8. Никто не может быть
подвергнут преследованию иначе,
как на основании закона - судебной
властью и установленным законом
судом. Никакие чрезвычайные суды
не допускаются.
9. Каждый гражданин пользуется
свободой передвижения и выезда
за границу. Паспортная система
упраздняется.
10. Все вышеозначенные
права граждан должны быть
введены в основной закон Российской
империи и обеспечены судебной
защитой.
11. Основной закон Российской
империи должен гарантировать
всем населяющим империю народностям
помимо полной гражданской и
политической равноправности всех
граждан право свободного культурного
самоопределения, как-то: полную
свободу употребления различных
языков и наречий в публичной
жизни, свободу основания и
содержания учебных заведений
и всякого рода собраний, союзов
и учреждений, имеющих целью сохранение
и развитие языка, литературы
и культуры каждой народности
и т. п.
12. Русский язык должен
быть языком центральных учреждений,
армии и флота. Употребление
наряду с общегосударственным
местных языков в государственных
и общественных установлениях
и учебных заведениях, содержащихся
на средства государства или
органов самоуправления, регулируется
общими и местными законами, а
в пределах их — самими установлениями.
Населению каждой местности должно
быть обеспечено получение начального,
а по возможности и дальнейшего
образования на родном языке.
II. Государственный строй
13. Конституционное устройство
Российского государства определяется
основным законом.
14. Народные представители
избираются всеобщей, равной, прямой
и тайной подачей голосов без
различия вероисповедания, национальности
и пола.
Партия допускает в своей среде различие
мнений по вопросу об организации народного
представительства в виде одной или двух
палат, из которых вторая палата должна
состоять из представителей от органов
местного самоуправления, реорганизованных
на началах всеобщего голосования и распространенных
на всю Россию.
15. Народное представительство
участвует в осуществлении законодательной
власти, в установлении государственной
росписи доходов и расходов
и в контроле за законностью
и целесообразностью действий
высшей и низшей администрации.
16. Ни одно постановление,
распоряжение, указ, приказ и тому
подобный акт, не основанный
на постановлении народного представительства,
как бы он ни назывался и
от кого бы ни исходил, не
может иметь силы закона.
17. Государственная роспись,
в которую должны быть вносимы
все доходы и расходы государства,
устанавливается не более как
на один год законодательным
порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы
в пользу государства, а равно и государственные
займы не могут быть устанавливаемы иначе,
как в законодательном порядке.
18. Членам собрания народных
представителей принадлежит право
законодательной инициативы.
19. Министры ответственны
перед собранием народных представителей,
членам которого принадлежит
право запроса и интерпелляции.
III. Местное самоуправление
и автономия
20. Местное самоуправление
должно быть распространено на
все Российское государство.
21. Представительство в
органах местного самоуправления,
приближенное к населению путем
учреждения мелких самоуправляющихся
единиц, должно быть основано
на всеобщем, равном, прямом и
закрытом голосовании без различия
пола, вероисповедания и национальностей,
причем собрания высших самоуправляющихся
союзов могут быть образованы
путем избрания собраниями низших
таких же союзов. Губернским земствам
должно быть предоставлено право
вступать во временные и постоянные
союзы между собой.
22. Круг ведомства органов
местного самоуправления должен
простираться на всю область
местного управления, включай полицию
безопасности и благочиния и
за исключением лишь тех отраслей
управления, которые в условиях
современной государственной жизни
необходимо должны быть сосредоточены
в руках центральной власти
с представлением в пользу
органов местного самоуправления
части средств, поступающих в
настоящее время в государственный
бюджет.
23. Деятельность местных
представителей центральной власти
должна сводиться к надзору
за законностью деятельности
органов местного самоуправления,
причем окончательное решение
по возникающим в этом отношении
спорам и сомнениям должно
принадлежать судебным учреждениям.
24. После установления
прав гражданской свободы и
правильного представительства
с конституционными правами для
всего Российского государства
должен быть открыт правомерный
путь в порядке общегосударственного
законодательства для установления
местной автономии и областных
представительных собраний, обладающих
правом участия и осуществления
законодательной власти по известным
предметам, соответственно потребности
населения.
25. Немедленно по установлении
общеимперского демократического
представительства с конституционными
правами в Царстве Польском
вводится автономное устройство
с сеймом, избираемым на тех
основаниях, как и общегосударственное
представительство, при условии
сохранения государственного единства
и участия в центральном представительстве
на одинаковых с прочими частями
империи основаниях. Границы между
Царством Польским и соседними
губерниями могут быть исправлены,
в соответствии с племенным
составом и желанием местного
населения, причем в Царстве
Польском должны действовать
общегосударственные гарантии гражданской
свободы и права национальности
на культурное самоопределение
и должны быть обеспечены права
меньшинства.
IV. Суд
26. Финляндия. Конституция
Финляндии, обеспечивающая ее
особенное государственное положение,
должна быть всецело восстановлена.
Всякие дальнейшие мероприятия,
общие Империи и Великому Княжеству
Финляндскому, должны быть впредь
делом соглашения между законодательными
органами империи и Великого
Княжества.
27. Все отступления от
начал судебных уставов 20 ноября
1864 года, устанавливающих отделение
судебной власти от административной
(несменяемость, независимость и
гласность суда и равенство
всех перед судом), как внесенные
позднейшими новеллами, так и
допущенные при самом составлении
уставов, упраздняются. В этих
видах прежде всего: а) не
подлежит никаким ограничениям
правило о том, что никто
не может быть подвергнут наказанию
без вошедшего в силу приговора
компетентного суда; б) всякое
вмешательство министра юстиции
в назначение на судейские
должности или перемещение судей,
а тем более в производство
судебных дел, устраняется. Судьи
наград не получают; в) ответственность
должностных лиц определяется
на общем основании; г) компетенция
суда присяжных определяется
исключительно тяжестью наказания,
назначенного в закон безотносительно
к роду дел, причем, однако, этой
компетенции во всяком случае
подлежат все преступления государственные
и против законов о печати.
Суд с сословными представителями
упраздняется. Компетенции выборного
мирного суда подчиняются и
дела волостной юстиции. Волостной
суд и институт земских начальников
упраздняются. Требование имущественного
ценза, как для замещения должности
мирового судьи, так и для
отправления обязанностей присяжного
заседателя отменяется; д) восстанавливается
принцип единства кассационного
суда; е) адвокатура организуется
на началах истинного самоуправления.
28. Независимо от этого
в осуществлении наиболее назревших
и бесспорных требований уголовной
политики и процесса: а) смертная
казнь отменяется, безусловно, и
навсегда; б) вводится условное
осуждение; в) устанавливается
защита на предварительном следствии;
г) в обряд предания суду
вводится состязательное начало.
29. Ближайшей задачей является
полный пересмотр уголовного
уложения, отмена постановлений,
противоречащих началам политической
свободы и переработка проекта
гражданского уложения.
V. Финансовая и экономическая
политика
30. Пересмотр государственного
расходного бюджета в целях
уничтожения непроизводительных
по своему назначению или своим
размерам расходов и соответственного
увеличения затрат государства
на действительные нужды народа.
31. Отмена выкупных платежей.
32. Развитие прямого обложения
за счет косвенного; общее понижение
косвенного обложения и постепенная
отмена косвенных налогов на
предметы потребления народных
масс.
33. Реформа прямых налогов
на основе прогрессивного подоходного
и поимущественного обложения;
введение прогрессивного налога
на наследство.
34. Соответствующее положение
отдельных производств, понижение
таможенных пошлин в видах
удешевления предметов народного
потребления и технического подъема
промышленности и земледелия.
35. Обращение средств сберегательных
касс на развитие мелкого кредита.
VI. Аграрное законодательство
36. Увеличение площади
землепользования населения, обрабатывающего
землю личным трудом, как-то: безземельных
и малоземельных крестьян, а также
и других разрядов мелких хозяев-землевладельцев,
государственными, удельными, кабинетскими
и монастырскими землями, а
также путем отчуждения для
той же цели за счет государства
в потребных размерах частновладельческих
земель с вознаграждением нынешних
владельцев по справедливой (не
рыночной) оценке.
37. Отчуждаемые земли поступают
в государственный земельный
фонд. Начала, на которых земли
этого фонда подлежат передаче
нуждающемуся в них населению
(владение иди пользование, личное
или общинное и т.д.), должны
быть установлены сообразно с
особенностями землевладения и
землепользования в различных
областях России.
38. Широкая организация
государственной помощи для переселения,
расселения и устройства хозяйственного
быта, крестьян. Реорганизация межевого
дела, окончание размежевания и
другие меры для подъема благосостояния
сельского населения и улучшения
сельского хозяйства.
39. Упорядочение законом
арендных отношений путем обеспечения
права возобновления аренды, права
арендатора, в случае передачи
аренды, на вознаграждение за
произведенные, но неиспользованные
к сроку затраты, на улучшение
и учреждение примирительных
камер для регулирования арендной
платы и для разбора споров
и несогласий между арендаторами
и землевладельцами. Открытие законного
пути в судебном порядке для
понижения непомерно высоких
арендных цен и уничтожения
носящих кабальный характер сделок
в области земельных отношений.
40. Отмена действующих
правил о найме сельских рабочих
и распространение рабочего законодательства
на земледельческих рабочих, применительно
к техническим особенностям земледелия.
Учреждение сельскохозяйственной
инспекции для наблюдения за
правильным применением законодательства
по охране труда в этой области
и введение уголовной ответственности
сельских хозяев за нарушение
ими законодательных норм по
охране труда.
VII. Рабочее законодательство
41. Свобода рабочих союзов
и собраний.
42. Право стачек. Наказуемость
правонарушений, совершаемых во
время или по поводу стачек,
определяется на общем основании
и ни в коем случае не
может быть увеличиваема.
43. Распространение рабочего
законодательства и независимой
инспекции труда на все виды
наемного труда; участие выборных
от рабочих в надзор инспекции
за исполнением законов, охраняющих
интересы трудящихся.
44. Введение законодательным
путем восьмичасового рабочего
дня. Немедленное осуществление
этой нормы всюду, где она
в данное время возможна, и
постепенное ее введение в
остальных производствах. Запрещение
ночных и сверхурочных работ,
кроме технически и общественно
необходимых.
45. Развитие охраны труда
женщины и детей и установление
особых мер охраны труда мужчин
во вредных производствах.
46. Учреждение примирительных
камер из равного числа представителей
труда и капитала для нормировки
всех отношений найма, не урегулированных
рабочим законодательством, и
разбора споров и несогласий,
возникающих между рабочими и
предпринимателями.
47. Обязательное при посредстве
государства страхование от болезни
(в течение определенного срока),
несчастных случаев и профессиональных
заболеваний с отнесением издержек
за счет предпринимателей.
48. Государственное страхование
на случай старости и неспособности
к труду для всех лиц, живущих
личным трудом.
49. Установление уголовной
ответственности за нарушение
законов об охране труда.
VIII. По вопросам просвещения.
Народное просвещение должно
быть организовано на началах
свободы, демократизации и децентрализации
его, понимая под этим осуществление
следующих начал:
50. Уничтожение всех стеснений
к поступлению в школу, связанных
с полом, происхождением и религией.
51. Свобода частной и
общественной инициативы в открытии
,. и организации учебных заведений
всех типов и в области внешкольного
просвещения; свобода преподавания.
52. Между различными ступенями
школ всех разрядов должна
быть установлена прямая связь
для облегчения перехода от
низшей ступени к высшей.
53. Полная автономия и
свобода преподавания в университетах
и других высших школах, увеличение
их числа. Уменьшение платы
за слушание лекций. Организация
просветительной работы высшей
школы для широких кругов населения.
Свободная организация студенчества.