Развитие теории и практики управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:38, реферат

Краткое описание

Цель работы является изучение теории и практики управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности управленческой мысли в дореволюционный период;
- проанализировать теории управления в период формирования новых органов управления в 1917-1921 гг.;
- рассмотреть управленческие концепции 1921-1927 гг.;
- раскрыть особенности управления в довоенные пятилетки и ВОВ;
- оценить теорию и практику управления в послевоенный период;
- выявить современные тенденции управления в России.
Объектом исследования являются отечественные теории менеджмента.

Оглавление

Введение 2
1. Дореволюционный период: 3
1.1. Аграрная реформа Столыпина 3
1.2. Политическая реформа (Николай II) 5
2. Период формирования новых органов управления (1917 - 1921г.г.) 8
3. Период восстановления народного хозяйства. Начало индустриализации страны (1921 - 1927г.г.) 10
4. Довоенные пятилетки и ВОВ. 13
5. Послевоенный период (1946 - 1957г.г.; 1958 - 1985г.г.) 15
6. Современный этап (1985 - наше время) 17
Заключение 20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Много внимания уделялось пищевой промышленности. В первые две пятилетки она  развивалась путем передачи в  ее систему пищевых предприятий  кооперативных организаций и  колхозов. В 1938—1940 гг. за счет нового строительства было введено в строй 20 предприятий пищевой промышленности. За три года выпуск валовой продукции пищевой промышленности увеличился на 56%, легкой — на 67,1%, а их удельный вес в крупной промышленности соответственно с 18,7% до 22,3% и с 6,4% до 8%. Более быстрый рост пищевой и легкой промышленности привел к изменению соотношения между подразделениями производства средств производства и производства предметов потребления: к 1941 г. удельный вес группы «А» снизился с 63% до 54,2%, что явилось специфической чертой развития промышленности республики в тот период.

     В годы третьей пятилетки были расширены  и реконструированы первенцы индустриализации Шумерлинский и Козловский комбинаты  и ряд других предприятий. Новое промышленное строительство и техническая реконструкция старых привели к значительному увеличению производственных фондов. В крупной промышленности они возросли с 1937 г. по 1940 г. на 65%. Общее число промышленных предприятий увеличилось с 269 до 371.

  1. Послевоенный  период (1946 - 1957г.г.; 1958 - 1985г.г.)
 

     После окончания Великой Отечественной  войны перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывалая  сложная задача: в кратчайшие сроки  восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы. Подниматься пришлось в буквальном смысле из руин. За годы войны страна потеряла около 27 миллионов своих граждан, а также понесла колоссальный материальный урон, который исчислялся астрономической суммой - около 3 триллионов рублей. Восстановление хозяйства необходимо было начинать с демобилизации огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава Советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном лишь в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн человек. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также в сельское хозяйство. 
Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или «пораженными в правах».

     Для перехода к мирной жизни осуществлялись меры, направленные на возобновление  нормального режима труда. 4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены ежегодные оплачиваемые отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день.

      
В пятой пятилетке (1951-1955 гг.) в экономике  сохранялись уже сложившиеся  тенденции послевоенного периода. В условиях нарастания «холодной  войны» первостепенное значение придавалось развитию оборонного комплекса. Выпуск предметов народного потребления значительно отставал от нужд населения. Капиталовложения в сельское хозяйство составляли не более 20% от того, что вкладывалось в промышленность. Изменения, происшедшие в политической жизни страны после смерти И.В. Сталина, затрагивают и экономику. По решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г.) начинается децентрализация управления промышленностью, расширяются права союзных республик и местных органов управления. За 1954 - 1956 гг. в ведение республик перешло из союзных министерств около 15 тыс. промышленных предприятий. Удельный вес республиканской промышленности в выпуске продукции страны вырос с 32% в 1951 г. до 55% в 1956 г. Децентрализация даже в таком незначительном объеме имела для развития промышленности положительное значение, так как привела к расширению хозяйственной инициативы на местах. В годы пятой пятилетки был осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию системы оплаты и нормирования труда, что способствовало усилению материальной заинтересованности рабочих и росту производительности труда. 
 
Война тяжело отразилась и на состоянии сельского хозяйства. В деревнях почти на треть сократилось число трудоспособного населения, уменьшились посевные площади, была уничтожена значительная часть скота, предельно износилась сельскохозяйственная техника. Крупнейшие заводы сельскохозяйственного машиностроения - Сталинградский и Харьковский тракторные, Ростсельмаш за годы войны оказались почти полностью разрушенными. Единственным средством выживания крестьянства стало личное подсобное хозяйство, которое даже выросло за годы войны. Глубочайший кризис, переживаемый сельским хозяйством, усугубила катастрофическая засуха 1946 г., поразившая наиболее плодородные регионы страны - Поволжье, Северный Кавказ, Центральную черноземную область, Украину и Молдавию. В 1947 г. в эти районы приходит голод, что также усиливает массовый отток людей из деревни. 
 
Несмотря на ограбление крестьянства, к концу четвертой пятилетки довоенный уровень сельского хозяйства был восстановлен. Его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от уровня 1940 г. Однако и после этого кризисное положение в сельском хозяйстве сохранялось. Некоторые положительные изменения наметились лишь с середины 1950-х годов.
 

     6. Современный этап (1985 - наше время)

     С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева в СССР наступает  период «перестройки» и смены  социально-экономической системы. В  апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы – укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей.  
В поисках выхода из кризиса новое советское руководство большие надежды возлагало на развитие инициативы и самодеятельности масс, активизацию «человеческого фактора». Однако действия в этом направлении не отличались последовательностью, были противоречивы. В 1985 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В течение 1985-1986 г. производство алкогольных напитков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. рублей. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов в 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) страны. Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуск рыночных отношений в экономику.  
В поисках выхода из кризиса советскому руководству пришлось решать ряд беспрецедентных задач. Многие пороки экономической системы были порождены высокой степенью монополизма и, как следствие, практическим отсутствием конкуренции. В условиях тотального огосударствления (95% средств производства), укрепления административно-командной системы были утрачены экономические стимулы к производительному труду, распространилась бесхозяйственность.  
Нараставшие политические процессы все более ослабляли центральную власть. Еще в декабре 1986 г. в Казахстане произошло крупное столкновение на национальной почве. Весной 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе. Национальные проблемы становились все напряженнее. В союзных республиках были созданы народные фронты, которые стали проводить курс на выход из СССР. Первыми о выходе заявили в 1990 г. Прибалтийские республики. К началу 1991г. во всех республиках у власти или рядом с властью находились силы, стремившиеся к самостоятельности, дезинтеграционные процессы нарастали.  
Сформированная в 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР группа «Союз» (на основе которой образовалось всесоюзное политическое объединение «Союз»), лидеры Н.Петрушенко, В.Алкснис и др., обвинили Горбачева в развале страны, ликвидации Варшавского договора, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят. Высказывались также обвинения в неспособности погасить очаги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.  
В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федераций посчитали, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не осуществится.  
31 июля 1990 г. состоялась встреча М.Горбачева и Б.Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С.Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г.Явлинского. Это была программа «500 дней». Она нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию. Горбачев отдал предпочтение программе правительства, которая, не отрицая необходимость перехода к рынку, стремилась растянуть этот процесс на длительный срок и оставить значительный государственный сектор в экономике. Реализация правительственной реформы началась в январе 1991г. с обмена купюр в 50 и100 рублей в целях изъятия денег. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. 2 апреля в 2 – 4 раза правительство повысило цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире.  
Итоги перестройки подвела вторая половина 1991г. Летом серьезно обострился экономический кризис – отсутствие продуктов стало всеобщим.  
Б.Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России и СССР становилась бескомпромиссной. Вновь интересы народа были принесены в жертву борьбы за власть, а экономика стала заложницей политики – все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Экономический кризис углублялся.  
Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. Это нашло отражение в борьбе союзного и республиканских парламентов. Но вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы неквалифицированные депутаты занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов. Этому способствовали разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. На повестку дня был поставлен вопрос о подготовке нового союзного договора, в котором должно найти отражение расширение прав союзных республик.  
Предоставление самостоятельности национально-государственным образованиям СССР диктовало необходимость совершенствования устройства Советского государства как федерации республик. Настоятельно выдвигалось требование в интересах сохранения единого государства перейти к конфедерации как форме национально-государственного устройства, отвечающей задачам сегодняшнего дня. Нежелание центральных властных структур учитывать остро протекавшие процессы, неспособность к гибкому решению сложных межнациональных проблем привели к распаду Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991г. Заключив между собой правительственные соглашения, Россия, Беларусь и Украина образовали Содружество Независимых Государств.
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:  
Период 1900–1910 гг. считается началом первого этапа становления и развития науки о менеджменте в России, который продолжался до 1917 гг. В России начинали появляться и собственные ученые в области НОТ, наиболее заметным из которых был петербургский профессор Н. Н. Савин. В 1917-1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком данного периода выступал В. И. Ленин. Он призывал заниматься изучением, преподавать и распространять тейлоризм сообразно всей России. Нэповский период явился наиболее плодотворным в эволюции отечественной управленческой мысли. Первая конференция стала выдающимся событием в истории формирования отечественной науки о менеджменте. Именно после ее проведения начали создаваться десятки специализированных институтов, лабораторий, опытных станций, научных отделов разных комиссариатов и т. п., а вокруг таких ученых, как А. К. Гастев, Н. А. Витке, Ф. Р. Дунаевский, П. М. Есманский, П. М. Керженцев, Е. Ф. Розмирович и др., — формироваться первые отечественные научные школы. Переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной фактически узаконил субъективизм и полный произвол в сфере организации и управления экономикой. К концу 1950_х — началу 1960_х гг. кризис отечественной управленческой мысли был, наконец, преодолен. Изменилась прежде всего сама социально-политическая атмосфера: период жесточайших сталинских репрессий сменился хрущевской «оттепелью». Современная Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное.  
Но несмотря на это, я считаю, что теория и практика управления в России имеют большой потенциал для развития.


Информация о работе Развитие теории и практики управления в России