Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:27, реферат
История (др. греч ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.
Введение
История как процесс развития общества.
История и ее место в современной истории.
2.1 Развитие исторической науки в России.
2.2 Современный образ социально-гуманитарных наук.
Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Заключение
Используемые источники и литература
План реферата:
Введение
2.1 Развитие исторической науки в России.
2.2 Современный образ социально-гуманитарных наук.
Заключение
Используемые источники и литература
«Вот что такое история!»
Слова французского короля (1589—1610) Генриха IV (1553—1610) после сражения на Омале (1592), в котором он участвовал лично и даже был ранен в ближнем бою. Но когда он позже знакомился с донесениями своих военачальников о ходе этой битвы, то заметил, что они, во-первых, противоречат друг другу, во-вторых, противоречат тому, что он видел собственными глазами. Представив, что могут написать на основе таких «достоверных» документов будущие историки, он и произнес приведенную фразу.
Есть гипотеза, что именно эта фраза дала повод Вольтеру сказать: Вот как пишется история!
История (др. греч ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.
В настоящее время слово «история» имеет два значения:
- рассказ о прошлом;
- название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.
ИСТОРИЯ:
1. только ед. Совокупность
фактов и событий, относящихся
к прошедшей жизни
2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (·книж., ·ритор. ). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции.
3. только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (·книж. ). Пролетариат взял власть: перевернулась еще
История, если ее рассматривать не просто как хранилище фактов, расположенных в хронологическом порядке, могла бы стать основой для решительной перестройки тех представлений о науке, которые сложились у нас к настоящему времени. Представления эти возникли (даже у самих ученых) главным образом на основе изучения готовых научных достижений, содержащихся в классических трудах или позднее в учебниках, по которым каждое новое поколение научных работников обучается практике своего дела. Но целью подобных книг по самому их назначению является убедительное и доступное изложение материала. Понятие науки, выведенное из них, вероятно, соответствует действительной практике научного исследования не более, чем сведения, почерпнутые из рекламных проспектов для туристов или из языковых учебников, соответствуют реальному образу национальной культуры. Подобные представления о науке уводят в сторону от ее магистральных путей.
Однако даже из изучения истории новая концепция не возникнет, если продолжать поиск и анализ исторических данных главным образом для того, чтобы ответить на вопросы, поставленные в рамках антиисторического стереотипа, сформировавшегося на основе классических трудов и учебников. Например, из этих трудов часто напрашивается вывод, что содержание науки представлено только описываемыми на их страницах наблюдениями, законами и теориями. Как правило, вышеупомянутые книги понимаются таким образом, как будто научные методы просто совпадают с методикой подбора данных для учебника и с логическими операциями, используемыми для связывания этих данных с теоретическими обобщениями учебника. В результате возникает такая концепция науки, в которой содержится значительная доля домыслов и предвзятых представлений относительно ее природы и развития.
Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые— это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе— это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющий собой научную методологию и знание. История науки становится при этом такой дисциплиной, которая фиксирует как этот последовательный прирост, так и трудности, которые препятствовали накоплению знания. Отсюда следует, что историк, интересующийся развитием науки, ставит перед собой две главные задачи. С одной стороны, он должен определить, кто и когда открыл или изобрел каждый научный факт, закон и теорию. С другой стороны, он должен описать и объяснить наличие массы ошибок, мифов и предрассудков, которые препятствовали скорейшему накоплению составных частей современного научного знания. Многие исследования так и осуществлялись, а некоторые и до сих пор преследуют эти цели.
История общества является
частью и продолжением История
Земли, природы. История
Процесс исторического развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектическом взаимодействии: уровень развития производительных сил, производственных отношений и соответствующих им надстроечных явлений (государство, право и т. д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное производство, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производительные силы и производственные отношения, в которые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политический и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной исторического процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его История проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его общественного бытия, в первую очередь господствующего в нём экономического базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономических отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако общественные идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход общественного развития. На ход исторического развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политические формы классовой борьбы, правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и т. д. История общества знает следующие основные типы производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический и соответствующие им типы общественно-экономических формаций. Внутренним источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.
Изменение в развитии
материальных производительных
сил, вступающих в
Главным творцом История
являются народные массы,
Критерием общественного
прогресса наряду со степенью
развития производительных сил,
Развитие человеческого
общества имеет и
Пройденный человечеством
путь свидетельствует об общем
ускорении темпов развития
Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).
Для чего же нужно знать
историю? Какие функции она выполняет?
Первой из них, как и всякой другой
отрасли знаний, является познавательная,
интеллектуально развивающая
История России есть часть всемирной истории. Человеческое общество - такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание - такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы. Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.
Информация о работе Роль и место истории в системе социально-гуманитарных наук