Развитие теории и практики управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:38, реферат

Краткое описание

Цель работы является изучение теории и практики управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности управленческой мысли в дореволюционный период;
- проанализировать теории управления в период формирования новых органов управления в 1917-1921 гг.;
- рассмотреть управленческие концепции 1921-1927 гг.;
- раскрыть особенности управления в довоенные пятилетки и ВОВ;
- оценить теорию и практику управления в послевоенный период;
- выявить современные тенденции управления в России.
Объектом исследования являются отечественные теории менеджмента.

Оглавление

Введение 2
1. Дореволюционный период: 3
1.1. Аграрная реформа Столыпина 3
1.2. Политическая реформа (Николай II) 5
2. Период формирования новых органов управления (1917 - 1921г.г.) 8
3. Период восстановления народного хозяйства. Начало индустриализации страны (1921 - 1927г.г.) 10
4. Довоенные пятилетки и ВОВ. 13
5. Послевоенный период (1946 - 1957г.г.; 1958 - 1985г.г.) 15
6. Современный этап (1985 - наше время) 17
Заключение 20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Совнарком, налаживая управленческую систему, издавал декреты не только общего характера, но и по управлению конкретными  участками работы или отраслями хозяйства. Так, 29 марта 1918г. Был издан декрет об управлении Балтийским флотом, 16 апреля- декрет “Об организации управления почтово-телеграфным делом” и т.д. Эффективные и целесообразные формы и методы работы новых органов власти и управления вырабатывались путем проб и ошибок.

     Большевики, исходя из взглядов своих вождей –  теоретиков, считали необходимым  после прихода к власти сломать  старую государственную машину, разрушить  изжившую себя систему управления, которая не в состоянии решить новые задачи. Вместе с тем они не исключали возможности сохранения и использования нескольких элементов старого государственного механизма, в частности, органов управления хозяйством: аппарат управления банковской системой, почтой, железными дорогами, трестами, синдикатами можно было использовать, приспособив его к выполнению новых функции.

     Центральной фигурой государственного управления являются руководитель. От его “политических  и деловых” качеств в определенной мере зависел успех дела на том  или ином участке. Идеологические навыки, личные качества руководителя сказывались на эффективности работы всего аппарата управления. Руководители вновь созданных наркоматов подбирались в основном за счет партийных или профсоюзных активистов. Их кандидатуры выдвигались и обсуждались, как правило, на собраниях соответствующих организаций.

     Установление  советской власти на местах происходило  как путем мирного перехода управленческих функций в руки Советов, так и  в результате вооруженного подавления контрреволюции. Юридическая основа ликвидации власти представителей Временного правительства на местах содержалась в упомянутом выше документе II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам, крестьянам”. В губернских и уездных городах смена власти проходила более или менее безболезненно, поскольку центральные советские власти имели возможность направить в них своих эмиссаров. К тому же партийные организации в крупных городах были, как правило, многочисленные и сильнее. Это давало возможность сформировать новые органы власти и наладить их функционирование. Дойти же до уровня земского самоуправления было сложено из-за многочисленности этих органов. А именно они занимались на местах городским хозяйством, снабжением продовольствием, организацией здравоохранения и просвещения. Не имея возможности заменить аппарат городского и земского самоуправления, местные Советы пытались использовать его для решения безотлагательных вопросов местной жизни. Руководство этими органами осуществляли большевики или эсеры (до разрыва блока с большевиками).

     На  уровне области, губернии, уезда и волости власть на местах принадлежала съездам Советов, а в городах и селах - городским и сельским Советам. Постоянно действующими органами Советов были их исполкомы. Съезды Советов обладали правом контроля над деятельностью некоторых органов власти вплоть до отмены их решений. Исполкомы создавали аппарат управления, который подразделялся на отделы. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. Каждый отдел возглавлял член исполкома Совета. Коллегиальным органом, осуществляющим управление отделами и контроль за их работой, был президиум исполкома. К лету 1918 г. городские и земские органы самоуправления практически на всей территории, подконтрольной Москве, были заменены Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

  1. Период  восстановления народного  хозяйства. Начало индустриализации страны (1921 - 1927г.г.)

     Необходимость индустриализации в  СССР

     Индустриализация  являлась ключевой задачей социалистического  строительства. Во-первых, развитие промышленности гарантировало относительную экономическую независимость социалистического государства от капиталистических держав. Во-вторых, она являлась основой создания военного комплекса. В-третьих, «крупная машинная промышленность, — подчеркивал Ленин, — способна организовать и земледелие», тем самым и изменяя классовый состав мелкобуржуазного населения в пользу рабочего класса.

     Индустриализация  рассматривалась как многогранный процесс создания комплексной экономики  при более ускоренном темпе развития производства средств производства («группы А»).

     Восстановление  разрушенного хозяйства поставило  советское руководство перед  альтернативой; или продолжать нэп  и руками капиталистов строить социализм, или приступить к планомерному, централизованному, ударному и всенародному промышленному рывку.

     О необходимости расширения индустриализации говорилось на XIV партийной конференции (апрель 1925 г.), III съезде Советов СССР (май 1925 г.). В резолюции по докладу  председателя ВСНХ Ф.Э. Дзержинского «О положении промышленности СССР») съезд  признал, что государственная промышленность подошла «к полному стопроцентному использованию имеющегося основного капитала».

     Впервые вопрос о курсе на индустриализацию как о генеральной линии партии был поставлен Сталиным на XIV съезде РКП(б)—ВКП(б) в декабре 1925 г. Главной задачей индустриализации ставилось превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование. С разгромом «новой оппозиции» особо подчеркивался курс сознательно планируемой партией и государством деятельности трудящихся, призванной обеспечить самостоятельность и технико-экономическую независимость диктатуры пролетариата.

     В апреле 1926 г. проблемы хозяйственной  политики рассматривались на специальном  Пленуме ЦК ВКП(б). В докладе председателя СНК СССР А.И.Рыкова было указано на необходимость соблюдения «сурового-режима бережливости, экономии и беспощадной борьбы со всякими излишними непроизводительными расходами», увеличение притока свободных средств населения в фонд индустриализации. На пленуме подчеркивалось, что индустриализация страны определяет «рост всего хозяйства в целом по пути к победе социализма». И несмотря на то, что никто не отрицал необходимость индустриализации страны, на пленуме вновь разгорелась дискуссия по методам ее проведения.

     Мнение  большинства выразил Сталин: «Индустриализация  должна базироваться на постепенном  подъеме благосостояния деревни». Он подчеркнул, что «преувеличенные  планы промышленного строительства  — плохое средство для подхлестывания».   

     Планы индустриализации в  СССР

     Централизованное  руководство Совета Труда и Обороны, Политбюро ЦК ВКП(б), продолжавшаяся яростная политическая дискуссия значительно  тормозили проведение индустриализации. Ф.Э. Дзержинский считал, что если не найти правильной линии в управлении страной и темпа, «страна тогда найдет своего диктатора, похоронщика революции, — какие бы красные перья ни были на его костюме...»

     По  мнению председателя Госплана Г.М. Кржижановского, индустриализация в СССР должна пройти четыре этапа:

     1) развитие добывающей промышленности и расширение производства технических культур в сельском хозяйстве;

     2) реконструкция транспорта;

     3) обеспечение правильного размещения  производительных сил и общий  подъем товарности сельского  хозяйства;

     4) развернутый фронт энергетики.

     Переплетаясь между собой, сливаясь в единое целое, эти процессы, отмечал он в 1927 г., выведут индустриализацию страны на уровень, предшествующий развернутой фазе социализма. Таким образом, индустриализация, по его мнению, должна охватывать все отрасли экономики и быть рассчитана на длительный срок.

     Однако ВСНХ во главе с новым председателем В.В. Куйбышевым выделяли приоритетное развитие промышленности с упором на производство средств производства, что фактически противоречило решениям апрельского (1926 г.) Пленума ЦК ВКП(б).

     В декабре 1927 г. состоялся XV съезд ВКП(б), на котором были обсуждены и приняты директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства. Съезд подчеркнул, что важнейшей задачей первой пятилетки должно стать обеспечение социалистической индустриализации страны. «Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, — подчеркивалось в директивах, — которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности развития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сельского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства».

     На  основе директив XV съезда ВКП(б) в Госплане СССР, ВСНХ и на местах приступили к  разработке плановых заданий на 1928/29—1932/33 годы. По предложению Г.М. Кржижановского разрабатывалось два варианта плана: отправной (минимальный) и оптимальный (максимальный), превышающий задания минимального плана на 20%.

     Отправной вариант плана, предусматривал рост промышленности на 130—136% В начале 1928 г. стало ясно, что в стране назревает экономический кризис. Несмотря на хороший урожай, крестьяне не дали необходимого количества хлеба государству. Срывался экспорт зерна, дававший валюту для индустриализации. К тому же под угрозой голода были промышленные центры и города. Сталин заявил, что в стране происходит «крестьянский бунт». Были приняты испытанные чрезвычайные меры: продразверстка; пропаганда «светлого будущего»; поездки по регионам большевистских вождей; направление в деревни оперуполномоченных и рабочих продотрядов.

     Первый  пятилетний план был одобрен XVI партконференцией в апреле 1929 г. и окончательно утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 г., хотя официально его выполнение началось 1 октября 1928 г. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78% всех капиталовложений. Валовая продукция крупной индустрии должна была увеличиться более чем в 2 раза, а в отраслях группы «А» — более чем в 3 раза. Таким образом намечалось преобразование СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную державу. Большинство населения страны — крестьяне — должны были не только накормить городских жителей, но и обеспечить успех индустриализации в самые сжатые сроки.

     Первый  год пятилетки значительно оживил промышленность, однако уже в 1929 г. была введена карточная система распределения продуктов во всех городах. Миграция, вызванная индустриализацией, охватила огромные массы людей. Появилась безработица. Резко обострилась жилищная проблема. Не хватало квалифицированных рабочих и ИТР. И все же плановые задания завышались. Так, в начале 1930 г. к концу пятилетки планы: добычи угля с 75 млн. т., предусмотренных изначально, были подняты до 150 млн. т.; нефти — до 45 млн. т. вместо 22; выплавки чугуна с 10 до 17—20 млн. т.; производства тракторов с 55 тыс. до 450 тыс. и т.д.

  1. Довоенные пятилетки и ВОВ.

     В годы второй и третьей пятилеток  шла напряженная работа по технической  реконструкции промышленного производства и его дальнейшего развития. Во втором пятилетнем плане предусматривалось ускоренное развитие машиностроительной и химической промышленности, расширение сырьевых и энергетических ресурсов. В связи с этим первоначально план предполагал строительство и пуск Чебоксарской ГЭС и активную разработку сланцевых месторождений в районе Вурнары—Ибреси. Намечались работы по созданию двух мощных промышленных узлов: Чебоксарского энергоиндустриального и Вурнаро-Ибресинского химического, с возведением предприятий энергоемкого производства с упором на химическую промышленность. Но такие крупные преобразования требовали очень больших средств, и хотя капитальные вложения в промышленность значительно увеличились и составили во второй пятилетке 110,6 млн. руб. против 34,3 млн. в первой, но их было недостаточно. Первоначальные намерения были изменены.

     Большое место в плане отводилось легкой и пищевой промышленности (отрасли  группы «Б»), значительно отстававших  от группы «А». Остро ставились вопросы  повышения качественных показателей  работы промышленности: снижение себестоимости, изжитие брака, рост производительности труда.

     В первые годы пятилетки капиталовложения в основном направлялись на завершение строительства, начатого в предыдущий период: Козловского и Шумерлинского  комбинатов, Вурнарского фосфоритного. Главной новостройкой явился вагоноремонтный завод в Канаше с проектной мощностью 6 тыс. товарных вагонов в год. Его строительство началось в 1934 г., а в сентябре 1935 г. он уже отправил первую партию капитально отремонтированных вагонов. Важной новостройкой в эти годы явилась Алатырская гармонная фабрика, коренную реконструкцию претерпели Алатырский паровозоремонтный завод, Чебоксарская макаронная фабрика, Урмарская фабрика гнутой мебели «Единство» и ряд других.

     Для второй пятилетки характерно появление  промышленности районного подчинения, которая создавалась путем передачи в ее ведение предприятий из промышленных наркоматов, а также за счет нового строительства. В 1936 г. она насчитывала 102 предприятия лесопильной, полиграфической, пищевой, деревообрабатывающей отраслей и электростанции. Всего же за годы второй пятилетки количество предприятий крупной промышленности возросло со 130 до 269. Удельный вес промышленной продукции в народном хозяйстве повысился с 13,9% в 1927/28 г. до 43,6% в 1937 г.

     Весьма  смелые планы намечал третий пятилетний план. Общий объем капиталовложений в народное хозяйство был определен в 2 раза больше, чем во второй пятилетке, объем капитальных работ должен был возрасти более чем в 2,5 раза. Выпуск валовой продукции промышленности предусматривалось увеличить в 2,5 раза. Планом предусматривалось преодоление медленного темпа роста промышленности в Чебоксарах и создание в столице крупного промышленного узла. Намечалось расширение топливной базы республики путем строительства Буинского рудника по добыче горючих сланцев, разработка заволжских торфов. Была поставлена задача усилить социальную ориентацию промышленности: валовая продукция легкой промышленности должна была увеличиться более чем в 3 раза, пищевой промышленности — в 4,3 раза, местной промышленности — в 3 раза.

     Из-за начала Великой Отечественной войны  третья пятилетка оказалась незавершенной. Тем не менее в этот период была осуществлена значительная работа по дальнейшему промышленному развитию. В предвоенные годы были введены  в эксплуатацию Буинский сланцевый рудник, Заволжское, Шумерлинское и Ядринское торфопредприятия. Вступила в строй Алатырская гармонная фабрика. Велось строительство Чебоксарского завода резинотехнических изделий (введен в эксплуатацию в сентябре 1941 г.). Высокими темпами развивалась местная промышленность. За три года третьей пятилетки валовая продукция промышленности областного подчинения возросла в 3,1 раза, районного — в 2,3 раза, ее удельный вес во всей промышленности возрос с 12,7% в 1937 г. до 23,7% в 1940 г. (в целом по СССР рост продукции промышленности местного подчинения составил только 53,7%).

Информация о работе Развитие теории и практики управления в России