Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:39, реферат
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ.
Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
1.Введение …………………………………………………………………………………………………………2
2.Исторические условия и предпосылки петровских реформ ………………………. 3
3.Военная реформа………………………………………………………………………………………….. 4
4.Реформа органов власти и управления ……………………………………………………..… 6
5.Реформа сословного устройства русского общества ……………………………..……. 7
6.Церковная реформа …………………………………………………………………………………….… 7
7.Реформа в области культуры и быта ……………………………………………………..……… 9
8.Итоги реформ ……………………………………………………………………………….………………… 10
9.Историческое значение реформ ……………………………………….………………………….. 18
10.Заключение ………………………………………………………………………………………………..… 19
11.Список использованной литературы ……………………………………..………….……….. 20
Схожая ситуация возникла и в торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее - резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной монополии вело к волюнтаристскому повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное - к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов.
Следствием стало
расстройство, дезорганизация свободного,
основанного на рыночной конъюнктуре
торгового предпринимательства. В
подавляющем ряде случаев введение
государственной монополии
Петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов и различных казенных
"служб" - при
таможнях, питейных сборах и т.д.
- скупцов как наиболее
В русле подобных мероприятий
следует рассматривать и
Грубое вмешательство
государства в сферу торговли
привело к разрушению зыбкой основы,
на которой в значительной степени
держалось благосостояние многих богатых
купцов, а именно ссудного и ростовщического
капитала.
Такова была цена,
которую заплатили русские
Примерно с конца 10-х годов XVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю.
Претерпела изменения
и промышленная политика правительства.
Суть изменений состояла в принятии
различных мер по поощрению частного
промышленного
Особое распространение
получила практика передачи государственных
предприятий (в особенности убыточных
для казны) частным владельцам или
специально созданным для этого
компаниям. Новые владельцы получали
от государства многочисленные льготы:
беспроцентные ссуды, право беспошлинной
продажи товаров и т.д. Существенную
помощь предпринимателям оказывал и
утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф,
облегчавший вывоз за границу
продукции отечественных
Однако нет никаких
оснований думать, что, изменяя какой-то
мере экономическую политику, Петр
намеревался ослабить влияние на
экономику господствующей системы
власти, т.е. неосознанно способствовал
развитию капиталистических форм и приемов
производства, получивших широкое распространение
в это время в Западной Европе.
Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена с открытых форм принуждения на создание и деятельность административно- контрольной бюрократической машины, которая могла направлять экономическую
(да и не только
ее!) жизнь страны через тщательно
продуманную систему
Следует отметить, что
до этого времени Россия не знала
органов управления торговлей и
промышленностью. Создание и начало
деятельности коллегий и Главного магистрата
составляло суть происшедших перемен.
Эти бюрократические учреждения
явились институтами
Важно отметить, что в Швеции, чьи государственные учреждения послужили образцом для государственной реформы, подобные коллегии осуществляли политику королевской власти на тех же теоретических основах.
Однако условия
России существенно отличались от шведских
не только масштабами страны, принципиальными
различиями политической структуры, необыкновенной
интенсивностью промышленного строительства
силами государства и на его средства,
но прежде всего особенной жесткостью
регламентаций, разветвленной системой
ограничений, чрезмерной опекой над
торгово-промышленной деятельностью
подданных.
Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия.
Главной обязанностью
владельцев было своевременное выполнение
казенных заказов; только излишки сверх
того, что теперь называется "госзаказом",
предприниматель мог
Активное воздействие
государства на экономическую жизнь
страны - это лишь один аспект проблемы.
Социальные отношения в государстве
деформировали черты мануфактур
как потенциально капиталистических
предприятий. Речь прежде всего об использовании
рабочей силы.
Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян.
Однако в конце
10 - начале 20-х годов произошли
важные преобразования социального
характера: была резко усилена борьба
с побегами крестьян, была осуществлена
детальная ревизия наличного
населения с последующей
Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности, под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. 18 января
1721 г. Петр подписал
указ, который разрешал частным
мануфактуристам, вне
Таким образом, отметим
два самых важных последствия
активного государственного промышленного
строительства: создание мощной экономической
базы, столь необходимой
Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостного права.
Однако такой альтернативы
для Петра не существовало. Крепостничество
пропитало все поры жизни страны,
сознание людей, играло в России особую,
всеобъемлющую роль. Разрушение правовых
структур нижнего этажа подорвало
бы основу самодержавной власти.
Из всех преобразований
Петра центральное место
В начале реформ старый
приказной аппарат, унаследованный Петром,
не претерпевал качественных изменений.
Увеличение объемов управленческой деятельности
пытались компенсировать ростом числа
новых приказов, канцелярий. Но уже в первые
годы Северной войны стало ясно, что обороты
механизма государственного управления,
главными элементами которых были приказы
и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью
маховика самодержавной инициативы. Радикально
решить эту проблему Петр пытался с помощью
областной реформы - создания новых административных
образований - губерний. Основной целью
этой реформы было обеспечение армии всем
необходимым: устанавливалась прямая
связь губерний с полками армии, распределенными
по губерниям.
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции, столь характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении
Петр намеревался
решать все государственные вопросы.
Реформа привела не только к сосредоточению
финансовых и административных полномочий
в руках нескольких губернаторов
- представителей центральной власти,
но и к созданию на местах разветвленной
иерархической сети бюрократических
учреждений с большим штатом чиновников.
Подобная же схема
была заложена в идее организации
Сената, явившегося следующим уровнем
бюрократизации высшего управления,
подтверждало возрастание значения
бюрократических принципов, без
которых Петр не мыслил ни эффективного
управления, ни самого самодержавия как
политического режима личной власти.
Для понимания многих
явлений в истории России необходимо
подчеркнуть огромную роль государства
в жизни общества. Во многом все
прогрессивное и реакционное
идет сверху. Для России с давних
пор стало естественным явление,
когда не общественное мнение определяет
законодательство, а, наоборот, законодательство
формирует (и даже деформирует) общественное
мнение и общественное сознание. Петр
придавал огромное значение писаному
законодательству, которое в его
эпоху отличалось всеобъемлющей
регламентацией и бесцеремонным
вмешательством в частную и личную
жизнь.
Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений.
Можно говорить о создании
при Петре подлинного культа учреждения,
административной инстанции. Мысль
великого реформатора России была направлена,
во-первых, на создание такого совершенного
и всеобъемлющего законодательства,
которым была бы по возможности охвачена
и регламентирована вся жизнь
подданных, во-вторых, Петр мечтал о
создании совершенной и точной как
часы государственной структуры, через
которую бы могло реализовываться
законодательству. Петр прилагал огромные
усилия к налаживанию бесперебойной,
эффективной работы созданных учреждений
и главное внимание уделял именно
разработке и усовершенствованию многочисленных
регламентационных документов, которые,
по мысли их создателя, должны были
обеспечить эффективность работы аппарата.
Для мировоззрения
Петра было характерно отношение
к государственному учреждению как
к воинскому подразделению, к
регламенту - как к уставу, а к
служащему - как к солдату или
офицеру. Он был убежден, что армия
- наиболее совершенная общественная
структура, что она - достойная модель
всего общества, а воинская дисциплина
- это то, с помощью чего можно
воспитать в людях порядок, трудолюбие,
сознательность, христианскую нравственность.
Внедрение военных
принципов в гражданскую сферу
проявлялось в распространение
военного законодательства на систему
государственных учреждений, а также
в придании законам, определяющим работу
учреждений, значения и силы воинских
уставов. Для Петра бы ли характерна
сознательная ориентация на военные образцы,
желание придать государственной машине
черты грандиозной военно-бюрократической
организации, созданной и действующей
как единый военный организм.
С Петровских времен
армия заняла выдающееся место в
жизни русского общества, став его
важнейшим элементом. Утверждалось,
что в России не армия была при
государстве, а, наоборот, государство
при армии.