Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

Девятнадцатое столетие началось в европе под отзвуки французской революции, которая виделась началом новой эры, когда над миром будут царить свобода, равенство и братство. Но проходило время, и надежды сменялись глубоким разочарованием. Исторические события, которые приветствовало все просвещенное человечество, предстало драмой. Новая европа, пережившая революцию и войны наполеона, предстала перед глазами изумленных современников миром нарождающихся и развивающихся буржуазных отношений, миром власти денег, погоней за наживой и падением нравственности. Представлениям о грядущем "веке разума", которые так лелеяли просвещенные умы xviii века, не суждено было сбыться.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Романтизм, как литературное направление.
1 Общая характеристика культуры романтизма.
2 История романтизма.
3 Философско-эстетические основы романтизма
Глава 2. Критический реализм.
1 Сущность метода.
2 Эстетические истоки критического реализма.
3 Основные черты критического реализма.
4 Этапы развития реализма19 века.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Романтизм и реализм как два  ведущих направления и две  ведущих эпохи в развитии литературы XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Ведение

Глава 1.   Романтизм, как  литературное  направление.

1 Общая характеристика культуры романтизма.

2 История романтизма.

3 Философско-эстетические основы романтизма

Глава 2.  Критический реализм.

1 Сущность метода.

2 Эстетические истоки критического реализма.

3 Основные черты критического реализма.

4 Этапы развития реализма19 века.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Девятнадцатое столетие началось в  европе под отзвуки французской революции, которая виделась началом новой эры, когда над миром будут царить свобода, равенство и братство. Но проходило время, и надежды сменялись глубоким разочарованием. Исторические события, которые приветствовало все просвещенное человечество, предстало драмой. Новая европа, пережившая революцию и войны наполеона, предстала перед глазами изумленных современников миром нарождающихся и развивающихся буржуазных отношений, миром власти денег, погоней за наживой и падением нравственности. Представлениям о грядущем "веке разума", которые так лелеяли просвещенные умы xviii века, не суждено было сбыться.

На этом фоне появился новый художественный метод - романтизм. Он был откликом на предшествующие события и неутешительный итог этих событий.

По сравнению с классицизмом, романтизм был прогрессивным  течением, поскольку ставил своей  задачей раскрытие внутреннего  мира человека, его чувств, переживаний, тончайших проявлений души. Романтизм  произвел настоящий художественный переворот, так как отвечал духу современности.

Сам термин "романтизм" возник от слова "роман" в значении "художественный вымысел", то есть "как в книге", а не в жизни. Отказ от реальной действительности в произведениях  поэтов-романтиков был продиктован  именно мыслью об антиэстетическом характере  этой действительности.

Центральная тема "человек и  общество", присущая литературе xviii века, сменилась темой "личность и вселенная". При всем различии социальных и политических взглядов общим для романтиков было презрение к миру денежных интересов. Отрицая действительность, одни писатели обращались к прошлому, идеализируя его, другие стремились в будущее. Изображая страсть и необычные деяния своих героев, романтики строили произведения по принципу "все наоборот". И характеры героев наделялись не типическими чертами современников, а противоположными современным. Если в обществе царила корысть, зло, мелочность, то герои у романтиков бескорыстны, добры и великодушны. Не объект, а субъект, не действительность, а личность художника стала в романтизме основным принципом построения образа.

Значение романтизма состояло в  том, что романтики открыли богатства  устной народной поэзии, провозгласили  свободу творчества, скинув оковы  классицизма. Поэты-романтики заново переосмыслили ценности античности, по-новому взглянули на шедевры прошлых  столетий.

Первыми теоретиками романтизма принято  считать немецких писателей - братьев  шлегелей. Немецкий романтизм появился еще в конце xviii века и открыл миру таких писателей, как новалис, тик, шамиссо, уланд, рюккерт, ленау, шиллер и др. Именно из германии этот художественный метод распространился по всей европе.

В англии первый этап развития пришелся на 90-е годы xviii века. Но английскому (и шотландскому вместе с ним) романтизму было присуще ускоренное развитие, его зарождение, расцвет и постепенное угасание происходило на глазах одного поколения. Вот почему многие английскоие романтики на закате дней меняли свое мировоззрение. Первым английским романтиком стал уильям блейк, следом за ним знамя романтизма подхватили представители "озерной школы" (в. Водстворт, с. Кольридж, р. Саути), а далее все новые и новые поэты: т. Мур, в. Скотт, д.г. байрон, мильтон, макферсон, шелли и т.д.

Во франции романтизм открыл миру такие имена, как шатобриан, мадам де сталь, в. Гюго, а. Де виньи, п. Мериме и многие другие.

Романтизм стал мощным стимулом для  развития славянских национальных литератур: русской, украинской, польской, венгерской и др.

Но было бы неверно сводить все  литературные произведения, относящиеся  к xix веку только к романтизму. Переходным периодом от классицизма к упомянутому выше художественному методу, или, другими словами, мостиком, перекинутым между классицизмом и романтизмом, были предромантизм и сентиментализм, которые уже несли в себе черты наступающего течения: мистицизм, возвышенное описание природы, душевные переживания героев и авторов произведений и т.д. В представленных на сайте произведениях западноевропейских авторов вы это сможете заметить сами.

А во второй половине xix века начинает зарождаться новый метод - критический реализм, вышедший именно из недр романтизма и осмысленный затем мировым литературным процессом как противоположное романтизму течение.

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в  литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь мериме, стендаль, бальзак. Все они близки творческим объединениям  романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов.  Именно классицисты первой половины 19 века, опекаемые монархическим правительством бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося  реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – « предисловие» к драме « кромвель» в. Гюго и эстетический трактат стендаля « расин и шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших  историко-литературных документах и гюго и стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют  за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. При этом  для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи возрождения шекспир ( воспринимаемый, впрочем, и гюго и стендалем по – разному). Наконец, первых реалистов франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

После революции 1830 года, явившейся  значительной вехой в развитии франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит своё отражение в полемике 30х годов ( например, критические отзывы бальзака о драме гюго «эрнани» и его же статья «романтические акафисты»). Однако после 1830 годов контакты вчерашних союзников в борьбе с классицистами сохраняются.  Оставаясь верными основополагающим методам своей  эстетики,  романтики будут успешно осваивать опыт реалистов ( в особенности бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу ( именно такими, в частности, были отношения ж. Санд и гюго с бальзаком).

Реалисты второй половины 19 века  будут упрекать своих предшественников в « остаточном романтизме», обнаруживаемом у мериме, например в его культе экзотики ( так называемые, экзотические новеллы), у стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей ( « итальянские хроники»), у бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях ( « шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов ( тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во франции трудно переоценить. Именно романтики первыми выступили критиками современного им  буржуазного общества, а последовательная и бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма и составляет самую сильную сторону эстетики реалистов, расширивших и обогативших опыт своих предшественников.

Особое значение в связи с  проблемой  литературной преемственности  приобретает исследуемый реалистами важнейший принцип романтической  эстетики – принцип историзма.  Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как  непрерывного процесса, в котором  диалектически взаимосвязаны все  его этапы, каждый из которых имеет  свою специфику. Её-то, в реалистической традиции переименованную в исторический колорит,  и были призваны раскрыть авторы. Однако в сформировавшейся уже полемике 20-30 с классицистами, принцип этот имел свою специфику. Опираясь на открытия  школы современных  историков ( тьерри, мишле, гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход, является народ, массы, - реалисты предложили новый метод прочтения истории.

Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. « самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось быть только его секретарём», - пишет бальзак в « предисловии». Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает стендаль « природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль стндаля, бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности -  для бальзака,  стендаля, мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика.

реализм второй половины 19 века, представленный творчеством флобера, отличается от реализма первого этапа.  Происходит окончательный разрыв с романтической традицией,  официально декламированный уже в « мадам бовари» ( 1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких  поединков, душераздирающих драм,  запечатленный в « человеческой комедии» бальзака, произведениях стендаля и мериме, уступает место « миру цвета плесени», самым примечательным событием которого становится супружеский адьюлтер.

Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого  этапа, и взаимоотношения художника  с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если бальзак, мериме, стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам бальзака, « щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя, ведь « порок более эффектен…добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии». Добродетель неделима, а порок многообразен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика культуры романтизма.

     Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в   европейской и американской духовной культуре.  В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.

Романтизм – в традиционном, конкретно  – историческом значение этого слова  явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально – идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности.

Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского  ренессанса романтики раскрыли необычайную  сложность, глубину и античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая  вселенная, микрокосмос. Напряженный  интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной десницы истории государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философско - эстетические взгляды романтизма.

      Исходной философской базой романтизма является идеалистическое мировоззрение, развивавшееся преимущественно в направлении от субъективного идеализма к объективному. Идеалистический порыв к бесконечному, как одна из характеристик идейно-эстетических позиции романтиков является реакцией на скептицизм, рационализм, холодную рассудочность Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу.

В концепции мировой литературы, разрабатывавшейся иенскими романтиками, в частности А. Шлегелем, романтики выражали стремление ко всеобщности явлений, к универсализму. Этот романтический универсализм сказался и в социальном утопизме романтиков, в их утопических мечтах о торжестве идеалов гармонии во всем человеческом обществе.

Информация о работе Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века