлинное  искусство не может существовать и развиваться вне положительных  идеалов.

Первенствующее значение имеют  традиции реализма 19в. Для литературы нашего столетия, хотя пути, которыми идет современная литература, различны, ведущая линия ее развития связана с восприятием и переосмыслением принципов реализма в искусстве 19 в.

 

Этапы развития реализма 19 века.

Формирование критического реализма происходит в европейских странах  и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы 19 века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого  периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в  литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков: де Виньи, Гюго, Ирвинга, и др. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.

Говоря о том, что с 30 – 40-х  годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается  не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах 19 века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.

В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских  писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного  направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к 19 веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами.

Реалисты второй половины 19 века  упрекали своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме.

Черты романтизма обнаруживаются

– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);

– в пристрастии писателей к  изображению ярких индивидуальностей  и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);

– в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов  фантастики (роман Бальзака «Шагреневая  кожа» или новелла Мериме «Венера  Ильская»);

– в стремлении четко разделить  героев на отрицательных и положительных  – носителей авторских идеалов (романы Диккенса).

Таким образом, между реализмом  первого периода и романтизмом  существует сложная «родственная»  связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для  романтического искусства приемов  и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования  и т.п.).

С 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины 19 века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности, которая не воспринималась и не воспроизводилась ими как продукт прямой взаимосвязи социального и психолого-биологического начал и жестко понимаемых детерминат. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода – необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.

Итак, критический реализм является литературным направлением мирового масштаба. Примечательное чертой реализма становится также то, что он имеет длительную историю. Реализм продолжает свое существование вплоть до настоящего времени, оставаясь важнейшей формой мировой демократической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века