Роль и место истории в системе социально-гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:27, реферат

Краткое описание

История (др. греч ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Оглавление

Введение

История как процесс развития общества.

История и ее место в современной истории.
2.1 Развитие исторической науки в России.
2.2 Современный образ социально-гуманитарных наук.

Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин.


Заключение

Используемые источники и литература

Файлы: 1 файл

история.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

План реферата:

 

 

Введение

 

  1. История как процесс развития общества.

 

  1. История и ее место в современной истории.

2.1 Развитие исторической  науки в России.

2.2 Современный образ социально-гуманитарных наук.

 

  1. Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин.

 

 

Заключение

 

Используемые  источники и литература

 

 

Введение

«Вот что такое история!»

Слова французского короля (1589—1610) Генриха IV (1553—1610) после сражения на Омале (1592), в котором он участвовал лично и даже был ранен в ближнем бою. Но когда он позже знакомился с донесениями своих военачальников о ходе этой битвы, то заметил, что они, во-первых, противоречат друг другу, во-вторых, противоречат тому, что он видел собственными глазами. Представив, что могут написать на основе таких «достоверных» документов будущие историки, он и произнес приведенную фразу.

Есть гипотеза, что именно эта  фраза дала повод Вольтеру сказать: Вот как пишется история!

 

История  (др. греч ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

 

В настоящее время слово  «история» имеет два значения:

- рассказ о прошлом;

- название науки, изучающей  прошлое, быт и жизнь народов.

ИСТОРИЯ:

1. только ед. Совокупность  фактов и событий, относящихся  к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю.

2. перен., только ед. Память  человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (·книж., ·ритор. ). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции.

3. только ед. Жизнь, действительность  в процессе развития, движения (·книж. ). Пролетариат взял власть: перевернулась еще

 

История, если ее рассматривать  не просто как хранилище фактов, расположенных в хронологическом порядке, могла бы стать основой для решительной перестройки тех представлений о науке, которые сложились у нас к настоящему времени. Представления эти возникли (даже у самих ученых) главным образом на основе изучения готовых научных достижений, содержащихся в классических трудах или позднее в учебниках, по которым каждое новое поколение научных работников обучается практике своего дела. Но целью подобных книг по самому их назначению является убедительное и доступное изложение материала. Понятие науки, выведенное из них, вероятно, соответствует действительной практике научного исследования не более, чем сведения, почерпнутые из рекламных проспектов для туристов или из языковых учебников, соответствуют реальному образу национальной культуры. Подобные представления о науке уводят в сторону от ее магистральных путей.

Однако даже из изучения истории новая концепция не возникнет, если продолжать поиск и анализ исторических данных главным образом для того, чтобы ответить на вопросы, поставленные в рамках антиисторического стереотипа, сформировавшегося на основе классических трудов и учебников. Например, из этих трудов часто напрашивается вывод, что содержание науки представлено только описываемыми на их страницах наблюдениями, законами и теориями. Как правило, вышеупомянутые книги понимаются таким образом, как будто научные методы просто совпадают с методикой подбора данных для учебника и с логическими операциями, используемыми для связывания этих данных с теоретическими обобщениями учебника. В результате возникает такая концепция науки, в которой содержится значительная доля домыслов и предвзятых представлений относительно ее природы и развития.

Если науку рассматривать  как совокупность фактов, теорий и  методов, собранных в находящихся  в обращении учебниках, то в таком  случае ученые— это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе— это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющий собой научную методологию и знание. История науки становится при этом такой дисциплиной, которая фиксирует как этот последовательный прирост, так и трудности, которые препятствовали накоплению знания. Отсюда следует, что историк, интересующийся развитием науки, ставит перед собой две главные задачи. С одной стороны, он должен определить, кто и когда открыл или изобрел каждый научный факт, закон и теорию. С другой стороны, он должен описать и объяснить наличие массы ошибок, мифов и предрассудков, которые препятствовали скорейшему накоплению составных частей современного научного знания. Многие исследования так и осуществлялись, а некоторые и до сих пор преследуют эти цели.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЯ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 История общества является  частью и продолжением История  Земли, природы. История общества  возникла с появлением на Земле  человека и поэтому она есть. История людей, историческое творчество, которых начинается с генезисом человеческого общества, и которое является содержанием. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои общественные отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе производства и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. История общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отдельных индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к производству и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее — из железа, создало механические двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на которых базируется современное производство. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального производства и общественных отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.

 Процесс исторического  развития человечества носит  объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектическом взаимодействии: уровень развития производительных сил, производственных отношений и соответствующих им надстроечных явлений (государство, право и т. д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное производство, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производительные силы и производственные отношения, в которые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политический и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной исторического процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его История проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его общественного бытия, в первую очередь господствующего в нём экономического базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономических отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако общественные идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход общественного развития. На ход исторического развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политические формы классовой борьбы, правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и т. д. История общества знает следующие основные типы производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический и соответствующие им типы общественно-экономических формаций. Внутренним источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.

  Изменение в развитии  материальных производительных  сил, вступающих в противоречие  с существующими производственными  отношениями, т. е. изменение  общественного бытия, служит причиной  возникновения новых идей. Это  противоречие вызывает борьбу  внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся за  старые формы собственности и  политические учреждения, которые  поддерживают их, и классами, группами  людей, заинтересованными в утверждении  новых форм собственности и  политических учреждений, которые,  разрешая возникший конфликт, способствуют  дальнейшему прогрессу производительных  сил. В антагонистических формациях  несоответствие материальных производительных  сил общества существующим производственным  отношениям проявляется в классовой борьбе. Изменение форм собственности и политических учреждений всегда затрагивает классовые интересы людей и возникающие внутри общества противоречия, которые могут быть разрешены только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является социальная революция.

  Главным творцом История  являются народные массы, которые  играют решающую роль в экономическом,  политическом и духовном развитии  человеческого общества. Исторический  опыт свидетельствует, что происходит  постоянное возрастание роли народных масс в истории. Наиболее активной она становится во время социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства. Социалистическая революция в корне меняет ход мировой истории, она знаменует начало перехода к новой общественной эре, к принципиально новой общественной системе — бесклассовому обществу.

  Критерием общественного  прогресса наряду со степенью  развития производительных сил,  освобождением народных масс  от оков неравенства и угнетения  являются также успехи в развитии  общечеловеческой культуры, формирование  этики и морали. В постепенном овладении силами природы вехами исторического развития являются открытия «тайн» природы — энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеческих коллективов в социальном отношении от первобытного стада, родов и племён к народностям и нациям, от эксплуататорских обществ — к социалистическому обществу.

  Развитие человеческого  общества имеет и пространственный  аспект. Человек из очагов первоначального  появления  постепенно расселился  по земному шару, осваивая новые,  всё более обширные территории. Этот процесс в какой-то степени  продолжается и в настоящее  время.

  Пройденный человечеством  путь свидетельствует об общем  ускорении темпов развития общества. Если первобытнообщинный строй  существовал сотни тысяч лет,  то последующие этапы своего  развития общество проходило  постоянно ускоряющимися темпами.  Исторический процесс развития  человечества не является равномерным  и идентичным у разных народов и стран. В истории наблюдались моменты относительного застоя или даже временного регресса, а в других случаях — особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает историческое развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономической, политической или духовной жизни наблюдаются расцвет, подъём, в других — упадок, застой. У народов и стран, находящихся на одной ступени исторического развития, имеются и различия (например, классическое античное рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в феодальных и капиталистических формациях, в строительстве социализма в различных странах). Но общая тенденция исторического развития состоит в смене общественно-экономических формаций, хотя во всемирной История вообще после возникновения первой антагонистической формации наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций. Так, в настоящее время наряду с двумя основными формациями — социализмом и капитализмом — у ряда народностей сохранился феодальный уклад (Африка, Азия). Современное общество вступило в новую эру своего развития — эру бесклассового коммунистического общества, в котором постепенно будут преодолены все главные различия в уровнях развития народов мира и единство исторического процесса приобретёт поистине всемирный характер.

 

  1. ИСТОРИЯ РОССИИ И ЕЁ МЕСТО ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).

Для чего же нужно знать  историю? Какие функции она выполняет? Первой из них, как и всякой другой отрасли знаний, является познавательная, интеллектуально развивающая функция. Она заключается в самом изучении исторического пути нашей страны, нашего народа, а также в объективно-истинном с позиций историзма отражении  явлений и процессов, составляющих историю России.

История России есть часть  всемирной истории. Человеческое общество - такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас  природы, и его научное познание - такая же неустранимая  потребность  человеческого ума, как и изучение жизни природы. Можно не знать  многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Информация о работе Роль и место истории в системе социально-гуманитарных наук