Революция 1905-1907 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Причины революции коренились в экономическом и социально политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест – все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг.

Оглавление

1. Революция 1905 – 1907гг.
1.1 Причины и задачи революции
1.2 Движущие силы и характер революции
1.3 Особенности революции
1.4 Этапы революции
1.4.1 Начало революции. «Кровавое воскресенье»
1.4.2 Май - август 1905г.
1.4.3 Высший подъем революции (октябрь-декабрь 1905г.)
1.4.4 Обстановка в стране после поражения Московского восстания
1.4.5 Дума: надежды и реальность
1.4.5.1 Состав Первой Думы. Аграрный вопрос в Думе
1.4.6 Думский кризис
1.4.7 Июльский политический кризис в стране. Наступление реакции
1.4.8 Вторая Дума. Аграрный вопрос в Думе
1.4.9 Разгон Второй Думы. Конец революции
1.5 Причины поражения и итоги революции
1.5.1 Основные причины поражения революции
1.5.2 Итоги первой русской революции 1905-1907 гг.
2.Манифест 17 октября 1905 года и возникновение легальных политических партий, их программы и тактика
2.1 Манифест 17 октября 1905 года
2.2 Возникновение легальных политических партий, их программы и тактика
2.2.1 Эсеровская партия
2.2.2 РСДРП
2.2.3 "Союз 17 октября"
2.2.4 Кадеты
2.2.5 «Союз русского народа»
2.2.6 Церковь
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

исходник контр.docx

— 85.27 Кб (Скачать)

54. Количество средних  учебных заведений должно быть  увеличено соответственно общественной  потребности; плата в них должна  быть понижена. Местным общественным  учреждениям должно быть предоставлено  широкое участие в постановке  учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего,  бесплатного и обязательного  обучения в начальной школе.  Передача начального образования  в заведование органов местного  самоуправления. Организация органами  самоуправления материальной помощи  нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами  местного самоуправления образовательных  учреждений для взрослого населения,  элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных  университетов.

57. Развитие профессионального  образования. 

В 1905 - 1907 годах конституционно-демократическая - партия насчитывала 70-100 тыс. членов. Прием  в нее был предельно упрощенным, что вело к определенной размытости ее оргструктуры.

2.2.3 "Союз 17 октября"

Осенью 1904 года организационно оформился "Союз 17 октября". Название этой партии отражало ее удовлетворенность  уступками царского правительства, зафиксированными в Манифесте от 17 октября 1905 года. Либеральная программа  октябристов была направлена на установление конституционной монархии, проведение законодательных реформ, отрицала революционное  насилие.

Численность "Союза 17 октября" в 1907 году достигала 60 тыс. членов.  
Социальный состав был неоднородным: в него входили промышленники, банкиры, торговцы, чиновники. помещики, преподаватели, врачи, священники, крестьяне. В Питере, Сормове и некоторых других городах были созданы рабочие организации "Союза 17 октября". Однако верхушка партии принадлежала к наиболее богатым слоям российского общества. Ее руководителями были крупный московский предприниматель А.И. Гучков и М.В. Родзянко – крупный землевладелец Екатеринославской губернии.

Какие бы разногласия не разъединяли людей в области  политических, социальных и экономических  вопросов, великая опасность, созданная  вековым застоем в развитии наших  политических форм и грозящая уже  не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает  всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в  доверии и содействии народа и  которая одна только в состоянии  путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса  и обеспечить ей внутренний мир и  внешнюю безопасность.

С этой целью на почве  признания начал, возвещенных в  Высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти  как отдельные лица, так и целые  партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. «Союз 17 октября» провозглашает следующие  основные положения.

1. Сохранение единства  и нераздельности российского  государства

Положение это обязывает  признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания  является ограждение единства ее политического  тыла, сохранение за ее государственным  строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение  это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению  Империи и к замене единого  государства государством союзным  или союзом государств.

2. Развитие и укрепление  начал конституционной монархии  с народным представительством, основанном на общем избирательном  праве

Это положение обязывает  к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать  в осуществлении государственной  власти. Это положение, далее, призывает  к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах  конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом  в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный Самодержец, всемогущий по идее, но связанный в  действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности  от всего народа, становится конституционным  Монархом, который, хотя и находит  пределы своей воли в правах народного  представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую  высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по-прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывной связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и  местными интересами, над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение —  явиться умиротворяющим началом  в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой  открывается ныне широкий простор  провозглашением политической и  гражданской свободы. Укрепление в  русской политической жизни этих начал, противодействие всякому  посягательству, откуда бы оно ни шло, на права Монарха и на права  народного представительства, как  эти права определяются на почве  манифеста 17 октября, должно входить  в задачи «Союза». Только этим путем, путем единения Монарха с народом  может быть создана та сильная, уверенная  в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

3. Обеспечение гражданских  прав

В политически свободном  государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая  единственно надежную основу для  всестороннего развития, как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17 октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской  свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач  Союза.

Сюда входит, прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода  слова, устного и печатного, свобода  собраний и союзов. Сюда же относятся  обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретения собственности  и распоряжения ею. Гражданская свобода  предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности  граждан. Все эти права, огражденные  законом, имеют один естественный предел в правах других граждан и в  правах общества и государства. Никто  не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению  имущества и т. п. без постановления  соответственной судебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвинению, должно в точно определенный и  кратчайший срок, например, в 24 часа в  городах, быть представлено судебной власти или освобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательств, как  со стороны частных лиц, так и  со стороны лиц должностных, они  должны быть поставлены под защиту уголовных законов, при этом должна быть установлена судебная ответственность  должностных лиц, каково бы ни было их положение.

4. Неотложность созыва  Государственной думы

Дальнейшее развитие политических форм должно находиться в органической связи со всей предшествующей исторической жизнью России. Созыв, как того требуют  некоторые партии, учредительного собрания, собственною властью определяющего  свою компетенцию, предполагает как  бы отсутствие всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи  с прошедшим и поведет к  пересмотру таких начал нашего политического  и общественного быта, кои не могут  быть поколеблены без тяжелого революционного потрясения всей страны.

Обусловленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит  на неопределенное время восстановление нормального хода государственной  жизни и законодательной работы, а вместе с тем и разрешение некоторых неотложных вопросов, связанных  с жизненными интересами широких  масс населения. В виду этого Союз высказывается против созыва учредительного собрания, которое только отдалит  столь желанный час успокоения страны.

Государственная дума первого  призыва должна взять на себя проведение ближайших на очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства, как-то: пересмотр положения о Государственной  думе, избирательного закона и т. п. Наряду с этим она должна приступить к разрешению таких насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотложная необходимость разрешения коих выдвинута  самою жизнью.

Приступив к органической созидательной работе, Государственная  дума, по мнению Союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:

а) крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к полноте гражданских  прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юридически принижающих  податные сословия, отмена административной опеки, признание мирского землевладения  институтом гражданского права. Помимо настойчивых государственных забот  в поднятии производительности земледелия, мерами к подъему благосостояния являются: регулирование мелкой земельной  аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и  удельных земель, фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной  цельности владений, и, наконец, при  недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих  земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной  властью;

б) рабочий вопрос

Рабочий вопрос является в  настоящее время одним из самых  острых вопросов и имеет все права  на особенные заботы со стороны Государственной  думы. Он не может быть, однако, решен  удовлетворительно в интересах  самого же рабочего или без поддержки  промышленности вообще: только правильно  развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочего. Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую  задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о  рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных производств с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещенных промышленных государствах. Сюда также относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей в особо вредных для здоровья производствах.

Вполне признавая свободу  профессиональных союзов и свободу  стачек как средств защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем  регулировать условия этой экономической  борьбы. Для этого, с одной стороны, должен быть выработан ряд действительных мер к устранению случаев насилия  над личностью и посягательства на имущество, как способ принуждения  к вступлению в союз или к участию  в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие  производства, предприятия и учреждения, от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные  интересы, безопасность государства, интересы обороны, а условия работы и службы в таких отраслях, за которыми должно быть признано государственное значение, должны быть подчинены особым узаконенным, ограждающим интересы рабочих и  служащих, но подчиняющим их высшему  государственному интересу;

в) развитие и укрепление начал местного самоуправления 

Необходимым условием для  обновления политической и общественной жизни России и для полного  проведения провозглашенных манифестом начал свободы, является преобразование местного земского и городского самоуправления с расширением его прав и круга  деятельности, с приданием ему  должной самостоятельности и  упразднением административной опеки, с устройством мелкой земской  единицы, с устранением сословности. с распространением начала самоуправления, по возможности, на всей местности Империи  и с привлечением к участию  в самоуправлении возможно широкого круга лиц. Участие в обновленном  самоуправлении будет лучшей школой политической свободы для народа;

г) заботы о народном образовании

Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня народа и при распространении  в его среде образования можно  ожидать, что он достигает и политической зрелости и хозяйственного благосостояния, что сама судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательности, с которой население отнесется  к осуществлению дарованных ему  прав. Союз высказывается за то, чтобы  нужды народного просвещения  были выдвинуты в законодательных  работах Думы на первый план и чтобы  на удовлетворение этих нужд были ассигнованы  самые широкие средства. В частности, должны быть приняты все меры, чтобы  в скорейшем времени могло  быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число средних  и высших учебных заведений, особенно технических, в пределах действительной общественной потребности с представлением самой широкой свободы частной  и общественной инициативы в деле открытия и содержания учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотрены программы, с целью их упрощения  и приближения к потребностям жизни и должна быть у станов - 
лена прямая, преемственная связь между различными ступенями школ.

Информация о работе Революция 1905-1907 гг