Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 02:18, реферат

Краткое описание

В целом в Петре Великом можно видеть единый пример успешных и в общем до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшие развитие почти на два столетия.

Файлы: 1 файл

в1.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда  же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского  государства, были орудием укрепления господства дворянства.

С формированием флота  был создан и его устав. Зачатками  морского устава являются 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к составлению  более полного морского устава, который  был издан в 1720г. - «Книга устав  морской, о всем, что касается доброму  управлению в бытность флота в  море». Морской устав Петра отличался  оригинальностью и являлся результатом  его многолетнего боевого опыта.

Петром I была радикально изменена и система военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный  приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др), между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I для руководства соответственно армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым военное управление.

Таким образом, реформы в  области организации вооруженных  сил были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном  отношении государством, с которым  приходилось считаться всему  миру.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи  с этим он начинает ограничивать права  церкви и ее главы: был создан совет  епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после  создания Синода - глава церкви потерял  последние штрихи независимости. Таким  образом, церковь была полностью  подчинена государству. Но царь прекрасно  понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший  Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с  Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура  Синода ничем не отличалась от структуры  любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров»

«По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло  торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью  Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

Духовный регламент - это  законодательный акт, определявший функции, права и обязанности  Синода, его членов по управлению Русской  православной церковью. Он приравнивал  членов Синода к членам других государственных  учреждений. Церковь отныне полностью  подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении  исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа  была завершена установлением должности  обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной  политической роли и превратилась в  составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного  в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали  в реакционных заговорах.

Не только внешний вид  управления церковью изменился, но и  внутри церкви произошли радикальные  изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой  и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого  им надлежало заниматься столярным  делом, иконописью, прядением, шитьем и  т.д. - всем тем, что не было противопоказано  монашеству.

Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей  и смущения, каковые происходят от единого собственного правления  духовного...» В результате церковной  реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую  светской властью.

Реформы в области  культуры и быта

Для русской культуры конца XVII - XVIII вв. были характерны, прежде всего, три взаимосвязанных процесса: 1. Происходило дальнейшее обмирщение культуры – освобождение ее от церковного влияния. В результате определяющим в культурной жизни в XVIII веке становится светское направление. 2. В ней появляются новые для России мировоззренческие  принципы- рационализм и индивидуализм, развивается личностное начало. 3. Смелее преодолевается ее национальная замкнутость  в ходе вступления России в систему  европейских государств, европеизации культуры. Петровские реформы открыли  широкие возможности для развития этих тенденций в русской культуре в целом. Обмирщение характеризуется  появлением светских школ (первые –  Навигационная и Артиллерийская – основаны в 1701 г.), в том числе  начальных (цифирных) в губерниях (1714), в которых детей обучали арифметике и началам геометрии.

В петровское время были открыты  медицинское училище (1707), инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Чтобы удержать командные высоты в государстве  и способствовать развитию Отечества, дворянство должно было овладевать знаниями. Специальным указом Петр Великий  запретил жениться неграмотным дворянам. Их обучали не только в стране, но и стали направлять для учебы  за границу.

При Петре I осуществлялась коренная перестройка всей системы образования  и науки в стране. Выходят учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое  учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства  по механике, технике, архитектуре, истории  и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в  том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий.

Для печатания книг с 1703 г. введены упрощенный гражданский  шрифт и арабские цифры. Возникли светские библиотеки, открываются лавки  для продажи книг. В 1714 г. В Петербурге основана старейшая в России библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное  собрание Петра I. Эта библиотека как  книгохранилище существовала вначале  при Кунсткамере – первом в  России музее, открытом в 1719 г. с 1723 г. библиотека стала доступной для общественного  пользования. С декабря 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости».

Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы, землепроходцы. В. Атласов составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1713-1714 гг. русские  землепроходцы побывали на Курильских островах. Началось изучение производительных сил страны. В 1720 г. правительство  организует первую в России экспедицию в Сибирь под руководством Даниила  Миссершмидта, которая открыла много  нового в познании природы края и  культуры сибирских племен. За три  недели до своей кончины Петр I подписал указ об отправке первой морской Камчатской экспедиции. Они возглавлялись известными мореплавателями В.И. Берингом и  А.И. Чириковым. Итогом экспедиций стало  открытие в 1741 г. пролива, разделяющего Европу и Азию. Его назвали Беринговым проливом. Члены экспедиции нанесли  на карту и описали почти все  побережье Сибири. Ботаник Гмелин, входивший в сухопутный отряд  второй экспедиции, по результатам  исследований написал труд «Флора Сибири», описав 1200 видов растений. С.П. Крашенинников  же составил и издал «Описание  земли Камчатки» и стал основоположником русской этнографии. Его труд был  переведен на многие языки мира и  не утратил своего значения до сих  пор. Согласно петровского указа  с 1722 г. начался сбор материалов по истории  России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал  пятитомную «Историю Российскую с самых  древнейших времен», переизданную в  наше время.

В 1724 г. Петром I было принято  решение о создании Петербургской  Академии наук, которая открылась  в 1725 г. (вскоре после его смерти) и стала не только общенациональным научным центром России, но и базой  подготовки научных кадров.

Петровские преобразования и военные походы нашли отражение  в литературе, публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет «Рассуждение..»  о причинах войны со Швецией, подготовленное по поручению Петра I вице-канцлером  В.В.Шафировым. По сути это первый в  российской истории трактат о  внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика представлена «Книгой о скудности и богатстве» ученого-самородка И.Т.Посошкова, который  высказал ряд смелых для своего времени  мыслей по вопросам развития предпринимательства  в России Петр Великий понимал  важность предпринимательства и  оценивал людей не «по породе»  и подхалимству, а по деловым качествам. Его «Табель о рангах» (1722) способствовала продвижению по службе людей предприимчивых, одаренных, вытесняя старые, тормозившие  развитие страны обычаи, создавая новую  морально-психологическую обстановку. При Петре I церковь была подчинена  государству и введенное им синодальное  устройство русской православной церкви оставалось неизменным в России в  течение 197 лет. Но в то же время по этому вопросу шли споры, высказывались разные мнения, нашедшие отражение в литературе.

Главным сторонником церковной  реформы был Феофан Прокопович- один из видных церковных деятелей, писатель. В 1722 г. в этой связи им был разработан «Духовный регламент».

Литературная же деятельность митрополита Стефана Яворского, выступившего против реформаторства и  протестантизма, отражена в религиозных  трактатах «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры». Светским содержанием наполняется  живопись. Светская портретная живопись получила развитие в портретах А.М. Матвеева- «Автопортрет с женой», И.Н. Никитина- «Петр I ». Появляются батальные  полотна Никитина- «Куликовская битва», «Полтавская битва», видовые гравюры  братьев Зубовых и т.д.

16 мая 1703 г., как сообщает  историк С.М. Соловьев, приступили  к строительству нового города  Петербурга, созданного в короткий  срок. Он становится столицей  Российской империи. В 1725 г.  в нем жило 40 тыс. жителей. Замечательными  памятниками архитектуры в Петербурге  стали: Петропавловская крепость, летний дворец Петра I (архитектор  Д. Трезини), Адмиралтейство (архитектор  И.К. Коробов), здание Двенадцати  коллегий (архитекторы Д. Трезини  и М.Г. Земцов) и другие.

Существенные изменения  в петровскую эпоху произошли  и в быту. Патриархальный образ  жизни постепенно уступал место  светскости и рационализму. Европеизация быта прослеживается, как отмечал  еще историк 19в. Погодин, при простом  восстановлении деталей нашей повседневной жизни. Мы проснулись, какой нынче  день? – и называем дату по введенному Петром летоисчислению от рождества  Христова (с Новым годом I января). Бреемся - брить бороды заставлял  дворян и бояр Петр I. Одеваемся - одежда европейского покроя введена Петром. Материалы одежды с фабрик, которым  он положил начало, а если шерсть - овец тоже начали разводить при  нем. За завтраком пьем кофе, возможно, курим табак, читаем газеты- все петровские нововведения. Изменения в быту и  культуре, которые произошли в  первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное значение. Но они еще  больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных  привилегий и сопровождалось широким  распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и  русской культуре в дворянской среде.

Внешняя политика

Петр Великий вошел  в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано  превращение России в империю, евроазиатскую  военную державу.

Внешняя политика Российского  государства при Петре I находилась в ведении Посольского приказа, созданного еще в 1549 году. Это было сложное по структуре ведомство, занимавшееся не только делами собственно внешней политики (отношения с иноземными державами), но и вопросами управления отдельными российскими территориями. До начала XVIII века существовали лишь две постоянные миссии России – в Швеции и Польше, то есть в двух важнейших соседних государствах. С 1700 до 1717 года (когда Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел) главным внешнеполитическим органом была Посольская канцелярия, которая практически всегда находилась при императоре и напоминала Походную внешнеполитическую канцелярию Карла XII. Посольскую канцелярию возглавлял граф Ф.А. Головин, а затем Г.И. Головкин. Характерной чертой внешнеполитического ведомства России было то, что сюда всегда привлекались для работы наиболее выдающиеся и талантливые личности. За первую четверть XVIII века были открыты постоянные дипломатические представительства во всех великих державах того времени – Австрии, Турции, Швеции, Великобритании, Франции, Дании. В дипломатии Россия оказалась на должной высоте, и это во многом явилось основой военных успехов Петра I.

Основные направления  внешней политики. России в конце XVII – начале XVIII века определялись необходимостью получить доступ к морям: к Балтийскому – западное, к Черному – южное и к Каспийскому – восточное направления. В 1695 году молодой царь Петр предпринял поход на Азов, турецко-татарскую крепость в устье Дона. Именно здесь началась военная «карьера» бомбардира Петра Алексеевича, который принял участие в обстреле крепости и позднее писал: «Зачал служить с первого Азовского похода бомбардиром». Летом русские войска осадили Азов. Однако отсутствие у русских флота позволяло туркам беспрепятственно получать подкрепление и продовольствие морем. Предприняв два неудачных штурма, русское войско вынуждено было отступить.

Зимой того же года началась подготовка второго азовского похода, который оказался более удачным. Благодаря построенному за несколько месяцев флоту Петр смог блокировать Азов с моря. Успешными действиями бомбардиров была разрушена часть крепости, и турки без боя сдались 18 июля 1696 года. Россия получила доступ к Азовскому морю, однако выход на Черное море был закрыт Керченским проливом, который по-прежнему находился в руках Турции. Дальнейшая борьба с Турецкой империей была невозможной без союзников, найти которых Петру не удалось. В ходе Великого посольства 1697 – 1698 годов царь познакомился поближе с расстановкой политических сил в Европе, которая способствовала созданию антишведского союза. В Северный союз кроме России вошли Дания и Польско-Саксонское королевство (Август II являлся одновременно королем польским и курфюрстом саксонским). Дания мечтала вернуть отторгнутые Швецией области, а Август II надеялся упрочить свою власть в Речи Посполитой, присоединив Лифляндию.

Информация о работе Реформы Петра I