Роль и место истории в системе социально-гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:27, реферат

Краткое описание

История (др. греч ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Оглавление

Введение

История как процесс развития общества.

История и ее место в современной истории.
2.1 Развитие исторической науки в России.
2.2 Современный образ социально-гуманитарных наук.

Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин.


Заключение

Используемые источники и литература

Файлы: 1 файл

история.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

Касаясь смыслового аспекта  социального познания, необходимо заметить, что процедуры осмысления не тождественны актам доказательства и объяснения. Осмысление затрагивает внутренние духовные установки личности, связанные  с его общими мировоззренческими ориентирами. Зачастую человек вообще не в состоянии объяснить и  тем более рационально обосновать принимаемый или отвергаемый  им смысл. В процессе постижения смысла огромную роль играют внерациональные  факторы познавательной активности. Именно они во многом придают особую экзистенциальную ценность тем или иным смыслам человеческой жизни.

Благодаря этим знаниям, полученным в данной научной области, общество может осмысливать цели и перспективы  развития. В соответствии с предметом  в социальных и гуманитарных науках применяются определённые средства, приёмы и методы познания.

Осмысление природы социально-гуманитарных наук, их предмета, метода, целей, особенностей истины, т. е. того, что составляет задачу обоснования их научного статуса, осуществлялось в течение длительного времени  в развитии спорящих друг с другом двух философско-методологических традиций. Представители первой, желая придать  научный статус обществознанию, ориентировались  на идеалы и нормы естествознания (эксплицированные и обоснованные ранее, чем в обществознании), которые  длительное время рассматривались  как всеобщая модель научного знания. Как и естествознание, социально-гуманитарные науки должны были объяснять явления  на основе универсальных законов (в  более позднем позитивистском контексте  это требование приобрело форму  тезиса о «единстве науки»). Эта  первая традиция своё наиболее яркое  выражение нашла в философско-методологических платформах позитивизма на разных стадиях  его развития. Наши отечественные  философы науки обозначают её как  механицистскую (В. С. Стёпин), натурцентристскую (В. Г. Федотова).

С нашей точки зрения, данная традиция может именоваться  как номологическая (nomos – закон), если иметь в виду главную цель естествознания – объяснение явлений на основе раскрытия законов природы. Вторая, альтернативная, традиция, представленная такими философскими направлениями, как философия жизни (В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.), неокантианство в лице В. Виндельбанда, Г. Риккерта, феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), философская герменевтика (Г. Гадамер), характеризуется критическим отношением к возможности прямого переноса установок, идеалов и норм естествознания на социально-гуманитарные науки. Представители данной традиции протестовали против позитивистского тезиса о естественных науках как единственном образце научного знания и выдвигали идею обоснования научного статуса социально-гуманитарного познания как эпистемологически самостоятельного, самодостаточного и полноценного в соответствии с предметом познания, принципиально отличающимся от предмета естествознания условиями и целями познания. Эта традиция обозначается как культурцентристская (В. Г. Федотова).

Процесс развития науки и  общества внёс коррективы в тот метоологический спор, длящийся более двух веков. В результате в современной трактовке социально-гуманитарного знания отчётливо прослеживается отказ от ориентации на классическое естествознание как единственный и абсолютный идеал научности. Если для ХIX в. скорее был характерен культ естественных наук, а гуманитарные в известной мере рассматривались как неполноценные по причине присущей им «нестрогости», «неточности», отсутствия математического аппарата и других особенностей, то в философии и методологии науки ХХ в. постепенно произошла переоценка ценностей. С одной стороны, само естествознание обнаружило, что в целом оно не в состоянии достичь идеала безупречной однозначности, строгости и точности. С другой стороны, попытки построить социально-гуманитарное знание в полном соответствии со стандартом естествознания не привели к успеху. Они, в частности, обнаружили такие черты социально-гуманитарной науки, которые невозможно исключить без риска утраты ею своего культурного, общественного и познавательного значения.

Для современного методологического  анализа характерно не взаимоисключение традиционных ориентиров, но их взаимодополнение, что позволяет глубже раскрыть природу и смысл научного познания в целом, а также особенности отдельных его регионов. Поэтому отличительные признаки социально-гуманитарного познания мы рассмотрим на основе выяснения сходства и различия с естествознанием.

Содержанием истории как  отрасли научного знания служит исторический процесс., т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, достижения культуры являются результатом деятельности одного народа, они создаются совместными усилиями всех народов, постоянно (*)Белинский В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956. С.18. взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего сущеñтвования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.

 Таким образом, всемирная  история есть комплексная наука,  которая включает в себя: историю  отдельных стран и народов;  историю различных сфер общественной  жизни (экономическую, военную  историю, историю внешней политики  и др.; историю наук философии,  математики, историография и др.)щ; историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).

 

  1. РОЛЬ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬ-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.

История - действительность в её развитии, движении, наука о  развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в  природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно  делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых  разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.

 

 

Заключение

 

«Философия науки без  истории науки пуста; история  науки без философии науки  слепа», так когда-то Лакатос начинал свою работу с перефразировки Канта, теперь я заканчиваю свой реферат.

История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др.

 В отличие от них  она рассматривает процесс развития  общества в целом, анализирует  всю совокупность явлений общественной  жизни, все её стороны (экономику,  политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленность.  В то же время каждая из  существующих наук (общественных, экономических,  технических) за время развития  человеческого общества прошла  свою историю. И на современном  этапе все науки и виды искусства  обязательно включают исторический  раздел, например история физики, история музыки, история кино  и т. д. На стыке исторических  и других наук создаются междисциплинарные  науки - такие, как историческая  география, историческая геология  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники  и литература

 

  1. Кедров Б. М. Классификация наук. - М., Мысль, 1985. – 543 с.

 

  1. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.

 

 

  1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка

 

  1. www.academic.ru

 

  1. www.bibliotekar.ru

 

  1. www.vestarchive.ru

 

  1. www.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Роль и место истории в системе социально-гуманитарных наук