Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:03, реферат
Время правления Никиты Сергеевича Хрущёва – интереснейший период в истории Советского государства, затронутый во многих советских монографиях. Предшественник Хрущёва, Иосиф Виссарионович Сталин, проводил жёсткую внутреннюю и внешнюю политику во всех сферах деятельности. После смерти Сталина в период трёх триумвиратов к власти приходит Никита Сергеевич Хрущёв. Партийный аппарат, простые рабочие граждане – все ждут от Никиты Сергеевича значительных перемен в структуре партийного аппарата, народном хозяйстве и промышленности. В отличие от своих подопечных, Никита Сергеевич Хрущев осознавал острую потребность государства в экономических и некоторых социальных реформах и делал все для того, чтобы обеспечить максимальную полноту властных полномочий.
Введение.
1.Социальные реформы.
2.Сельскохозяйственные реформы.
3.Реформа промышленности.
4.Реформа образования.
5. XX съезд партии. Разоблачение культа личности.
6. Изменения в культуре и нравственности.
7.Космическая гонка с США.
8.Реформы государственного аппарата.
Заключение.
Используемая литература.
На первых порах реформа промышленности дала положительные результаты, но скоро они были исчерпаны. Ослабли связи между отраслями производства в масштабах всей страны, стало труднее проводить единую научно-техническую политику. Вместо бюрократии министерств, возникла не менее многочисленная бюрократия совнархозов. Реформа промышленности не затронула основную ячейку производства— предприятия. Они как были бесправными, так и остались. Только диктат центра сменился диктатом совнархозов.
4.Реформа образования.
Важной реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В. А. Сухомлинского, средняя школа “вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной”. За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.
Таким образом, как отмечает Р.А. Медведев, реформа образования, проведённая Никитой Сергеевичем, должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят “Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”. Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала “политехнический профиль”. После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была “включаться в посильный общественно полезный труд”, и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.
Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.
С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам.
Итог образовательно реформы Никиты Сергеевича Хрущёва оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.
5. XX съезд партии. Разоблачение культа личности.
Жизнь шла своим чередом, а все дальнейшие преобразования в политической, идеологической и экономической областях все более упирались в необходимость решительного разрыва с прошлым. Следовало открыто сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций советского общества.
Частично это удалось сделать Н. С. Хрущеву на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г. Данный вопрос подробно раскрывает Р.А. Медведев в своей историографии, посвящённой политической карьере Никиты Сергеевича. К этому времени его позиции в руководстве страны серьезно укрепились. Был персонально изменен состав карательных органов, они были поставлены под контроль ЦК КПСС. В начале 1955 г. Маленков был заменен на посту главы правительства Н. А. Булганиным. Все это дало возможность Хрущеву предпринять новую попытку очистить советское общество от сталинского наследия. Незадолго до XX съезда была создана специальная комиссия по расследованию деятельности Сталина. 1935 - 1940 гг. в нашей стране являются годами массовых арестов советских граждан. Всего за эти годы было арестовано по обвинению в антисоветской деятельности 1 млн. 920 тысяч 635 человек, из них расстреляно - 688 тысяч 503 человека. Хрущев считал необходимым сказать об этом на XX съезде. Умолчание, по его мнению, грозило отрывом партии от масс, утратой ею авторитета. Тем более что у большинства осужденных по политическим статьям заканчивались сроки заключения и их нужно было вернуть домой. Все это создавало определенное настроение в обществе. Из-за противодействия Молотова, Ворошилова, Кагановича, Маленкова, непосредственно причастных к массовым репрессиям, вопрос о Сталине не был поставлен в Отчетном докладе. В результате компромисса доклад “О культе личности и его последствиях” был зачитан на закрытом заседании съезда 25 февраля и впервые опубликован лишь в 1989 г. Доклад не отличался глубиной теоретического анализа, в нем было много умолчаний. Но он произвел глубочайшее впечатление на делегатов съезда. Хрущев говорил о личной причастности Сталина к массовым репрессиям, о жестоких пытках заключенных, о гибели выдающихся полководцев и руководителей партии. В секретном докладе было сказано о политическом завещании В. И. Ленина, в котором он предлагал переместить Сталина с поста генсека. Здесь же говорилось о полном пренебрежении Сталина принципами коллективности руководства, установленными Лениным. На Сталина докладчик возложил ответственность за тяжелейшее положение сельского хозяйства, за поражения Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, за грубые просчеты и извращения в национальной политике. Хрущев не сказал, да и не мог сказать всей правды о сталинских репрессиях, как по причине личной причастности к ним, так и нежелания лишиться возможных союзников в продолжающейся борьбе за власть. Оставаясь в плену идеологических догм, он, по существу, создал порочный круг. В докладе причины возникновения массовых репрессий объяснялись исключительно личными качествами Сталина, пресловутым “культом личности”. Тем, что “Сталин настолько возвысил себя над партией и народом, что перестал считаться и с ЦК и с партией”. Осуждая преступления Сталина, Хрущев не затронул сталинскую систему, природу авторитарной власти. Из теоретических принципов в секретном докладе были раскритикованы лишь концепция о “врагах народа” и “теория” классовой борьбы в период социализма.
Таким образом, ограничение на XX съезде критики сталинизма “культом личности”, сохранение в неприкосновенности основных теоретических принципов тоталитаризма закрыло на многие годы путь к реальной перестройке советского общества, лишило жизненной силы все последующие реформы Хрущева. Тем не менее, историческое значение XX съезда огромно. Тоталитарное общество начало постепенно трансформироваться в авторитарное.
6. Изменения в культуре и нравственности.
Прежде всего, хочется отметить, что многими писателями период правления Никиты Сергеевича был назван как “хрущёвская оттепель”. На волне общественного подъема рождались новые литература, искусство, театр. Процессы духовного возрождения общества, энергия которых накапливалась десятилетиями, вдруг вырвались наружу, получив мощный импульс и новое качество. Этот импульс был дан XX съездом партии, поднявшим вопрос о Сталине и его времени.
Духовная жизнь советского общества в середине 50-х-начале 60-х годов характеризовалась неожиданными событиями и поворотами. С одной стороны, разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино-всех видах искусства. С другой стороны, партийное руководство стремилось по-прежнему жестко, властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции.
После смерти Сталина началось оживление духовной жизни общества. Пожалуй, особенно это было заметно в литературе и киноискусстве.
В литературе в конце 50-х-середине 60-х годов появились новые яркие имена. Прежде всего, нужно назвать Александра Исаевича Солженицына. Боевой участник Великой Отечественной войны, офицер-артиллерист, награжденный орденами и медалями, он был арестован в конце войны из-за критических замечаний в адрес Сталина, которые высказывал в письмах к другу. В результате этого стал узником ГУЛАГа. Освобождён только после разоблачения культа Сталина. Он написал повесть “Один день Ивана Денисовича”, в которой с чрезвычайной силой рассказал об одном из лагерных дней простого советского заключенного. Повесть эту взял на себя смелость опубликовать в журнале “Новый мир” выдающийся поэт Александр Трифонович Твардовский, главный редактор журнала. Сделать это оказалось не так-то просто. Существовало очень сильное сопротивление любым повествованиям о лагерной жизни. Тогда Твардовский прочитал повесть Хрущеву. Тому повесть понравилась, и только после этого она была опубликована. Повесть вызвала огромный интерес как у нас в стране, так и за рубежом. Имя Солженицына сразу же стало международно-известным.
Огромный
интерес в конце 50-х и в 60-е
годы вызвала поэзия. В Москве у
памятника Маяковскому
Взлет поэзии, описанный Хрущёвым в его очерках, был связан с такими именами как Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский. Все они вышли из очистительной антисталинской волны. Их поэзия стала символом молодежных исканий и надежд тех лет.
Очень интересные произведения опубликовали писатели и поэты старшего поколения: Илья Эренбург напечатал повесть “Оттепель”, Владимир Дудинцев-роман “Не хлебом единым”.
Особого взлета в эти годы достигло советское кино. Такие художественные фильмы о войне, как “Баллада о солдате”, “Летят журавли” обошли все экраны мира и получили ряд международных премий. Во всем мире эти фильмы дали возможность лучше понять-почему советский народ выстоял во время войны, чем тысячи пропагандистских материалов, посылаемых из Москвы за границу. Имена кинорежиссеров: С. Чухрая, М. Калатозова, М. Ромма получили международную известность.
Произошли интересные творческие изменения в театральной жизни. В Москве появился новый театр под названием “Современник”. В нем собрались такие талантливые актеры, как Олег Ефремов, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие. На спектакли этого театра очень трудно было достать билеты. Их спрашивали уже в подземном вестибюле станции метро “Маяковская”.
Появилось и телевидение. Но телевизоры были еще большой редкостью. Экраны их были чуть больше размеров почтовой открытки. Поэтому перед экраном ставились огромные линзы, заполненные водой, чтобы увеличить изображение. Телевидение еще не могло по-настоящему соперничать ни с кино, ни с театром.
Большой интерес в обществе вызывала наука. Первыми по популярности были физики. Вообще точные, инженерные науки привлекали к себе большинство выпускников школ. Самые большие конкурсы были в инженерно-технические вузы.
7.Космическое противостояние с США.
Отдельно также хотелось бы отметить прорыв Советского государства в освоении космоса, который является неотъемлемой частью характеристики периода правления Никиты Сергеевича Хрущёва. Об этом рассказывает Рой Александрович Медведев в своей книге “Н.С. Хрущёв. Политическая биография.”
Раньше, чем США, Советский Союз сконструировал и испытал межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Главная заслуга в этом принадлежала С. П. Королеву. Создание МБР позволило Советскому Союзу 4 октября 1957 года вывести на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Началась “космическая эра”. Первые временные неудачи аналогичных экспериментов в США усилили впечатление превосходства советской науки. Ведь американцы больше всего говорили о запуске искусственного спутника Земли, а практически первым это сделал Советский Союз. Началось соревнование за лидерство в освоении космоса.
Кульминацией
был день 12 апреля 1961 года.
В этот день произошло всемирно-
Первые космические
успехи явились результатом деятельности
блестящей группы ученых, возглавляемых
академиком Королевым. Он и подал
идею опередить американцев в
запуске спутника. Хрущев горячо поддержал
Королева. Успех имел огромный политический
и пропагандистский резонанс в мире.
Дело в том, сто Советский Союз
владел не только ядерным оружием,
но и межконтинентальными
С этого
времени США утратили неуязвимость
из-за океана. Теперь и они оказались
под той же угрозой, что и СССР.
Если до этого момента в мире существовала
одна сверхдержава, то теперь появилась
вторая, более слабая, но имеющая
достаточный вес для
Соревнование в космосе между СССР и США продолжалось. Оно двигало вперед развитие науки, техники, технологии. Но требовало огромных средств.
Для хрущевского руководства освоение космического пространства стало, прежде всего, пропагандистским, идеологическим фактором для доказательства, что Советский Союз сильней и могущественней США.
8. Реформы государственного аппарата.
В наибольшей степени
Весь период после 1917 года и до середины Отечественной войны режим большевиков жил в страхе перед народом. Отсюда - репрессии как общий фон для командования. Но уже в тридцатые годы острие репрессий начало смещаться в сторону самого аппарата. Удельный вес репрессированых среди “начальства” все больше превышал этот показатель среди “рядовых”. Отказ Хрущева от массовых репрессий отвечал не только интересам масс, но и аппаратчиков, устраняя наиболее страшную для номенклатуры опасность. Номенклатура не нуждалась больше в топоре для защиты себя от народа и тем более сама не хотела жить под страхом топора.
Информация о работе Реформы Н. С. Хрущёва в оценке советской историографии