Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

Девятнадцатое столетие началось в европе под отзвуки французской революции, которая виделась началом новой эры, когда над миром будут царить свобода, равенство и братство. Но проходило время, и надежды сменялись глубоким разочарованием. Исторические события, которые приветствовало все просвещенное человечество, предстало драмой. Новая европа, пережившая революцию и войны наполеона, предстала перед глазами изумленных современников миром нарождающихся и развивающихся буржуазных отношений, миром власти денег, погоней за наживой и падением нравственности. Представлениям о грядущем "веке разума", которые так лелеяли просвещенные умы xviii века, не суждено было сбыться.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Романтизм, как литературное направление.
1 Общая характеристика культуры романтизма.
2 История романтизма.
3 Философско-эстетические основы романтизма
Глава 2. Критический реализм.
1 Сущность метода.
2 Эстетические истоки критического реализма.
3 Основные черты критического реализма.
4 Этапы развития реализма19 века.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.99 Кб (Скачать)

«В теснейшем и существеннейшем  своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его  сердца»,- писал Белинский. И здесь  он уловил один из коренных определяющих признаков романтизма, который отличает его от мировосприятия и художественного  метода просветителей. В самом деле, герой в художественных произведениях  романтиков получает принципиально  иную трактовку, нежели у просветителей  и классицистов. Из объекта приложения внешних сил он становится субъектом, формирующим окружающие обстоятельства. Проблема личности становится для романтиков центральной, вокруг нее группируются все остальные аспекты их идейно-эстетических позиций. В исходных положениях романтической  эстетики познание мира - это прежде всего самопознание. Позднее в эстетике романтиков утверждается весьма существенный ее тезис о так называемом местном колорите, т. е. об описании внешней обстановки (Гюго, Нодье, отчасти Байрон). Но и у этих романтиков личности отводится главное место. Природа, любовь - разработка этих проблем была для романтиков путем познания и раскрытия сущности феномена человеческой личности. Она наделялась неограниченными творческими потенциями, и ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельностью отдельной личности. Такой субъективистский антропоцентризм романтиков повлек за собой серьезное изменение акцентов в том гражданском общественном идеале, который характерен для мировоззрения классицистов и просветителей.

В решении проблемы «личность и  общество» романтики переносили акцент на первый компонент этого  соотнесения, считая, что раскрытие  и утверждение человеческой личности, ее всемерное совершенствование  в конечном итоге приведет к утверждению  высоких общественных и гражданских  идеалов.

Абсолютизируя творческие потенции личности, романтики, обращаясь к реальной действительности, сами сознавали иллюзорность подобных представлений. Как результат  осознания этого противоречия, в  эстетике иенских романтиков возникла знаменитая теория романтической иронии.

Индивидуализм как коренное положение  философско-этических концепций  романтизма получал различное выражение. У тех романтиков, которые, отрицая окружающую их действительность, стремились к уходу от нее в мир иллюзий, мир искусства и фантазии, в мир своих собственных рефлексий, герой-индивидуалист в лучшем случае оставался чудаком, мечтателем, трагически одиноким в окружающем мире (герои Гофмана). В других случаях индивидуализм романтического героя приобретает эгоистическую окраску (Байрон, Б. Кон-стан, Ф. Шлегель, Л. Тик). Но немало и таких героев у романтиков, индивидуализм которых носит активную бунтарскую устремленность (герои Байрона, отчасти Виньи). В ряде же произведений романтиков самоценность человеческой личности выражается не столько в ее индивидуализме, сколько в том, что ее субъективные устремления направляются на службу общественному делу во имя блага народного.          Абсолютизация духовного мира отдельной личности у романтиков была сопряжена с известными негативными моментами. Однако в гораздо большей степени это возвеличивание отдельной личности, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее «Я» привели романтиков к их самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. В этой области романтиками сделан тот существенный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Стихи Вордсворта и В. Мюллера, Гейне и Байрона, Виньи и Ламартина, психологические повести Шатобриана и де Сталь раскрывали современникам богатства духовного мира отдельной личности. Обращение к избранной личности, возвышающейся над «толпой», отнюдь не исчерпывает трактовку индивидуалистического начала у романтиков. В этой области в неменьшей мере сказался и их глубокий демократизм (Вордсворт, Гейне, В. Мюллер, Эйхендорф, Шуберт). В песенных циклах Шуберта, поднявшего бытовую австрийскую песню на уровень высокого вокального искусства («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера), отражена скромная Жизнь скромной личности. В традиционном для немецких романтиков мотиве странничества звучит тема трагического одиночества полунищего бездомного путника («Шарманщик», «Скиталец»), отражены мятущиеся порывы души романтика («Куда?»).

В творчестве романтиков берет свои истоки образ «лишнего человека», прошедший через всю литературу 19-го столетия.

Принципиальное новаторство романтиков в художественном познании действительности заключалось также и в том, что, решительно полемизируя с основополагающим тезисом просветительской эстетики - искусство есть подражание природе,- они выдвинули важнейшее положение  о преобразующей роли искусства. Впервые оно было сформулировано А. Шлегелем в 1798 г. в рецензии на поэму  Гёте «Герман и Доротея».

Оба эти положения просветительской и романтической эстетики выступают  в определенных диалектических соотношениях. Преследуя цель подражания природе  в искусстве, просветители со свойственным им рационалистическим схематизмом  очерчивали и в то же время ограничивали круг искусства реалистическим (в  пределах просветительской эстетики) отображением действительности. Ставя  перед искусством задачу преобразования действительности, романтики существенно  расширяли возможности и задачи искусства, в частности и возможности  его воздействия на действительность. Но в то же время они достаточно широко открывали путь и для чрезмерного  привнесения в художественные произведения элементов фантастического и  субъективного.

Романтики расширили арсенал художественных средств искусства. Им принадлежит  заслуга плодотворной разработки многих новых жанров, преимущественно субъективно-философской  направленности: психологическая повесть (здесь особенно много сделано  ранними французскими романтиками), лирическая поэма (лейкисты, Байрон, Шелли, Виньи), лирическое стихотворение. С романтизмом связан яркий расцвет лирических жанров, контрастно противостоящий рационалистическому непоэтическому 18 веку. Многие поэты-романтики, решительно порывая с традициями классицистского стихосложения, осуществили принципиальную реформу стиха, расширившую и демократизировавшую просодические средства стиха, приблизившую его возможности к отображению внутреннего мира духовной жизни отдельной личности, порой к сфере ее реальных житейских интересов. Утверждение новых романтических норм в лирике, в самой ее метрической структуре в Англии связано с творчеством лейкистов и Байрона, отчасти Шелли и Китса. Во французской литературе смелыми реформаторами стиха были Виньи и Ламартин, Гюго; в немецкой поэзии - Брентано, а вслед за ним Гейне, Мюллер.

Ближайшие и относительно отдаленные последствия Французской революции, в условиях которых формировался и развивался романтизм, внесли бурный динамизм, острые конфликты в ход  европейской истории. Таким образом, в творчестве романтиков, в их мировоззрении  складывалось историческое восприятие общественного процесса. В их историзме  сказалось присущее романтическому миросозерцанию стремление к новому. Но вместе с тем Французская революция  побудила литературу первых десятилетий  прошлого века осмыслить причины, закономерности, приведшие к такому бурному общественно-политическому  взрыву. Этим объясняется столь активное вторжение в творчество романтиков исторических жанров. Именно в такой  идеологической атмосфере возник и  развивался исторический роман В. Скотта, Ж. Санд, имевший огромное воздействие  на все европейские литературы.

С утверждением в сознании романтиков понятия историзма, с восприятием  ими мира в движении, в развитии связана и одна из основных идей их философского мировосприятия - идея бесконечного.

Историзм романтиков и отмеченные элементы диалектики в их сознании в своем сочетании сосредоточивали  внимание на отдельных нациях, на особенностях национальной истории, национального  уклада, быта, одежды и прежде всего  на национальном прошлом своей родины. В этом прошлом их как литераторов  интересовали сокровища народного  творчества. В их произведениях ожили  легенды, предания, сказки, песни глубокой национальной старины, опираясь на которые  они влили свежую струю не только в собственно художественную литературу, но в ряде случаев, особенно в Германии, дали новую жизнь литературному языку своего народа.

С эволюцией романтизма было связано  дальнейшее вторжение действительности в круг художественного видения  романтиков. Романтический герой  не ограничивает себя только погруженностью в мир своих собственных душевных эмоций. Через их призму он все шире воспринимает окружающий мир. Социальная действительность с ее резкими диссонансами уже отчетливо врывалась в  субъективный мир героя Ваккенродера Берглингера, определив глубокий безысходный драматизм его судьбы. И в этой связи композитор Берглингер является персонажем, который в ряду многих героев раннего европейского романтизма в значительной степени наделен типизированными чертами.

Огромная роль романтизма в развитии художественного сознания человечества не ограничивается только его конкретно-историческими  рамками, хотя и в их пределах он существеннейшим образом обогатил и обновил принципы и средства художественного осмысления действительности. Романтизм как художественное наследие жив и актуален для нашей современности. В последующем развитии романтической  традиции весьма ощутима одна характерная  закономерность - те или иные широкие  попытки ее возрождения связаны, как правило, с ломкой общественных отношений и с обстановкой предвестия революционных потрясений. Периоды стабилизации, периоды относительного общественного покоя не способствовали возникновению романтических движений.

     Неувядаемость романтических традиций вплоть до наших дней объясняется, прежде всего, природой нонконформизма, заложенной в самой философской основе романтического миропонимания, утверждением идеи прогресса в романтическом стремлении к идеалу, отрицанием статичного состояния бытия, принципиальным утверждением поисков нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность метода.

      В центре внимания литературы критического реализма - анализ средствами художественного мировосприятия классовой структуры, социальной сущности, социально-политических противоречий современной ей общественной системы - капиталистических отношений. Поэтому основным в специфике этого литературного направления и творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, а следовательно, и раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров. Когда же речь идет о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, то понятие реализма здесь может быть истолковано лишь в самом широком значении этого термина.. Применительно же к литературе XIX в. реалистическим следует считать только то произведение, которое отображает сущность данного социально-исторического явления, когда персонажи произведения несут в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, являются не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи.

Впервые характеристика критического реализма была сформулирована Энгельсом  в апреле 1888 г. в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс в связи с ее романом «Городская девушка». Высказывая ряд дружеских пожеланий относительно этого произведения, Энгельс призывает свою корреспондентку к правдивому, реалистичному изображению жизни. Суждения Энгельса содержат в себе основополагающие положения теории реализма и поныне сохраняют свою научную актуальность.

«На мой взгляд,- говорит Энгельс  в письме писательнице,- реализм  предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении  типичных характеров в типичных обстоятельствах». Подразумевая под типичными характерами прежде всего те, в которых выражены основные социальные типы эпохи, из бесчисленного множества характеров в «Человеческой комедии» Энгельс выбирает характеры представителей поднимающейся буржуазии, все более усиливавшей свой" напор на дворянскую аристократию, и характеры аристократов. Как важнейшую черту мировоззрения Бальзака Энгельс отмечает, что он идеализировал милых его сердцу аристократов, противопоставив их буржуазному «вульгарному выскочке». Но силу реализма Бальзака, правдивость его социально-исторического анализа Энгельс видит в том, что сатира Бальзака становится особенно острой, ирония - особенно горькой, когда писатель описывает именно этих дорогих ему аристократов и аристократок. В том, что Бальзак показал их как представителей класса, уходящего с исторической арены, безвозвратно утрачивающего свою былую мощь, заключалась их типичность.

И наибольшей заслугой реалиста Бальзака Энгельс считает то, что подлинных  людей будущего писатель увидел не в победившей буржуазии, а в республиканцах Сен-Мерри - там, где они в то время действительно были. Тем самым, выявляя основное направление социальных конфликтов Между дворянством, буржуазией и народной революционной демократией, автор «Человеческой комедии» представил в динамике исторического развития современную ему буржуазно-аристократическую Францию. Ближайшим историческим актом этого процесса стала революция 1848 г., в которой рабочий класс Франции выступил продолжателем дела героев Сен-Мерри, воспетых Бальзаком.

Типизация в искусстве не была открытием  критического реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих  художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали  говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти  персонажи действовали.

Типизация же у критических реалистов  представляет более высокую степень  этого принципа художественного  познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она  выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и  типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации  отнюдь не последнее место занимает психологизм, т. е. раскрытие сложного духовного мира - мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критических  реалистов социально детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более глубокую степень  историзма у критических реалистов  по сравнению с романтиками. Однако характеры у критических реалистов  менее всего походили на социологические  схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа - портрет, костюм, сколько его психологический  облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль) воссоздает образ глубоко  индивидуализированный.

Именно так строил Бальзак свое учение о художественной типизации, утверждая, что наряду с основными  чертами, присущими многим людям, представляющим Тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Реалисты 19 в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определялась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Пожалуй, первым и весьма ярким примером тому был роман Стендаля «Красное и черное», где глубокая динамика характера Жюльена Сореля - главного героя этого произведения - раскрывается по этапам его биографии.

Информация о работе Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века