Реформы Петра Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Оглавление

Введение
1. Реформы государственного управления
2. Областная реформа
3. Контроль деятельности государственных служащих
4. Реформы армии и флота
5. Церковная реформа
6. Вероисповедная политика
7. Финансовая реформа
8. Преобразования в промышленности и торговле
9. Социальная политика
9.1. Дворянство
9.2. Крестьянство
9.3. Городское население
10. Преобразования в сфере культуры
11. Образование
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ИОГП реформы Петра Первого.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

В то же время  были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых  крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась  новая разновидность зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Важной для  крестьянства мерой Петра был  указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства, включали распространение среди землевладельцев новых пород скота — голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев.

 

9.3 Городское население

Социальная  политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение  уплаты подушной подати. Для этого  население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

В 1722 году появились  ремесленные цехи по западноевропейскому  образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась.

В период правления  Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы  были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату. Эти меры означали появление городского самоуправления.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил  начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.

После возвращения  из Великого посольства Пётр I повёл  борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета8, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском  языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами  с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы кси и пси были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подьему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась  в 1725 после его смерти).

  Ассамблея при Петре I.

Особое значение имело строительство каменного  Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения  между людьми. На ассамблеях дворяне  танцевали и свободно общались, в  отличие от прежних застолий и  пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые  Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал  талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно  в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных  мер.

14 января 1700 года  в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра  несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра  было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная  мера для городского населения встретила  яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Реформы  Петра носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и государстве.

Вместе с  тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их общенационального  значения – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране “всеобщего порядка” и “счастливого времени”. Однако жизнь в антагонистическом  обществе, основанном  на жесточайшей эксплуатации, произволе и классовом угнетении, течет по своим жестоким законам. Указы, которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще всего добиваться блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой “гармонии” рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего согласия вспыхивала классовая борьба. Приемники Петра были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Система государственного управления, созданная в первой четверти 18в. сохранилась и после смерти Петра. Во второй четверти 18в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрачивающие главных принципов управления.          

 

 

 

Список литературы

1. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

3. А. М. Панченко. Начало петровской реформы: идейная подоплека.

4. Рохленко Д. Б. Первая русская печатная газета/Наука и жизнь. № 3, 2007.

5. Джеймс Крейкрафт "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007 г., стр 84

6. Джеймс Крейкрафт "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007 г., стр 87

 7. Русская история: Популярный очерк 9 – середина 18в. / Ред. А.А. Преображенский – М.: Мысль, 1992. – 797с., 1 л. ил.

8. История России: С начала 18 до конца 19 века / А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред.  А. Н. Сахаров. – М.: ООО”Издательство АСТ”, 2001. – 544с., ил.

9. Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2: Духовная культура./ Под ред. А. В. Арциховского. – М.: Из-во МГУ, 1979. – 344с., ил.

10. Пособие по истории Отечества: Для поступающих в вузы / Ред. А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, А. Ю. Щитов. – М.: Простор, 1995. – 428с.

11. Шишко Л.Э. Рассказы из русской истории: Научно- популярное издание. – М.: МП Фирма АРТ, 1991. – 368с.

 

 

 

1 Д. О. Серов. Фискальская служба России: зигзаги исторического пути. Вестник Новосибирского университета. Сер. Право. 2005. T. 1. Вып. 1.

2 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

3 Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

4 История России: С начала 18 до конца 19 века / А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред.  А. Н. Сахаров. – М.: ООО”Издательство АСТ”, 2001. – 544с., ил

5 Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2: Духовная культура./ Под ред. А. В. Арциховского. – М.: Из-во МГУ, 1979. – 344с., ил.

6 Джеймс Крейкрафт "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007 г., стр 84

7 Рохленко Д. Б. Первая русская печатная газета/Наука и жизнь. № 3, 2007.

8 Рохленко Д. Б. Первая русская печатная газета/Наука и жизнь. № 3, 2007.

9 Пособие по истории Отечества: Для поступающих в вузы / Ред. А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, А. Ю. Щитов. – М.: Простор, 1995. – 428с.


Информация о работе Реформы Петра Первого