Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:27, реферат
История (др. греч ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.
Введение
История как процесс развития общества.
История и ее место в современной истории.
2.1 Развитие исторической науки в России.
2.2 Современный образ социально-гуманитарных наук.
Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Заключение
Используемые источники и литература
Касаясь смыслового аспекта
социального познания, необходимо заметить,
что процедуры осмысления не тождественны
актам доказательства и объяснения.
Осмысление затрагивает внутренние
духовные установки личности, связанные
с его общими мировоззренческими
ориентирами. Зачастую человек вообще
не в состоянии объяснить и
тем более рационально
Благодаря этим знаниям, полученным в данной научной области, общество может осмысливать цели и перспективы развития. В соответствии с предметом в социальных и гуманитарных науках применяются определённые средства, приёмы и методы познания.
Осмысление природы социально-
С нашей точки зрения, данная традиция может именоваться как номологическая (nomos – закон), если иметь в виду главную цель естествознания – объяснение явлений на основе раскрытия законов природы. Вторая, альтернативная, традиция, представленная такими философскими направлениями, как философия жизни (В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.), неокантианство в лице В. Виндельбанда, Г. Риккерта, феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), философская герменевтика (Г. Гадамер), характеризуется критическим отношением к возможности прямого переноса установок, идеалов и норм естествознания на социально-гуманитарные науки. Представители данной традиции протестовали против позитивистского тезиса о естественных науках как единственном образце научного знания и выдвигали идею обоснования научного статуса социально-гуманитарного познания как эпистемологически самостоятельного, самодостаточного и полноценного в соответствии с предметом познания, принципиально отличающимся от предмета естествознания условиями и целями познания. Эта традиция обозначается как культурцентристская (В. Г. Федотова).
Процесс развития науки и общества внёс коррективы в тот метоологический спор, длящийся более двух веков. В результате в современной трактовке социально-гуманитарного знания отчётливо прослеживается отказ от ориентации на классическое естествознание как единственный и абсолютный идеал научности. Если для ХIX в. скорее был характерен культ естественных наук, а гуманитарные в известной мере рассматривались как неполноценные по причине присущей им «нестрогости», «неточности», отсутствия математического аппарата и других особенностей, то в философии и методологии науки ХХ в. постепенно произошла переоценка ценностей. С одной стороны, само естествознание обнаружило, что в целом оно не в состоянии достичь идеала безупречной однозначности, строгости и точности. С другой стороны, попытки построить социально-гуманитарное знание в полном соответствии со стандартом естествознания не привели к успеху. Они, в частности, обнаружили такие черты социально-гуманитарной науки, которые невозможно исключить без риска утраты ею своего культурного, общественного и познавательного значения.
Для современного методологического анализа характерно не взаимоисключение традиционных ориентиров, но их взаимодополнение, что позволяет глубже раскрыть природу и смысл научного познания в целом, а также особенности отдельных его регионов. Поэтому отличительные признаки социально-гуманитарного познания мы рассмотрим на основе выяснения сходства и различия с естествознанием.
Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс., т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, достижения культуры являются результатом деятельности одного народа, они создаются совместными усилиями всех народов, постоянно (*)Белинский В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956. С.18. взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего сущеñтвования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.
Таким образом, всемирная
история есть комплексная
История - действительность
в её развитии, движении, наука о
развитии общества и природы, прошлое,
сохраняющееся в памяти человечества.
Это всякий процесс развития в
природе и обществе. Комплекс общественных
наук, изучающих прошлое
Заключение
«Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа», так когда-то Лакатос начинал свою работу с перефразировки Канта, теперь я заканчиваю свой реферат.
История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.
История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др.
В отличие от них
она рассматривает процесс
Используемые источники и литература
Информация о работе Роль и место истории в системе социально-гуманитарных наук