Реформы Петра Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:39, реферат

Краткое описание

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Оглавление

1.Введение …………………………………………………………………………………………………………2


2.Исторические условия и предпосылки петровских реформ ………………………. 3


3.Военная реформа………………………………………………………………………………………….. 4


4.Реформа органов власти и управления ……………………………………………………..… 6


5.Реформа сословного устройства русского общества ……………………………..……. 7


6.Церковная реформа …………………………………………………………………………………….… 7


7.Реформа в области культуры и быта ……………………………………………………..……… 9


8.Итоги реформ ……………………………………………………………………………….………………… 10


9.Историческое значение реформ ……………………………………….………………………….. 18


10.Заключение ………………………………………………………………………………………………..… 19


11.Список использованной литературы ……………………………………..………….……….. 20

Файлы: 1 файл

Реформы Петра I.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Создание бюрократической  машины, пришедшей на смену системе  средневекового управления, в основе которого лежал обычай, - естественный процесс, так как бюрократия - необходимый  элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского  самодержавия, когда ничем и никем  не ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало  и своеобразной "бюрократической  революцией", в ходе которой был  запущен вечный двигатель бюрократии.

Начиная с петровских времен он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня. 

В основе военно-бюрократической  системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна  окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управлять, владеть миллионами на основании  своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической  машины, - суть главных процессов, происшедших  при Петре. 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ 

Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством

Российским. Само понимание  русского, русской территории после  классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания. 

Русский этнос в  его современном понимании как  нечто единое по существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, - русский этнос, территория и культура. 

Становление основного  положительного принципа развития - государственного, борьба за его утверждение и т.д. - осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения  свободы личности. В России в условиях слабости или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые  в

Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых  типов производств в борьбе со сложившимися, - в

России проводились  в интересах власти перед лицом  внешней и внутренней угрозы, в  частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы  осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти. 

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением свободы, а технический и другой прогресс – с отчуждением общества от государства. 

В результате исторического  развития сложился своеобразный "русский  путь" - от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь волнообразным  усилением деспотизма на каждом витке  реформ, шло в сторону уничтожения  гражданского общества, до некоторой  степени возрождавшегося, однако после  того, как эпоха реформ проходила. 

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне.

Подтверждение этому - разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной  и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян. 

Сейчас, оглядывая  разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и  отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в

России назывался  самодержавием. 

Своеобразие исторического  пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась  еще большая архаизация системы  общественных отношений. Именно она  и приводила к замедленному течению  общественных процессов, превращая  Россию в страну догоняющего развития. 

Своеобразие состоит  и в том, что догоняющие, в своей  основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал  государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному  укреплению деспотизма. В свою очередь  замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И  все повторяется вновь. Циклы  эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и  формируется - как отклонение от обычного исторического порядка -особый путь России. 

Продлится ли в нашем  будущем "изменение обычного исторического  порядка" - особый путь, который в  очередной раз ввергнет страну в  пароксизм конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития? Или в нашей истории  изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире? На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало  установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение  в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. 

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем  отсталость России не была полностью  преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения. 

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам  и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур  мировой истории. 

В заключение можно  привести слова современника Петра - Нартова: 

"... и хотя нет  более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших  живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него". 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

. Е.В.АНИСИМОВ "Рождение  империи", в кн. "История Отечества:  люди, идеи, решения. Очерки истории  России IX-начала XX в." 

С.В. Мироненко. - М.:Политиздат,1991. - 367с/ 

. В.КРИВОРОТОВ "Вехи. Взлеты и падения особого пути  России" - "Знание – сила", N8,9 1990 г 

. В.И.БУГАНОВ "Петр  Великий и его время" - М.  Наука, 1989. - 192с 
 

. Н.Н.МОЛЧАНОВ "Дипломатия  Петра Великого" - М.: Международные  отношения, 

1990. - 448с 

. "Россия при  царевне Софье и Петре I: записки  русских людей" 

А.П. Богданов. - М.:Современник,1990. - 445с/ 

. "История СССР  с древнейших времен до конца  XVIII в." 

/под ред. Б.А.  Рыбакова - М.: Высшая школа,1983. - 415с/ 

. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ Сочинения  в 9 тт. Т.4 Курс русской истории.Ч.4 – 

М.: Мысль, 1989. - 398с 

. С.КНЯЗЬКОВ "Очерки  из истории Петра Великого  и его времени" - 

М.:Культура,1990. - 658с 

. "Почему все  реформы в России заканчивались  провалом" - "Московская правда",25.11.93г.,N228 

. Н.ПАВЛЕНКО "Петр  Великий" - "Наука и жизнь", N2-1992.

Информация о работе Реформы Петра Великого