Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:31, реферат

Краткое описание

Петр I родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на Царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
ЦЕНА РЕФОРМ ПЕТРА I 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Пётр I реформы.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

      Светская  образованность (вырастающая из собственных  раздумий, а «е из усвоения готовых  истин) делала в России только первые шаги. Без посредничества «книжных» монахов и священников (в том числе выходцев из украинских и белорусских земель) большинство мирян не могло воспринять не только западных веяний, но и религиозной отечественной и культурной традиции. Приверженность православию для многих была в основном привычкой к обрядам. Усваивая пропагандируемые Петром европейские знания, по преимуществу прикладного характера, такие люди впервые приобщались к культуре, выходящей за рамки поверхностной религиозности.

      Большинство же населения — крестьяне, посадские люди — оставалось вне сферы цивилизаторской деятельности Петра и отвергало европейские нравы как «барские забавы». Культурная деятельность духовенства в петровское и послепетровское время не смогла приобрести необходимых масштабов из-за очень непродуманной церковной реформы.

      Петр  был, несомненно, православным (несмотря на его кощунственные порой развлечения), но смотрел на Церковь по преимуществу с государственной точки зрения. Огосударствление, столь последовательно проводившееся Петром во всех сферах общественной жизни, коснулось и религии. Петр хотел превратить Церковь в одно из государственных ведомств и подчинить ее царской власти. Политические притязания некоторых русских патриархов XVII в. вызывали беспокойство Петра, поэтому он постепенно упразднил саму должность предстоятеля Церкви. После смерти патриарха Адриана (1700) царь не разрешил избрать ему преемника, а в 1720 г. заменил высший в церковной иерархии пост коллегиальным органом — Синодом (в проекте регламента этот орган именовался Духовной коллегией, но затем получил более высокий статус, чем другие коллегии). Синод постепенно превратился в орган не столько церковный, сколько государственный. (Уже в послепетровское время обер-прокурор Синода, светский чиновник, стал фактическим главой этого собрания высших иерархов и светских лиц.)

      Государство подчинило Церковь, ослабленную  расколом (он стал непреложным фактом после церковного собора 1666— 1667 гг.), и сильно затруднило ее деятельность. Осуществленная по протестантскому образцу реформа церковной организации пагубно сказалась на приходской жизни, на деятельности школ (народное образование традиционно считалось делом духовенства; светские школы, создававшиеся при Петре, возникали почти исключительно в городах и обучали только меньшинство населения). Духовенство само нуждалось в более основательном образовании, но подчинение Церкви государству не слишком благоприятствовало просвещенческой

      (хотя  Петр и не препятствовал такой  деятельности, требуя лишь политической  лояльности).

      Невольным итогом культурных и религиозных  реформ начала XVIII в. стала поверхностная европеизация меньшинства, сопровождавшаяся его отрывом от традиционной культуры (которую в течение сотня лет после Петра поддерживало в основном духовенство, не вполне готовое к этой роли). Одновременно консервировалась прежняя малообразованность большинства, так как государство, несмотря на просветительский пафос, долгое время не предпринимало серьезных усилий для организации массовых школ.

      Петр, конечно, не мог предвидеть отдаленных и косвенных последствий своих преобразований. Нелепо и антиисторично выводить пугачевщину из нежелания Петра освободить крепостных, а истоки распространения в России европейских революционных теорий искать в петровском «западничестве». Петровские реформы не предопределили раз и навсегда развитие страны, но все же обозначили вероятное направление этого развития.

      Заключение

 

      Оценки  реформам, личности Петра даются в современной науке по-разному, но время показало жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Коллегии присутствовали до 1802г., подушная система налогообложения отменена в 1887г., рекрутские наборы продолжались до 1874г., Синодальное управление оставалось неизменным до 1918г., созданный в 1722г. Сенат был ликвидирован только в декабре 1917г., спустя 206 лет после его образования.

      Петровское  время – это время запуска  «вечного двигателя» российской машины, работающей по своим законам до сих  пор. Это время – паспортного  режима, фискальства и доносительства, всеобщего контроля.

      Петр  заложил основы замены традиционных уставов России, модернизированных европейскими нововведениями.

      Государственным принуждением, населения оформилось в России самодержавная форма  правления. Под руководством опытного полководца, талантливого реформатора, делами государственных органов власти, была одержана блестящая победа над одним из сильнейших государств тогдашнего мира – Швецией и продолжились преобразования для общего блага. При этом приносились в жертву частные интересы человека.

      При Петре окончательно оформился режим абсолютной монархии. Важнейшие черты российского абсолютизма:

  • Концентрация всех вервей власти в стране в руках монарха.
  • Бесконтрольное использование огромных материальных и финансовых ресурсов, находящихся в ведении государства.
  • Проведение государством жестокой фискальной политики.
  • Формирование регулярных вооруженных сил, органов полиции и сыска
  • Складывание централизованного и жестко регламентированного бюрократического аппарата (чиновничества), который выполняет административные функции в центре и на местах.

      Поле  победы России в Северной воине, Россия провозглашается империей. Петр –  императором. Императорский титул  был признан ведущим европейскими государствами: Швецией, Германией, Францией, Нидерландами, и др. Россия вошла  в число Великих держав мира.

      Выводы

 

      Положительные аспекты:

  1. У страны появился жесткий трезвомыслящий правитель, патриот, реформатор, способный изменить положение в стране.
  2. Реформы привели к усилению государственной, централизованной власти, что позволило стабилизировать положение страны.
  3. Многие реформы и органы оказались эффективны и тем обеспечили себе долголетие. А сама бюрократическая система, практически не изменяясь, просуществовала до 1917г.
  4. Наконец в России появилась сильная армия и флот (детище Петра), что вывело страну на уровень великих держав.
  5. Появились четкие законы и предписания, которые навели порядок в стране.

      Отрицательные аспекты:

      1) Петр не всегда замечал результаты  реформы.

      2) Царь считал, что все реформы  ведутся к улучшению благосостояния населения, а на деле это было совсем наоборот.

      3) Правительство вмешивалось и в детали производства и торговых сношений, заявляя свои требования суровыми угрозами, принуждая их исполнять. А как известно насильем добра не сделаешь.

      4) Народ не хотел реформ и не понимал и не принимал их, что существенно тормозило ход реформирования страны.

      5) Мешал также русский менталитет, «Человек, приставленный к деньгам не воровать не может», показывая этим безответственность и разгильдяйство, взяточничество чиновников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

      Список  используемой литературы

 
  1. А. Головатенко История России: спорные проблемы. Издательство: «Школа-пресс»
  2. Анисимов Е. Время петровских перемен, лениздат, 1989г.
  3. Зуев М.Н. История России, изд. Высшая школа, 2003г.
  4. История отечества: люди, идеи. Решения. Очерки исследований России начала IXв. конец XXв., изд. Полит литература, 1991г.
  5. История России XVI – XVIII вв. А.Л. Юрганов,  А.А. Кацва, изд. Мирос, 2000г.
  6. Сахаров А. Н. История России т.II, изд. АСТ, 1997г.
  7. Хрестоматия по истории России, изд. Мирос, 1995г.

Информация о работе Реформы Петра I