Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:31, реферат
Петр I родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на Царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца.
ВВЕДЕНИЕ 1
ЦЕНА РЕФОРМ ПЕТРА I 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Светская образованность (вырастающая из собственных раздумий, а «е из усвоения готовых истин) делала в России только первые шаги. Без посредничества «книжных» монахов и священников (в том числе выходцев из украинских и белорусских земель) большинство мирян не могло воспринять не только западных веяний, но и религиозной отечественной и культурной традиции. Приверженность православию для многих была в основном привычкой к обрядам. Усваивая пропагандируемые Петром европейские знания, по преимуществу прикладного характера, такие люди впервые приобщались к культуре, выходящей за рамки поверхностной религиозности.
Большинство же населения — крестьяне, посадские люди — оставалось вне сферы цивилизаторской деятельности Петра и отвергало европейские нравы как «барские забавы». Культурная деятельность духовенства в петровское и послепетровское время не смогла приобрести необходимых масштабов из-за очень непродуманной церковной реформы.
Петр
был, несомненно, православным (несмотря
на его кощунственные порой
Государство подчинило Церковь, ослабленную расколом (он стал непреложным фактом после церковного собора 1666— 1667 гг.), и сильно затруднило ее деятельность. Осуществленная по протестантскому образцу реформа церковной организации пагубно сказалась на приходской жизни, на деятельности школ (народное образование традиционно считалось делом духовенства; светские школы, создававшиеся при Петре, возникали почти исключительно в городах и обучали только меньшинство населения). Духовенство само нуждалось в более основательном образовании, но подчинение Церкви государству не слишком благоприятствовало просвещенческой
(хотя Петр и не препятствовал такой деятельности, требуя лишь политической лояльности).
Невольным итогом культурных и религиозных реформ начала XVIII в. стала поверхностная европеизация меньшинства, сопровождавшаяся его отрывом от традиционной культуры (которую в течение сотня лет после Петра поддерживало в основном духовенство, не вполне готовое к этой роли). Одновременно консервировалась прежняя малообразованность большинства, так как государство, несмотря на просветительский пафос, долгое время не предпринимало серьезных усилий для организации массовых школ.
Петр, конечно, не мог предвидеть отдаленных и косвенных последствий своих преобразований. Нелепо и антиисторично выводить пугачевщину из нежелания Петра освободить крепостных, а истоки распространения в России европейских революционных теорий искать в петровском «западничестве». Петровские реформы не предопределили раз и навсегда развитие страны, но все же обозначили вероятное направление этого развития.
Оценки реформам, личности Петра даются в современной науке по-разному, но время показало жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Коллегии присутствовали до 1802г., подушная система налогообложения отменена в 1887г., рекрутские наборы продолжались до 1874г., Синодальное управление оставалось неизменным до 1918г., созданный в 1722г. Сенат был ликвидирован только в декабре 1917г., спустя 206 лет после его образования.
Петровское время – это время запуска «вечного двигателя» российской машины, работающей по своим законам до сих пор. Это время – паспортного режима, фискальства и доносительства, всеобщего контроля.
Петр заложил основы замены традиционных уставов России, модернизированных европейскими нововведениями.
Государственным принуждением, населения оформилось в России самодержавная форма правления. Под руководством опытного полководца, талантливого реформатора, делами государственных органов власти, была одержана блестящая победа над одним из сильнейших государств тогдашнего мира – Швецией и продолжились преобразования для общего блага. При этом приносились в жертву частные интересы человека.
При Петре окончательно оформился режим абсолютной монархии. Важнейшие черты российского абсолютизма:
Поле
победы России в Северной воине, Россия
провозглашается империей. Петр –
императором. Императорский титул
был признан ведущим
Положительные аспекты:
Отрицательные аспекты:
1)
Петр не всегда замечал
2)
Царь считал, что все реформы
ведутся к улучшению
3) Правительство вмешивалось и в детали производства и торговых сношений, заявляя свои требования суровыми угрозами, принуждая их исполнять. А как известно насильем добра не сделаешь.
4) Народ не хотел реформ и не понимал и не принимал их, что существенно тормозило ход реформирования страны.
5)
Мешал также русский